Презентация по русской литературе Федорино горе 5 класс
Филиал АО «Национальный центр повышения квалификации «Орлеу»Институт повышения квалификации педагогических работников по Мангистауской области Республики Казахстан Разработка краткосрочного планирования по литературному чтению 5 классаРаздел: Почему нам бывает смешно?(Урок внеклассного чтения)Тема урока: К. Чуковский «Федорино горе». Цели урока:Образовательная: познакомить учащихся авторской сказкой «Федорино горе», совершенствовать такие качества чтения, как правильность, беглость, гибкость и выразительность.Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к окружающим нас вещам, аккуратность.Развивающая: расширить словарный запас учащихся, развивать умение выразительно читать, рассуждать о прочитанном. Форма обучения: общеклассная.Роли в классе: учитель выбирает эксперта из числа желающих.Тип урока: усвоение нового материала.Оборудование: слайды по теме, словари, учебник 5-го класса и смайлики. План урока. I Организационный момент.II Постановка целей и задач урока.III Изучение нового материала.IV Систематизация полученных знаний.V Оценивание.VI Итоги урока. Рефлексия. Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и червячок, И медведица! Всех излечит, исцелит Добрый доктор Айболит! («Айболит») У меня зазвонил телефон. - Кто говорит? - Слон. - Откуда? - От верблюда. - Что вам надо? - Шоколада. - Для кого? - Для сына моего. - А много ли прислать? - Да пудов этак пять. Или шесть: Больше ему не съесть, Он у меня ещё маленький! («Телефон») 1. Знание. Чтение отрывков учителем. 1. Знание. Слово учителя о человеке с необычной фамилией. Как же стал Корней Иванович детским писателем? Было у Чуковского четверо детей. И часто кто-то из них болел, а то и просто капризничал. И он, чтобы утешить, стал придумывать для своих детей стихи и сказки. Всем детям они нравятся. Часто его называют добрым сказочником «дедушка Чукоша». 1. Знание. Слово учителя о произведениях писателя. Выразительное чтение текста «Федорино горе» учителем. (Учитель не называет тему. Ученики, анализируя предложенный материал, называют тему урока и отвечают на следующие вопросы: 1. Назовите, где происходит действие?2. Назовите, от кого и почему убежала посуда?3. Какие действия предпринимает главная героиня? 2. Понимание. Подвод к теме. Метод критического мышления: толстые вопросы.Важность диалога. 3. Применение. Работа над текстом. Учитель, используя толковый словарь, знакомит учащихся с новыми словами:Сковорода;Самовар;Кочерга;Корыто;Сито;Прусак.Далее, ученики находят в тексте слова-действия (глаголы) к данным существительным. Метод критического мышления: Комментирование ответов учащихся;Диалог; Беседа;Словарная работа;Иллюстрации. 1. Учитель предлагает разделить текст на смысловые части. 2. Учитель даёт возможность детям выявить образ Федоры. 3.Учитель даёт постановку – охарактеризовать Федору до «побега» посуды и после. ДОНеряшливая, ленивая. ПОСЛЕАккуратная, заботливая. 4. Анализ. Деятельность учителя. Учащиеся: выявляют основные части произведения; аргументируют свои ответы; подбирают необходимые глаголы к каждой части; подбирают синонимы и антонимы к новым словам. Смысловые части текста (глаголы) Работа со словарём Письменное задание: определить лексическое значение слов; подобрать синонимы и антонимы. 4. Анализ.Деятельность учащихся. I часть: бежит, била, скачет, запылила, закоптила, не воротимся – ключевое слово; II часть: сочувствует, жалеет, осуждает; III часть: подите-ка (простореч.), умою, почищу. Последовательная цепь действий 4. Анализ.Деятельность учащихся. Учитель:- Ребята, а давайте представим, что было бы, если Федора не пошла вслед за своей посудой? (Учитель даёт возможность учащимся найти альтернативу.) Учащиеся:Составляют свой вариант сказки;Вводят какие-то изменения;Принимают собственное решение. 5. Синтез. Систематизация полученных знаний. УЧИТЕЛЬ предлагает на основе пройденного оценить значимость поведения Федоры Егоровны.Учитель предлагает привести пословицы и поговорки о труде, чистоте, бережливости и аккуратности.Федора понимает, что была неправа по отношению к тому, что ей ценно и дорого, и, в свою очередь, посуда, увидевшая Федору плачущую, прощает её и возвращается домой. Вывод: автор хотел научить детей тому, что за любыми своими вещами необходимо тщательно следить. УЧЕНИКИ оценивают достоинства Федоры Егоровны, связывают с ситуациями из жизни, прогнозируют – будет ли главная героиня поддерживать порядок в доме. 6. Оценка. Пословицы и поговорки. Что пожнешь, то и сколотишь, что сколотишь, то и в амбар положишь.Порядок – душа всякого дела.Под лежачий камень и вода не течет.У лодыря что ни день, то лень.Красив тот, кто красиво поступает.Птицу узнают в полете, а человека в работе. 6. Оценка. Деятельность учащихся. 7. Итоги урока. Рефлексия. Учитель видит и исправляет ошибки и упущения в логике рассуждений учащихся.Учащиеся делятся свои впечатлениями об уроке, вместе с учителем оценивают общеклассную работу, делают для себя выводы по отношению к тому, что нужно быть бережливым, аккуратным и внимательным.