Урок литературы в 8 классе «Жанровое своеобразие драматической поэмы С.А. Есенина «Пугачёв». С.А.Есенин и театр. »


Урок литературы в 8 классе «Жанровое своеобразие драматической поэмы С.А. Есенина «Пугачёв». С.А.Есенин и театр. » (УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ)
Учитель Белова Ирина Фёдоровна
Цели урока:
Дидактические:
-раскрыть жанровое своеобразие драматической поэмы С.А.Есенина «Пугачёв» и углубить знания учащихся о творчестве рязанского поэта;
-расширить и закрепить знания о театре, полученные на уроках.
-Развивающие:
-способствовать расширению и обогащению словарного запаса учащихся;
-развивать навыки устной речи, умения и навыки публичного выступления.
Воспитательные:
-способствовать формированию интереса к классической литературе и театральному искусству;
-способствовать формированию навыков общей культуры;
-формировать интерес к самостоятельному чтению.
Оборудование:
-мультимедийная установка для демонстрации презентации к уроку;
-аудиозапись отрывка из спектакля «Пугачёв» в исполнении народного артиста СССР Кирилла Александровича Лаврова;
- фрагмент из спектакля «Пугачёв», поставленного на сцене Московского театра драмы и комедии на Таганке, режиссер Ю.П.Любимов, 1967г.

Ход урока
Вступительное слово учителя.
Сергей Есенин…Это имя знакомо всем. Его стихи помнят и читают миллионы людей. Слава поэта давно перешагнула границы родины, родного народа, всей страны и стала подлинно всемирной.
Ребята! Мы продолжаем изучать творчество нашего знаменитого земляка. На этом уроке приоткроем занавес ещё одной страницы творческой биографии поэта: поговорим о жанровом своеобразии его известного произведения «Пугачёв» и о том, какую роль сыграл театр в жизни С.А.Есенина.
Беседа по вопросам:
Учитель:
- Ребята, вспомните определение театра.
Предполагаемый ответ:
- Театр- (греч. основное значение- место для зрелищ)- форма исполнительского искусства. Это синтез всех видов искусств: музыки, архитектуры, живописи, кинематографа и т.д.)Учитель:
-Какова, на ваш взгляд, роль театра?
Предполагаемый ответ:
- Театр - средство эмоционального и эстетического воздействия на человека, поскольку, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем, и внутри него происходят изменения.
Учитель:
- Известно утверждение, что театр начинается с вешалки. А с чего начинается спектакль? Кому он обязан своим появлением?
Предполагаемый ответ:
- Спектакль начинается с упорного труда драматурга, писателя. Они создают пьесы. Потом режиссер занимается постановкой спектакля на сцене.
Учитель:
-Мы не раз бывали с вами в театре и смотрели замечательные спектакли, поставленные нашими рязанскими режиссерами: В.Грищенко, Ж.Виноградовой . На уроках русского языка и литературы не раз обращались к лексике на тему «Театр». Вспомним некоторые определения.
Повторение театральной лексики.
На слайде:
Афиша-перечень действующих лиц, в ней перечислены все участники пьесы.
Анонс-реклама предстоящего спектакля, объявление о нём.
Сцена.
Реплика.
Действующие лица.
Декорации.
Действие-часть пьесы, действие происходит при одних и тех же декорациях.
Акт (или явление) – часть пьесы, когда на сцене одни и те же действующие лица.
Диалог.
Монолог.
Ремарка - авторская пометка
Учитель:
- Скажите, изучая какие произведения, мы познакомились с театральной терминологией? Кто их авторы?
Предполагаемый ответ:
- А.Н.Островский «Снегурочка» , Н.В.Гоголь «Ревизор».
Слово учителя.
-Мне отрадно отметить, что вы любите театр, стремитесь к познанию этого волшебного мира.
Интерес к театру сопровождал и С.А.Есенина. На протяжении всей своей жизни он интересовался театром. Обратимся к фактам биографии поэта. Во время военной службы в Царском Селе Есенин написал пьесу «Крестьянский пир». По воспоминаниям М.П.Мурашова, поэт читал её в театре, организованном обществом «Страда» в доме№10 по Серпуховской улице Петрограда. Пьеса была написана в конце 1916 года, а вскоре этот театр был закрыт. Есенин предполагал опубликовать «Крестьянский пир» в сборнике «Страда»(№1), но по каким-то ещё невыясненным причинам он эту пьесу уничтожил в корректуре.
Конечно, главным делом жизни Есенина была поэзия. Это отмечали все его друзья и знакомые. Об этом пишет в своих воспоминаниях и его друг Владимир Чернявский, подчёркивая равнодушие к театру, хотя сам же опровергает эти слова, рассказывая о совместных с ним походах в театры Петрограда, в частности вспоминает выступление Сергея Есенина на вечере, организованном литературным обществом «Страда». Вечер состоялся 25 октября 1915 года в театрально-концертном зале Тенишевского училища на Моховой улице. «Тут он (Есенин) вынес на эстраду тальянку.(…) Но та белая с серебром рубашка, которую посоветовали надеть на этот вечер Есенину, положила начало театрализации его выступлений…»
Бесспорно, Есенин театром интересовался, у него были друзья и знакомые в театральном мире . Любимые женщины поэта Зинаида Райх и Айседора Дункан были актрисами театров. Ещё один его друг- Михаил Бабенчиков- вспоминал: «Близко дружил Есенин с Володей Чернявским, а через него- с небольшой группой лиц, в той или иной степени причастных к искусству.
Сам Чернявский был студентом-филологом, но основными увлечениями его являлись поэзия и театр…»
На протяжении своей жизни С.Есенин не раз обращался к драматургии. Одним из самых известных его произведений этого рода художественной литературы является драматическая поэма «Пугачёв».
- Известно, что ведущие режиссёры театров того времени отказывались ставить на сцене произведение С.Есенина. Почему?
Сообщение ученика об истории создания произведения:
- Над «Пугачёвым» Есенин работал много и напряжённо. Он ездил в Самару, оренбургские степи, посещал те исторические места, где Емельян Пугачёв собирал свою рать в поход против армии Екатерины11.
Черновой вариант произведения назывался «Поэма о великом походе Емельяна Пугачова». Посвящения не было. Рукопись с вариантами по объёму в четыре раза превышает окончательный текст. Отдельные строки имеют до тридцати вариантов. В черновиках имеются отрывки, не вошедшие в окончательный текст, а также авторские ремарки, от которых впоследствии автор отказался (кроме двух – в конце второй и середине восьмой главы).
Сначала автор строил произведение как драматическую пьесу. Доказательством этого является, например, заключительная ремарка второй главы «Занавес», а также – обозначение второй и третьей глав: «Действие второе». Позже у частей появились названия, а сам автор в дарственной надписи на книге назвал части главами.
«Пугачёв был закончен в Москве в августе 1921года. Но и впоследствии, готовя свою поэму к печати, Есенин вносил в корректуру уточнения.
Слово учителя:
Летом 1921 года Сергей Александрович Есенин читал первый вариант своего драматического произведения в Ташкенте, на квартире поэта и издательского работника В.Вольпина.
Вернувшись в Москву, Есенин продолжил работать над «Пугачёвым». Он читал его в театре Мейерхольда труппе, полагая, что это произведение поставят на сцене. Но Мейерхольд считал, что «Пугачёв» - сильное лирическое произведение, в котором отсутствует драматургическое действие, и от постановки отказался.
Был объявлен вечер Сергея Есенина в литературном кафе имажинистов «Стойло пегаса» с чтением «Пугачёва». Он прочёл свою книгу с такой силой, которая превосходила его обычные чтения. И. Н.Розанов вспоминал: «Я видел, как некоторые артистки, режиссёры подозрительно сморкались. Однако те же люди, выступая с оценкой «Пугачёва», стали говорить о драматургической слабости произведения.
В конце вечера Есенин выступил с авторским словом. Он считал, что в «Пугачёве» первостепенное значение отведено слову, и не хотел переделывать пьесу таким образом, чтобы в ней на первый план выступало действие».
Учитель:
-В чём же проявилась драматургическая слабость «Пугачёва»? Попробуем в этом разобраться, рассмотрев композицию и язык драматической поэмы С.А.Есенина.
Работа с классом.
Учитель:
-Ребята, обратимся к словарю литературоведческих терминов и вспомним, что характерно для драматического произведения.
Предполагаемый ответ:
- Основу драмы составляет действие. События, происходящие с героями драмы, их чувства и переживания отражены в действиях и поступках героев и воплощены на сцене.
Учитель:
-А что можно сказать о драматической поэме Есенина?
Предполагаемый ответ:
- Действие масштабно, но оно создается средствами лирики. В произведении нет массовых сцен, Есенин не даёт персонажей в развитии (кроме Пугачёва), он не озабочен даже точностью передачи исторических фактов, хотя основательно их изучал.
Учитель:
-А что вы можете сказать о построении произведения? По какому принципу построено драматическое произведение?
Предполагаемый ответ:
- Драматическое произведение должно иметь следующие части: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. У Есенина произведение состоит почти из одних лирических монологов.
Учитель:
-Можно ли говорить о явлениях, действиях? Есть ли перечень действующих лиц?
Предполагаемый ответ:
- Этого в произведении нет.
Учитель:
-Как же можно определить жанр произведения? Докажите свою точку зрения.
Предполагаемый ответ:
- Это поэма. Потому что поэма – большое стихотворное произведение. В нём автор повествует о поступках героев, событиях, в которых тот участвует, его переживаниях и одновременно передаёт своё отношение к изображаемым событиям.
Учитель:
-Вы правы. Сам автор определил своё произведение как драматическую поэму. А теперь обратимся к языку произведения.
Прослушайте, пожалуйста, первый монолог Пугачёва из части «Появление Пугачёва в яицком городке» в исполнении К.Лаврова.
(Звучит отрывок из аудиоспектакля «Пугачёв»).
Учитель:
-Что вы можете сказать о речи главного героя?
Предполагаемый ответ:
- Речь Пугачёва в поэме Есенина очень выразительна. Она насыщена метафорами («закат деревни», « медь степей»), эпитетами («жуткое пространство», «разбойный Чаган»), сравнениями («луна, как жёлтый медведь»). Создаётся впечатление, что говорит не политик, а поэт.
Учитель:
-Эта образность речи – особенность авторского восприятия событий и своего героя.
Слово учителя:
Есенин часто и с большим волнением выступал с чтением поэмы. «Когда читаю « Пугачёва», - говорил поэт, - так сжимаю кулаки, что изранил ладони до крови…»
С.А.Толстая – Есенина справедливо назвала «Пугачёва» самым значительным произведением по огромному творческому труду, вложенному в него автором, и отметила, что «сам поэт очень любил своего « Пугачёва» и был им поглощён».
Есенин очень хотел видеть своего «Пугачёва на сцене».
Сообщение ученика о постановке пьесы:
- Известно, что поставить драму хотели актёры Калужского театра. Постановку предполагал осуществить и В.Э.Мейерхольд. Но замыслу не суждено было исполниться. В1922 – 1923гг. Мейерхольд не раз возвращался к мысли о спектакле, но с «Пугачёвым» так ничего и не вышло.
Неудача с постановкой драматической поэмы была для С.Есенина тяжёлым ударом. Поэт начал вести переговоры о пьесе с режиссёром П.П.Гайдебуровым. Но «Пугачёв» вновь не был поставлен.
Потребовалось почти полстолетия, чтобы, наконец, первую постановку «Пугачёва» осуществил заслуженный артист РСФСР Юрий Петрович Любимов в Московском театре драмы и комедии на Таганке. Роль Хлопуши в этом спектакле исполнил В.Высоцкий.
Это стало началом театральной жизни пьесы. В1967году состоялась премьера спектакля в Польше.
В1978году Валерий Ярушин и Валерий Яшкин создали рок – оперу по мотивам есенинской трагедии, премьера которой состоялась в Челябинске.
В 1982 году в Рязанском театре драмы был поставлен моноспектакль актёра Алексея Сысоева «Пугачёв». А через 10 лет в Рязанском театре для детей и молодёжи был представлен другой замечательный моноспектакль «Пугачёв» (режиссёр – Роман Маркин, исполнитель главной роли – Павел Прибыток).
В2004 году произведение зажило в новом художественном качестве – на компакт – дисках вышел вариант современной оперы в стиле фолк – рок.
Начало 21 века ознаменовано возрастающим интересом к есенинской драматической поэме. Поэму Есенина продолжают ставить в театрах России и других стран мира.
- Посмотрите отрывок из спектакля «Пугачёв» Театра драмы и комедии на Таганке, поставленного в 1967 году Ю.П.Любимовым.
(Просмотр отрывка из спектакля Ю.П.Любимова ).
Рефлексия.
-Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что вас заинтересовало?
-Можно ли С.А. Есенина причислить к драматургам?
Задание на дом: заполнить таблицу 4-6 примерами из текста поэмы.
Образность языка поэмы С.А.Есенина «Пугачёв»
метафора олицетворение сравнение эпитет