Доклад «Новый образовательный стандарт – новое качество образования»


Доклад на тему
«Новый образовательный стандарт – новое качество образования»
Подготовила Долгиева А.П.
Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку, а если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи.
Б. Шоу
В условиях решения стратегических задач инициативы «Наша новая школа» важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
В качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность выпускников школы нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества. Достижение этого результата предполагает освоение учащимися социальных навыков и практических умений, обеспечивающих их социальную адаптацию в условиях меняющегося общества, а также, социальную мобильность молодых людей, их способность к возможной быстрой смене социальных и экономических ролей, возможность активного и творческого участия в общественном прогрессе.
Проводя анализ деятельности нашего учреждения, усматривается параллель того что мы уже делаем и что нужно делать в контексте ФГОС ООО, который был утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.12. 2010 № 1897.
С 2015-2016 учебного года в МБОУ СОШ №2 с. Тарское введён Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). С сентября 2015 года обучающиеся 5 классов перешли на обучение по новым федеральным образовательным стандартам. В школе были созданы необходимые условия для перехода на ФГОС ООО: разработана Образовательная Программа основного общего образования (5-9 классы) ФГОС ООО, составлен план-график обучение учителей-предметников в течение ближайших 3-х лет, план методической работы сопровождения введения ФГОС ООО с целью обеспечить методические условия для эффективного введения ФГОС ООО в школе. В рамках методической работы уже проведены для учителей, работающих в 5 классах семинары «Организация образовательного процесса в 5 классе в 2015-2016 учебном году в соответствии с ФГОС ООО: урочная и внеурочная деятельность» (знакомство с должностными инструкциями работников образования, составленными в соответствии с ФГОС ООО, анализ изменений в ведении документации в связи с введением ФГОС ООО), «Системно-деятельностный подход – основа реализации ФГОС ООО», открытые уроки, внеклассные мероприятия, педагогические чтения, взаимопосещения и т.д.
Главная цель введения ФГОС ООО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.
Что представляет собой Федеральный государственный стандарт основного общего образования?
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием ФЗ "Об образовании в РФ". Федеральный государственный стандарт основного общего образования (СТАНДАРТ) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Чем отличается новый стандарт от предыдущих?
Первое отличие ФГОС от его предшественников – опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования.
Вторым принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.
Третье принципиальное отличие новых стандартов от предшествующих версий - это отличие в структуре.
ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.
Особенность нового стандарта в том, что он вводится как общественный договор. Если раньше главным ответчиком за результаты образования был ребенок, то теперь заключается трехсторонний договор между родителями, образовательным учреждением и руководителем муниципального уровня, где прописаны права и обязанности каждой стороны. Главная задача школы предоставить обучающимся качественное образование.
Родители обучающегося обязаны:
обеспечить посещение обучающимся занятий согласно учебному расписанию и иных школьных мероприятий, предусмотренных документами, регламентирующими образовательную и воспитательную деятельность школы;
обеспечить выполнение обучающимися домашних заданий;
родители обязаны выполнять и обеспечивать выполнение обучающимся устава и правил внутреннего распорядка школы и иных актов школы, регламентирующих её деятельность;
родители обязаны посещать родительские собрания, а при невозможности личного участия обеспечивать их посещение доверенными лицами, по просьбе руководителя школы или классного руководителя приходить для беседы при наличии претензий школы к поведению обучающегося или его отношению к получению общего образования;
родители обязаны извещать руководителя школы или классного руководителя об уважительных причинах отсутствия обучающегося на занятиях.
Муниципалитет берет на себя содержание школы, а также содействует родителям и учащимся в получении образования в необходимой форме.
Введение стандарта второго поколения во многом изменит школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Именно поэтому в стандарт, например, введена Программа формирования универсальных учебных действий, а учебные программы ориентированы на развитие самостоятельной учебной деятельности школьника (на такие виды учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности, как учебное проектирование, моделирование, исследовательская деятельность, ролевые игры и др.).
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. На уроках сейчас основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.
На ступени основного общего образования (5-9 классы) у обучающихся должно быть сформировано умение учиться и способность к организации своей деятельности, умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Какие требования выдвигает новый стандарт?
Стандарт выдвигает три группы требований:
Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования.
Каждое образовательное учреждение, исходя из своей уникальности, разрабатывает собственную образовательную программу, учебный план, учитывая, в том числе запросы и пожелания родителей школьников. Родители должны познакомиться с программой, чтобы понимать, как будут учить ребенка, по каким технологиям, чему его научат, какими качествами и умениями он будет обладать по окончании основной школы.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Итогом обучения должна будет стать совокупность результатов:
личностных (способность к саморазвитию, желание учиться и др.);
метапредметных (универсальные учебные действия);
предметных (система основных знаний).
Оцениваться будет не то, что запомнил ребенок, а то, как он понял изученный материал и может ли его применить в разных ситуациях. Наряду с традиционными устными и письменными работами у учеников появится возможность "накопительной оценки" за выполнение тестов, проектов, различных творческих работ. Это могут быть рисунки, сочинения, наблюдения, аудио, видеоработы, газеты, презентации, создание личного портфолио с коллекцией достижений ученика.
Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования.
Раньше никто не вписывал в стандарты нормы, определяющие техническое оснащение учебного процесса, кадровые и финансовые ресурсы. В новом стандарте четко описываются требования к информационному пространству, материально-техническому обеспечению, учебному оборудованию, кадровым и финансовым условиям.
Троснянская школа предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т. д. Работа предметных факультативов, кружков, клубов не может планироваться и осуществляться только для учащихся конкретного класса, поскольку такая организация внеурочной деятельности нарушает ее основной принцип – добровольность выбора ребенком сферы деятельности, удовлетворение его личных потребностей, интересов. Детские познавательные потребности следует изучать и формировать. Составленный план внеурочной работы должен предоставить детям максимально широкий спектр видов деятельности для их свободного выбора. Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальные учебные планы могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей).
Система оценки достижения планируемых результатов ООП представляет собой один из механизмов управления реализацией основной образовательной программы основного общего образования и выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования. На этапе основного общего образования система оценивания приобретает новый виток качества. На этом этапе любая отметочная система оценивания (пятибалльная, многобалльная и др.) не имеет принципиального значения, как это было в начальной школе. Акцент делается на формирующем оценивание и экспертной качественной оценки со стороны взрослого, в том числе и педагога.
Система оценки достижения планируемых результатов включает в себя две согласованные между собой системы оценок:
внешнюю оценку (оценка, осуществляемая внешними по отношению к школе службами);
внутреннюю оценку (оценка, осуществляемая самой школой – обучающимися, педагогами, администрацией).
При реализации ООП необходимо учитывать, что внешняя оценка образовательных результатов может проводиться:
1. На старте (в начале 5-го класса) в рамках регионального мониторинга качества образования силами региональных структур оценки качества образования.
Основная цель диагностики – определить готовность пятиклассников обучаться на следующей ступени школьного образования.
Готовность обучения в основной школе может определяться двумя параметрами:
сформированностью у обучающихся желания и основ умения учиться;
уровнем освоения основных культурных предметных средств/способов действия необходимых для продолжения обучения в основной школе.
2. В ходе аккредитации образовательного учреждения силами региональной службы по контролю и надзору в сфере образования с привлечением общественных институтов независимой оценки качества образования.
Внешняя оценка также может проводиться
3. В рамках государственной итоговой аттестации (9 класс). Предметом государственной итоговой аттестации освоения обучающимися основной образовательной программы являются достижения предметных и метапредметных результатов в рамках учебных дисциплин, необходимых для продолжения образования.
Итоговая аттестация включает три составляющие:
- результаты промежуточной аттестации обучающихся за последние три года (7-9 классы);
- итоги внеучебных (школьных и внешкольных) достижений обучающихся за 7-9-й классы, которые оформляются в специальное индивидуальное портфолио учащихся;
- результаты экзаменационных испытаний (экзамены) выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов
Итоговая аттестация по завершению основной школы - это :
экзамены в форме тестирования
итоговая оценка и фиксация внеучебных достижений выпускников.

Оценка внеучебных достижений выпускников основной школы
Необходимо подчеркнуть, что внеучебные достижения школьников связаны не только с освоением предметных областей учебного плана школы, но и с участием детей в разнообразных видах образовательной деятельности. Как правило, разные виды внеучебной деятельности связаны с приобретением школьником реального социального опыта. Именно благодаря этим видам деятельности и формируется здесь и сейчас социальный опыт подростка. Во внеучебной деятельности дети также имеют свои образовательные результаты, в которых можно выделить три уровня:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Достижение всех трех уровней результатов внеучебной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
Например, неоправданно предполагать, что для становления гражданской компетентности и идентичности школьника достаточно уроков граждановедения. Даже самый лучший урок граждановедения может дать школьнику лишь знание и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения (конечно, это немало, но и не всё). А вот если школьник приобретет опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в самоуправлении в классе), и уж тем более в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает.
Формой накопления как учебных, так и внеучебных результатов и достижений школьников может быть портфолио. Портфолио ученика - это комплект документов, представляющих совокупность сертифицированных индивидуальных учебных и внеучебных достижений, играющих роль индивидуальной накопительной оценки.
Итоговыми результатами внеучебных достижений за период основной школы могут быть, например:
участие в конкурсах, выставках выше школьного уровня;
победа в конкурсах, выставках, соревнованиях;
участие в научно-практических конференциях, форумах;
авторские публикации в изданиях выше школьного уровня;
авторские проекты, изобретения, получившие общественное одобрение;
успешное прохождение социальной и профессиональной практики;
плодотворное участие в работе выборных органов общественного управления и самоуправления;
получение грантов, стипендий, премий, гражданских наград;
лидирование в общепризнанных рейтингах.
Таким образом, итоговые результаты обучения в основной школе складываются из национальных и школьных экзаменов и внеучебных достижений выпускника, которые наравне с учебными отражаются в итоговом документе, такой документ должен учитываться при поступлении учащихся в профильную старшую школу, профессиональные колледжи.
Внутренняя оценка планируемых результатами проводится силами образовательного учреждения
Внутренняя оценка предметных и метапредметных результатов образовательного учреждения включает в себя стартовое, текущее (формирующее) и промежуточное (итоговое) оценивание.
Предметом стартового оценивания, которое проводится в начале каждого учебного года, является определение остаточных знаний и умений учащихся относительно прошедшего учебного года.
Предметом текущего (формирующего) оценивания является операциональный состав предметных способов действия и ключевых компетентностей.
Предметом промежуточного (итогового) оценивания на конец учебного года является уровень освоения обучающимися культурных предметных способов и средств действия, а также ключевых компетентностей.
Общая система внутреннего оценивания носит уровневый характер и состоит из следующих элементов:
оценка предметных и метапредметных результатов по итогам учебного года:
количественная характеристика таких результатов определяется по итогам учебного года на основе итоговой проверочной работы по предмету.
Качественная - составляется на основе «портфолио» ученика, его рефлексивной самооценки и публичной презентации результатов обучения за год.
Следующий элемент системы внутреннего оценивания
Прогресс в учебе относительно индивидуальных целей образования оценивается как в ходе учебного года, так и по его окончанию
Самостоятельность в изучении предмета оценивается как в ходе учебного года, так и по его окончанию.
Прилежание в учебе оценивается по итогам обучения.
Поведение оценивается по итогам обучения.
Контрольно-оценочная деятельность учащихся связана с определением учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.
Основными формами и средствами контрольно-оценочных действий учащихся в рамках образовательного процесса подростковой школы являются:
1) Оценочные листы и задания для самоконтроля
2) Творческие задания по теме
3) Проверочные работы
Особое место в образовательном процессе отводится технологии портфолио, как одному из способов накопительной системы оценки, который предусматривает вариативность результатов образования и способствует проявлению индивидуально-личностных особенностей школьников.
4) Портфолио («портфель» ученика) – это прежде всего коллекция детских работ за определенный период времени (обычно за учебный год).
Общий итог работы учащихся и его общая оценка за учебный год складывается:
из выполненных всех тематических и итоговых работ, количество которых определяется количеством учебных тем (блоков).
из результата выполнения итоговой работы (проекта), которая должна показать возможность учащихся выходить за пределы одного предмета, умение интегрировать полученные знания, действовать в нестандартных ситуациях.
из представленного «портфеля» ученика, в котором собраны все виды и формы систематической самостоятельной его работы по предмету (предметам), их презентация и публичная защита, а также все учебные достижения, выходящие за рамки школы (олимпиады, конкурсы, курсы и т.п.).
Таким образом, обучающимся по итогам года должны как минимум быть освоены все предметы на базовом уровне, максимум – на продвинутом уровне и отдельные предметы учащимися могут быть освоены по выбору на рефлексивно-творческом уровне.
Итак, уважаемые коллеги!
Принципиальная разница в организации образовательного процесса старого и нового в том, что, помимо уроков, появляется вторая половина дня, регламентированная Министерством образования и науки РФ. Она состоит из шести основных направлений: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность. По новым стандартам главное - не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать его и в урочное, и во внеурочное время. Образовательный процесс становится системой. Конечные результаты выпускника основной школы являются едиными как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Поэтому меняются и требования к результатам - это не просто оценка учебы, но и развитие личностных качеств.
            Сейчас в школе есть учебный план и кружки, факультативы и другие формы деятельности. При этом образовательная и воспитательная деятельность могут мало соотноситься. С переходом на новые стандарты внеурочная работа становится обязательной и должна  представлять единое целое. Отучившись на традиционных уроках, дети могут позаниматься в кружках, секциях, студиях, съездить на экскурсии и т. д.
Перед нами, педагогами, стоят достаточно сложные, но решаемые задачи:
- изменяя процесс, изменить себя;
- согласованность действий, требований при организации урока;
- взаимодействие между ступенями обучения.
Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность. (Б.Шоу)