Рабочая программа по литературе 6 класс (Т.Ф. Курдюмова)


Ростовская область Багаевский район х. Красный.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Красненская средняя общеобразовательная школа.
«Утверждаю»
Директор МБОУ Красненской СОШ_______________ Букша О.Н.
Приказ от ____________ № ______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
Уровень общего образования (класс) основное общее 6 класс
Количество часов 70
Учитель Барышникова Татьяна Викторовна
Программа по литературе для 6 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской программой Т.Ф.Курдюмовой («Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006).
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНОПротокол заседанияЗаместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ Красненской СОШ________________ Ларина А.И.
от 28.08 2014 года № _____
_____________ Ларина А.И.___________________2014 года

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Пояснительная записка.
Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета.
Раздел 3. Место учебного предмета в учебном плане.
Раздел 4. Содержание учебного предмета.
Раздел 5. Тематическое планирование.
Раздел 6. Календарно - тематическое планирование.
Раздел 7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Раздел 8. Результаты (в рамках ФГОС общего образования – личностные, метапредметные и предметные) освоения конкретного учебного предмета и система их оценки.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
Закона Российской Федерации «Об образовании».
Областного Закона «Об образовании в Ростовской области».
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. №1089.
Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской федерации от 9 марта 2004 г. №1312 в редакции от 30.08.2010 г. №889.
Приказа Минобразования России «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2014-2015 учебный год».
Санитарных правил и норм. (Сан Пин 2.42.- 282110).
Учебного плана МБОУ Красненской СОШ – 2014 – 2015 учебный год.
Примерной программы по литературе (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской программой Т.Ф.Курдюмовой («Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006).
Главнейшая цель школы – подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности. Она может быть плодотворной лишь тогда, когда её реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире. Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
Цель программы: способствовать духовному становлению личности, формирование ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному овладению речью.
Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика. Осваивая программу, учащийся накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, постигает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим.
В 6 классе продолжается формирование умения осознанного чтения произведений разных жанров, умения выявлять авторскую оценку и выражение собственного отношения к  изображаемому в произведении.
     Проблемный  анализ  содержания произведения имеет целью приобщение детей к нравственно – этическому  и философскому опыту человечества.
  В курсе литературы 6 класса  представлены все три рода: эпический, лирический и частично драматический.
Произведения эпического характера – небольшие по объёму рассказы и повести классиков русской и зарубежной  литературы 19 и 20 вв. Большинство из них – произведения о  сверстниках, их  духовной жизни, нравственном выборе  в непростой жизненной ситуации.
 Лирика представлена стихотворениями А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и тематическими блоками «Родная природа в стихотворениях  русских поэтов 19  и  20  веков»  и  стихами русских поэтов о Великой Отечественной   войне.
Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики:
- формируют представление о художественной литературе как искусстве слова и её месте в культуре страны и народа;
- осознают своеобразие и богатство литературы как искусства;
- осваивают теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- овладевают знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика;
- используют различные формы общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.
Программа фиксирует не только границы, но и пропорции этапов литературного процесса. Наиболее полно в программе представлены те этапы развития литературы, которые живы сегодня в читательской практике. Именно по этой причине литература XX века занимает в нашей программе место, примерно равное тому, которое занимает в ней литература всех предшествующих веков. Это помогает показать роль литературы XX века в истории культуры и литературы и эффективней использовать силу её воздействия на читателя. Последовательность расположения материала помогает увидеть связь времён и связь литератур разных народов.
В VI классе предложенная модель реализуется на материале произведений, в центре рассмотрения которых находится герой. Герой – тот, кто стоит в центре событий, кто становится причиной событий и происшествий, организующих сюжет. Бесспорный герой устного народного эпоса – былинный богатырь. Со знакомства с богатырями и начинается направленная работа по освоению представления о герое художественного произведения. Поскольку для подростка интересен герой-ровесник, то именно он становится предметом обсуждения большинства программных произведений. Особую роль при организации изучения этих произведений может играть обращение к ученическому творчеству: жизнь героя-подростка позволяет продуктивно использовать стихию прямого подражания. Обращение к таким доступным и естественным вариантам деятельности принципиально важно. Мир литературы, который иногда кажется читателю-подростку чуждым миром взрослых людей, вместе с героем-ровесником приближается к каждому ученику. Ровесник предстаёт как важный участник событий, и хорошо, что вокруг него присутствуют герои разных возрастов и социального положения. Программа этого класса знакомит учеников с появившейся в XIX веке специальной и увлекательной литературой для детей и юношества, которая сразу же завоевала всемирное признание. При этом ученики попутно наблюдают за тем, как разнообразна детская и юношеская литература.
Программа последовательно обращает внимание учителя на вопросы теории литературы. В каждой теме обозначено ведущее литературоведческое понятие, важное для её изучения. Однако это не предполагает систематического изучения вопросов теории, а указывает лишь на то, что возможно и желательно обратить особое внимание на конкретный теоретический вопрос при чтении и изучении произведения. Накопление теоретических сведений должно осуществляться постоянно. Важно понять, когда и зачем нужна теория, и суметь ею воспользоваться, чтобы сделать анализ конкретного произведения более содержательным.
Ученики обращаются к новому предмету, который называется литература. Литературное произведение в программе этих классов и как самостоятельное произведение искусства и как звено в сложном процессе, поскольку структура курса каждого из средних классов воспроизводит литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
3.МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Инвариантная часть предусматривает изучение литературы в размере 2 часов в неделю.
-Количество часов на первое полугодие – 32 часа
Количество часов на второе полугодие – 38 часов
Всего -70 часов.
В неделю – 2 часа
Плановых контрольных работ -7
Программа предусматривает возможность проведения уроков, совпавших с праздничными днями, за счёт уплотнения программы и резерва.
.4.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА,
Герой художественного произведения.
Герой художественного произведения. Главные герои русского народного эпоса – былинные богатыри. Герой художественного произведения как организатор событий сюжета. Подросток – герой художественных произведений.
М е т о д и к а. Беседа с учащимися о том, каковы их представления о герое-подростке на страницах художественного произведения.
Герои былин и сказок.
Герой как организатор событий сюжета. Разнообразие участников событий и их роль в развитии сюжета.
« На заставе богатырской». События на краю родной земли. Герои былины – атаман Илья Муромец, податаман Добрыня Никитич и есаул Алёша Попович на заставе богатырской. Поединок Ильи Муромца с «нахвальщиком». Связь героя с родной землёй и его победа. Подвиг богатыря – основа сюжета былины. Художественное совершенство былины. Былина и её прозаический пересказ. Былины и их герои в живописи и в музыке.
Т е о р и я. Герой былины. Портрет героя былины.
А.Н. Островский «Снегурочка». А.Н. Островский как создатель русского национального театра. Пьеса «Снегурочка»- «весенняя сказка», по определению автора. Близость «весенней сказки» к фольклору. Идеальное царство берендеев. Могучий мир природы и юная героиня – Снегурочка.
Т е о р и я. Пьеса-сказка в стихах. Главные герои сказки.
Литература XIX века.
В. А. Жуковский «Лесной царь», «Вечер», «Дружба», загадки в стихах. Жуковский лирик. Тематика и герои его произведений.
Т е о р и я. Баллада. Герои и события баллады. Загадка в стихах.
Незабываемый мир детства и отрочества.
С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова- внука», «Буран». Багров-внук в гимназии. Герой произведения как читатель. «Буран» как одно из самых ярких описаний природы в русской литературе XIX века.
Т е о р и я. Герой литературного произведения как читатель. Пейзаж в прозаическом произведении.
И.А.Крылов. « Два мальчика», «Волк и Ягнёнок». Школа жизни подростка в баснях Крылова. Федюша и Сенюша как герои басни «Два мальчика», представляющие два типа поведения. Осуждение эгоизма Федюши. Басня «Волк и Ягнёнок». Характер взаимоотношений в человеческом сообществе и его аллегорическое отражение в басне. Обличение несправедливости, жестокости и наглого обмана. Суровые уроки басен Крылова и их мораль.
Т е о р и я. Поступки героев и мораль басни.
В.Ф. Одоевский. «Отрывки из журнала Маши», «Пёстрые сказки». Сюжет и особенности повествования. Дневник и его автор.
Т е о р и я. Дневник как жанр художественного произведения.
А.С. Пушкин. «К сестре», «К Пущину», «К Юдину», «Товарищам». Годы учения великого поэта. Лицей. Учителя и товарищи отроческих лет. Тема юношеской дружбы в ранней лирике Пушкина и в последующие годы. Послания близким друзьям и родным.
Т е о р и я. Гимн. Послание.
М.Ю. Лермонтов. «Утёс», «На севере диком стоит одиноко…», «Три пальмы». «Когда волнуется желтеющая нива…», «Панорама Москвы», эпиграмма. Тема одиночества в стихотворениях Лермонтова. «Три пальмы» - баллада о красоте и беззащитности мира живой природы. «Панорама Москвы» - патриотическая картина родной столицы, созданная в ученическом сочинении поэта. Эпиграмма как жанр, способствующий острой постановке нравственных вопросов.
Т е о р и я. Место и роль пейзажа в художественном произведении. Эпиграмма.
И.С. Тургенев. «Бежин луг». Природа и быт российской лесостепи в «Записках охотника». «Бежин луг» - один из самых популярных рассказов сборника. Утверждение богатства духовного мира крестьянских детей.
Т е о р и я. Былички. Сравнительная характеристика героев. Герой литературного произведения и описание его внешности. Приёмы, которые использует писатель при создании портрета.
М е т о д и к а. Рассказ «Бежин луг» долгие годы использовался для анализа литературных описаний и эту традицию необходимо поддерживать.
Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети», «Школьник». Тема детства в произведениях Некрасова. Яркость изображения крестьянских детей.
Т е о р и я. Сюжет в лироэпическом произведении. Речевая характеристика героев. Роль имени героя в художественном произведении.
Л.Н. Толстой «Отрочество» (главы). «Отрочество» как часть автобиографической трилогии писателя. Формирование взглядов подростка. Его мечты и планы.
Т е о р и я. Автобиографическая трилогия.
Ф.М. Достоевский. «Мальчики».
Т е о р и я. Эпизод в художественном произведении.
А.П. Чехов. «Каникулярные работы институтки Наденьки N», «Хамелеон», «Толстый и тонкий». Смысл заголовков. Юмор сменяет сатира. Герои сатирических рассказов. Особенности композиции. Художественная деталь в рассказах. Говорящие фамилии героев.
Т е о р и я. Герой и сюжет. Поступок героя и характер. Герой и его имя.
М е т о д и к а. Творческое состязание учеников с ровесницей Наденькой. Создание критического очерка.
Н.Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы».
Т е о р и я. Диалог в прозе. Место речевой характеристики в обрисовке героя художественного произведения.
Мир путешествий и приключений.
Путешествия и приключения в нашем чтении.
Далёкое прошлое человечества на страницах художественных произведений
Т.Х. Уайт «Свеча на ветру».
Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна». Марк Твен и его автобиографические повести. Мастерство Марка Твена – юмориста. Природа на страницах повести.
Т е о р и я. Юмор.
Ж Верн «Таинственный остров». Роль дружбы и дружеской заботы о младшем в романе великого фантаста. Названия романов и имена героев.
Т е о р и я. Научно-фантастический роман.
О. Уайльд «Кентервильское привидение». Ирония и весёлая пародия как способ борьбы писателя против человеческих заблуждений.
Т е о р и я. Пародия.
О. Генри «Дары волхвов». Истинные и ложные ценности. Сентиментальный сюжет новеллы и её герои. Особенности сюжета.
Т е о р и я. Рождественский рассказ.
Литература XX века.

XX век и культура чтения.
Юный читатель XX века. Чтение и образование. Роль художественной литературы в становлении характера и взглядов подростка. Литература XX века и читатель XX века. Путь к собственному творчеству. М Эндэ «Бесконечная книга».
А.А. Блок «Ветер принёс издалёка», «Полный месяц встал над лугом…».Отражение высоких идеалов в лирике поэта.
И.А. Бунин «Детство», «Первый соловей». Мир воспоминаний в мире творчества. Лирический образ живой природы. Голос автора в строках стихов.
К.Д. Бальмонт «Золотая рыбка», «Как я пишу стихи». Совершенство стиха поэта. Близость фольклорным образам. Лирика Бальмонта и её воплощение в музыке многих композиторов.
Б.Л. Пастернак « Июль». Необычность мира природы в стихах поэта.
М е т о д и к а. Урок-концерт или урок-собеседование.
Т е о р и я. Творчество писателя – исполнителя стихов и прозы.
А. Т. Аверченко «Смерть африканского охотника». Герой рассказа и его любимые книги. Мечты юного читателя о судьбе африканского охотника и реальность.
Т е о р и я. Эпилог. Название произведения.
М. Горький «Детство». Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.
Т е о р и я. Авторская позиция.
К.Г. Паустовский «Повесть о жизни». Мастерство пейзажа в прозе писателя. Главы повести как этапы рассказа о становлении характера.
Т е о р и я .Роль пейзажа в прозе.
Ф. А. Искандер «Детство Чика». Поединок тщеславия и творческой радости от игры на сцене. Яркость изображения характера героя. Герой и автор.
Т е о р и я. Инсценировка.
Великая Отечественная война в лирике и прозе.
Лирические и прозаические произведения о жизни и подвигах подростков в годы Великой Отечественной войны.
М е т о д и к а. Активное использование самостоятельного чтения.
Т е о р и я. Быстрота отклика искусства на события жизни. Изображение героизма и патриотизма в художественном произведении.
Итоги.
Герой художественного произведения и автор.
Тема защиты природы в литературе. Произведения М.М. Пришвина и В.В. Бианки. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.
М е т о д и к а. При обсуждении классических произведений юношеской литературы стоит обратить внимание на важнейшие проблемы в жизни подростка.
5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№п.п Название раздела Кол-во часов
1 Герой в мире художественного слова. 1
2 История человечества в произведениях литературы. 1
3 Былины – богатырский эпос русского народа. 2
4 А.Н. Островский «Снегурочка». 4
5 В.А. Жуковский Баллады 3
6 Мир детства и отрочества в автобиографических произведениях писателей 19 века 1
7 С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», «Буран» 3
8 И.А. Крылов. Басни. 3
9 В.Ф. Одоевский «Отрывки из журнала Маши» 2
10 А.С. Пушкин. Стихотворения. 2
11 М.Ю. Лермонтов. Тема одиночества в лирике. «Панорама Москвы» 2
12 И.С. Тургенев «Бежин луг». 3
13 Н.А. Некрасов. Образы детей в поэзии Некрасова 1
14 Л.Н. Толстой «Отрочество» 3
15 Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы» 2
16 А.П. Чехов Юмористический и сатирический талант. 2
17 Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» 1
18 Марк Твен «Приключения Гекельберри Финна» 3
19 Ж. Верн «Таинственный остров» 3
20 Оскар Уайльд «Кентервильское привидение» 5
21 Двадцатое столетие. Беседа о книгах 20 века и о роли книг в современной жизни 1
22 М. Эндэ и его «Бесконечная книга». 1
23 А.Т. Аверченко «Смерть африканского охотника». 3
24 А.И. Куприн «Чудесный доктор» 1
25 М. Горький «Детство» 2
26 А.С. Грин «Гнев отца» 1
27 К. Г. Паустовский «Повесть о жизни», «Телеграмма». 2
28 Читатель-подросток и мир вокруг. Фазиль Искандер «Детство Чика» 1
29 Немного о школьных инсценировках. 1
30 Великая Отечественная война в литературе. К. Симонов «Сын артиллериста». 1
31 Песни о Великой Отечественной. Марк Лисянский «Моя Москва» 1
32 Родная природа в стихах русских поэтов. 2
33 Герой художественного произведения и автор. Контрольный тест по литературе 1
34 Итоговое сочинение. 1
34 Резервные уроки 3
Виды универсальных учебных действий.
Личностные – жизненное, личностное, профессиональное самоопределение, действия нравственно-этического оценивания (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умения выделять нравственный аспект поведения), а также ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные – действия, обеспечивающие организацию учащимися своей учебной деятельности
( целеполагание, планирование, прогнозирование результатов деятельности, коррекция, оценка.)
Познавательные – общеучебные, включая специально-предметные действия, определяющиеся содержанием конкретной дисциплины (постановка и решение проблем и т. д.)
Коммуникативные – социальная компетентность, учёт позиции других людей, умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД
- Владеть всеми видами речевой деятельности.
- Извлекать информацию из различных источников.
- Перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами.
- Строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности.
- Осуществлять речевой контроль.
- Оценивать речь с точки зрения её содержания и языкового оформления. - Управлять своей деятельностью (постановка и формулирование цели, планирование последовательности, прогнозирование результатов деятельности).
- Контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности. - Самостоятельное формулирование познавательной цели.
- Применение методов информационного поиска.
- Выбор наиболее эффективных способов решения задач.
- Извлечение информации из прослушанного текста.
- Выполнять логические операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление аналогий, подведение под понятие и др.
- Выдвижение гипотез и их обоснование.
График текущих контрольных работ по литературе в 6 классе.
№ урока № контр. раб Тема контрольной работы Дата Кол-во часов
План Факт 8 1 Зачёт. «Мир вещей далёкого прошлого». 26.09 1
15 2 Тест по творчеству С.Т. Аксакова. 23.10 1
27 3 Тест по рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг». 11.12 1
35 4 Тест по произведениям А.П.Чехова. 22.01 1
386 5 Тест по творчеству Н.Г. Гарина – Михайловского. 23.01 1
66 6 Контрольный тест по изученному в течение года. 21.05 1
67 7 Итоговое сочинение «Природа вокруг нас». 22.05 1
Календарно-тематическое планирование.

п/п
Тема урока Кол-во часов Цель урока Оборудование Методические приёмы Метапредметные универсальные учебные действия (УУД). Домашнее задание Дата
План Факт
Герой в мире художественного слова 1 кратко повторить изученное в 5 классе, проверить, что прочитано за лето, определить основную тему курса на год учебник-хрестоматия Т.Ф. Курдюмовой, читательские дневники, подготовленные по итогам летнего чтения, рисунки беседа, викторина, защита читательских дневников Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному. Вопросы на стр.4 учебника-хрестоматии 4.09 2. История человечества в произведениях литературы 1 проверить знания учеников по теме урока; вызвать интерес к художественным произведениям на историческую тематику выставка книг, изученных в 5 классе и изучаемых в 6 классе, где нашла отражение история человечества викторина, беседа по прочитанным произведениям, составление словарика Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Составить кросс-ворд с именами героев-сверстников 5.09 3. Былины – богатырский эпос русского народа 1 актуализировать знания учеников о жанрах устного народного творчества, дать представление об отличиях былины от сказки, углубить представление об особенностях жанра былин различные издания былин, карта Киевской Руси, словари игра-конкурс, рассказ учителя, беседа, словарная работа, выразительное чтение Выразительно читать фрагмент былины. Ответить на вопросы 3 уровня 11.09 4. в/чтение Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник».
Жанровое своеобразие. 1 расширить представление об эпическом герое, совершенствовать навыки выразительного чтения, анализа текста, навыки устной речи, закрепить представление о жанровых особенностях былины иллюстрации к былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник»
тестовый раздаточный материал; таблица «Былина и сказка» чтение по ролям, пересказ, словарная работа, работа с таблицей, рассказ учителя, тест, элементы анализа текста Характеризовать героя былины как воплощение национального характера.
Выявлять характерные для народных сказок и былин художественные приёмы (постоянные эпитеты, троекратные повторы). Подготовить отрывки былины на выразительное чтение 12.09 5. А.Н.Островский
«Снегурочка» - «весенняя сказка» А.Н. Островского 1 познакомить учеников с творчеством Островского как создателя русского национального театра, заинтересовать учащихся «весенней сказкой» о любви портрет Островского рассказ учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам Пересказывать самостоятельно прочитанную сказку. Прочитать действие 2,3 18.09 6. Идеальное царство берендееев и юная героиня пьесы 1 развивать навыки анализа драматического произведения музыкальный фрагмент (песня Леля) чтение по ролям, анализ сцен, беседа по вопросам Воспринимать текст литературного произведения. Характеристика Снегурочки (по плану) 19.09 7. Р./речи Сочинение-размышление «Только что прочитана пьеса А.Н.Островско-
го…» 1 развивать творческие способности учеников, умение выражать свои мысли, навыки письменной речи, высказывать собственное мнение -------------- обсуждение плана сочинения, работа с черновиком Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Черновые записи 25.09 8.
Р./речи Сочинение-размышление «Только что прочитана пьеса А.Н. Островского…» Зачёт. 1 развивать творческие способности учеников, умение выражать свои мысли, навыки письменной речи, высказывать собственное мнение ----------------- написание сочинения Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Прочитать статью о Жуковском в учебнике 26.09 9.
В.А.Жуковский Сюжет и герои баллады «Кубок» 1 познакомить учеников с творчеством Жуковского-переводчика, развить понятие о жанре баллады, совершенствовать навыки анализа стихотворного текста портрет Жуковского,
иллюстрации к балладе «Кубок» рассказ учителя, составление плана, комментированное чтение, анализ текста, рассказ по картине Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы 19 века. Прочитать балладу Жуковского «Роланд-оруженосец» 2.10 10. Идеальный образ героя в балладе «Роланд-оруженосец» 1 показать связь героя и сюжета, обратить внимание на решение проблемы «отцов и детей», показать связь баллады с поэмой Пушкина «Руслан и Людмила»; совершенствовать навыки анализа стихотворного текста иллюстрации к балладе «Роланд-оруженосец» чтение по ролям, беседа по вопросам, анализ текста, работа со словарем Характеризовать героя русской литературы 19 века. Подготовить тестовые вопросы по балладам «Лесной царь», «Светлана» 3.10 11. в/чтение Баллады В.А.Жуковского «Лесной царь», «Светла-на». Сюжет и композиция. 1 совершенствовать навыки анализа стихотворного текста, выразительного чтения, привлечь внимание к творчеству Жуковского распечатки тестов, иллюстрации к балладам, музыкальный фрагмент выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам, тестирование Формулировать вопросы по тексту произведения. Составить кроссворд по творчеству Жуковского 9.10 12. Мир детства и отрочества в автобиографических произведениях писателей 19 века. 1 дать обзор произведений о детстве и отрочестве писателей 19 века выставка книг, репродукции, воспроизводящие быт 19 века рассказ учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам Выявлять характерные для произведений русской литературы 19 века темы, образы и приёмы изображения человека. Подготовить на пересказ статью об Аксакове 10.10 13. Повесть С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Автобиографич-ность повествования. 1 познакомить с повестью Аксакова, привлечь к ней интерес издания книг Аксакова рассказ учителя, комментированное чтение, анализ текста, беседа по вопросам Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Прочитать главы об учении детей 16.10 14. в/чтение Главы из повести С.Т.Аксакова, посвященные учению детей 1 привлечь интерес к повести Аксакова, показать, как происходило обучение детей в 19 веке репродукции, рассказывающие об учении детей рассказ учителя, пересказ учащихся, беседа по вопросам Формулировать вопросы по тексту произведения. Задание 7,9 на стр.125 учебника-хрестоматии 17.10 15. Чтение и обсуждение очерка С.Т. Аксакова «Буран». Изобразительные приёмы. Тест. 1 показать мастерство Аксакова в описании природы и психологического состояния человека, показать роль пейзажа в литературном произведении отрывок из «Капитанской дочки» Пушкина (описание бурана) выразительное и комментированное чтение, анализ текста, беседа по вопросам Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Прочитать статью «Пейзаж» 23.10 16.
Басни А.И.Крылова. «Два мальчи-ка». Авторская оценка мальчи-ков. 1 расширить представление о жанре басни, развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать текст портрет Крылова, детские рисунки к басням рассказ учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам, чтение по ролям Соотносить содержание произведений русской литературы 19 века с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Зад.3 на стр.128, выразительное чтение басни 24.10 17.
Басня И.А.Крылова «Волк и ягненок». Мораль басни. 1 расширить представление о жанре басни, развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать текст иллюстрации к басне «Волк и ягненок» рассказ учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам, инсценирование Выразительно читать наизусть басню. Прочитать любые 5-6 басен 30.10 18.
в/чтение Варианты одной басни. Викторина по творчеству И.А.Крылова 1 развивать навыки выразительного чтения, учить сопоставлению текстов, развивать представления об особенностях жанра басни распечатка текстов басен «Лисица и виноград» Эзопа, Лафонтена и Крылова выразительное чтение, сопоставительный анализ теста, литературная викторина Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении. Инд.сообщение об Одоевском 31.10 2 четверть 19
В.Ф.Одоевский «Отрывки из журнала Маши». Представление о героине. 1 познакомить учеников с творчеством Одоевского, дать понятие о жанре дневника, проследить изменения, происходящие с героиней, заинтересовать учеников созданием собственных дневников. портрет Одоевского, издания его книг рассказ учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм). Прочитать статью «Портрет», ответить на вопросы 1-7 на стр.145 13.11 20
Р./речи Подготовка к творческой работе по созданию дневника 1 развивать творческие способности учеников, умение выражать свои мысли, навыки письменной речи (форма дневника), высказывать собственное мнение отрывки из «Дневника фокса Микки» Саши Черного объяснение учителя, творческая работа, обсуждение работ Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Написать несколько страничек из собственного дневника 14.11 21
А.С.Пушкин. Послания и их роль в творчестве поэта 1 познакомить учеников с отроческими годами жизни Пушкина, с его первыми поэтическими опытами, показать, как жизненные явления, события отражаются в стихотворениях поэта, развивать навыки анализа стихотворного текста репродукции портретов юного Пушкина, его друзей, сестры рассказ учителя, выразительное чтение, сообщения учеников, творческие задания Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения. Выучить наизусть послание «К Пущину» 20.11 22
Р./речи Выразительное чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина «К Пущину» 1 рассказать об одном из «адресатов» дружеских посланий, развивать навыки выразительного чтения, творческие способности репродукция картины встречи Пушкина с Пущиным в Михайловском рассказ учителя, выразительное чтение наизусть, обсуждение Выразительно читать наизусть лирические стихотворения. Подобрать примеры эпиграмм 21.11 23
М.Ю.Лермонтов. Тема одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова 1 расширить представления учеников о личности поэта, познакомить с его ранней лирикой портрет Лермонтова, репродукции его картин рассказ учителя, выразительное чтение, комментированное чтение, анализ стихотворений Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения. Сопоставительный анализ стихотворений Лермонтова 27.11 24
М.Ю.Лермонтов «Панорама Москвы». Виды Москвы. 1 познакомить учеников с юношеским сочинением Лермонтова, показать, как в сочинении передается лирическое чувство автора репродукции, отражающие панораму старой и новой Москвы рассказ учителя, выразительное чтение, комментированное чтение, анализ текста Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Составить краткий план «Панорамы Москвы» 28.11 25
И.С.Тургенев «Бежин луг». Характеристика героев рассказа 1 познакомить учеников с фрагментами биографии Тургенева, увлечь рассказом «Бежин Луг», развивать навыки характеристики литературных героев портрет Тургенева, издание «Записок охотника» рассказ учителя, выразительное чтение, комментированное чтение, составление плана Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения. Ответ по плану характеристики героя 4.12 26
Рассказы героев «Бежина луга». Речевая характеристика 1 развивать навыки выразительного чтения, анализа текста иллюстрации к «Бежину лугу» пересказ, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Найти картины природы, определить худ.-изобр. средства 5.12 27
р./речи Пейзаж в рассказе «Бежин луг». Тест. 1 показать взаимосвязь человека и природы в рассказе, определить роль пейзажа картина Сурикова «В ночном» и другие иллюстрации, словарь литературоведческих терминов работа со словарем, анализ текста, выразительное чтение Выявлять в тексте разные виды художественных образов (образ человека, образ природы, образ времени года, образ животного, образ события, образ предмета). Выучить наизусть отрывок – пейзажную зарисовку 11.12 28
Н.А.Некрасов Образы детей в поэзии Н.А.Некрасова 1 познакомить учеников с творчеством Некрасова-поэта, показать разнообразие детских образов в его поэзии портрет Некрасова, иллюстрации к стихотворению «Крестьянские дети», портрет Ломоносова рассказ учителя, выразительное чтение по ролям, беседа по вопросам Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения. Вспомнить биографию Ломоносова, сравнить со стихотворением «Школьник» 12.12 28
Л.Н.Толстой Автобиографическая трилогия. «Отрочество» 1 расширить представление об автобиографической трилогии, дать почувствовать перекличку впечатлений героя повести с впечатлениями учеников, расширить понятие об автобиографическом произведении портрет Толстого, фотографии с изображением Ясной Поляны и интерьеров дома Толстого рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам, элементы сопоставительного анализа Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения. Ответить на вопросы 1-5 на стр.227 18.12 30
Пейзаж в повести Л.Н.Толстого «Отрочество» 1 показать мастерство Толстого в описании пейзажа, развивать навыки анализа текста, подготовиться к творческой работе иллюстрации на тему «Гроза» беседа по вопросам, устное описание, составление плана, анализ текста Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения. План-описание «Гроза», прочитать оставшиеся главы 19.12 31
Мысли, чувства, поступки Николеньки Иртеньева 1 пробудить интерес к внутренней жизни человека, к «диалектике души», найти точки соприкосновения между героем-подростком и учениками-подростками иллюстрации к произведению выразительное чтение, беседа по вопросам, работа со словарем Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя. Прочитать статью о Достоевском, стр. 194-195 25.12 32
Ф.М.Достоевский Фрагменты романа «Братья Карамазовы». 1 познакомить учеников с жизнью и творчеством Достоевского портрет Достоевского рассказ учителя, выразительное чтение,
беседа по вопросам Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения. Вопросы на стр.203 (устно) 26.12 3 четверть 33
Образы мальчи-ков в романе Ф.М.Достоевского 1 пробудить интерес к внутренней жизни человека, найти точки соприкосновения между героем-подростком и учениками-подростками ----------------------- комментированное чтение, беседа по вопросам Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Важность человечности и дружбы (письменный ответ) 15.01 34
Юмористический и сатирический талант А.П.Чехова. «Хамелеон» 1 расширить знания учеников о творчестве Чехова, закреплять навыки анализа текста портрет Чехова, иллюстрации к «Хамелеону» рассказ учителя, выразительное чтение, инсценирование Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения Ответить на вопрос «Кто хамелеон в рассказе?» 16.01 35
Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Герои и сюжет. Тест. 1 продолжить развитие навыков анализа текста иллюстрации к рассказу инсценирование, обсуждение рассказа Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.
Инсценирование рассказа 22.01 36
в/чтение Н.Г. Гарин-Михайловский отрывки из книги «Детство Темы». Чувства Тёмы. Тест. 1 познакомить учеников с жизнью и творчеством Гарина-Михайловского, начать знакомство с его романом «Детство Темы» различные издания книги, портрет писателя рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения Прочитать самостоятельно 2-3 главы из книги 23.01 3737. Герой-подрос-ток на страни-цах приключенческой литературы. Книги Марка Твена. 1 показать значение приключенческой литературы, заинтересовать чтением лучших образцов приключенческой литературы, знакомство с биографией М.Твена издания романов М.Твена рассказ учителя, пересказ эпизодов,
викторина Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений зарубежной литературы. Индивидуальное сообщение – биография М.Твена 29.01 38
Сюжет романа М. Твена. «Приключения Гекельберри Финна» 1 обозначить сюжетную линию романа, показать сочувственное отношение автора к своим героям, работа над эпизодами кинофрагмент пересказ, анализ текста, выразительное чтение, беседа по вопросам, просмотр кинофрагмента, обсуждение Выявлять характерные для произведений зарубежной литературы темы, образы и приёмы изображения человека. Приготовить эпизод для исполнения в лицах 30.01 39
р/речи Сопоставительная характеристика романов М.Твена «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекельберри Финна» 1 определить, в чем заключается обаяние героев Марка Твена, сопоставить романы, определить сходство и различие --------------- рассказ учителя, беседа по вопросам, пересказ эпизодов, чтение по ролям Соотносить содержание произведений зарубежной литературы с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Прочитать статью о Ж.Верне, составить план 5.02 40
Жюль Верн. Жизнь и творчество 1 Познакомить учащихся с творчеством Ж.Верна, показать особенности романа «Таинственный остров» как «робинзонады» эпиграф «Море, музыка, свобода – вот все, что я люблю» рассказ учителя, беседа по вопросам Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах использования справочной литературы и ресурсов Интернета. Прочитать главу 8 романа «Таинственный остров» 6.02 4141. Знакомство с романом Ж. Верна «Таинственный остров» и его героями. 1 Показать роль дружбы в романе; акцентировать внимание на вере писателя в силу и возможности человека Книги Жюля Верна,
Географическая карта мира Работа со словарем, пересказ текста, беседа по вопросам Характеризовать героя зарубежной литературы. Стр.348-349, вопросы 2-9 12.02 42
Урок - литературная викторина по творчеству Жюля Верна 1 Проверить знания учеников, укрепить интерес к чтению приключенческой литературы Книги Жюля Верна, иллюстрации к ним, кинофрагмент «Дети капитана Гранта» Литературная викторина Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений зарубежной литературы. Найти дополнительные сведения об Оскаре Уайльде 13.02 43
Оскар Уайльд. «Кентервильское привидение». Ироническое изображение. 1 Показать особенности смешного в рассказе, расширить представления учеников об иронии и пародии Портрет писателя, словарь литературоведческих терминов Рассказ учителя, беседа по вопросам, чтение с остановками Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения. Прочитать две главы 19.02 44
Герои в рассказе Оскара Уайльда «Кентервильское привидение» 1 Показать особенности юмористической характеристики героев, развивать навыки выразительного чтения, анализа текста Фрагмент мультфильма «Кентервильское привидение» Просмотр видеофрагмента, комментированное чтение Характеризовать героя зарубежной литературы. Вопросы 1-7 стр.413 20.02 45
Развитие отношений Вирджинии с привидением. 1 Развивать навыки анализа текста детские рисунки Беседа по вопросам, выразительное чтение, анализ рассказа Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Вторая группа вопросов на стр.111 26.02 46
Особенности жанра рассказа О.Уайльда «Кентервильское привидение». 1 Выявить особенности жанра рассказа О.Уайльда «Кентервильское привидение» Словарь литературоведческих терминов Беседа по вопросам, выразительное чтение, анализ рассказа Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.
Вопросы 10-14 третьей группы сложности 27.02 47
Взаимоотношения героев в литературном произведении 1 Показать взаимосвязь героев литературного произведения, представить героев произведения в виде системы План рассказа О.Уайльда «Кентервильское привидение» Повторение пройденного, характеристика литературных героев Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Редактирование черновиков 5.03 48
р/речи Отзыв о литературном произведении 1 Развитие речи учащихся, обучение написанию отзыва о литературном произведении План отзыва обсуждение, беседа, написание работы Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. Подготовиться к беседе о литературе 20 века 6.03 49
Двадцатое столетие. Беседа о книгах 20 века и о роли книг в современной жизни 1 Активизировать читательский интерес учеников, проверить их знания, определить круг увлечений Книги для детей, не входящие в школьную программу Анкетирование и его обобщение, обсуждение, беседа Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Рассказ о любимой книге (устно) 12.03 50
М.Эндэ и его «Бесконечная книга». Неисчер-паемые возможности человека как читателя. 1 Заинтересовать учеников произведением М.Эндэ, показать неисчерпаемые возможности человека как читателя Фрагменты кинофильма по «Бесконечной книге» Рассказы детей, беседа, пересказ, анализ текста Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.
Дополнительный материал о немецком писателе М.Эндэ 13.03 51
А.Т.Аверченко. «Смерть африканского охотника». Герой рассказа - талантливый, увлечённый читатель. 1 Познакомить учеников с творчеством Аверченко-юмориста Издания книг Аверченко Рассказ учителя, комментированное чтение, анализ текста Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. По желанию: рисунки к рассказу 19.03 52
Автор и его герой в рассказе А.Т.Аверченко «Смерть африканского охотника» 1 Разобраться в отношениях автора и героя, развивать навыки анализа текста Рисунки учащихся Анализ текста, беседа по вопросам Характеризовать героя русской литературы 20 века. Прочитать 1-2 рассказа Аверченко о детях 20.03 4 четверть
53
в/чтение Юмористические рассказы А.Т.Аверченко 1 Познакомить учеников с творчеством Аверченко-юмориста Издания книг Аверченко Пересказ учащихся, обсуждение прочитанных рассказов Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Прочитать статью о Куприне 2.04 54
А.И.Куприн. Судьба героев рассказа «Чудесный доктор» 1 Познакомить учеников с личностью и творчеством Куприна, дать представление о жанре святочного рассказа, развивать навыки анализа текста Портрет Куприна, портрет Пирогова Рассказ учителя, комментированное чтение, анализ текста Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. узнать о Николае Ивановиче Пирогове 3.04 55
М.Горький «Детство». Автобиографичность произведения. 1 Познакомить учеников с личностью и творчеством Горького, расширить представление об автобиографической трилогии, расширить понятие об автобиографическом произведении фотографии Горького, его семьи, выставка различных изданий «Детства» Рассказ учителя, беседа по вопросам, анализ текста, словарная работа, работа с иллюстрациями Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.
пересказ сцен из повести «Пожар», «Ссора в доме деда», «Наказание», «Хорошее Дело», «Пляска бабушки» - на выбор 9.04 56
р/речи Жизнь Алеши в Нижнем Новгороде. 1 развивать навыки монологической устной речи, навыки анализа текста иллюстрации к повести «Детство» пересказ сцен повести учащимися Конспектировать литературно- критическую статью. Прочитать статью о Грине 10.04 57
А.С.Грин «Гнев отца». Сюжет произведения. 1 Заинтересовать учеников творчеством А.Грина репродукции к «Алым парусам» Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа Характеризовать героя русской литературы 20 века. стр.170, вопросы 3 группы сложности 16.04 58
К.Г.Паустовский «Повесть о жизни». Отношения героя с родителями. 1 Дать представление о творчестве Паустовского, рассмотреть роль сюжета, композиции, портрета в произведении; показать влияние добрых отношений между родителями и детьми на судьбу героя Издания книг Паустовского, географическая карта мира Рассказ учителя, беседа по вопросам, анализ текста, работа с картой мира Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Составить словарик неизвестных слов, прочитать рассказ Паустовского «Телеграмма» 17.04 59
в/чтение К.Г.Паустовский «Телеграмма». Сюжет произведения. 1 привлечь внимание учащихся через творчество Паустовского к проблеме взаимоотношений родителей и детей иллюстрации пересказ, анализ текста, беседа Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.
Прочитать статью о Ф.Искандере 23.04 60
Читатель-подросток и мир вокруг. Фазиль Искандер «Детство Чика». Сюжет и герой рассказа. 1 Заинтересовать учеников творчеством Фазиля Искандера Портрет писателя, издания его книг Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа Характеризовать героя русской литературы 20 века. Подготовиться к инсценировке по рассказу Ф.Искандера «» 24.04 61
Немного о школьных инсценировках 1 Найти возможные пути инсценировки рассказа, развивать творческие способности детей -------------- Обсуждение инсценировок, работа в группах Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения или на их театральные или кине матографические версии. Прочитать «Приключения Пенрода» Бруса Таркинтона 30.04 62 Великая отечественная война в литературе. К.Симонов «Сын артиллериста». 1 Рассказать о значении поэзии в годы Вов; показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями Записи песен военных лет, поэтические сборники, портреты поэтов, иллюстрации на тему войны Рассказ учителя, сообщения учеников, выразительное чтение и анализ стихотворений, беседа по вопросам Выразительно читать наизусть лирические стихотворения. Выучить наизусть одно из стихотворений 7.05 63
Песни о Великой Отечественной войне. Марк Лисянский «Моя Москва» 1 Показать значение песен в годы Великой Отечественной войны и в наши дни Записи песен военных лет, иллюстрации на тему войны Прослушивание и обсуждение песен, беседа по вопросам Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Подготовить контрольные вопросы по теме урока 8.05 64
Родная природа в стихах русских поэтов. А.И.Бунин «Детство», «Помню – долгий зимний вечер…»
Поэзия А.Блока о родной природе «Ветер принес издалека…», «Полный месяц встал над лугом…», «Белой ночью месяц красный…»
1
Убедить учеников в необходимости творческого подхода к жизни, в потребности человека к постоянному поиску путей самореализации
Определить особенности пейзажной лирики А.Блока Сборники стихотворений И.Бунина, репродукции пейзажей
Портрет Блока, рисунки-пейзажи учеников выразительное чтение и анализ стихотворений, беседа по вопросам
Сопоставление стихотворений, выразительное чтение и анализ стихотворений, беседа по вопросам Выразительно читать наизусть лирические стихотворения.
Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Создать рассказ-воспоминание о жарком летнем дне. Подготовить иллюстрацию к любому стихотворению Блока 14.05 65
К.Бальмонт «Золотая рыбка», Б.Пастернак «Июль»
С.Есенин «Поет зима – аукает…»
Н.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…»
р/речи Выразительное чтение понравившихся стихотворений наизусть 1
Показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике Бальмонта и Пастернака
Определить способы создания образов в стихотворениях Есенина и Заболоцкого
Понять настроения, чувства поэтов и выразить их в чтении Музыкальные произведения, сходные по настроению
Репродукции картин- пейзажей русских художников
---------------- Словесное рисование, выразительное чтение и анализ стихотворений, беседа по вопросам
выразительное чтение и анализ стихотворений, беседа по вопросам
Выразительное чтение наизусть стихотворений, обсуждение Выразительно читать наизусть лирические стихотворения .1
Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.
Выразительно читать наизусть лирические стихотворения. Вспомнить названия сказок, в которых участвует золотая рыбка. Ответить на вопрос «Почему человеку необходимо иногда смотреть на звезды?». Пересмотреть учебник, подготовиться к тестированию 15.05 66
Герой художественного произведения и автор. Контрольный тест по литературе. 1 Контрольное тестирование Наборы тестов по вариантам Работа по вариантам Характеризовать героя русской литературы 20 века. Записать список литературы для чтения летом 21.05 67 Подведем итоги. Сочинение. 1 Защита читательских дневников Список рекомендательной литературы Выступления учеников, беседа Читать выразительно произведение с учётом его жанровой специфики. Рекомендации на лето 22.05 68
69
70 Резервные уроки. 3 28.05
29.05 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Литература:
Для учащихся:
Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.
Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2008.
Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для 5-6 классов. - СПб.: Просвещение, 2004.
Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.
Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.
Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2006.
Для учителя:
Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.
Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 6 класс. - М.: Просвещение, 2005.
Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.
Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.
Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007.
Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC», 2000.
Мультимедийные пособия.
Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс.
Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.
Интернет-ресурсы
http://matyuhin-songs.narod.ru - песни на стихи русских и зарубежных поэтов (А. Пушкина, М. Лермонтова, М. Цветаевой, А. Ахматовой, О. Мандельштама, И. Бродского, С. Есенина, Н. Рубцова, Г. Лорки и др.) в исполнении Александра Матюхинаhttp://gold.stihophone.ru - архив образцов искусства художественного чтения. Голоса великих русских поэтов в mp3: Мандельштама, Ахматовой, Есенина, Маяковского, Бунина, Блока, Бродского. Профессиональное актёрское исполнение известных артистов театра и киноhttp://public-library.narod.ru - Публичная электронная библиотека. Произведения А.Блока, М.Булгакова, Н.В.Гоголя, А.Гриневского (Грина), И.А.Гончарова, Ф.М.Достоевского, С.Есенина, М.Ю.ЛермонтоваА.С.Пушкина, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, А.А.Фета, А.П.ЧеховаСтихи России - Сайт для тех, кто любит стихи от классики до современности.http://www.feb-web.ru - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» - полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научным исследованиям и историко-биографическим работам. Произведения А.С.Пушкина, К.Н.Батюшкова, А.С.Грибоедова, Е.А.Боратынского, Ф.И.Тютчева, И.А.Гончарова, Н.В.Гоголя, С.А.Есенина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, М.А.Шолохова, А.П.Чехова. Фонотека (романсы, песни)
Русская живопись - обширнейший материал о русской живописи. Информацию о русских художниках начиная с древности и до наших дней. Приведены биографии художников и их наиболее значительные работы.
Я иду на урок литературы - материалы к урокам литературы
В мире мудрых мыслей - высказывания великих людей от древности до современности.
8. РЕЗУЛЬТАТЫ (ВРАМКАХ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ) ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ).
Результаты изучения предмета «Литература»
Личностные результаты выпускников основной школы, формируемые при изучении предмета «Литература»:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе:
• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы:
познавательные:
• понимание ключевых проблем изученных произведений фольклора и литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
ценностно-ориентационные:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и определение собственного отношения к ней;
коммуникативные:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
эстетические:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе и цитатного, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование, составление сравнительной характеристики;
- итоговый (за полугодие): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.
Требования к знаниям и умениям учащихся 6 класса.
Программа предусматривает овладение знаниями и умениями, которые формируют культурного, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова читателя.
Ученик должен знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретические понятия, предусмотренные программой и связанные с изучением образов героев произведений – литературных героев (герой литературный, имя героя, портрет, поступки и характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка и др.).
Ученик должен уметь:
- характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нём событиями. Владеть приёмами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику и др.;
- использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);
- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, «журналы», автобиографии;
- отличать стих от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении;
- привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений;
- работать со справочными материалами.
НОРМЫ   ОЦЕНКИ  ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ  И  НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
ПО   ЛИТЕРАТУРЕ
 Оценка  знаний  по   литературе   и  навыков  письменной  речи производится также на основании сочинений  и  других  письменных  проверочных работ ( ответ  на вопрос,  устное  сообщение  и  пр.). Они проводятся в определенной последовательности  и  составляют важное средство развития речи.
Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы, в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4, в 10 классе — 4—5, в 11 классе — 5—7.
Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-м  и  10 дней в 9-11 классах  и  оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание  и  речь, вторая — за грамотность. В 5-9 классах  оценка  за содержание  и  речь относится к  литературе , вторая — к русскому языку.
  ОЦЕНКА   УСТНЫХ   ОТВЕТОВ 
При  оценке   устных   ответов  учитель руководствуется следующими основными  критериями  в пределах программы данного класса:
Знание текста  и  понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.
Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность  ответа ; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.
В соответствии с этим:
Отметкой «5» оценивается  ответ , обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4» оценивается  ответ , который показывает прочное знание  и  достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры  и  поступки героев  и  роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями  и  навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.
Однако допускается одна-две неточности в  ответе .
Отметкой «3» оценивается  ответ , свидетельствующий в основном о знании  и  понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры  и  поступки героев  и  роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора  и  недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании  ответа , недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции  и  языке  ответа , несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается  ответ , обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение  и  характеры основных героев  и  роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью  и  техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Отметкой «1» оценивается  ответ , показывающий полное незнание содержания произведения  и  непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.
 ОЦЕНКА  СОЧИНЕНИЙ
В основу  оценки  сочинений  по   литературе  должны быть положены следующие главные  критерии  в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина  и  полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
 Оценка  за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка «5» ставится за сочинение:
глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.
Отметка «4» ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
Отметка «2» ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Отметка «1» ставится за сочинение:
совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;
содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».