Игра по русским сказкам Что? Где? Когда?
Муниуипаль
Предлагаемая литературная игра, построенная по сценарию популярного телешоу «Что? Где? Когда?», предназначена для учащихся 5-х классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. Это мероприятие будет интересно как участникам, так и зрителям. Игра Вопросы игры составлены так, что учащиеся могут ответить на них не только опираясь на ранее изученный материал, но и мысля логически.
Материалы игры учитель может использовать как при проведении внеклассных мероприятий, так и на уроках литературы.
Цели:
1) обучающие:
- закрепить и углубить сведения обучающихся о русских народных сказках;
2) развивающие:
- способствовать расширению кругозора обучающихся,
- развивать абстрактное и образное мышление, логику, сообразительность обучающихся;
- развить речь и воображение обучающихся;
3) воспитательные:
- воспитать любовь к родному слову;
- воспитать у обучающихся нравственность и положительные эмоции, направленные на создание стойкого читательского интереса.
Оформление и оборудование:
компьютер,
проектор,
экран,
черный ящик,
игральное поле, юла.
12 конвертов с вопросами.
.
Описание игры. В литературной игре участвуют две команды знатоков. В аудитории присутствуют зрители.
Ход игры
Вступительное слово учителя.
Итак, мы начинаем нашу литературную игру ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
Представление команд.
1.БЛИЦОПРОС
Герои сказок часто отгадывают загадки. Вот и вам сказочные загадки для блицопроса:
Что на свете всех быстрее?
Что на свете всех милее?
Что на свете всех жирнее?
ОТВЕТ:1.мысль 2.сон 3.земля.
2. ВОПРОС «ЧЁРНЫЙ ЯЩИК»
В чёрном ящике находится сказочное чудо. Оно одно и то же и два разных.
ОТВЕТ: Живая и мёртвая вода.
3. ВОПРОС:
Это животное в сказке о животных глупое и злое, а в волшебной сказке – мудрое, сильное. Однако помогать это животное герою в волшебной сказке стало, совершив злое деяние. Назовите животное, волшебную сказку и злое деяние животного в той сказке.
ОТВЕТ: Иван-царевич и Серый волк. Он съел коня Ивана-царевича.
ВОПРОС:
Многие ученые до сих пор не могут разгадать загадку имени героя сказки «Финист – Ясный сокол». Однако в одном своем предположении все они сходятся. Скажите, какому греческому слову может быть родственно слово «Финист» и почему?
ОТВЕТ: ФЕНИКС – птица, которая имеет волшебную способность возрождаться из пепла.
5. ВОПРОС С ПОДСКАЗКОЙ ВЕДУЩЕГО: (при подсказке сумма баллов за вопрос делится пополам)
Поляки называют эту сказочную героиню Едзина, чехи – Езинка. А как её называют в русской сказке?
ПОДСКАЗКА: Словаки называют её Еже Бабой.
ОТВЕТ: Баба Яга.
6. ВОПРОС:
Когда лягушку в сказке стали называть Василисой Премудрой?
ОТВЕТ: Перед первым испытание, когда она сбросила лягушачью кожу.
7. ВОПРОС:
Что связывает слова «сказка» и «обаяние»?
ОТВЕТ:
·Сначала сказки называли «байками», рассказывать сказки – «баять». «Обаять» -заворожить сказкой-байкой.
8. ВОПРОС:
Какой окрас у Сивки-бурки вещего каурки?
ОТВЕТ: Сивый –белый, бурый – тёмный, коричневый, каурый – рыжий. Существует версия, что всем своим сыновьям отец должен был в наследство оставить по коню: старшему – сивого, среднему – бурого, а младшему – каурого. Но так как только младший сын исполнил наказ отца, то ему и достался волшебный конь с силой трёх коней.
9. ВОПРОС:
Что-то колдовское произошло с книгой сказок. Почему-то в содержании написаны такие названия сказок: «Служанка-цапля», «Бодрствующий урод», «Квадратик», «Король –хохотун». Скажите, что произошло? И верните правильные названия сказок!
ОТВЕТ: «Царевна-лягушка», «Спящая красавица», «Колобок», «Царевна Несмеяна».
10. ВОПРОС С УДВОЕННЫМ КОЛИЧЕСТВОМ БАЛЛОВ:
Все вы знаете волшебную скатерть-самобранку. Оказывается, в этимологии есть два объяснения слова «самобранка». За обе версии происхождения слова вы можете получить в два раза больше баллов.
ОТВЕТ: 1. Корень «бр» - брать, собирать. Сама собирает на стол.(СР. слово «самозванка»)
2. Скатерть из браной ткани. Браная - от слова «брать», ткань ткали не на ткацком станке, а вручную набирали нитки для узора. Браная ткань – очень дорогая ручная работа. «Садились за скатерти браные...»
11. ВОПРОС С УДВОЕННЫМ КОЛИЧЕСТВОМ БАЛЛОВ:
В древнегреческих мифах есть река Стикс. Она разделяет мир мёртвых и живых. Перевозит души в царство мёртвых на своей лодке Харон. А в русских сказках тоже есть подобная река, а соединяет мир мёртвых и живых мост. Река и мост носят названия, которые современным людям кажутся связанными с ягодами. Однако это не совсем так. Назовите реку и мост. За правильную версию толкования происхождения названий реки и моста вы можете получить в два раза больше баллов.
ОТВЕТ: 1. Река Смородина. Мост Калинов.
2. Смородина – «смрад», смердящая река, Калинов мост – «калёный»,из раскалённого железа.
12. ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ:
Назовите волшебные предметы, исполняющие желания.
(палочка волшебная, лепесток, кольцо, волосок)
Назовите предметы, говорящие правду или рассказывающие что происходит. (зеркало, книга, золотое блюдечко)
Назовите предметы, выполняющие работу за героя.
(скатерть-самобранка, игла, кукла, меч-кладенец, дубинка)
Назовите предметы, показывающие дорогу.
(клубочек, камень, перышко, стрела)
Назовите предметы, которые помогают преодолеть трудности герою.
(шапка-невидимка, сапоги-скороходы, ковер-самолёт).
МОУ «Гимнази№18» города Магнитогорска
Литературная игра
ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
«Знатоки русских народных сказок»
Автор – Овчинникова Наталья Петровна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
Магнитогорск - 2015
15