Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс (Курдюмова)


Цели и задачи программы Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
ЗАДАЧИ:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;
- обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их, наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;
- формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально- и культурно-обусловленные различия;
- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
Соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту НОО Данная рабочая программа составлена на основе:
- Примерной программы по литературе и программы по литературе для 5–11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.
- Приказа Министерства образования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
- Образовательной программы МБОУ Огудневской СОШ д. Огуднево ЩМР МО; Проекта образовательного стандарта основного общего образования по литературе» («Письмо Минобразования России от 12.08.2002 г. №13-51-98/14»).
Программа детализирует и раскрывает содержание учебного курса, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Место и роль учебной дисциплины Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Специфика программы В системе школьного образования учебный предмет «Литература» занимает особое место. Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Планируемые результаты В результате изучения литературы в 6 классе учащиеся должны знать и понимать:
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина;
- такие теоретико-литературные понятия, как: миф, мифологический сюжет, персонаж, структура волшебной сказки, житие, сказание, древнерусская повесть, автор и герой; иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение; реальное, фантастическое, фабула, баллада; двусложные и трехсложные размеры стиха, строфа, роман, авторское отношение к героям; стопа, типы стоп, метафора, инверсия; героическая повесть, типы речи и разнообразие лексических пластов; образ рассказчика, идея произведения и авторский замысел; автобиографическая проза; повесть, художественная деталь, портрет и характер; юмор, юмористическая ситуация, деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении; цветообраз; кольцевая композиция; литературная сказка (углубление представлений);
уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею изученного произведения;
- давать характеристику героев;
- находить в тексте и характеризовать роль изобразительно-выразительных средств;
- выявлять авторское отношение к героям;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе.
Номера уроков Наименования разделов и тем Плановые сроки прохождения Скорректированные сроки прохождения
Герой художественного произведения (1 час).
1 Введение. По страницам любимых книг. 1.09 Герои былин и сказок (8 часов).
2 Герой в мире художественного слова. 3.09 3 Былины - богатырский эпос русского народа. «На заставе богатырской». 4.09 4 РР Былина «На заставе богатырской» и её прозаический пересказ. 8.09 5 Вн.чт. Былины и их герои в живописи и в музыке. 10.09 6 А.Н.Островский. «Снегурочка». Пьеса в стихах. 11.09 7 Снегурочка в пьесе А.Н.Островского. 15.09 8 Герои сказки А.Н.Островского «Снегурочка». 17.09 9 РР Сочинение на тему «Идеальное царство берендеев». 18.09 Литература XIX века (6 часов).
10 В.А.Жуковский. Баллады. 22.09 11 В.А.Жуковский. «Кубок». Сюжет баллады. 24.09 12 РР Выразительное чтение стихотворного текста, выборочный пересказ. 25.09 13
В.А.Жуковского «Лесной царь», «Светлана». 29.09 14 Идеальный образ героя в балладе «Роланд-оруженосец». 1.10 15 Жанр баллады в зарубежной литературе
Ф. Шиллер 2.10 Незабываемый мир детства и отрочества (43 часа).
16 Мир отрочества и детства в автобиографических произведениях писателей 19 века. 6.10 17 С.Т.Аксаков. «Детские годы Багрова-внука». 8.10 18 Герой повести С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова-внука». 9.10 19 Очерк С.Т. Аксакова «Буран». 13.10 20 РР Пересказ отрывка с сохранением стиля. 15.10 21 Пейзаж в произведениях русской литературы. 16.10 22 И.А.Крылов. Басня «Два мальчика». 20.10 23 Басня И.А.Крылова «Волк и ягненок». 22.10 24 Викторина по творчеству Крылова. 23.10 25 В.Ф.Одоевский. «Отрывки из журнала Маши». 27.10 26 Дневник и его автор. 29.10 27 В.Ф.Одоевский. «Отрывки из журнала Маши». Характер героини повести. 30.10 28 РР Сочинение на тему «Страницы из дневника…». Создание портретной зарисовки, пейзажа или отрывка из дневника. 10.11 29 А.С.Пушкин. Лирика дружбы. 12.11 30 А.С.Пушкин. Послания и их роль в творчестве поэта. 13.11 31 Стихотворение «Товарищам» как гимн школьной дружбе. 17.11 32 РР Выразительное чтение наизусть стихотворения «К Пущину». 19.11 33 Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. «Утес». «На севере диком». 20.11 34 М.Ю.Лермонтов «Три пальмы». 24.11 35 М.Ю.Лермонтов «Панорама Москвы». 26.11 36 И.С.Тургенев «Бежин луг». Содержание очерка, выборочное чтение. 27.11 37 Пейзаж в очерке И.С.Тургенева «Бежин луг». 1.12 38 Герои рассказа «Бежин луг». 3.12 39 Герои рассказа «Бежин луг». 4.12 40 Рассказы героев. Речевая характеристика. 8.12 41 РР Сочинение на тему «Пейзаж в рассказе «Бежин луг»». 10.12 42 Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети». 11.12 43 Тема крестьянской доли в лирике Некрасова. 15.12 44 Герой художественного произведения и его имя. 17.12 45 Н.А.Некрасов. «Школьник». 18.12 46 Л.Н.Толстой. «Отрочество» как часть автобиографической трилогии писателя. 22.12 47 Николенька Иртеньев. Семья, друзья, учителя. 24.12 48 Формирование взглядов подростка. 25.12 49 Планы и мечты главного героя произведения. 29.12 50 Ф.М.Достоевский. Фрагменты из романа «Братья Карамазовы». 12.01 51 «Мальчики» из романа «Братья Карамазовы». Образы героев-подростков. 14.01 52 Взаимоотношения героев. 15.01 53 Сатира и юмор в творчестве А. П. Чехова. «Хамелеон». 19.01 54 А.П.Чехов. «Толстый и тонкий». 21.01 55 Вн. чт. Рассказы А.П.Чехова. Герой и сюжет. 22.01 56 Н.Г. Гарин-Михайловский. «Детство Темы». Глава «Экзамены». 26.01 57 Поступок героя и характер. 28.01 58 Контрольная работа по теме «Незабываемый мир детства и отрочества». 29.01 Мир путешествий и приключений (16 часов).
59 Т.Х. Уайт «Свеча на ветру». 2.02 60 «Рыцарь, совершивший поступок». 4.02 61 Внешность и судьба человека. 5.02 62 Марк Твен и его автобиографические повести. «Приключения Гекльберри Финна». 9.02 63 Сюжет произведения Марка Твена «Приключения Гекельберри Финна» 11.02 64 Странствия Гека и Джима по многоводной реке Миссисипи. 12.02 65 Гек и Том. Становление и изменение характеров. 16.02 66 Приключенческие произведения Ж. Верна. «Таинственный остров». 18.02 67 Герберт – юный герой среди взрослых и товарищей по несчастью. 19.02 68 Роль дружбы и дружеской заботы о младшем в романе великого фантаста. 25.02 69 Вн.чт. Названия романов и имена героев. 26.02 70 О.Уайльд. «Кентервильское привидение». 1.03 71 О.Уайльд. Герои рассказа «Кентервильское привидение». 3.03 72 Рассказ как остроумное разоблачение мистических настроений и суеверий. 4.03 73 Ирония и весёлая пародия на страницах рассказа. 10.03 74 Остроумная и доброжелательная концовка «страшной» истории. 11.03 Литература XX века (24 часа).
75 Читателям 21 века. Чтение и образование. 15.03 76 М. Энде и его «Бесконечная книга». 17.03 77 А.Т.Аверченко. «Смерть африканского охотника». 18.03 78 Герой рассказа и его любимые книги. 1.04 79 М.Горький. «Детство». 5.04 80 Жизнь как «суровая сказка» в повести «Детство» 7.04 81 РР Сочинение на тему «Образ главного героя повести М. Горького «Детство». 8.04 82 А.С.Грин «Гнев отца». 12.04 83 Благородство и чуткость отношения взрослого к сыну. 14.04 84 К.Г.Паустовский. «Повесть о жизни». 15.04 85 Глава «Гардемарин». Благородство поведения гардемарина. 19.04 86 Мастерство пейзажа в прозе писателя. 21.04 87 Вн. чт. К.Г.Паустовский «Телеграмма». 22.04 88 Читатель-подросток и мир вокруг. Закрепление изученного. 26.04 89 Ф.А.Искандер. «Детство Чика». 28.04 90 Увлекательная игра со словом в прозе Искандера. 29.04 91 Смысл названия главы «Чик и Пушкин». 3.05 92 Родная природа в стихах русских поэтов. И.А.Бунин. 5.05 93 Стихи А.А.Блока о родной природе. 6.05 94 К.Д.Бальмонт. «Золотая рыбка». 10.05 95 Б.Л.Пастернак «Июль». Приемы описания летнего месяца. 12.05 96 Стихотворения о Москве. 13.05 97 РР Сочинение на тему «Красота Земли – вещь священная». 17.05 98 Контрольная работа по теме «Литература 20 века». 19.05 Великая Отечественная война в лирике и прозе (3 часа).
99 Великая Отечественная война в литературе. К. Симонов «Сын артиллериста». 20.05 100 Песни о Великой Отечественной войне. 24.05 101 РР Выразительное чтение стихотворений о ВОВ. 24.05 Итоги (4 часа).
102 Урок-викторина «Юный литературовед». 26.05 103 Читательская конференция на тему «Произведение, которое запомнилось мне больше всего». 26.05 104 Подведём итоги. Читаем летом. 27.05 105 Повторение и обобщение материала за курс 6 класса. 31.05 Итого 105 часов Список используемой литературы:
Программы
Рабочие программы по литературе к УМК Курдюмовой Т.Ф. и др. Составитель Егорова Н.В., М.: Вако, 2008.
Учебники
Курдюмова Т.Ф. Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 частях. 2-е издание. М.: Дрофа, 2008.
Методические пособия
Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.
Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.
Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC», 2000.
Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.