Презентация по русскому языку к творческому проекту Нетрадиционные уроки русского языка и методика их проведения
ГАП ОУ ВО «Новохопёрский аграрно-экономический техникум»Творческий проектпо русскому языку на тему: «Нетрадиционные уроки русского языка и методика их проведения»преподаватель русского языка и литературы: Мазунина Евгения Алексеевна2016г.
рассмотрение нетрадиционных видов уроков русского языка и методики их проведения.Задачи проекта:- рассмотреть понятие и виды нетрадиционных уроков русского языка.- определение особенностей организации нетрадиционных уроков русского языка.- рассмотреть методику проведения нетрадиционных уроков русского языка.Цель проекта:
Теоретическая значимость. Исследования определяется возможностью использования полученных результатов в дальнейших исследованиях, посвященных анализу особенностей методики подготовки и проведения нетрадиционных форм обучения. В рамках преподавания русского языка могут быть использованы, разработанные нами конспекты нетрадиционных уроков.Объект исследования: образовательный процесс.
Результаты настоящего проекта могут быть внедрены и уже находят отражение в практике преподавателей общеобразовательных учреждений при проведении уроков.Практическая значимость.
Подготовительный: Апрель 2016Изучение и анализ материалов по теме проекта, подбор и создание материалов для реализации основного этапа проектаОсновной: Апрель 2016-Май 2016Проведение уроков с использованием нетрадиционных, нестандартных форм и методов обученияЗаключительный: Май 2016Подведение итогов, анализ результатов, обобщение опытаЭтапы реализации проекта
· анализ проблемы исследования;· изучение психолого-педагогической, методической литературы;· проектирование педагогического эксперимента;· обобщение;· сравнение;· анкетирование;· обобщение полученных результатов;· подведение итогов.Методы исследования:
· высокий уровень сформированности познавательной активности учащихся;· повышение интереса к русскому языку и литературе и развитие мотивов учебной деятельности;· прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения;· активизация творческой деятельности.Ожидаемые результаты:
· Образовательные программыВ своей работе я опираюсь на нормативные документы: закон РФ «Об образовании».Обучение студентов ведётся на основе требований ФГОС ООО. Образовательные программы и ресурсное обеспечение соответствуют требованиям Госстандарта. Учебнометодические комплексы выбраны из списков рекомендованной Министерством образования и науки литературы; они согласованы и утверждены на районных методических объединений учителей русского языка и литературы. В работе использую учебники, учебные пособия по предмету, цифровые образовательные ресурсы, соответствующие программе.Условия реализации проекта.
Кабинет русского языка соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Мебель легкая, мобильная для изменения планировки в зависимости от организационных форм работы (фронтальной, групповой, коллективной). Она обеспечивает комфортные условия для выполнения письменных упражнений, для работы с книгой. Учебное оборудование ориентировано на разные виды восприятия (зрительное, слуховое, кинестетическое); имеются печатные, экранные, звуковые и экранно-звуковые пособия, демонстрационный и раздаточный материал. Книжный фонд включает в себя справочную литературу, УМК разных авторов, научно - методическую литературу, материалы текущей периодики. Таким образом, условия кабинета позволяют реализовать здоровьесберегающие технологии в обучении: менять виды деятельности, осуществлять двигательный режим на уроке, размещать учащихся по остроте зрения, проводить физкультпаузы. Уроки с применением ИКТ провожу в кабинете информатики.Учебный кабинет
Перед тем как начать работу над своим проектом и проверить его результативность, я решила провести опрос среди студентов I -II курсов. Студентам был задан вопрос: «С каким настроением ты идёшь на урок русского языка?» и даны варианты ответов: с интересом, с радостью, со страхом, равнодушно. Так как опрос был анонимным, то, по моему мнению, ответы детей откровенны. Подготовительный этап
Результаты представлены в виде диаграммы.
1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок.6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».8. Интегрированные уроки.9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.Типы нетрадиционных уроков и методика их проведения.
- ознакомление студентов с темой и микротемами семинара (за 2-3 недели допроведения);- осмысление и выбор микротем;- создание творческих групп;- подбор материала к семинару;- консультации учителя (за 7-10 дней до проведения семинара);- систематизация и обобщение материала;- выступление творческих групп на семинаре;- конспектирование дат, определений и других важных моментов сообщений;- выполнение практического задания;- обсуждение выступлений творческих групп;- подведение итогов;- оценивание работы;- объяснение домашнего задания.Этапы подготовки и проведения урока-семинара:
- выбор текстов;- составление плана анализа текста;- предварительная работа с произведением;- создание творческих групп;- дифференцированное распределение отрывков;- исследование художественного текста под «лингвистическим микроскопом»;- подготовка группы к «защите» исследования;- представление текста (художественное чтение) одноклассникам;- лингвистический анализ отрывка;- обсуждение, рецензирование анализов, проведённых группами;- подведение итогов урока;- оценивание работы студентов;- объяснение домашнего задания.Этапы подготовки и проведения урока- исследования по русскому языку:
- экскурсия, наблюдения за природой;- знакомство на практике с изобразительно-выразительными средствами;- обсуждение увиденного;- творческая работа студентов;- чтение сочинений (по желанию);- обсуждение и рецензирование творческих работ;- исправление и доработка сочинений;-объяснение домашнего задания. (Как правило, художественное оформление творческих работ).Этапы урока-практикума:
· творческая работа;· лингвистическое исследование текста;· подготовка иллюстраций к литературным произведениям;· рисование обложек к литературным произведениям;· художественное чтение;· инсценировка художественного произведения;· создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;· продолжение неоконченных произведений;· наблюдение за природой;· подготовка словарных диктантов;· составление вопросника к зачету по теме;· составление конспекта, опорных таблиц;· письмо по памяти.Типы домашнего задания:
1. Нетрадиционные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков студентов;2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных студентов;5. Интегрировать усилия преподавателей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание студентов в атмосфере добра, творчества, радости.РЕКОМЕНДАЦИИ
Зачет выполняет не только контролирующую функцию, но и основное его назначение – систематизировать и обобщать материал по теме или разделу, уточнить знания по основным вопросам. Для зачета можно использовать итоговые уроки, уроки обобщающего повторения или уроки контроля и проверки знаний, умений и навыков. В календарно-тематическом плане заранее предусмотреть темы, по которым будет зачет (3-4 в год).Рекомендации по проведению уроков-зачетов
1. Предварительная подготовка к уроку-зачету.2. Проведение урока-зачета.3. Подведение итогов и внесение корректив.Этапы подготовки и проведения урока-зачета
Дискуссия – это спор, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение. Сама природа этой формы общения определяет ее демократичность: «В спорах нет ни высших, ни низших, ни званий, ни имен: важна лишь одна истина, перед которой равны все» (Р. Роллан).ДИСКУССИЯ
1) выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину, что, несомненно, способствует не только углублению званий, но и формирование мировоззрения школьников;2) воспитание у учащихся культуры речевого общения во время спора; формирование умения дискутировать, просто и понятно излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать, спокойно выслушивать доводы оппонента и т.д.Поскольку дискуссия – это спор, то основные цели ее проведения следующие:
1) предварительная подготовка,2) проведение дискуссии,3) подведение итогов.Методика включает три этапа:
Семинар –это один из видов урока.Цель семинара: более углубленное самостоятельное изучение вопроса, темы, проблемы учебного предмета, овладение научно-теоретической и конструктивной методологией. В условиях школы семинар – один из основных видов практических занятий, состоящих в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных по результатам самостоятельного исследования, опыта, доказательства.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРА
1. Образовательные:- расширение общего научного кругозора;- углубление самостоятельного изучения студентами отдельных, основных или наиболее важных тем курса;- формирование навыков, умений проведения опытов научного исследования по данной теме, проблеме;- овладение методикой конкретной науки;- выбор нужной основной информации из первоисточников, словарно-энциклопедической литературы.2. Развивающие:- развитие умений доказать, обобщать;-умение отстаивать свои мысли, доказательства, выводы, умение интерпретировать;- развитие эмоций, чувств;- развитие волевых усилий;- развитие памяти;- совершенствование искусства устного и письменного изложения, темы, вопроса, проблемы опыта в соответствии с заданной целью.3. Воспитывающие:- формирование познавательного интереса к науке учебного предмета и к методам исследования.Задачи семинарских занятий:
1. Заслушивание реферата, доклада.2. Вопросы участникам семинара.3. Выступление студентов.4. Необходимые пояснения преподавателя по ходу занятия.5. Заключительное слово автора реферата.6. Заключительное слово преподавателя, проводившего семинар-урок.7. Оценочные суждения студентов, преподавателей.Организация урока-семинара
Урок-конкурс может иметь место в любой группе на завершающем этапе работы практически над любой темой с учетом условий обучения. Целесообразно комплексный подход при разработке урока, т.е. необходимо реализация языковых и речевых навыков и умений студентов, межпредметных связей коллективная подготовка к уроку сплачивает студентов стремлением к победе, желанием каждого внести свою посильную лепту в общее дело.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и проведению урока-конкурса
Практическая цель: совершенствование языковых и речевых навыков и умений уч-ся в процессе подготовки к конкурсу и в процессе выполнения ими конкурсных заданий.Образовательная цель: расширение кругозора учащихся.Развивающая цель: привитие интереса уч-ся к предмету, развитие познавательной активности, развитие навыков и умений в ходе поиска конкретного практического материала для выполнения задания.Воспитательная цель: воспитание детей в духе коллективизма, повышение ответственности уч-ся за качество выполнения домашних заданий в духе подготовки к уроку-конкурсу и выполнение заданий на уроке. В ходе подготовки и проведении урока-конкурса функции учителя реализуются так:Конструктивно планирующая: при составлении сценария, условия конкурса, критериев оценки результатов.Организационная и коммуникативно - обучающая: при организации работы учащихся по выполнению типичных заданий в серии урока, предваряющих урок-конкурс, в ходе индивидуальной работы с ведущими конкурса, которые будут распоряжаться комплексом средств обучения на уроке, отражать результаты соревнования на уроке.Примерная формулировка цели урока.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность только поднять интерес учащихся изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаниями. Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль.Развивающий и воспитывающий потенциал нетрадиционных форм урока можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:- формирование у учащихся интереса и уважения к культуре страны изучаемого языка;- воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности;- развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций учащегося.
1. Методика преподавания русского языка: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности №2101 “Русский язык и литература”/М.Т. Баранов, Т.А. Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедев В.И. Методика русского языка. - М., 1974. 2. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1983. 3. Граник Г.Г, Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Семинар по русскому языку. – М., 1988. 4. Караваев А. Игровые уроки в старших классах. // Преподаватель. 2006, № 1, с. 3-6. 5. Климкина Ю.Е. Уроки-семинары по русскому языку в старших классах. // Русский язык в школе. 2001, № 4, с. 27-29. 6. Котельникова С.А. Творческие работы нетрадиционных жанров. // Русский язык в школе. 1997, № 1, с. 25-26. 7. Крупенникова М.И. Эффективные методы и приемы организации урока. // Русский язык в школе. 1997, № 4; с. 9-13. 8. Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. - М., 1981., с. 50-52 Интернет-ресурсы1. http://festival.1september.ru/2. http://lisitsinageo.narod.ruЛитература