План-конспект урока по ОРКСЭ (Основы светской этики) на тему Честь и достоинство (4 класс)

Предмет: Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики»)
Тема: «Честь и достоинство»
Класс: 4
Тип урока: урок «открытия» новых знаний

План-конспект урока
Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению.
Задачи урока:
Образовательные:
способствовать формированию понятий: честь и достоинство;
учить участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мысли;
помочь усвоить основы взаимоотношений в обществе;
Воспитательные:
способствовать воспитанию моральных качеств: честь и достоинство.
Развивающие:
развивать представления младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
УУД: Личностные:
сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.
Регулятивные:
способствовать выполнению «открытия» новых знаний;
создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные:
создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
создать условия для совместного решения учебной задачи;
способствовать осуществлению взаимодействия ребенка при работе в паре;
развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать предполагаемые действия на уроке; оценивать правильность выполнения задания.
Познавательные:
развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать;
помочь выделить и сформулировать познавательную цель;
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку рассуждений, устроить устное речевое высказывание;
продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике
способствовать оцениванию своей деятельности на уроке;
развивать умение работать с разными видами информации.
Основные понятия: «честь» и «достоинство»



Деятельность учителя
Деятельность учеников



1.Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.
Мы знаем тысячи в истории примеров,
Как Честь мужчины защищали, твёрдо веря,
Что Честь порой дороже даже Жизни,
Когда идёт речь о семье или Отчизне.






Чтобы перейти к теме сегодняшнего урока послушаем песню («Имею честь служить во ВВ»)
Соотнесите слова песни с высказыванием известного во всем мире русского писателя Ф.М.Достоевского. СЛАЙД 1
«Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего»


Как вы считаете: как будет звучать тема нашего урока?
Тема данного урока «Честь и достоинство» СЛАЙД 2

Сформулируйте, пожалуйста, цель урока.

СЛАЙД 3
На уроке мы должны понять и объяснить значение слов честь и достоинство, определить своё отношение к происходящему: оценить свои и чужие поступки, делать выбор.

- Попробуем разобраться в этих понятиях
- Подберите однокоренные слова к слову «честь». Запишите в свои листочки. Прочитайте. Остановимся на объяснении четырех слов с корнем чест. СЛАЙД 4

Честно, честный, честность, чествовать


В каких ситуациях мы употребляем в своей речи это слово честно?
Когда играем: честно – значит по правилам, справедливо, а нечестно – если жульничаешь, обманываешь.

Перейдем к значению слова «честный» Значит, честь проявляется, когда действуешь по правилам, без обмана?
Объясните значение выражения: «Даю честное слово!»
А ещё когда обещаем, маме обязательно выполнить что-то: уроки, например, или погулять с собакой.

– По телевизору мы часто слышим: «Чествуем победителей», «В честь высокого гостя был дан концерт».


Чем победители и почётные гости заслуживают такое отношение к себе?
Чествуют победителей и героев в знак уважения.

Что становится человеку наградой за хорошие и правильные поступки?

Уважение других людей – заслуга за хорошие и добрые поступки.

- Что означает слово «честь»? Как вы думаете? Обратимся к мнению окружающих о значении данного слова. Слайд 5
Найдите в учебнике определение чести с. 46. Прочитайте 2 и 3 абзацы. Что мы нового узнаем?
А теперь обратимся к словарям С.И. Ожегова и Владимира Ивановича Даля. СЛАЙД 6








Посмотрите на высказывания, написанные у вас на листочках, которые лежат у вас на партах. Выберите понравившееся вам и попробуйте его объяснить. Составьте свое определение этого слова.

Честь это достойные уважения и гордости моральные качества личности, это доброе имя человека, его незапятнанная репутация и т. п.
С.И. Ожегов: «Честь – это
1.достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности;
2. хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя; 3. почёт, уважение».
Честь - это внутреннее достоинство человека. Такое определение дается в толковом словаре В. И. Даля.



Работа в парах.

Заслушивание высказываний.


А знаете ли вы?
Что такое рыцарская честь? СЛАЙД 7
Что такое воинская честь? СЛАЙД 8
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Честь во все времена считалась важнейшим духовным качеством офицера. Когда-то в российской армии существовала такая краткая, но очень емкая формула: «Жизнь – Отечеству, честь – никому». Петр I, создавая регулярную армию, записал в Воинском уставе свое представление об офицерской чести: «Честь офицера – это внутреннее достоинство, верность, доблесть, благородство души, чистая совесть. Она является главной драгоценностью офицера...»
Что такое гражданская честь? СЛАЙД 9


Коллективное обсуждение

2.Решение проблемы, открытие новых знаний.

-Раскроем понятие чести на примере литературных героев.
- Известны ли вам эти произведения? Что вы знаете о поступках героев этих произведений? Какую оценку их поступкам вы бы дали?

СЛАЙД 10
В рассказе Леонида Пантелеева «Честное слово» маленький мальчик, о котором забыли большие ребята во время игры «у порохового склада», не потерял веры в понятия «часовой», «пост», «честь». Он, будучи в игре «сержантом», сдержал своё «Честное слово - не уйду». Лишь случайный прохожий, помня свое детство, привел майора, который разрешил «сержанту» покинуть пост.

СЛАЙД 11
В произведении С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» случайный парень спасает в пожаре девочку, забираясь на последний этаж пожаром объятого дома. Это смелый, мужественный поступок.

СЛАЙД 12
В сказке «Золотая антилопа» крестьянский мальчик-сирота спасает от охотников волшебную антилопу, способную ударом копыта добывать золото. Он не предаёт своего друга – антилопу даже тогда, когда жадный правитель-раджа и его слуги схватили мальчика, под угрозой смерти требуя рассказать, где прячется Золотая антилопа.


Какие моральные качества присущи этим героям? - Кто такой человек чести? (ответы детей)

- Если человек держит своё слово, не предаёт друзей, не изменяет своим моральным принципам, всегда приходит на помощь слабым, то о нём говорят «человек чести»


Физминутка




























Умение сдержать своё слово, придти на помощь слабым, не предать друзей, Родину, не изменить своим моральным принципам
Человек, обладающий честью, бережет ее, дорожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но, прежде всего, он уважает себя.






- Рядом с понятием «честь» стоит «достоинство».
Встречались ли вы с этим понятием?

Что означает слово «достоинство»? Ответы детей. Обратимся к учебнику с.46.
Обратимся к словарю С.И. Ожегова СЛАЙД 13

Подобрать к каждой букве слова «ДОСТОИНСТВО» - описание человеческих качеств.
(Д-доброта, О - отзывчивость, общение, открытость, С – смелость, старательность, сочувствие, справедливость, Т – трудолюбие, терпение, И- искренность, Н- надежность, нравственность, В – великодушие)
За что же человек может быть достоин уважения? Вывод.
Человек держит свое слово, не изменяет ему, не смотря на сложность ситуации.
Он понимает, что прав и никакая сила не заставит его нарушить обещание.
Достоинство не позволит ему уронить честь. Достоинство стало правом каждого человека на уважение.
Достоинство помогает осознать собственную ценность. В достоинстве выражено представление людей о равенстве.

Достоинство позволяет избегать взаимных обид. В трудные минуты честь и достоинство подсказывают, как поступить.
Этот человек не допускает оскорблений в свой адрес и не опускается до оскорбления других.
Не грубит в ответ на оскорбления.
Не покоряется бездумно чужим приказам, а понимает, когда это необходимо, а когда можно воспользоваться правом не соглашаться и отстаивать своё мнение.

Достоинство – абсолютное качество человека, позволяющее ему оставаться человеком



Близки ли по смыслу моральные качества честь и достоинство?







Моральные качества честь и достоинство близки по смыслу
·.


Да это так, но всё- таки между ними есть различие. Каково же оно?

Часто моральные поступки Человек чести совершает непроизвольно, потому что его так воспитали, он учится этим поступкам на примере других достойных людей, героев. Можно сказать – это воспитанность человека, а
достоинство - это осознанный выбор человека. Это осознанность.



Достоинство – уважение в самом себе личности, своих прав, своей способности жить в соответствии с требованиями совести, долга и морали, защищать свою честь.

- Поднимая сегодня такую важную тему, как честь и достоинство, невозможно не вспомнить спортсменов. Учебник стр. 47. Это люди абсолютной чести и достоинства, которые в тяжелейшей честной борьбе завоевывают победу.
- Кого в нашей жизни можно назвать честным и достойным человеком, обладающим теми качествами, о которых мы говорили?

А какие профессии, по вашему мнению, являются достойными уважения? Какие профессии отстаивают честь Родины?





Ответы детей.



3.Выполнение продуктивных заданий по теме.
Ребята, перед вами на партах лежат карточки со словами. На данном этапе урока вы будете работать в парах. Вам необходимо из данных слов собрать высказывание.
СЛАЙД 14




Ответьте на несколько вопросов по данной теме. Проверьте себя.
Приложение 1
Учащиеся собирают (выстраивают) высказывание (предложение):
Задача каждого человека не унижать достоинство других и не терять собственного.
СЛАЙД 15








Кого из своего окружения или близких вы можете назвать человеком чести?
Ответы детей. Учащиеся кратко рассказывают о дедах и отцах, которые участвовали в Вов или служили в рядах вооружённых сил.

Давайте представим себе, что герои, которыми мы восхищались, старались быть похожими на них поступили бы по-другому.
Честь и достоинство - главные качества человеческой души, и тот, кто утратил их, и кто не хочет воспитывать их в себе, превращаются в жестокого человека, не имеющего ни чувств, ни мыслей.

Что необходимо, чтобы воспитывать в себе честь, развивать достоинство? Послушайте притчу о снежинках. Притча о снежинках. Шёл снег. Зимой это дело обычное. Погода была безветренной, и большие пушистые снежинки не спеша кружили в причудливом танце, медленно приближаясь к земле. Две снежинки, летевшие рядом, решили затеять разговор. Боясь потерять друг друга, они взялись за руки, и одна из них весело говорит:  Как хорошо лететь, наслаждаться полётом.  Мы не летим, мы просто падаем,  отвечала грустно вторая.  Скоро мы встретимся с землей и превратимся в белое пушистое покрывало.  Нет, мы летим навстречу гибели, а на земле нас просто будут топтать.  Мы станем ручьями и устремимся к морю, мы будем жить вечно,  сказала первая.  Нет мы растаем и исчезнем навсегда,  возражала другая. Наконец им надоело спорить, они разжали руки, и каждая полетела навстречу судьбе, которую выбрала сама.
- Могут ли люди, не уверенные в себе, как одна из снежинок, считавшая, что её будут топтать, и она всё равно погибнет, добиться достоинства и уважения окружающих?

- ВЫВОД: Необходимо быть уверенным в себе, в своих поступках, и тогда можно многого добиться.

Многие люди предпочитают умереть, но сохранить свою честь. Любой бесчестный поступок: ложь, клевета, предательство, равнодушие, жестокость – может привести к потере чести. Человек, обладающий честью, бережет ее, дорожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но, прежде всего, он уважает себя.
Когда человек совершает добрые, правильные поступки, противостоит злу, он оберегает свою честь (уважение со стороны других) и обретает чувство собственного достоинства (уважение самого себя).




Что вы будете делать для сохранения чести и достоинства?

Притча.
Когда-то дружили Вода, Ветер, Огонь и Честь. Они всегда были вместе, но как-то пришлось им разойтись, чтобы каждый мог заняться своими делами. При расставании стали они рассуждать, как им потом вновь найти друг друга. Вода сказала, что её можно найти там, где растет камыш. Ветер сказал, что он всегда находится там, где трепещут листья. Огонь сказал, что его можно найти по идущему вверх дыму. Лишь одна Честь стояла молча. Они спросили, почему она не называет своих признаков. Она сказала: «Вы можете и расходиться, и вновь сходиться, а мне это не позволено. Тот, кто однажды расстался со мною, расстался навсегда и уже со мной никогда не встретится»
-Какое бы определение "чести" вы ни выбрали для себя, важно помнить: "Береги честь смолоду, а платье снову". Народная мудрость все-таки!




Честь и достоинство необходимы в те моменты, когда надо выбрать, как поступить. Именно эти качества не дадут человеку совершить безнравственный поступок, помогут избежать вражды, мести и взаимных обид, потому что он уважает и себя и других.

4. Итог урока. Рефлексия СЛАЙД 18
Рыцарь, воин, гражданин своей страны – все защищают свою честь. А для чего они это делают?

Предлагаю подвести итог урока по следующей схеме:
Сегодня я узнал
Было интересно
Я понял, что
Я задумался
Я почувствовал, что
Осталось непонятно
Как я понял(а) тему «Честь и достоинство»
Данная тема пригодится мне в будущем.
Я бы хотел(а) более подробно изучить данную тему.
Мне не совсем понятна эта тема.
Я обязательно поделюсь полученными знаниями со своими близкими.

Чтобы восстановить свое доброе имя, вернуть к себе уважение со стороны других людей. Чтобы защитить слабых, защитить женщин и сформировать у себя самоуважение

Высказывания детей


СЛАЙД 19 5.Домашнее задание: 1) Написать мини-сочинение на тему «Честь и достоинство моей семьи»
2) Выписать пословицы о чести и достоинстве, которые пригодятся вам в вашей жизни.
6.ОЦЕНИВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Хочется завершить наш урок строками из стихотворения «Человек» Редьярда Киплинга СЛАЙД 20
Останься прост, беседуя c царями,
Будь честен, говоря c толпой;
Будь прям и тверд c врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются c тобой




ЛИТЕРАТУРА
Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М. Просвещение, 2012.
Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлёва И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика 4 класс. Учебник. – М.: Баласс, 2012. 
Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Программы общеобразовательных. учреждений. 4–5 классы – М. Просвещение, 2012.
СЛОВАРИ

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Рус. яз., 1998.

Ожегов С.И. Словарь русского языка: около 57000 слов/ Под ред. Н.Ю. Шведовой.- М.: Рус. яз., 1984.

Рабочий лист обучающегося
___________________________________
Тема:__________________________________________________________

Подберите однокоренные слова к слову «честь»:__________________________________________________________
Честь дороже жизни
Храни достоинство и честь, как дар Богов, они заставят вызвать уважение врагов.
Коль совесть добрую имеешь,
Покой и мир в душе хранишь,
Знай, зерна доброты ты сеешь,
И честь свою не осквернишь.
Честь надо не БЕРЕЧЬ, с Честью надо ЖИТЬ!
Самое благоуханное - это незапятнанная честь и доброе имя.
Сформулируйте и запишите свое определение слова «честь»: Честь – это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подберите к каждой букве слова «достоинство» моральные (положительные) качества человека.
Д_______________________________________________________________
О_______________________________________________________________
С_______________________________________________________________
Т_______________________________________________________________
О_______________________________________________________________
И_______________________________________________________________
Н_______________________________________________________________
С_______________________________________________________________
Т_______________________________________________________________
В_______________________________________________________________
О_______________________________________________________________










Из данных слов сформулируйте высказывание:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________


Домашнее задание на выбор

1) Написать мини-сочинение на тему «Честь и достоинство моей семьи».
2) Выписать пословицы о чести и достоинстве, которые пригодятся вам в вашей жизни.














Задача каждого человека -каждогочеловека илин

не унижать

других

собственного

и не терять

достоинство

Задача каждого человека -каждогочеловека илин

не унижать

других

собственного

и не терять

достоинство



Объект 2 ђ Заголовок 1¬ђ Заголовок 215