Программа дополнительного образования по информатике Инфознайка
Программа дополнительного образования по информатике
«ИНФОЗНАЙКА»
на 2014-2015 учебный год
1 год обучения
Составила:
учитель начальных классов МБОУСОШ № 51
М.А. Бега
Пояснительная записка
Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.
Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.
Раннее приобщение ребенка к применению компьютерных технологий имеет ряд положительных сторон, как в плане развития его личности, так и для последующего изучения школьных предметов и в дальнейшей профессиональной подготовке, облегчая дальнейшую социализацию ребенка, вхождение его в информационное общество.
Компьютерные технологии в учебном процессе способствуют формированию познавательных и творческих способностей ребенка. Развивающая сторона занятий по приобщению к информационным технологиям направлена на формирование приемов учебной деятельности в условиях информатизации.
Данная программа построена на основе авторской программы Н.В.Матвеевой, Н.В.Макаровой, С.Н.Тур, Т.П.Бокучава «Первые шаги в мире информатики» для учащихся 1 – 4 классов (изд.: БИНОМ. Лаборатория знаний, ПИТЕР).
Программа кружка «Занимательная информатика» рассчитана на 1 год обучения детей 9-11 лет. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу, всего – 102 часа. Программа составлена по стандартам ФГОС НОО и предполагает использование компьютеров, ноутбуков или нетбуков.
Цели данной программы:
расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой;
развитие у учащихся первоначальных умений и навыков решения логических задач.
Достижение целей обеспечивается решением следующих основных задач, связанных с:
1) обучением:
развитие познавательного интереса к предметной области «Информатика»;
формирование общеучебных умений и навыков;
приобретение знаний, умений и навыков работы с информацией;
дать школьникам первоначальное представление о компьютере и сферах его применения;
2) развитием:
памяти, внимания, наблюдательности;
абстрактного и логического мышления;
творческого и рационального подхода к решению задач;
3) воспитанием:
настойчивости, собранности, организованности, аккуратности;
умения работать в мини группе, культуры общения, ведения диалога;
бережного отношения к школьному имуществу;
навыков здорового образа жизни.
Программа кружка «Занимательная информатика» предполагает выполнение творческих заданий учащимися по темам:
Создаём книжку – малышку «Весёлые задачки»;
Создание рисунка группы предметов с общим признаком;
Создание с помощью компьютерного ресурса нагрудную карточку (бейдж)
По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности. Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией учащиеся будут уметь:
запускать компьютерные программы по просьбе учителя;
работать с клавишами «Enter» и «Tab», клавишами управления курсором ;
ориентироваться на клетчатом поле;
заливать краской замкнутую область рисунка;
решать логические задачи математического содержания;
выделять существенные признаки предметов;
выделять и обобщать признаки, свойственные предметам группы;
вводить числовую информацию с клавиатуры;
составлять задания с занимательным содержанием самостоятельно и
выполнять рисунки к ним.
Распределение часов по предметам
№ п/п
Наименование раздела
Количество часов
1
Введение
2
2
Знакомство с клавиатурой
23
3
Управление мышью
15
4
Графика
30
5
Введение в логику
31
6
Подведение итогов
1
7
Резервные уроки
5
Итого: 109ч.
Календарно – тематический план
№
Наименование раздела, темы
Кол-во
часов
Дата по плану
Дата по факт.
Примечание
Введение
2
1
Диагностика. Игра «В гостях у сказки». Вводный инструктаж.
1
2
Знакомство с техникой безопасности при работе на компьютере. Знакомство с устройствами компьютера.
1
Знакомство с клавиатурой
23
3-5
Цифры и примеры
3
6-7
Печатаем гласные и согласные буквы
2
8-10
Печатаем небольшой текст
3
11-16
Учимся печатать таблицу
6
17-22
Вставляем картинку
6
23-25
Работа над творческим проектом
3
III. Управление мышью. Пиктограммы
15
26-28
Работа одним щелчком мыши
3
29-31
Работа с двойным щелчком мыши
3
32-34
Перетаскивание предметов
3
35-40
Игра «Раскраска»
6
IV. Графика
30
41-43
Работа с инструментами
3
44-46
Рисование геометрических фигур
3
47-49
Работа с фрагментами рисунка (закрашивание фигур)
3
50-55
Работа с фрагментами рисунка (подпись фигур)
6
56-58
Работа над творческим проектом
3
59-64
Рисуем на свободную тему
6
65-70
Работа в программе Microsoft PawerPoint
6
V. Введение в логику
31
71
Понятия вверх, вниз, вправо, влево.
1
72-77
Командная игра «Зеркало». Работа с компьютерной программой «Собери картинку».
6
78-80
Развитие внимания. Занимательные задачки.
3
81-86
Путешествие в страну Ребусов.
6
87-89
Выделение существенных признаков
предметов. Решение задач-шуток. Работа с компьютерной программой «Укажи лишнего».
3
90-92
Путешествие в страну Загадок.
3
93-95
Понятия вверх, вниз, вправо, влево. Игра «Найди дорогу к домику». Работа с компьютерной программой «Лабиринт».
3
96-101
Выделение существенных признаков
предметов. Работа с компьютерной программой «Третий лишний».
6
VI. Подведение итогов.
1
102
Представление презентаций и проектов.
1
103-107
Резервные уроки
Содержание программы
Раздел I. Введение. В гостях у сказки
Тема 1. Диагностика. В гостях у Сказки.
Знакомство. Введение в предмет. Путешествие в гости к сказке.
По данной теме учащиеся должны
знать: понятия «информация», «информатика», «компьютер»;
Тема 2. Знакомство с техникой безопасности при работе на компьютере.
Знакомство с устройствами компьютера.
Правила поведения в кабинете информатики. Техника безопасности при работе на компьютере. Что умеет делать компьютер? Из чего состоит компьютер? Кто такой курсор?
По данной теме учащиеся должны
знать: технику безопасности при работе на компьютере, правила поведения в кабинете информатики, основные устройства компьютера;
Раздел II. «Знакомство с клавиатурой»
Печатаем гласные буквы. Печатаем согласные буквы. Печатаем слоги. Печатаем слова. Работа над творческим проектом «Мое имя». Печатаем цифры и примеры.
По данной теме учащиеся должны
знать: расположение клавиш основных и дополнительных клавиш на клавиатуре
Раздел III. «Мышь. Пиктограммы»
Работа одним щелчком мыши. Работа с двойным щелчком мыши. Перетаскивание предметов. Игра «Раскраска»
По данной теме учащиеся должны
знать: как работать мышкой (один щелчок, двойной щелчок, перетаскивание)
Раздел IV. «Графика»
Работа с инструментами. Рисование геометрических фигур. Работа с фрагментами рисунка (закрашивание фигур). Работа с фрагментами рисунка (подпись фигур). Работа над творческим проектом «Домик». Рисуем на свободную тему.
По данной теме учащиеся должны
знать: возможности современных программных средств для обработки графических изображений, приемы работы с растровым графическим редактором на примере русскоязычной версии программы MSPaint, работа в программе Microsoft PawerPoint.
Раздел V. Введение в логику
Понятия вверх, вниз, вправо, влево. Работа с компьютерной программой «Собери картинку». Развитие внимания. Занимательные задачки. Путешествие в страну Ребусов. Выделение существенных признаков
предметов. Решение задач-шуток. Работа с компьютерной программой «Укажи лишнего». Путешествие в страну Загадок.
По данной теме учащиеся должны
знать: понятия «вверх», «вниз», «влево», «вправо»; числа до 30, правила безопасного использования карандашей; способы решения задач, замаскированных под ребусы, загадки и шутки;
VI. Методические рекомендации
Особенности методики работы с детьми.
Построение занятий предполагается на основе педагогических технологий активизации деятельности учащихся путем создания проблемных ситуаций, использования учебных и ролевых игр, разноуровневого и развивающего обучения, индивидуальных и групповых способов обучения.
Формы обучения.
Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические, поисково-творческие работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации. На каждом этапе обучения выбирается объект или тема работы для обучающихся, который позволяет обеспечивать охват всей совокупности рекомендуемых в программе практических умений и навыков. При этом учитываются возрастные особенности обучающихся (см. приложение 1). Большое внимание технике безопасности и правилам поведения в компьютерном классе. Личностно-ориентированный характер обеспечивается посредством предоставления учащимся в процессе освоения программы возможности выбора объектов труда. При этом обучение осуществляется на объектах различной сложности и трудоёмкости, согласуя их с возрастными особенностями обучающихся и возможностями выполнения правил безопасного труда и требований охраны здоровья детей.
Формы работы.
Данная программа предусматривает использование следующих форм работы:
фронтальной – подача учебного материала всему коллективу учеников,
индивидуальной самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.
групповой – когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности.
Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых минигрупп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.
Список литературы
1. Амелицкий Н. Н., Сахаров И. П. Забавная арифметика. М.: Наука, 1992.
2. Асанин С. Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки. М.: Омега, 1996.
3. Дуванов А.А., Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга для ученика.- СПб.: БХВ-Петербург, 2005.- 352с.
4. Дуванов А.А., Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга учителя.- СПб.: БХВ-Петербург, 2005.- 352с.
5. Занимательные задачи по информатике / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская. – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ. - Лаборатория знаний, 2007. – 119 с.
6. Информационные технологии на уроках в начальной школе / сост. О.В. Рыбъякова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 223 с.
7. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников.. – М.: «ВАКО», 2008. – 208 с.
8. Конструирование уроков – игр по информатике / А.А. Зубрилин. – Информатика в школе. № 6 – 2008. – М.: «Образование и информатика» –2008. – 96 с.
9. Материалы для внеклассной работы по информатике / Д.М. Златопольский. – М.: Чистые пруды, 2008 г. – 32 с. (Библиотечка «Первое сентября», серия «Информатика», Вып. 19).
10. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 – 11 классы. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 380 с.
13. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. Составители М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева. – СПб.: «Дельта», 2008. – 384 с.
Цифровые образовательные ресурсы:
1. Тур С.Н., Бокучава Т.П. Приложение к методическому пособию по
информатике для учителей 1 классов общеобразовательных школ. – СПб.:
БХВ-Петербург, 2009. – CD-R.
Приложения
Приложение 1
Основные возрастные особенности младших школьников
В этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как ведущей. Ее организация, обеспечивающая овладение обобщенными способами действий, несет в себе большие возможности для развития таких оснований самооценки, как ориентация на предмет деятельности и способы его преобразования. Сформированная ориентация на способы действия создает новый уровень отношения учащегося к самому себе как субъекту деятельности, способствует становлению самооценки как достаточно надежного механизма саморегуляции. Учащимся, ориентирующимся на способ действия, присущи исследовательский тип самооценки, осторожность, рефлексивность в оценке своих возможностей.
Мотивация младших школьников с разной успеваемостью. В этом возрасте большое значение имеют широкие социальные мотивы долга, ответственности и др. Такая социальная установка очень важна для успешного начала учения. Однако, многие из этих мотивов могут быть реализованы только в будущем, что снижает их побудительную силу.
Умственное развитие в этот период проходит через три стадии:
первая усвоение действий с эталонами по выделению искомых свойств вещей и построение их моделей;
вторая устранение развернутых действий с эталонами и формирование действий в моделях;
третья устранение моделей и переход к умственным действиям со свойствами вещей и их отношениями.
Обучение развивает школьников, прежде всего своим содержанием. Однако содержание обучения по-разному усваивается школьниками и влияет на их развитие в зависимости от метода обучения. Методы обучения должны предусматривать построение на каждом этапе обучения и по каждому предмету системы усложняющихся учебных задач, формирование необходимых для их решения действий (мыслительных, речевых, перцептивных и т, д.), превращение этих действий в операции более сложных действий, образование обобщений и их применение к новым конкретным ситуациям.
Обучение воздействует на развитие младших школьников и всей своей организацией. Оно является формой их коллективное жизни, общения с учителем и друг с другом. В классном коллективе складываются определенные взаимоотношения, в нем формируется общественное мнение, так или иначе влияющее на развитие младшего школьника. Через классный коллектив он включаются в разные виды деятельности.
Ставя перед школьниками новые познавательные и практические задачи, вооружая их средствами решения этих задач, обучение идет впереди развития. Вместе с тем оно опирается не только на актуальные достижения в развитии, но и на потенциальные его возможности. Обучение тем успешнее ведет за собой развитие, чем более целенаправленно оно побуждает учащихся к анализу их впечатлений от воспринимаемых объектов, осознанию их отдельных свойств и своих действий с ними, выделению существенных признаков объектов, овладению мерами оценки отдельных их параметров, выработке способов классификации объектов, образованию обобщений и их конкретизации, осознанию общего в своих действиях при решении различных видов задач и т. п.
Приложение 2
Комплекс упражнений гимнастики для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 45 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 45 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленным движением указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 45 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 14, потом перенести взор вдаль на счет 16. Повторить 45 раз.
5. В среднем темпе проделать 34 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 16. Повторить 12 раза.
6. Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить 3 раза в каждую сторону.
7. Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.
8. Представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нем определенную точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.
9. Сложить ладони так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони, неплотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.
Рекомендуется использовать различные цветные фигуры В. Ф. Базарного (овалы, восьмерки, зигзаги, спирали), нарисованные на листе ватмана. Толщина линии 1 см.
Приложение 3
Комплекс физкультурных минуток для проведения занятий
1. Декламируя стихотворение, дети должны стоять, широко расставив ноги.
На каждый счет, руки поочередно:
на пояс,
на плечи,
вверх,
два хлопка,
на плечи,
на пояс,
вниз,
два хлопка.
А начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
Темп постепенно убыстряется.
2. Дети выполняют указанные движения:
Буратино потянулся,
Раз нагнулся,
Два нагнулся,
Три нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
3. Дети имитируют дуновение ветра, раскачивая туловище то в одну, то в другую сторону.
На слова «тише, тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» выпрямляются.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
4. Дети стоят, вытянув руки вперед, ладони вниз.
После первой строки начинают свободно встряхивать кистями рук. Затем, продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх, потом снова поворачивают руки ладонями вниз.
Приплыли тучи дождевые:
Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые:
Пей, рожь, пей!
Рожь, склоняясь к земле зеленой,
Пьет, пьет, пьет.
А теплый дождик неугомонный
Льет, льет, льет.
5. Дети декламируют и показывают.
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу,
Тихо по ветру качаюсь.
Я нашла себе жука
На большой ромашке.
Не хочу держать в руках -
Пусть лежит в кармашке (дети показывают).
Ой, упал, мой жук (нагибаются),
Нос испачкал пылью.
Улетел, улетел зеленый жук,
Улетел на крыльях (дети машут руками).
6. Текст сопровождается движениями.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку (ходьба на месте).
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать (ходьба),
Руки поднимать (руки вверх),
Приседать и вставать (приседание 4-6 раз),
Прыгать и скакать (10 прыжков).
7. Дети отталкиваются одной ногой и мягко приземляются на другую.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг скок, прыг скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко.
8. Дети бегают и садятся согласно тексту стихотворения.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
9. Дети выполняют движения, повторяя их за учеником у доски.
Мы цветы в саду сажаем,
Их из лейки поливаем.
Астры, лилии, тюльпаны.
Пусть растут для нашей мамы!
10. Дети наклоняют головы то к одному плечу, то к другому; раскачиваются «в такт маятнику».
Тик так, тик так
Все часы идут вот так:
Тик так.
Смотри скорей, который час:
Тик так, тик так, тик так.
Налево раз, направо раз,
Мы тоже можем так.
Тик так, тик так.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 8Заголовок 915