Как готовить обучающихся начальной школы к выразительному чтению художественного произведения.
Как готовить обучающихся начальной школы к выразительному чтению художественного произведения.
В подготовке художественного произведения к выразительному чтению можно наметить три основных этапа:
осмысление произведения, переживание того, о чём в нём рассказывается, и определение задачи чтения;
разметка текста: деление на части, определение главной мысли каждой части, озаглавливание частей и установление задачи их чтения; проставление логических ударений, пауз, определение темпа, силы и высоты голоса, интонаций; проверка по орфографическому словарю слов, произношение которых вызывает сомнение;
тренировочное чтение вслух.
Овладение техникой речи и знание средств речевой выразительности ещё не могут обес- печить выразительности чтения. Выразительность чтения достигается тогда, когда чтец осмыслит художественное произведение: поймёт его идею, уяснит намерение автора, яс- но представит действующих лиц, их переживания, поступки, обстановку, в которой они действуют, выяснит своё отношение к тому, о чём говорится в произведении, и определит задачу чтения (для чего он читал это произведение? Что хочет передать? Чем заинтере -совать и взволновать слушателей?). Осмысление произведения начинается с литературного анализа текста, который позво -ляет ясно представить всё то, о чём рассказывается, способствует определению своего отношения к событиям и действующим лицам, помогает наметить задачу чтения. Прежде всего надо посмотреть на форму речи анализируемого произведения и определить – стихи это или проза, так как каждая форма речи имеет свои особенности, которые обуславливают своеобразие чтения. Для стихотворного произведения характерна речь ритмически организованная. При чтении такая речь потребует особого внимания к звуковой стороне слова, рифме, ритму. Произведению прозаическому, изложенному свободно – организованной речью, будут свойственны интонации, характерные нашей обыденной жизни. Затем необходимо установить, к какому литературному жанру относится выбранное для чтения произведение, так как каждому жанру свойственна своя специфика, понимание которой обеспечит правильную художественную передачу содержания. Работая с детьми младшего школьного возраста, учитель имеет дело главным образом с такими литературными жанрами, как рассказ, сказка, стихотворение, басня. Необходимо знать особенности каждого из литературных жанров при подготовки к выразительному чтению. После этого следует приступить к определению идеи произведения, характеристики действующих лиц, рассмотрению сюжета и его построения. Определение идеи необходимо для правильного понимания всего произведения в целом и уяснения задачи, с какой это произведение надо читать. Без понимания смысла произведения его немыслимо передать слушателю. Идея произведения раскрывается через систему образов, среди которых особо важное значение имеют образы действующих лиц. Через них писатель передаёт свои мысли, чувства, своё миропонимание, отношение к действительности, людям, явлениям природы. Поэтому к характеристики действующих лиц следует подходить с полной ответственностью. Прежде чем читать произведение вслух, необходимо ясно представить себе каждое действующее лицо (его внешность, характер, поведение, его взаимоотношения с другими действующими лицами, значение и место в произведении). Только после этого можно найти верные средства для его передачи. Образы в произведении часто даются не в застывшем, готовом виде, а в развитии. Под влиянием тех или иных причин, обстоятельств в характере, поведении действующих лиц происходят изменения, появляются новые черты. Эти изменения необходимо передавать при чтении, оттеняя причины, которыми они вызваны. В каждом произведении изображаются какие-либо события. Эти события даются автором не изолированно, а во взаимосвязи, в определённой последовательности. Знание сюжета произведения поможет при подготовке его к выразительному чтению. Не представляя событий, взаимоотношений действующих лиц, причин их поведения, обстановки, в которой они действуют, чтец не может правильно передать произведение слушателю. Надо разбираться и в построении сюжета, выделить его основные элементы. Это даст возможность во время чтения подчёркивать узловые моменты и обращать внимание слушателей на самые острые и значительные места, которые имеют решающее значение для уяснения всего произведения, помогают лучше понять идею и представить развитие сюжета. В построении сюжета входят: экспозиция (вступительная часть), завязка, кульминация, развязка, концовка (эпилог). Цель чтения экспозиции – сосредоточить внимание слушателя. Экспозиция требует от чтеца спокойных, повествовательных интонаций, неторопливости, которая будет способствовать сосредоточиванию внимания слушателя. Многие произведения не имеют экспозиции, а начинаются сразу с завязки, которая вводит слушателя в начало действия, заинтересовывает его. При чтении завязку надо выделять, читать её значительно, несколько замедленно, чтобы слушатели поняли, что вслед за прочитанным начнётся собственно повествование, рассказ. Особо важное значение имеет в произведении кульминация. При чтении кульминацион- ный момент обязательно надо выделять (замедлением темпа, большей силой голоса, значительным логическим ударением). Это усилит напряжение, заставит слушателей с волнением ждать того, как будет разрешено данное положение, как будет развиваться действие. Готовя текст к чтению, нельзя оставлять без внимания и такие элементы композиции, как развязка и концовка (эпилог). Развязкой большей частью бывает заключительная сцена произведения. Она вносит разрядку, рассеивает внимание слушателей. Поэтому при чтении её надо произнести так, чтобы дети почувствовали завершение, конец. Заключительную сцену следует читать несколько замедленно, после неё делать продолжительную паузу, чтобы дать слушателям возможность пережить прочитанное, побыть под впечатлением того, о чём рассказывается в произведении. Некоторые произведения не заканчиваются развязкой. Иногда после развязки бывает ещё концовка (эпилог), которая, как и развязка, разряжает внимание слушателя, возвращает его к действительности. Читать её следует так, чтобы слушатель почувствовал окончание и испытал удовольствие от прочитанного. Только после завершения работы по литературному анализу произведения чтец сможет определить задачу чтения его. Если произведение состоит из нескольких эпизодов, то при подготовке к выразительному чтению его следует разделить на части, которые определяются сменой событий, действий, обстоятельств. Каждая часть – это законченный эпизод, который при чтении отделяется от других частей значительной паузой. Такая пауза даст возможность слушателю лучше понять, почувствовать и пережить прочитанное, поможет ему настроиться на слушание последую- щего повествования. Анализируя каждую часть, чтец должен определить её главную мысль, рассмотреть поведение действующих лиц, обстановку, дать название (заглавие) каждой части, наметить задачу чтения и произвести разметку текста. Такая работа будет способствовать лучшему пониманию всего произведения в целом и поможет чтецу определить свою исполнительскую задачу. Название частей должно точно передавать смысл содержания, быть по возможности эмоциональным, носить целенаправленный характер. При подготовке к выразительному чтению необходимо обращать внимание на язык произведения, относиться к нему бережно, не допускать вольностей, небрежности. Наиболее яркие, поэтичные, красочные выражения, меткие слова отметить, с тем чтобы выделить их при чтении. Трудные для произношения слова следует выписать в тетрадь и потренироваться в их чтении. Посмотреть, нет ли длинных фраз, чтобы заранее рассчитать запас воздуха и произнести их спокойно, отчётливо, без срывов. План анализа произведения для подготовки его к выразительному чтению может быть составлен следующим образом: 1. Идея произведения. 2. Краткая характеристика образов. 3. Сюжет. 4. Построение сюжета: а) экспозиция; б) завязка; в) кульминация; г) развязка; д) концовка. 5. Задача чтения. Этот план пишется заранее на доске или оформляется в виде плаката. Затем производится деление произведения на части.