Урок географии в 8 классе на тему «История создания повести «Капитанская дочка». Восточно-Европейская равнина. Текстовый редактор MS Word. »
Интегрированный урок
«История создания повести «Капитанская дочка».
Восточно-Европейская равнина. Текстовый редактор MS Word. »
Цели урока:
Обучающая: Расширить представления учащихся о произведении, расширить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве А.С. Пушкина, познакомить с историей написания повести и местностью, связанной с ней т.е. Восточно-Европейской равниной дать общую характеристику Восточно-Европейской равнине, повторить и закрепить знания, умения и навыки по теме «Текстовый редактор «Word».
Развивающая: развить речевые навыки, внимание, память, мышление у учащихся, навыки работы с текстовым редактором «Word».
Воспитывающая: воспитывать интерес к творчеству А.С. Пушкина, патриотизм, восприятие компьютера, как инструмента обработки информации.
Оборудование: Портреты А.С. Пушкина, Е.Пугачева, физическая карта Казахстана, презентация к уроку, карты-закрепления, ПК, прикладная программа (текстовый редактор «Word»)
Эпиграфы к уроку:
В начале урока: Нет жизни без знаний,
Нет знаний без учения.
Учение – основа знаний,
Знания – основа счастья.
Для закрепления: 1. Дело покоряется тому, кто его любит.
2. Кто ищет, тот всегда найдет.
Тип урока: интегрированный.
Методы: Словесно-наглядный, графический, частично-поисковый.
Ход урока
Настрой учащихся на урок:
Здравствуйте ребята, давайте настроимся на урок. Повторяйте за мной про себя.
- Я в школе. Я сижу на уроке.
Я внимательный, способный ученик.
Я готов слушать объяснение учителя на уроке.
Я готов работать на уроке.
II. Орг. момент: (учителями поочередно зачитываются темы урока и озвучиваются цели и задачи на уроке)
Учитель лит-ры:
Учитель географии:
Учитель ЭВТ:
III. Повторение ранее пройденного материала:
Учитель лит-ры: Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте повторим основные моменты прошлого урока:
Что такое реализм?
Основные свойства реализма.
Главный критерий
Русские основоположники реализма
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель географии:
Ребята давайте вспомним, по каким основным этапам характеризуется крупный географический объект.
ГП
Внутренние воды
Климат
Флора
Фауна
Заслушиваются ответы учащихся, и сравниваются с планом на доске.
Учитель ЭВТ:
Для работы на этапе закрепления знаний, которые вы получите позднее, немного вспомним:
Открытие документов
Вставка рисунка и фигурного текста
Работу с таблицами
Заслушиваются ответы учащихся.
IV. Изучение новой темы:
Учитель лит-ры:
Мы с вами повторили, что такое реализм и сказали, что одним из основоположников его является Пушкин.
Давайте вспомним, что вы знаете и помните о нем. Когда родился? Где учился? Какие его произведения читали.
(Ответы учащихся).
Мы с вами приступаем к изучению его произведения «Капитанская дочка», которая была опубликована в журнале «Современник».
Какова же история создания этой повести? Какое историческое событие легло в основу? Почему А.С.Пушкин посетил казахстанский город Уральск?
«Капитанская дочка» - исторический роман (или повесть) Пушкина, посвященный одному из самых мощных народных возмущений 18 века, войне под предводительством казака Емельяна Пугачева.
(сообщение уч-ся о Пугачеве).
31 января 1833 г. в одной из тетрадей Пушкина появляется план исторической повести о Шванвиче, из которой в последствии выросла «Капитанская дочка». Михаил Александрович Шванвич - личность историческая. Сын петербургского гвардейского офицера, крестник императрицы Елизаветы Петровны, он, в чине подпоручика 2-го Гренадерского полка, попал 8 ноября 1773г. в плен к пугачевцам, доставлен был в Берду (столицу Пугачева), где присягнул мужицкому царю и в течение нескольких месяцев состоял в его штабе в должности переводчика. Арестованный после разгрома Пугачева Шванвич был по суду лишен чинов и дворянства и сослан в Туруханский край, где и умер, не дождавшись амнистии.
План повести о Шванвиче, выросший из случайного рассказа о нём и его отце, услышанного поэтом от генерала Н. С. Свечина, настолько захватил Пушкина, что в феврале 1833 г. он навсегда обрывает работу над «Дубровским», а ещё через три дня, в поисках необходимой исторической документации своего замысла, обращается к военному министру А. И. Чернышевскому с просьбой о предоставлении ему доступа к «Следственному делу о Пугачеве». Для того чтобы лучше обеспечить успех этой неожиданной просьбы, Пушкин мотивирует её своим желанием познакомиться с материалами об участии генералиссимуса А. В. Суворова в подавлении восстания 1773 – 1774 гг.
«Следственного дела о Пугачеве» в фондах военного министерства не оказалось (оно было запечатано в Государственном архиве и не подлежало вскрытию без личного указания царя), и вместо него в распоряжение Пушкина с 25 февраля 1833 г. стали поступать из архивов военной коллегии сотни документов секретной переписки о восстании 1773-1774гг. и о действиях военных и гражданских властей по его ликвидации. Ближайшее знакомство с этим исключительным по своей политической значимости материалом заставляет Пушкина отложить на некоторое время задуманный им роман, вместо которого в его бумагах появляются наброски первых глав исторической монографии о Пугачеве.
Чтобы написать о Пугачеве и пугачевском бунте, нужно было прежде всего постигнуть историческую правду о народном вожде и возглавленном им движении. Помогли в этом Пушкину документы 18 столетия, которые сохранились, и воспоминания людей, которые пришли в 19 век из века 18. «Капитанская дочка» потребовала от Пушкина напряженного добросовестного труда по изучению многочисленных архивных материалов, внимательного чтения на русском и европейских языках разнообразных печатных источников, относящихся к пугачевской войне, встреч со многими людьми.
Документы - правительственные манифесты, указы Екатерины !!, воззвания Пугачева, дневники, письма - позволили Пушкину по крупицам собрать сведения, ценные своей исторической достоверностью.
Пушкину не просто было получить доступ к секретным материалам государственных архивов. Ведь еще при Екатерине ІІ Пугачев и пугачевский бунт велено было предать вечному забвению.
Так одновременно из-под пера Пушкина вышли два произведения о пугачевском восстании: «История Пугачева» (которую царь собственноручно переименовал в «Историю Пугачевского бунта») и «Капитанская дочка».
Работа шла быстрыми темпами. Осенью 1833 года Пушкин совершает поездку в Казань, Оренбург и Уральск.
Сообщение учащегося об Уральске. (показ слайдов)
Заветным днем Лицея- 19 октября помечена страница пушкинского романа. С этой датой он вышел в свет - в журнале «Современник» в декабре 1836г.
«Капитанская дочка» переведена на многие языки мира. Первый перевод появился в Швеции - это было в 1841г. В 1883 г. «Капитанская дочка» была издана на японском языке под названием «Дневник бабочки, размышляющей о душе цветка. Удивительные вести из России». Когда в 1974 г. отмечалось 175-летие со дня рождения Пушкина, подсчитали, что именно этот роман больше всех других его произведений издавался за рубежом - 285 раз в 27 странах.
Известный историк В.О. Ключевский признавал, что в «Капитанской дочке» больше истории, чем в « Истории Пугачевского бунта».
(учащийся зачитывает отзывы писателей о творчестве Пушкина).
Почему мы объединяем литературу и географию? Если вы успели заметить, то события в этой повести касаются и нашей страны, Пушкин посещал город Уральск- центр Западного Казахстана.
Учитель географии:
Территория Западного Казахстана расположена на Восточно-Европейской равнине – одной из крупнейших на Земле. Так как она занимает восточную часть всей Европы, её и называют Восточно-Европейской равниной или Русской равниной. На территории Казахстана распологается только юго-восточная счасть Восточно-Европейской равнины. Это территория на востоке граничит с горами Мугоджары, на юго-востоке – с плато Устюрт, а на юге – с горами Мангыстау. К Восточно-Европейкой равнине в Казахстане относятся возвышенность Общий Сырт, Предуральское плато и Прикаспийская низменность. В основе равнины лежит древняя платформа покрытая осадочными отложениями палеозоя, мезозоя и кайнозоя. Вследствии чего на данной территории имеются месторождения нефти, газа, поваренной соли и строительных материалов.
Климат казахстанской части Восточно-Европейской равнины сухой континентальный. Зима холодная средняя температура января – 150 С, на юге – 80 С. При проникновении арктических воздушных масс и сибирского антициклона температура понижается до – 40 0 С. Заморозки весной и осенью. Лето жаркое средняя температура июля +22 - +240 С, частые суховеи, среднее количество осадков на севере 350 мм на юге 140мм.
Самое крупное озеро внутри материковое Каспийское море. Площадь 390 000 км2, длина 1200 км. Самые крупные реки казахстанкой части Восточно-Европейской равнины – Урал, Эмба, Уил.
Природных зон насчитывается 3 – степная, полупустынная и путынная. Произрастают растения такие как перистый и красноватый ковыль, кипчак, лебеда, тамариск.
Животный мир представлен следующими видами: сурки, черные хорьки, еноты. В Каспийском море обитают ценные виды рыб: осетр, севрюга. Очень много птиц таких как жаворонок, дрофа, каменка, филин, степной орел.
Такова общая характеристика Восточно-Европейсокй равнины.
V. Домашнее задание:
Учитель ЭВТ: Прежде чем перейти к закреплению прослушанной вами информации давайте запишем домашние задания по трем предметам, которые вывешены на доске.
(Учащиеся записывают д/з в дневник по трем предметам)
VI. Этап «Разминка». Учащиеся вместе с учителем информатики выполняют разминки «Лошадки» и «Рыбка».
Учитель ЭВТ: Следующий этап нашего урока Разминка.
Для того чтобы мы с вами смогли расслабиться и продолжить работу. Я вам предлагаю сыграть в игру «Лошадки».
«Лошадки»
Лошади подходят к старту – хлопаем по коленям.
На старт, внимание, марш – частые хлопки по коленям.
Лошади идут по траве – потираем ладони.
Лошади идут по воде – хлопаем по щекам.
Лошади идут по мостовой – стучим по ключицам.
Лошади подходят к финишу – быстрые хлопки по коленям.
Ура лошадь пришла первой – поднимаем правую руку.
Награждаем – движение вокруг головы.
Как вам понравилась игра, еще поиграем? Следующая игра называется «Рыбка»
«Рыбка»
Левая рука изображает волну, правая – рыбку. Рыбка выглядывает из волны – дети хлопают, в волне – не хлопают.
Ну что, отдохнули. Пора приступить к следующему этапу – этапу Закрепления.
VII. Закрепление нового материала:
Учитель географии: Ту информацию, которую вы получили в первой половине урока давайте с вами закрепим. Сейчас вам сначала будут розданы карты – закрепления, которые содержат задания по все м трем предметам: литературе, географии и информатике, а вторым заданием на закрепление по теме «Текстовый редактор WORD» вам будет предложено выполнить тестовые задания.
Задание №1
Раздаются учащимся карты-закрепление.
Озвучиваются задания.
Выясняются неясные моменты.
Учащиеся выполняют работу в течение минут.
Задание №2
Тестовые задания по информатике.
Учащиеся выполняют работу в течение минут.
VIII. Выставление оценок по каждому предмету отдельно.
Учитель географии:
Сегодня мы с вами плодотворно поработали на уроке, что видно из оценок, которые были выставлены каждым учителем по своему предмету.
IX. Подведение итогов.
Учитель лит-ры:
Ну что, ребята со всеми поставленными целями и задачами вы хорошо справились. Узнали историю создания повести «Капитанская дочка», ознакомились с географической характеристикой Восточно-Европейской равнины и закрепили свои знания по информатике.
X. Рефлексия урока.
Учитель ЭВТ: Учителя проверили и выставили оценки по результатам ваших работ. Теперь вам предлагается оценить наш с вами урок. Для этого мы вам раздадим листы с вопросами. Вы должны ответить на них, помещая в рамки свои ощущения и настроение которые вы испытывали в течение всего урока. Постарайтесь как можно объективнее оценить урок.
Заголовок 215