Консультация Воспитание социальной нравственности в общении с ребенком в условиях семьи и в детском саду
Воспитание социальной нравственности в общении с ребенком в условиях семьи и в детском саду
Аннотация
Статья предназначена для родителей и воспитателей, в которой описана работа с детьми дошкольного возраста по привитию социально-нравственного общения в условиях семьи и детском саду, с целью научить родителей правильно и осознанно прививать культуру общения среди сверстников, необходимую для успешной детской социализации в будущем.
Ключевые слова: социально-нравственное общение, взаимоотношение среди сверстников, умственное, нравственное развитие, воспитательно-образовательная работа.
Как организовать социально-нравственное общение в условиях семьи и детского сада, чтобы оно способствовало повышению эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении. Общение зависит не столько от уровня знаний, педагогических умений воспитателя, сколько от личностных особенностей и большей мере от характера общения в условиях семьи и ближайшем окружении. Для того чтобы обеспечить полноценное социально-нравственное воспитание и культуру поведения необходимо ориентироваться в общении с детьми не только на поддержании дисциплины, но и на нравственное развитие, на формирование гуманных отношений к окружающим и к сверстникам как в детском саду так и в семье.
Семья для ребенка дошкольника – это первое звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. Счастливая семья, в которой созданы ценные социально-нравственные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми, где жизнь семейного коллектива так организована, что каждый может в меру своих сил, умений оказывать помощь друг другу, проявлять равностороннюю заботу, добрые отношения к людям, прививать любовь к труду. Это залог того, что ребенок уже в детстве начинает приобщаться к целям, идеалам, подражая своим родителям. Ребенок стремится следовать тем социальным нормам и правилам взаимоотношения, которые усваивает от взрослых непосредственно в общении в семье.
Разговаривая с детьми в детском саду, наблюдая, беседуя, играя с ними, стараемся узнать как можно больше о ребенке, о его привычках, интересах, особенностях общения с взрослыми и сверстниками. В результате убеждаешься как влияет семейная обстановка на развитие личности ребенка: на его нравственное, умственное, эстетическое развитие. Дети дошкольного возраста необычно восприимчивы ко всякого рода воздействия, очень эмоциональны, склонны к подражанию и при этом не всегда могут разобраться в том, что хорошо и что плохо – опыт еще мал, сознание подчиняется эмоциям.
Ребенок впервые пришел в детский сад-это событие, которое меняет его образ жизни, ставит перед необходимостью общаться среди новых людей - взрослых и сверстников. Ребенок дома был лишен общества сверстников, то в детском саду он находится среди таких как он сам. В первые дни пребывания среди сверстников некоторые дети чувствуют себя одиноко (нет рядом мамы, папы, бабушки) а только дети и воспитатель – пока еще мало знакомые. Новый образ жизни в детском саду, условия, способы отношений требуют от ребенка новых норм и правила поведения в обществе сверстников.
Задача педагога - сделать наиболее безболезненным переход ребенка из домашних условий в детский сад, так как некоторые дети в семье растут дети, изолированные от детей сверстников. Родители опасаются отрицательных влияний, шума и беспорядка в доме, не желают нарушать спокойного образа жизни, лишая общения своего ребенка с такими как он. Лишенный возможности играть с другими детьми он начинает капризничать, родители стараются сами его чем - то отвлечь, навязывают ему те игры и занятия которые на их взгляд кажутся наиболее интересными.
Поэтому воспитатель должен убеждать родителей в том, что участие взрослого в детских играх не может заменить ему сверстников. В этом случае взрослый подавляет желание ребенка вступать в общение с другими детьми. Такие дети чувствуют себя скованно, неуютно, сторонятся детей, скучают. Они легче идут на контакт со взрослыми нежели друг с другом. Дома ребенок привык к общению в кругу своей семьи, а общаться с другими детьми, совместно играть с ними он еще не овладел. Эти дети мыслят, чувствуют и действуют пока сами по себе. Они не умеют регулировать свои желания и потребности, руководствуясь своими интересами. «Дай, это мое», «Я не хочу», «Я не буду», у таких детей и соответствующее проявление: отнимать, толкать, криком добиваться желаемого.
В детском саду, в интересной, насыщенной событиями жизни общения детей приобретает особую содержательность. Так как ребенка ставят в условия такие, где он получает удовлетворение от общения со сверстниками.
В беседе с родителями воспитатель должен отмечать то новое, что ребенок приобрел благодаря жизни в коллективе сверстников, общие дела, заботы доставляют ему удовлетворение. Среди сверстников он чувствует себя самостоятельнее и взрослее чем дома среди близких. Здесь он ощущает равенство с другими, увлеченный игрой или общими делами, может проявлять выдержку, терпение, инициативу, дисциплинированность. Поэтому, формируя стремление к общению среди сверстников, родители не должны препятствовать, а всячески поощрять, даже самые незначительные попытки играть друг с другом.
Вся работа, проводимая в детском саду по воспитанию у детей социально-нравственного общения среди окружающего социума должна находить продолжение в семье. Так как совместно с родителями и детским садом можно сформировать всесторонне развитую личность, которой необходимо продолжать жить в социуме.
nђЗаголовок 115