Инновационный проект «Обучение выразительному чтению как способ повышения культурного уровня учащихся».
Описание проблемы.
«Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной
речи надо долго и внимательно - прислушиваясь,
читая и изучая»
Д.С. Лихачев
«Язык свидетельствует о вкусе человека,
о его отношении к окружающему миру, к самому
себе».
Д.С. Лихачев
Не секрет, что в современной отечественной интеллигенции резко снизился уровень речевой культуры. Одним из проявлений общей сложной ситуации в сфере речевой культуры российского общества является и языковая безграмотность выпускников школ и не только. Стало очевидным, что подготовка высококвалифицированного специалиста без обучения культуре речи стала малопродуктивна.
Поэтому эпиграфом к своей работе хочется произнести высказывание Д.С. Лихачева.
Понаблюдайте за учащимися во время их ответа какого-либо урока! Что вы слышите? Что происходит? Бедность словарного запаса, безэмоциональность, косноязычие, бессвязность речи.Я считаю, что данная проблема образования(и не только школьного)заключается в противоречии все возрастающего объема необходимой человеку информации и весьма ограниченных возможностях освоения этой информации.
В связи с введением информационных технологий, введением новой формы итоговой аттестации наблюдается низкий уровень развития связной речи. Учащиеся образовательных учреждений затрудняются в выражении своих мнений, изложению мыслей.
- Где молодое поколение чаще всего проводит свое свободное время?
- За чтением книг? Нет! В глобальной сети Интернет, которая атрофирует их языковой ресурс!
Извлекая готовый материал без лишних усилий, перестают мыслить за ненадобностью; становятся обладателями свободного времени, которое тратят на компьютерные игры, что при водит к плачевным результатам. Об этом говорят К. Корделлан и Г. Грезион:
-происходит торможение процессов развития воображения, образного мышления4
-препятствуют полету фантазии, исследовательской деятельности;
-учат жестокости, программируют на игру, но не на мечту
Ж.П. Канторне пишет о «снижении способности живой речи».А ведь как говорит К.Д. Лихачев :
«Наш язык-это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому ,как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело».
Работа над данным инновационным проектом заставила меня задуматься о состоянии современного образования на сегодняшний день в нашей школе и позволила проанализировать непосредственно свою деятельность как учителя русского языка и литературы. Проблема с которой я столкнулась в работе с учащимися старших классов - это невыразительность их речи, неосознанность читаемых текстов и пр.- направила меня на поиск истоков проблемы в среднее звено, с целью ее решения. Как улучшить грамотность речи во всех ее аспектах? Что может способствовать развитию связной речи? Как повысить культурный уровень учащихся? Поиск на этот вопрос привел меня к хорошо забытому старому- процессу чтения!
Чтение - сложный процесс, т.к. выполняет роль речевого общения, способствует «закреплению и развитию навыков правильной речи и выработке умения использовать их в практической речевой деятельности» (М.Ф. Гнездилов, 1961г), «будит мыслительную деятельность, оказывает эмоциональное воздействие на личность, влияет на формирование положительных человеческих качеств(С.Л. Рубинштейн, 1996г.), «дает возможность читающему усваивать исторический и общественный опыт(В.В. Воронкова, 2004г)».
Успешность обучения детей русскому языку и литературе и др. предметам школьного курса полностью зависит от того, как сформированы навыки чтения. Это влияет на учебную успешность ученика, а также, важно для развития целостной, креативно мыслящей личности ребенка, как будущего члена современного общества. Потому тема проекта «Обучение выразительному чтению как способ повышения культурного уровня учащихся средних классов».
Теоретическое обоснование разработки проекта .
«Усвоение языка и развитие речи продолжается всю человеческую жизнь-говорят психологи.- Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания» (1, с.35). переход школ на более усовершенствованные программы дал толчок к поискам эффективные методов и приемов обучения русскому языку, литературе. Основное направление этих поисков имеет конечной целью добиться активизации познавательной деятельности учащихся, найти дополнительные возможности разностороннего развития, повышения культурного уровня .
Проект практико-ориентированный, имеет дидактическую направленность.
Цель проекта. Изучение форм и методов для повышения эффективности работы над выразительным чтением как способе повышения культурного уровня учащихся среднего звена.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
- привлечь к проекту участников;
-определить формы и методы, условия повышения качества выразительного осознанного чтения;
-повысить качество обучению выразительному чтению как на урочной, так и внеурочной деятельности;
-провести необходимую диагностику успешности;
-частично апробировать проект на сценической площадке, на конкурсах чтецов;
-разработать рекомендации использования методов и приемов с целью развития выразительного чтения;
-разработать программу, модели уроков.
Выдвинули следующую гипотезу: обучение выразительному чтению будет эффективным, если пользоваться различными формами и методами. .
Для подтверждения выдвинутой гипотезы и организации практической работы в решении задач была создана программа, направленная на повышение качества выразительного чтения.
Участники проекта: Аиткулова И.Р., учитель русского языка и литературы.
Учащиеся среднего звена, старшего.
Теоретическая значимость. Выводы могут быть использованы в дальнейшей разработке проблемы.
Практическая значимость. Данный проект разработан для учителей русского языка и литературы, работающих в 5-7 классах. Может быть использован в работе с учащимися старших классов, главным в проекте является изучение инновационных приемов в работе по формированию выразительной речи как способе повышения культурного уровня учащихся, использование практических рекомендаций учителями-предметниками, готовых модулей по изучаемым темам уроков.
Проект задуман, апробирован на базе МОБУ СОШ с. Старый Сибай Баймакского района Республики Башкортостан.
Общая характеристика проекта.
В связи с развитием информационных технологий, введением новой формы итоговой аттестации наблюдается низкий уровень развития связной речи. Учащиеся общеобразовательных учреждений, особенно национальных школ, затрудняются в выражении своих мнений, изложению мысли. Перед нами встала задача научить детей правильному и грамотному говорению, соблюдая выразительность речи, которая способствует повышению общего культурного уровня творческой личности. Для решения этой проблемы предлагаем проведение работ, формирующих навыки выразительного чтения. Поэтому полезно проведение упражнений, тренирующих чистоту речи, творческую смелость, веру в свои силы у детей.
В процессе подготовки к выразительному чтению появляется интерес к поэзии, развиваются речевые способности учащихся в их нравственном, эстетическом воспитании, развивается память. Также огромное значение имеет в речевом развитии выступление перед публикой.
Чрезвычайно важно в исполнении произносительная сторона речи, хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, умение говорить и читать выразительно, достаточно громко, владеть интонациями, паузами, логическими ударениями. Хорошая речь может быть получена только при соблюдении всего этого комплекса требований.
На занятиях дети работают с большим увлечением. Ведется работа над усовершенствованием орфоэпических навыков, т.е. над правильным произношением, логическим ударением и интонацией. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия.
Дикция, дыхание, голос, логико-интонационные закономерности устной речи - вот на что необходимо обратить особое внимание. Основными задачами наших занятий являются:
знакомство детей с технологией формирования речи;
обучение их способом подготовки речевого аппарата к его использованию в действии;
привитие навыков выразительного чтения.
Со всем этим ребята знакомятся на практике во время репетиционной работы и на специально отведенных занятиях.
Одновременно с работой над правильностью произношения ведется работа над дыханием: беседа о его значении для речи. Например, нельзя "дышать ключицами" (это вредно для здоровья и внешне выглядит некрасиво). Нельзя захватывать как можно больше воздуха при вдохе, как и утрировать выдох. Важно научить ребят рационально использовать естественный, непроизвольный вдох. Чтобы приучить учащихся к глубокому дыханию, им показывается, как надо дышать с помощью диафрагмы (животом). После освоения механизма дыхания полезно перейти к упражнениям на связь дыхания и звучания голоса.
*Упражнения по развитию голоса - это прежде всего развитие его силы и диапазона. Необходимо поработать с ребятами и над специальными упражнениями, направленными на голосовое совершенствование. *Ведется работа над четким произношением звуков. Учащимся сперва показывается правильное произношение "больного" звука, чтобы они могли улавливать на слух правильное и неправильное его произнесение.
Также в работу над словом входит логика речи. Исполнители должны уметь действовать словом, эмоционально пе5редавать свое отношение к содержанию текста. Эти навыки и умения тоже развиваются с помощью упражнений.
Работу над выразительностью речи лучше начать с небольших отрывков диалогов, в которых выражены желания и отношения к партнеру. В этом смысле являются привлекательными, например, диалоги из басен И.А.Крылова, . При чтении стихов, басен, дети имитируют их речь, голоса, повторяют диалоги. При этом у каждого учащегося появляются интерес к литературным произведениям, стремление к чтению, развиваются устная речь и память, обогащается словарный запас, расширяется кругозор, повышается общий культурный уровень
Программа реализации проекта.
Цель нашего исследования заключается в том, чтобы выявить условия повышения эффективности работы над выразительным чтением в средних классах, так как нами было
выдвинуто предположение, что учитель русского языка и литературы может повысить уровень выразительного чтения, используя определенные методы и приемы в своей деятельности.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы и организации экспериментальной работы нами была разработана программа, направленная на повышение выразительного чтения и охватывающая учащихся 6-7-х классов.
Главная задача данной программы заключается в том, чтобы повысить выразительность чтения у учащихся, используя определенные способы и приемы в процессе учебной или внеклассной работы.
Для организации работы мы опирались на принципы наглядности, систематичности, активного участия учащихся.
Работа над выразительным чтением в средних классах будет эффективной в том случае, если учитывать возрастные особенности и возможности детей, если работа будет носить системный характер, если совершенствование выразительного чтения будет проходить в процессе не только во время учебной, но и внеклассной работы.
Реализация программы рассчитана на 2011-2012гг., включает 10 занятий по выразительному чтению в 6а классе.
Разработанная программа поможет:
повысить уровень внеклассного чтения на внеклассных занятиях;
методически правильно использовать методы и упражнения по выразительному чтению;
сформировать навык выразительного чтения у учащихся 6а класса.
Таблица 1
Программа занятий по выразительному чтению
В А классе
№
Тема урока
Продолжит. занятий
Задачи, направленные на обучение выразительному чтению
Методы и приемы для развития навыка выразительного чтения
1
2
3
4
5
Раздел I. Техника речи
1
Тема 1.1.
Дыхание
1ч
Научить распределять дыхание правильно
Игровые упражнения «Цветочный магазин», «Проколотый мяч», «Свеча»
2
Тема 1.2.
Интонация
1ч
Сформировать у учащихся понятие об интонации при чтении
1.Применение пословиц
2. Подтекст
3. Интонационное упражнение
3
Тема 1.3.
Логическое ударение и пауза
1ч
Развивать умение читать, выделяя логическое ударение и паузы
1. Разметка текста
2. Исполнительский анализ
4
Тема 1.4.
Голос
1ч
Дать представление о голосе, об атаке звука
1. Упражнения на развитие голоса
2. Разметка текста
3. Скороговорки
5
Тема 1.5.
Дикция речи
1ч
Научить произносить звуки правильно в соответствии с фонетическими нормами языка
1. Чистоговорки
2.Артикуляционные упражнения
3. Работа с текстом
6
Тема 1.6.
Мимика и жесты
1ч
Постепенно вводить учащихся в мир художественного произведения как особого образного отражения жизни
1. Игра «Пантомима»
2. Работа по картинкам
3. Работа с иллюстрацией к сказке «Репка»
4. Разметка текста
Продолжение таблицы 2
1
2
3
4
5
Раздел II. Исполнительский анализ
7
Тема 2.1.
Подготовка текста для выразительного чтения вслух
2ч
Развивать у детей эмоционально-эстетическое восприятие произведений, обогащая их эмоциональную сферу разнообразием чувств: нравственных, интеллектуальных, эстетических
1. Работа со стихотворением Ф.Тютчева «Весна»
2. Работа со средствами выразительности речи
3. Работа с сюжетом произведения
4. Работа над рассказом Д.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»
8
Тема 2.2.
Выразительное чтение стихотворения
1ч
Познакомить с теорией стихосложения, закономерностями стихотворной речи
1.Чтение детьми поэтических произведений и совместное обсуждение выразительности исполнения
2. Разметка текста
9
Тема 2.3.
Инсценирование сказки «Морозко»
1ч
Научить учащихся применять на практике знания по выразительному чтению
1.Инсцени-рование
2. Работа с подтекстом
3. Работа с пословицами, поговорками
Результативность проекта.
Для того, чтобы проверить гипотезу о том, что использование вышеуказанных методов и приемов будет способствовать повышению выразительного чтения, нами была разработана программа. Данная программа была апробирована в МОБУ СОШ с. Старый Сибай в 6а классе.
После внедрения программы нами были повторно проведены такие исследования, как метод незаконченных предложений, анализ продуктов деятельности.
Результат метода незаконченных предложений, целью которого являлось выявление знаний о выразительном чтении у учащихся 6А класса, отражены на рис.1 СЛАЙД
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Рис.3. Изменения показателя знаний у учащихся о выразительном чтении (%)
Примечание: 1- до внедрения программы
2- после внедрения программы
Повторное проведение метода незаконченных предложений показало произошедшие изменения. Мы получили следующие результаты: 100% учащихся смогли сказать, что такое «выразительное чтение». Данный показатель говорит о том, что в процессе обучения выразительному чтению на внеклассных занятиях дети полностью смогли вникнуть в смысл понятия «выразительное чтение», осознать значение выразительного чтения. По второму вопросу метода были получены такие результаты: 92,8% детей отметили, что выразительно нужно уметь читать, аргументируя это тем, что, если человек выразительно читает, рассказывает, его очень приятно слушать. Но 7,2% учащихся оставили данный вопрос без ответа. Ответ на следующий вопрос показал, что 85,7% учеников считают, что с помощью выразительного чтения можно передать характер произведения, настроение того или иного героя. А 14,3% детей не смогли точно ответить, что можно передать с помощью выразительного чтения. Ответ на последний вопрос дал следующий результат: 92, 8% учеников теперь уже знают, как можно научиться выразительно читать художественное произведение, какие упражнения будут способствовать совершенствованию выразительного чтения.
Итак, мы видим, что результаты повторно проводимого метода незаконченных предложений значительно изменились. Это говорит о том, что с помощью эффективных методов и приемов можно добиться высоких результатов: повысить знания детей о выразительном чтении и его значении.
Результаты метода анализа продуктов деятельности (приложение 3), целью которого являлось повторное выявление знаний учащихся 6а класса об исполнительском анализе, отражены на рис.4
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415 Рис.4 Изменения показателя знаний учащимися исполнительского анализа (%)
Примечание: 1-5- до внедрения программы
1-5- после внедрения программы
логическое ударение
паузы
интонация
постановка голоса
темп чтения
С первым заданием справились 85,7% учащихся. Это говорит о том, что они научились правильно ставить логическое ударение при чтении текста. Результат второго задания тоже значительно изменился: если сначала паузы в произведении правильно смогли обозначить 28,5% детей, то теперь 92,8% детей правильно поставили паузы в тексте. Это объясняется тем, что дети научились читать осознанно, делать исполнительский анализ на занятиях внеклассного чтения. Значительные изменения произошли при выполнения третьего задания, где результат равен 100%. Эти изменения связаны с тем, что при работе со стихотворениями разного вида было показано, что каждое стихотворение имеет свой характер, каждое стихотворение нужно читать по-разному, т.е. мы детей учили видеть подтекст произведения и выражать эмоциональное содержание. По итогам выполнения четвертого задания мы получили следующий результат: 92,8% учащихся в процессе внеклассных занятий по выразительному чтению научились читать то или иное произведение с правильной постановкой голоса (громко- тихо). То есть, благодаря внеклассным занятиям дети научились «чувствовать произведение». Проверив результаты последнего задания, мы выявили, что только 14,3% учеников не смогли выбрать нужный темп для чтения стихотворения. 85,7% детей успешно справились с данным заданием. Таким образом, можно сказать, что у детей появились хорошие знания и умения для выполнения исполнительского анализа перед чтением произведения, а значит, можно сделать вывод, что проведение исполнительского анализа является одним из условий повышения эффективности выразительного чтения.
После внедрения программы был повторно проведен метод наблюдения с целью выявления уровня умения читать выразительно. Тема урока: «Творчество А. Барто.. Стихи для детей». На внеклассных занятиях дети были ознакомлены с этапами подготовки к выразительному чтению, которые они должны применять всегда, при чтении любого произведения:
выяснение конкретного содержания произведения, установление идеи произведения;
разметка текста, составление «партитуры» чтения: проставление пауз, логических ударений, определение темпа, тона, громкости чтения;
упражнения в чтении.
С помощью внеклассных занятий по выразительному чтению учащиеся узнали, что выразительность чтения зависит от того, как они подготовлены эмоционально-психологически вслух; что словесное рисование, перечисление поэтических картин, сцен, подбор заглавий к ним стимулирует к осмыслению содержания. Прослушав каждого ученика, мы сделали вывод, что данные методы и приемы очень эффективны- при помощи них дети смогли осмыслить содержание стихотворения, тем самым, научились читать выразительно. * Итак, мы видим, что результаты повторно проведенных методов изменились в лучшую сторону. А значит, учитель средних классов может повысить эффективность работы над выразительным чтением, если будет использовать как на уроках, так и на внеклассных занятиях наиболее эффективные методы и приемы, которые мы обозначили в программе по выразительному чтению. При чтении стихов, басен, дети имитируют их речь, голоса, повторяют диалоги. При этом у каждого учащегося появляются интерес к литературным произведениям, стремление к чтению, развиваются устная речь и память, обогащается словарный запас, расширяется кругозор, повышается общий культурный уровень
Показательным подведением итогов работы по формированию выразительности речи стало участие учеников в конкурсе чтецов, где оба участника заняли призовые места- Сибаева.Д. (1 м.), Кусябаева Г.(1м.) (МОБУ СОШ с. Старый Сибай)
ВЫВОД
«Усвоение языка и развитие речи продолжается всю человеческую жизнь-говорят психологи.- Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания» (1, с.35). Переход школ на более усовершенствованные программы дал толчок к поискам эффективных методов и приемов обучения родному языку. Основное направление этих поисков имеет конечной целью добиться активизации познавательной деятельности учащихся, найти дополнительные возможности разностороннего их развития.
На изменение всех результатов повлияла разработанная нами программа, где нами было выдвинуто предположение, что учитель русского языка и литературы может повысить уровень выразительного чтения, используя определенные методы и приемы. Можно сказать, что непременным условием повышения выразительного чтения является не только эмоциональное восприятие текста учащимися, но и полноценное восприятие литературного произведения, использование на уроках таких эффективных приемов и методов, как исполнительский анализ, подтекст, составление партитур, разметка текста, драматизация и т.д. Еще Г.К.Бочаров писал: «Еще в начальной школе начинается та самая ниточка, которая тянет за собой и любовь школьника к литературе, и страсть к чтению, и стремление самим знать наизусть, подражать учителю в его умении читать выразительно» (4, с.6). Поэтому, важным моментом, определяющим результативность повышения выразительного чтения школьников, является внеклассная работа, уроки, где у учеников вырабатываются практические навыки выразительного чтения и рассказывания, развивается и совершенствуется особое чутье языка, умение контролировать свою речь.
Нами были разработаны рекомендации по повышению выразительного чтения учащихся старших классов, они могут применяться и учителями начальных классов (приложение 5).
А.С.Макаренко признавался: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдет или не почувствует того, что нужно»(18, с.39). Возможно, сегодняшние младшие школьники в будущем эту фразу научатся говорить с 30-40 оттенками. Поэтому, мы, учителя ,именно сегодня должны сформировать у них элементарные навыки выразительного чтения.
Выразительное чтение приобщает ум ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства.
Актуальность данной темы состоит в том, что знание методики преподавания выразительного чтения на уроках литературного чтения в средних классах, также и в начальных классах необходимо каждому педагогу. Поэтому проблема повышения эффективности выразительного чтения как способе повышения и культурного уровня учащихся не просто становится популярной, а воспринимается как насущная проблема в образовательном процессе.
Нами было выдвинуто предположение, что работа над выразительным чтением будет эффективной в том случае, если использовать определенные методы и приемы. Для подтверждения данной гипотезы нами была разработана программа, целью которой являлось внедрение способов и приемов, направленных на отработку техники выразительного чтения. На внеклассных занятиях мы использовали такие методы, как анализ текста, творческие пересказы, разметка текста, устное рисование, инсценирование и др.. Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Поставленные цели достигнуты в процессе проведения внеклассных занятий по выразительному чтению.
Теоретическая значимость состоит в том, что в ней проанализирована и систематизирована научная и специальная литература по данной теме, раскрыта сущность понятия «выразительное чтение», определены условия повышения уровня выразительного чтения младших школьников.
Практическая значимость состоит в определении компонентов выразительного чтения, над которыми следует работать, в разработке программы внеклассных занятий по выразительному чтению, а также в выявлении условий повышения эффективности работы, направленных на формирование умения выразительно читать художественное произведение. Разработаны методические рекомендации для учителей-практиков.
Я считаю, что данный проект должен изучаться и применяться в дальнейшем ,так как тема очень актуальна в наше информационное время, когда современная литература совершенствуется и обогащается, поэтому у нас, у учителей, появляются новые цели и задачи по повышению выразительного чтения как способа повышения культурного уровня учеников.
Список литературы.
Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения.- М., 1986.- 82с.
Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 160с.
Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание учителя. – М.: Просвещение, 1965. – 156с. 8...Найденов Б.С., Коренюк Л.Ю., Майман Р.Р., Методика выразительного чтения. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2000. – 175с
Кубасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем. – М., 2004. – 226с.
Фирсов Г.П. Выразительное чтение на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1955. – 221с.
Ханин М. Риторика для детей и взрослых. Как научиться красиво и правильно говорить.: СПБ., 1997. – 98 с.
Яшина Н.П. Учить детей трудно, но интересно. // Начальная школа. – 2001 - №6 – 24-46с.
Root Entry