Рабочая программа по краеведению География Пензенской области


Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по географии Пензенской области для 9 класса составлена на основе Образовательной программы Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 р.п. Колышлей основного общего образования.
Структура документа
Рабочая программа состоит из пояснительной записки, основного содержания, тематического планирования.
Цели и задачи курса Образовательные:
систематизировать и закрепить знания о природе и природных ресурсах своей области;
сформировать знания о структуре и динамике населения, трудовых ресурсах, отраслях специализации, дополняющих и обслуживающих отраслях хозяйственного комплекса Пензенской области;
познакомить обучающихся с основными профессиями и трудовыми вакансиями;
сформировать умения и навыки практических исследований, обработки и анализа материала;
изучить основы географического краеведения.
Развивающие:
развивать интерес к учебно-исследовательской работе;
развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять географические знания; планировать свою деятельность; работать со справочной литературой, проводить наблюдения, составлять описания, объяснять происходящие процессы и явления;
способствовать развитию любознательности, расширению кругозора обучающихся;
развивать память логическое мышление, творческие способности, волевые качества (активность, целеустремленность, эмоциональную устойчивость и др.).
Воспитательные:
воспитывать высокие этические нормы в отношениях между людьми и в отношении человека к природе;
формировать духовную культуру и нравственность;
- приобщать учащихся к отечественным культурным ценностям;
формировать гражданскую активность и стремление участвовать в мероприятиях по благоустройству своего района, по защите окружающей среды.
Место предмета в учебном плане
Согласно учебного плана МОУ СОШ №2 р.п. Колышлей отводит 34 часов для изучения предмета «География Пензенской области», из расчета 1 часа в неделю в 9 классе из регионального компонента и компонента образовательного учреждения.
Основное содержание
Введение (1 ч)
Что изучает физическая география Пензенской области. Ознакомление учащихся с особенностями курса «Физическая география Пензенской области» и его структурой. Источники физико-географических знаний.
Географическое положение области (2 ч)
Область как составная единица территориальной организации страны: Пензенская область на карге России. История освоения и заселения территории области. Герб г. Пензы и Пензенской области. История возникновения своего населенного пункта. Площадь области. Особенности географического положения, его влияние на природ)', жизнь и хозяйственную деятельность людей; границы и их изменения во времени. Административно-территориальное деление области, своего района. Пенза - политикоадминистративный, промышленный и культурный центр Пензенской области. Особенности географического положения своего района, населенного пункта.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Знать:
особенности физико-географического положения области и своего населенного пункта, его влияние на природу, жизнь и хозяйственную деятельность людей;
координаты г. Пензы;
основные этапы заселения территории области;
дату образования г. Пензы и области в современных границах, своего населенного пункта;
площадь территории области;
объяснение содержания гербов Пензы. Пензенской области и своего районного центра.
Уметь:
определять географическое положение объекта на основе анализа географическихкарг:
определять поясное и местное время;
показывать область на картах России;
показывать города на карте Пензенской области.
Тема 2. Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые (Зч)
Рельеф области и ею влияние на хозяйственна ю деятельность человека; его связь с тектонико-геологическим строением. История формирования рельефа. Закономерности размещения полезных ископаемых. Рациональное использование и охрана полез-ных ископаемых. Экологические проблемы, связанные с использованием полезных ископаемых.
Овражно-балочный рельеф как характерная черта рельефа области. Меры предупреждения оврагообразования и борьба с ним
Требования к уровню подготовки учащихся.
Знать:
- этапы формирования рельефа на территории области.
Уметь:
показывать на карте основные формы рельефа области: Приволжскую возвышенность, Окско-Донскую низменность, Сурскую Шишку. Керенско-Чембарскую возвышенность. Сурско-Мокшанскую возвышенное гь;
показывать на карте самую высокую точку поверхности территории области;
показывать на карте основные месторождения полезных ископаемых на территории области.
Тема 3. Климат ( Зч)
Климатообразующие факторы, закономерности распределения температуры зимой и летом по территории, закономерности распределения осадков, климатический пояс, тип климата.
Влияние климата на условия жизни и хозяйственную деятельность населения.
Особенности климата своего населенного пункта.
Климатические условия как фактор экологического состояния воздушного бассейна: влияние циркуляции воздушных масс на рассеивание загрязпяющих веществ в атмосфере.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Знать:
основные закономерности климата на территории области (распределение температур и осадков, основные воздушные массы, направления господствующих ветров);
особенности климата своего населенного пункта.
Уметь:
по климатической карге определять температуру, количество осадков, направление господствующих ветров;
объяснять причины климатообразования.
Тема 4. Внутренние воды и водные ресурсы (3 ч)
Состав и размещение внутренних вод, влияние климата и рельефа. Реки, их питание и режим. Работа рек. Проблемы малых рек.
Озера и болота, их происхождение и расположение на территории области.
Искусственные водоемы, их использование и проблемы. Сур-ское море - крупнейшее искусственное водохранилище области. Подземные воды, их происхождение. Родники. Оценка водных ресурсов области. Охрана вод.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Знать:
основные речные системы области (Сура, Хопер, Мокша), их режим и питание.
Уметь:
показывать на карте основные речные системы;
оценивать водные ресурсы области;
давать характеристику реки.
Тема 5. Почвы (1ч)Почвы, условия их образования. Типы почв и их размещение по территории. Знакомство с образцами почв. Русский чернозем - национальное богатство страны. Изменение свойств почв в процессе их хозяйственного использования. Эрозия почв и методы борьбы с ней. Мелиорация земель.
Тема 6. Природные зоны (4 ч)Природные комплексы, их размещение по территории области. Связь растительности и животного мира с другими компонентами природы.
Лесная зона. Разнообразие лесов на территории области. Изменение лесной зоны человеком. Проблемы леса и пути их решения. Природоохранное значение лесов.
Лесостепь и степь. Влияние хозяйственной деятельности человека. Проблемы данных зон и пути их решения.
Природный комплекс своего населенного пункта, своей школы. Достопримечательности природы своего населенного пункта.
Заповедник «Приволжская лесостепь»: Попереченская степь, Кунчеровская степь, Островцовская степь.
Памятники природы на территории области: Ботанический сад им. И. И. Спрыгина, Морозовский дендрарий, Белокаменский лесопарк, Голицынский парк, Куракинский лесопарк. Арбековский лес. Болыпевьясский лес. урочище «Шугай», истоки реки Хопер (1.2 ключей). Памятники природы г. Пензы.
Красная книга Пензенской области: исчезнувшие, редкие виды растений и животных, растения-эндемики.
Экологические проблемы области. Состояние воздуха, воды, почв, растительности и животного мира; их охрана.
Требования к уровню подготовки учащихся.
1)3нать:
зональные природные комплексы области и их размещение по территории;
проблемы природных комплексов и пути их решения;
достопримечательности природы своего населенного пункта.
2) Уметь:
оценивать природные ресурсы ПК области;
находить на карте памятники природы области.
Социальная и экономическая география Пензенской области
Тема 3. Население (Зч)
Люди, прославившие Пензенскую землю в области литературы, истории, географии, культуры, искусства, спорта.
Численность, динамика численности населения, национальный состав. Естественное движение населения: рождаемость, смертность, естественный прирост. Демографические проблемы. Половозрастная структура.
Трудовые ресурсы области, их качественный состав. Современные проблемы трудовых ресурсов.
Размещение населения. Плотность населения Механическое движение населения (миграции).
Географические формы расселения. Урбанизация. Городское население и города. Сельское население и сельские населенные пункты. Соотношение городского и сельского
населения.
Религия, культурно-исторические особенности народов Пензенской области. Национальные традиции: жилища, костюмы, обряды, праздники, песни. Народные ремесла и промыслы: плат-ковязание; ковроткачество; изготовление гончарной посуды, глиняных игрушек; изделия из дерева; плетение из соломки и лозы.Города области.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Знать:
численность, плотность населения: национальный состав;
культурно-исторические особенности народов области.
Уметь:
пользоваться картографическим и статистическим материалами.
Тема 4. Хозяйство (9 ч)
Общая характеристика хозяйства. Отрасли производственной и непроизводственной сфер, их соотношение. Основные факторы формирования хозяйства области: географические, исторические, экономические, политические. Отрасли специализации хозяйства.
География промышленности: общая характеристика, основные отрасли. Размещение их на территории. Центры.
Агропромышленный комплекс: история развития, состав и значение отрасли. Взаимосвязи отраслей. Растениеводство: основные зерновые и технические культуры; размещение их по территории. Пригородное хозяйство. Животноводство: главные отрасли и районы размещения. Отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье.
Проблемы АПК. Новые формы организации хозяйства в экономике области.
Транспорт. История его развития. Общая характеристика транспорта. Виды транспорта:автомобильный, железнодорожный, электронный, трубопроводный,
авиационный.
Сфера обслуживания: жилищно-коммунальное хозяйство, социальное обеспечение населения, торговля и общественное питание; бытовое обслуживание, связь; культура и искусство; наука и образование; здравоохранение и физкультура; органы страхования, банки, юридические организации.Рекреационное хозяйство области. Типы учреждений рекреационного хозяйства: лечебные (санатории); оздоровительные (пансионаты, дома отдыха, детские оздоровительные лагеря):спортивные (дворцы спорта, стадионы, турбазы)познавательные (музеи, картинная галерея, выставки, цирк, филармония, театры, библиотеки, юопарк. парки).Города области. История возникновения городов. Символика городов. Функции городов. Достопримечательности
Требования к уровню подготовки учащихся.
Знать:
главные отрасли хозяйства области и их географию:
города области.
Уметь:
-объяснять причины размещения отраслей хозяйства;
-давать экономико-географическую характеристику предприятия;
выявлять экологические проблемы.
Учебно-тематический план
Всего часов - 34
четверть -9IIIчетверть-10
четверть - 7IVчетверть-8
№ Наименование разделов и тем Всего В том числе нап/п часов Уроки ПрактичесКонтрольн1 Введение 1 1 2 Географическое положение 2 2 *>
э Рельеф,геология, п/и 3 3 4 Климат 5 3 1 5 Внутренние воды 3 3 1 6 Почвы 1 1 7 Природные зоны 4 4 8 Население ->
J 3 1 9 Хозяйство 9 9 2 10 Повторение 4 4
Резерв времени 1 1 Список литературы
И.И. Курицын. II.А. Марденский. География Пензенской области Саратов. Приволжское книжное издательство. 1991.
О.Л. Коннова. О.Н. Босолаева. Методические рекомендации по изучению темы «Пензенская область» Пенза 1997.
Атлас Природа. Население. Хозяйство. Культура Пензенской области. Под редакцией И.И. Курицына. Пенза ОАО «Областной издательский центр» 2005.
Рабочая тетрадь по географии Пензенской области М.: Дрофа.
Интернет-ресурсы.