Календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс (Курдюмова)
Пояснительная записка.
Цели и задачи программы Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
ЗАДАЧИ:
литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;
- обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их, наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;
- формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально- и культурно-обусловленные различия;
- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
Соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту НОО Данная рабочая программа составлена на основе:
- Примерной программы по литературе и программы по литературе для 5–11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.
- Приказа Министерства образования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
- Образовательной программы МБОУ Огудневской СОШ д. Огуднево ЩМР МО; Проекта образовательного стандарта основного общего образования по литературе» («Письмо Минобразования России от 12.08.2002 г. №13-51-98/14»).
Программа детализирует и раскрывает содержание учебного курса, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Место и роль учебной дисциплины Литература – один из основных предметов в системе подготовки школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературы обеспечивает результативность обучения по другим предметам.
Специфика программы В системе школьного образования учебный предмет «Литература» занимает особое место. Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Планируемые результаты В результате изучения литературы в 6 классе учащиеся должны знать и понимать:
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути изучаемых писателей и поэтов;
- основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в курсе 8 класса.
уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею изученного произведения;
- давать характеристику героев;
- находить в тексте и характеризовать роль изобразительно-выразительных средств;
- выявлять авторское отношение к героям;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Календарно тематическое планирование уроков литературе в 8 Б классе.
Номера уроков Наименования разделов и тем Плановые сроки прохождения Скорректированные сроки прохождения
Введение (1час)
1 Литературный процесс как часть исторического процесса. 4.09 Фольклор (3 часа)
2 Х.К.Андерсен «Калоши счастья». 7.09 3 Фольклор. Историческая песня «Правеж», «Петра 1 узнают в шведском городе». 11.09 4 Народный театр. «Как француз Москву брал». 14.09 История на страницах произведений эпохи Возрождения (2 часа)
5 Литература эпохи Возрождения. Мигель де Сервантес «Дон Кихот». 18.09 6 «Дон Кихот» - пародия на рыцарский роман. 21.09 История на страницах произведений древнерусской литературы (4 часа)
7 Историческая тема в произведениях древнерусской литературы. Летопись. 25.09 8 «Повесть временных лет». Источники повести. 28.09 9 Житие. «Сказание о житии Александра Невского». 2.10 10 Б.Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский». 5.10 Литература эпохи Просвещения (2 часа)
11 Литература эпохи Просвещения. Классицизм. 9.10 12 Ж. Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». 12.10 История на страницах произведений XVIII века (5 часов)
13 Литература 18 века. Жанры исторических произведений: эпические и драматические. 16.10 14 Д.И.Фонвизин «Недоросль» комедия в пяти действиях. 19.10 15 Характеристика героев произведения. 23.10 16 Традиции классицизма в комедии. 26.10 17 Контрольная работа по изученным разделам. 30.10 Историческое прошлое в литературе XIX века (38 часов)
18 Романтизм и реализм литературы 19 века. 13.11 19 А.К. Толстой «Илья Муромец». Герои и события былин в русской поэзии. 16.11 20 А.К. Толстой «Правда». Поэтическая сила и обаяние произведений поэта. 20.11 21 Г.У. Лонгфелло «Песнь о Гайавате». Образ народного героя в произведении. 23.11 22 Близость героев поэмы к миру природы. 27.11 23 Вальтер Скотт как родоначальник исторического романа. «Айвенго» (фрагменты). 30.11 24 И.А.Крылов «Волк на псарне». Образ Кутузова. 4.12 25 Вн. чт. Басни И.А.Крылова. 7.12 26 А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Герой и его судьба. 11.12 27 Поэма «Полтава». Образ Петра – образ вдохновителя победы. 14.12 28 А.С.Пушкин. «Борис Годунов» 18.12 29 Вн. чт. «Медный всадник». 21.12 30 Роман «Капитанская дочка». Сюжет исторической повести. 25.12 31 Главные герои романа. Их характеристика. 28.12 32 Проблема нравственного долга, верности и чести. 11.01 33 Портрет и пейзаж на страницах исторической прозы. Роль эпиграфов в повести. 15.01 34 РР Сочинение по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка». 18.01 35 М.Ю.Лермонтов « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». 22.01 36 Быт и нравы 18 века в поэме. 25.01 37 Внутренний мир, речь, поступки героев. 29.01 38 РР Выразительное чтение отрывка поэмы наизусть. 1.02 39 Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». История создания повести. Историческая и фольклорная основа повести. 5.02 40 Образы Тараса и его сыновей. 8.02 41 Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества, ее нравы и обычаи 12.02 42 Битва под Дубно. 15.02 43 Трагедия Тараса Бульбы. 19.02 44 Гоголя в изображении природы. 22.02 45 РР Сочинение по произведения «Тарас Бульба» (тема на выбор.) 26.02 46 Обращение лирических поэтов к исторической тематике. 29.02 47 РР Чтение наизусть понравившегося стихотворения. 4.03 48 А. К. Толстой. Баллада «Василий Шибанов». Подлинные исторические лица. 7.03 49 «Князь серебряный». Эпоха и ее воспроизведение в романе. 11.03 50 Вымышленные герои и их роль на страницах исторического повествования. 14.03 51 РР Сочинение - миниатюра « Целесообразность использования пословиц и поговорок в романе». 18.03 52 А. Дюма «Три мушкетера». Кодекс чести и правила поведения героев в романах. 21.03 53 Л.Н.Толстой «После бала». Герои и их судьбы. 1.04 54 Контраст как прием композиции. 4.04 55 Контрольная работа по литературе 19 века. 8.04 Историческое прошлое в литературе XX века (14 часов)
56 Былины и их герои в произведениях 20 века. 11.04 57 Ю.Н.Тынянов «Восковая персона» - повесть о судьбе Петра Великого и его наследия. 15.04 58 «Утоли моя печали...» как роман Б.Васильева о судьбах властителей и простых людей. 18.04 59 Проблема трагического на страницах романа. 22.04 60 Великая Отечественная война в лирике 20 века. 25.04 61 «Строки, опалённые войной». 29.04 62 Л. М. Леонов. «Золотая карета». Тема Великой Отечественной войны. 2.05 63 Мотивы былого в лирике поэтов XX века: М. Цветаевой, Е. Евтушенко и др. 6.05 64 Повторение и обобщение материала за курс 8 класса. 6.05 65 Р Р Итоговое сочинение «Произведение, которое поразило меня». 13.05 66 РР Анализ сочинения. 16.05 67 Итоговый тест за курс 8 класса. 20.05 68 Итоговый урок. Читаем летом. 23.05 69
70 Повторение и обобщение материала за курс 8 класса.
Повторение и обобщение материала за курс 8 класса.
27.05
30.05 ИТОГО 70 часов Список используемой литературы:
Программы
Курдюмова Т.Ф. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 частях. 2-е издание. М.: Дрофа, 2008.
Учебники
Литература.8 кл. : в 2 ч. учеб.-хрестоматия / авт.-сост. Т.Ф.Курдюмова, Е.Н.Колокольцев, О.Б.Марьина, и др.; под ред. Т.Ф.Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2008 г.
Методические пособия
Курдюмова, Т. Ф. Литература. 8 класс : методические рекомендации / Т. Ф. Курдюмова. - М.: Дрофа, 2009.
Золотарева И.В., Корнеева М.С. и др. Поурочные разработки по литературе.8 класс.- М.: Вако, 2004
Турьянская М.В., Гороховская Н.И. Литература 19 века: материалы для подготовки к экзаменам. - М., 2002.
Липина Е.Ю. Литература. Тесты к учебникам-хрестоматиям под ред. Т.Ф. Курдюмовой.5-9 классы
Харитонова, О. Н. Сборник литературных игр для учащихся 5-9 классов / О. Н. Харитонова. - М. : Феникс, 2010.