Статья Теория развития критического мышления как средство формирования УУД в современной начальной школе
371
Теория развития критического мышления как средство формирование УУД в современной начальной школе.
И.В. Болтаевская
Аннотация
Статья посвящена теории развития критического мышления как одному из средств формирование УУД в современной начальной школе, которая вносит новые формы обучения младшеклассников. Показано, что формы урока РКМЧП отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Используя технологию РКМЧП, учителя отмечают стремление учеников принять более активное участие в учебном процессе, дети больше внимания уделяют подготовке к уроку, появляется уверенность в своих творческих возможностях, не боятся брать ответственность на себя, способны делать выводы.
Ключевые слова: Теория развития критического мышления
Учащиеся начальной школы должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, самостоятельно оценивать и регулировать свою деятельность, выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Цель ФГОС НОО – развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий.
Основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий и достижение новых уровней развития личности учащихся).
Важнейшим инструментом формирования УУД могут и должны стать современные образовательные технологии.
Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно.
Достоинство технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям , ориентированным на развитие ученика и учителя в ее открытости, авторы технологии при ее создании опирались на современные методические приемы, разработки, используемые другими технологиями и подходами – дискуссионные, игровые технологии, ТРИЗ, модели рефлексивного письма; разнообразные методические приемы, развивающие интеллектуальные, коммуникативные умения учащихся. Технология помогает ученику овладеть способами работы с информацией, вдумчивого чтения, структурирования материала, умением задавать вопросы, постановки и решения проблем, рефлексивного письма, помогает овладеть методами групповой работы, умением аргументировано вести дискуссию. Технология объединяет известные и новые методические приемы в определенной логике построения урока (занятия).
Концепция стандартов второго поколения пополняет известную терминологию «знания», «умения», «навыки», «компетенции» (основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий и достижение новых уровней развития личности учащихся и предлагает новую версию формулировки общеучебных (универсальных учебных) действий, которые закладываются в школе, действий, обеспечивающих способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Критическое мышление» - это педагогическая технология построения урока на базе критического отношения к тексту. «Критическое мышление»- это новый взгляд на урок. Эта технология даёт освоение нового способа познания. Уроки, поcтроенные в данной технологии, побуждают детей самих задавать вопросы и активизирует к поиску ответа. Одна из основных целей технологии развития критического мышления – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя. Что же даёт технология критического мышления дает ученикам:
-повышение эффективности восприятия материала;
-повышение интереса к процессу обучения;
-умение работать в сотрудничестве с другими;
-повышение качества образования:
И учителю:
-умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества;
-возможность использовать модель обучения и систему методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
-стать практиком, который умеет грамотно анализировать свою деятельность.
Технология развития критического мышления – надпредметная, проникающая, она применима в любых программах и предмете.
В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий). Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Технологические этапы урока
1 фаза
Вызов
Задачи: пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации; помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.
На этой этапе происходит актуализация знаний, имеющихся у учащихся, возникает интерес к обсуждаемому вопросу. Для пробуждения вызова используются рисунок, вопрос, задачу, проблему, ситуацию, мозговой штурм, работу с ключевыми терминами, перевернутые логические цепи, свободное письмо, разбивку на кластеры
2 фаза
Осмысление
Задачи: помочь активно воспринимать изучаемый материал и соотносить старые знания с новыми.
3 фаза
Рефлексия
Рассмотрим систематизацию приемов технологии по формированию определенных универсальных учебных действий
Познавательные УУД
Приемы ТРКМ
Кластер
Верные - неверные утверждения
Синквейн
Эссе
Зигзаг
Общеучебные
Инсерт
Чтение с остановками
Постановка и решение проблемы
Знали – Хотим узнать – Узнали
Толстые и тонкие вопросы
Знаково-символические
Кластер
Каждый прием, используемый в технологии развития критического мышления, многофункционален, работает на развитие интеллектуальных и личностных умений, а выстроенные в логике «вызов–осмысление–рефлексия» они способствуют развитию рефлексивных способностей, помогают овладеть умением учиться самостоятельно.
Использование методов и приёмов технологии критического мышления у младших школьников на уроке:
-способствует развитию умения производить простые логические действия: классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи и т.д.;
-формирует умение аргументировано высказываться;
-развивает познавательную деятельность с помощью формулирования вопросов.
Дети находятся в активной позиции, получают удовольствие от своей работы. Учитель видит интерес детей и хорошие результаты их работы. Поэтому считаем, что развитие логического мышления с помощью приёмов критического мышления актуально и его необходимо использовать в работе с младшим школьником. Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний. Формы урока РКМЧП отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.Используя технологию РКМЧП, учителя отмечают стремление учеников принять более активное участие в учебном процессе, дети больше внимания уделяют подготовке к уроку, появляется уверенность в своих творческих возможностях, не боятся брать ответственность на себя, способны делать выводы.
Литература
Асмолов А.Г. Виды универсальных учебных действий. Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли.- / /-М.,- 2010.
Бройде М.. Русский язык в упражнениях и играх.- / /-М. Бройде. – М., 2001.
И.П. Валькова, И.А. Низовская, Н.П. Задорожная, Т.Т. Буйских. Как развивать критическое мышлени.-./- М.- 2010
Загашеев И.О., Заир-Бек С.И. Муштавинская И.В. // Учим детей мыслить критически.- М.- 2003
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения от 10 апреля 2009г.. М., 2009.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Педагогические технологии и инновации.
I.V.Boltaevskaya
The theory of developing critical thinking skills in modern primary school
Abstract: The article focuses on The Theory of Developing Critical Thinking Skills as a means of forming Universal Learning Activities (ULA) in Primary School, which provides new form of teaching students of junior classes. It’s clear that the types of lessons which are based on The Theory of Developing Critical Thinking Skills through Reading and Writing (TDCTRW), are differ from the traditional ones. The pupils are not passive while listening to the teacher they become the main characters of the lesson. They think, read, write, discuss, share their opinions with each other. Using TDCTRW the teachers notice student’s aspiration to take an active part in study. Children pay much attention to the preparing for the lessons, become confident in creative skills, they are not afraid to take responsibility, have an ability to make conclusions.
Key words: The Theory of Developing Critical Thinking Skills
15