Статья по физической культуреСоревновательно-игровой метод, как основа современного урока физической культуры.


Соревновательно-игровой метод, как основа современногоурока физической культуры.
 «Каков ребенок в игре, таков он будет в работе, когда вырастет»
А. С. Макаренко.
Важное место в укреплении здоровья детей отводится урокам физической культуры. Как сделать эти занятия, с одной стороны, интересными и увлекательными для школьников, а с другой – эффективными с точки зрения физического совершенствования обучающихся, повышения воспитательного потенциала урока? Решение этих вопросов связано с организацией учебных занятий. Применение соревновательно- игрового метода в учебном процессе по физической культуре позволяет добиться более высоких результатов в оптимизации физического развития и физической подготовке учащихся по сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах времени, а сами занятия сделать более интересными. Под соревновательным- игровым методом в физическом воспитании подразумевается способ приобретения и совершенствования знании, умении и навыков, развитие морально- волевых качеств у школьников в условиях игры или соревнования. Характерной особенностью данного метода физической подготовленности является обязательное присутствие соревновательно- игровой деятельности двух противоборствующих сторон.
Нам учителям физической культуры предоставляется широкая возможность использовать различные средства и методы, которые позволяют большинство физически трудных упражнений выполнять легко, как бы играя и соревнуясь. Тем самым преодолевается монотонность занятий, присутствие которой делает скучным процесс физического воспитания.
В связи с этим хотелось бы обратить внимание на эффективность применения соревновательно- игрового метода в физическом воспитании не только потому, что он в совокупности многогранен, но и вследствие того, что является одним из основных средств активизации двигательной деятельности как на тренировочных занятиях, так и на занятиях по физической культуре за счет подключения эмоций учащихся. Я считаю, что это наиболее продуктивное направление в современной методике физического воспитания. Использование данного вида методики на своих уроках показало, что игровая деятельность влияет на сплочение коллектива, развивает чувство товарищества, сознательной дисциплины. Способствует активному общению детей, что немало важно в наше время, ведь мы должны не только учить детей, но и обучать их использование знаний по предмету при общении в повседневной жизни. Важным достоинством данного метода является также возможность введения его во все виды программы и применения с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки.
При подготовке к своим урокам, я всегда обращаю внимание па присутствие соревновательно - игровой практики, присутствие духа соперничества и эмоциональности в двигательной деятельности. Стараюсь проводить уроки так, чтобы каждый ученик почувствовал себя лидером класса. А именно применяю следующие приемы: очередность в роли направляющего в строю, смена роли капитана в команде, даю возможность учащимся самостоятельно проверить домашнее задание у одноклассников или показать ряд упражнении при выполнении разминки. Моим ученикам 5-х классов нравятся игровые задания, которые постоянно меняются. Я постоянно предлагаю ученикам поменять правила и условия игры. Особенно ученикам нравятся следующие игры: « Колдунчики», «Перестрелка», « Пионербол», игры на внимание и ловкость, на быстроту реакции, силовые единоборства « Борьба на руках», « Бой петухов», « Перетягивание за черту». Использую игровую активность не только на уроках подвижных игр и эстафетах, но и при общеразвивающих упражнениях, на уроках легкой атлетики и лыжной подготовки.
Фактор соперничества в процессе состязании создает особый эмоционально и физиологический фон, который усиливает воздействие упражнении и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма, способствует развитию физических качеств: ловкости, быстроты, гибкости, выносливости, умению анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы.
Использование соревновательно -игрового метода в учебном процессе помогает решать многие задачи физического и нравственного развития учащихся, совершенствования двигательных умений и навыков, связанных с современной техникой того или иного вида учебной программы. Вызывает у них интерес и желание заниматься физической культурой, что сегодня имеет немаловажное значение. И самое главное способствует укреплению здоровья детей.