Проверочный материал по биологии для подготовки к экзамену

1
1.Чем живое отличается от неживого (сравнить два объекта – живой и неживой, коротко рассказать о свойствах живых организмов)
2. Питание растений
1. Что такое питание? Какие два типа питания существуют у растений?___________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Рассмотрите рисунок. Какой орган является органом корневого питания? Какие вещества в процессе корневого питания растение поглощает, а какие выделяет. Сделайте подписи на рисунке.


_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Зачем в почву вносят удобрения?
____________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Какой орган растения участвует в воздушном питании? Дайте определение процесса Фотосинтеза. ____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Назовите условия, необходимые для фотосинтеза. Какова роль фотосинтеза в жизни на Земле?__________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Рассмотрите рисунки, выберите названия автотрофных растений. Чем они отличаются от гетеротрофных? Почему у Раффлезии нет листьев?

хмель вьюнок повилика Иван да Раффлезия
Марья Арнольди
Билет №2
1.Основные признаки живого (рассказать обо всех признаках – определение, краткая характеристика, пример)
2. Питание животных
1. Что такое питание? __________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Дополните предложение: Животные по типу питания являются ____________________, т.е. питаются___________________________________________________.

3. Заполните схему. Какие приспособления есть у каждой группы животных.

4. Есть ли в природе всеядные животные. Чем они питаются? Приведите примеры.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Кто такие животные-паразиты. Чем они питаются? Приведите примеры таких животных. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Что такое пищеварение? Какие органы относятся к пищеварительной системе позвоночных (на примере собаки).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Билет № 3
1. Неорганические вещества клетки (вода и минеральные соли, особенности, функции)
2. Дыхание.
1. Дайте определение: Дыхание – это___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Каково значение органов дыхания?_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Дополните предложение: Кислород участвует в______________________ сложных _______________ веществ, в результате которых выделяется________________, необходимая для поддержания___________________________________________________.

4.Рассмотрите рисунки, найдите органы дыхания и заполните таблицу: «Органы дыхания»


животное
Органы дыхания

Амеба


Гидра


Акула


Таракан


Дельфин


Голубь


Заяц



5. Как осуществляется жаберное дыхание?_________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Как дышат растения?
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
4
1. Органические вещества клетки (белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты)
2. Транспорт веществ у растений.
1. Какое значение имеет транспорт веществ для организма?___________________________
_________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Рассмотрите рисунок. Подпишите названия веществ и структур, которые их транспортируют.

3. Вставьте пропущенные слова:
А. Сосуды древесины – это__________________________ проводящая ткань. По ним передвигаются _______________________________________________ в направлении от ______________ к _______________________________________. Такой поток называют ___________________________________________.
Б. Ситовидные трубки луба – это _______________________ проводящая ткань. По ним передвигаются ______________________________ вещества в направлении от ________________________________ к ______________________________. Такой поток называют__________________________________________________.

4. Почему дерево, у которого зайцы по кругу объели ствол, может погибнуть?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Билет № 5
1. Особенности строения растительной клетки (основные органоиды, их краткая характеристика, назвать органоиды, которые есть только у растений)
2.Транспорт веществ у животных.
1. Что такое кровь? Каковы ее функции в организме?_____________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Рассмотрите рисунки. Подпишите отделы кровеносной системы. Определите, к какому типу относится каждая из представленных кровеносных систем?



3. Сравните замкнутую и незамкнутую кровеносные системы. Чем они отличаются? _____
____________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
4. Дополните предложения: Красные кровяные клетки содержат пигмент ______________
________________. Соединяясь с _____________________, он разносит его по всему организму. Белые кровяные клетки ______________________ попавшие в организм ______
___________________________ микроорганизмы.

5. Дайте определения:
Артерии – это _________________________________________________________________
Вены – это ____________________________________________________________________
Капилляры – это _______________________________________________________________
______________________________________________________________________________

6. Рассмотрите рисунки. Подпишите части сердца, обозначенные цифрами. Выберете из списка животных, которым принадлежат изображенные сердца.


1 –
2 –

I –
II –

Животные: кошка, голубь, карп, медведь, акула, курица, осётр, синий кит.
Билет № 6
1. Особенности строения животной клетки (основные органоиды, их краткая характеристика, назвать органоиды, которые есть только у животных)
2. Выделение.
1. В чем заключается значение процесса выделения?_________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Перечислите продукты выделения организма. ____________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Заполните таблицу: «Органы выделения животных»

Название животного
Органы и системы выделения

Амеба



Планария



Божья коровка



Тигр




4. Рассмотрите рисунки. Какие животные изображены на них? Какие органы выделения они имеют? Каковы особенности этих органов?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Как происходит выделение у растений? Что такое роса?____________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Объясните причину листопада. Опишите этот процесс.____________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Билет № 7
1. Митоз (определение, стадии, значение)
2. Обмен веществ
1. Дайте определение: Обмен веществ – это ________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Каково значение обмена веществ для организма? _________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Заполните схему: «Обмен веществ у животных»

4. Дайте определения:
Теплокровные животные – это ___________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Холоднокровные животные – это_________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Приведите примеры таких животных:___________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Как происходит обмен веществ у растений? _____________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Билет № 8
1. Мейоз (определение, стадии, значение)
2. Скелет – опора организма.
1. Каково значение скелета. Какие бывают скелеты. ________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Рассмотрите рисунки. Какие типы скелетов имеют изображенные животные. Впишите их названия в соответствующие строки.


Наружный скелет: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Внутренний скелет ________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Дополните предложения: К скелету крепятся ____________________________. При их сокращении части скелета ____________________________________________. У позвоночных животных скелет состоит из 3-х отделов: _____________ ________________, _________________ ________________, __________________ ______________________.

4. Рассмотрите рисунок. Подпишите отделы скелета лягушки, обозначенные цифрами:


1.______________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 9
1. Ткани растительного организма
2. Движение
1. что такое движение? Какое значение оно имеет в жизни животных? _________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Рассмотрите рисунки. Какие способы движения имеют изображенные животные?


1.__________________________________

2.__________________________________

3.__________________________________

4.__________________________________

5.__________________________________

6.__________________________________

7.__________________________________
3. По предыдущим рисункам объясните взаимосвязь между строением конечностей животных и среды обитания, способов передвижения.

Название организма
Приспособления в строении органов
Среда обитания





































4. Чем движения растений отличаются от движения животных? С чем это связано? Приведите примеры движения растений. __________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Билет № 10
1. Ткани животного организма
2. Координация и регуляция у животных
1. Дайте определение:
Раздражимость – это ___________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
·_______________________________________________________________

2. Какие системы обеспечивают координацию и регуляцию работы органов животного организма? ___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Рассмотрите рисунки. Напишите типы нервных систем и их части.

4. Охарактеризуйте особенности строения нервной системы позвоночных животных. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Дайте определения и приведите примеры из повседневной жизни:
Рефлекс – это _________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________Примеры:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Инстинкт – это ________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________Примеры:_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

6. Чем эндокринная регуляция отличается от нервной? ______________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Билет № 11
1. Корень как орган растения (по 5 пунктам плана)
2. Бесполое размножение
1. Дайте определения:
Размножение – это _____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Бесполое размножение – это ____________________________________________________
_____________________________________________________________________________

2. Заполните таблицу: «Формы бесполого размножения»
Форма
Схема процесса
Примеры






























3. Что такое спора? Чем она отличается от семени? Какие растения размножаются спорами?_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какое размножение изображено на рисунке? Какие органы растения принимают участие в таком размножении? Расскажите, как оно происходит.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Билет № 12
1. Побег как орган растения (по 5 пунктам плана)
2. Половое размножение животных.
1. Дайте определения:
Размножение – это _____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Гамета – это ____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Зигота – это _____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

2. Чем половое размножение отличается от бесполого. В чем его преимущество перед бесполым размножением? ______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Напишите названия клеток, обозначенных цифрами. Какой у них набор хромосом. Какие функции они выполняют?

1 -__________________________________
Набор хромосом______________________
Функции________________________________________________________________

2 -__________________________________
Набор хромосом______________________
Функции___________________________________________________________________________________________________ 4. Какие организмы называют раздельнополыми, а какие – обоеполыми? Приведите примеры таких организмов._____________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Дайте определения:
Партеногенз – это _____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Оплодотворение – это __________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

6. Какие типы оплодотворения существуют? Приведите примеры животных.____________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Билет № 13
1. Лист как орган растения (по 5 пунктам плана)
2. Половое размножение растений
1. Какие способы размножения хламидомонады изображены на рисунках? Подпишите их.



2. Рассмотрите рисунок. Подпишите части пестика, обозначенные цифрами.



1___________________________________

2___________________________________

3___________________________________

4___________________________________

5___________________________________

6___________________________________ 3. Опишите процесс двойного оплодотворения у цветковых растений.__________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Дайте определение:
Опыление – это________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. В чем заключается значение опыления?_________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Билет № 14
1. Цветок как орган растения (по 5 пунктам плана)
2. Рост и развитие растений
1. Дайте определения:
Рост – это ____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Индивидуальное развитие – это __________________________________________________
_____________________________________________________________________________

2. перечислите условия, необходимые для прорастания семян? _______________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Опишите развитие цветкового растения._________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Рассмотрите рисунок. В чем суть представленного опыта? Ответьте на вопрос: какие части растения обеспечивают его рост?



________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Билет № 15
1. Плод как орган растения (по 5 пунктам плана)
2. Рост и развитие животных
1. Дайте определения:
Рост – это ____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Индивидуальное развитие – это __________________________________________________
_____________________________________________________________________________

2. Заполните схему:

3. Рассмотрите рисунок. Охарактеризуйте тип развития животного, изображенного на рисунке. Назовите стадии развития, обозначенные цифрами.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. В чем значение непрямого развития? ___________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. О чем свидетельствует сходство зародышей всех позвоночных животных? ___________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Билет № 16
1. Семя как орган растения (по 5 пунктам плана)
2. Среда обитания. Экологические факторы.
1. Дайте определения:
Среда обитания – это ___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Экологические факторы – это ___________________________________________________
_____________________________________________________________________________

2. Заполните схему:

3. Каково значение света для живых организмов? __________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как влажность влияет на живые организмы? _____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Как растения и животные, изображенные на рисунках, приспособлены к условиям обитания?

6. Приведите примеры влияния деятельности человека на живые организмы.____________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Билет № 17
1. Организм как единое целое
2. Природные сообщества
1. Дайте определения:
Производители - _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Потребители - _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Разрушители - _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

2. Рассмотрите рисунки. Какими цифрами обозначены производители, а какими потребители. Запишите их в соответствующие строчки.




Производители ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Потребители ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Составьте из изображенных растений и животных возможные цепи питания.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Приведите примеры влияния живых организмов друг на друга._____________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Рисунок 49Рисунок 63Рисунок 66Рисунок 4C:\Users\мм\Desktop\день кошек\4580-080.jpgРисунок 5Рисунок 8Рисунок 11Рисунок 20Рисунок 29Рисунок 32Рисунок 44Рисунок 53Рисунок 5615