Статья «Валеологическое сопровождение процесса обучения и воспитания подростков, находящихся на лечении в СПБ ГКУЗ ДТС «Туберкулёзный санаторий «Дружба»


Статья
Валеологическое сопровождение
процесса обучения и воспитания подростков,
находящихся на лечении
в СПБ ГКУЗ ДТС «Туберкулёзный санаторий «Дружба»
Учитель: «Здоровье – это не всё, но всё безТрусова И.Г. здоровья – ничто»
Сократ.
Валеология – это наука о наиболее общих законах формирования и поддержания здоровья или философия здоровья.
Наиболее часто цитируется определение здоровья данное ВОЗ в 1948 г.:
«Здоровье – это состояние благополучия, а не простое отсутствие болезней или физических дефектов».
На здоровье влияет целый ряд факторов. Среди них есть факторы, которыми напрямую человек, тем более подросток, управлять не может (экономическая и социальная обстановка в стране, климат, экология), но есть ряд факторов, управление которыми доступно врачу, воспитателю, учителю, подростку:
- воспитательная среда санатория;
- психологический комфорт проживания, лечения и воспитания;
- жизненная философия и образ жизни взрослых и подростков.
Среда образования и воспитания рассматривается с разных точек зрения:
- как режим жизни подростков в санатории;
- соответствие учебной нагрузки медико-психологическим особенностям подростков;
- комплекс условий и мероприятий для развития творчества подростков;
- система взаимоотношений в детском и взрослом коллективе;
- соответствие всех помещений санатория и школы санитарно-гигиеническим требованиям.
Для формирования здоровой жизненной философии и ЗОЖ большое значение имеет не только здоровая среда и правильное питание, но и организованные в систему валеологические знания, а также связанные с ними умения и навыки.
Основные направления валеологического сопровождения подростков:
- мониторинг физического, психического и социального здоровья и развития подростков;
- обучение педагогов пользоваться доступными методами диагностики здоровья, а также использовать полученные результаты при реализации индивидуального подхода в обучении и воспитании;
- проведение мероприятий (дней здоровья, игр, конкурсов, конференций);
- повышение квалификации учителей и воспитателей (лекции, семинары, психологические тренинги, конференции);
- постоянное консультирование родителей и подростков;
- специальное сопровождение подростков «группы риска», включая профилактические и коррекционные мероприятия;
- включение в учебные программы тем валеологического содержания;
Физика:
- технополисы – города будущего;
- погода и самочувствие человека;
- АЗС – плюсы и минусы. Стресс Чернобыля;
- автотранспорт – роскошь или средство передвижения;
- шумовое загрязнение. Шумовая болезнь.
Химия:
- кого считать голодным? Какие вещества необходимы для нормальной жизни;
- вода и здоровье человека;
- сельское хозяйство: между природой и химией;
- «озоновая дыра» и её последствия;
- бытовая химия и здоровье человека.
Биология:
- жить 160 лет – это реально;
- болезни здорового образа жизни;
- стресс и здоровье человека;
- ландшафт как фактор здоровья;
- лес и здоровье человека.
География:
- «Медицинская география ХХ века»
- природно-климатические факторы и здоровье человека;
- географическая среда и аллергия.
История:
- исторические причины урбанизации;
- экономическое давление на природу;
- исторические аспекты медицины.
Литература:
- образ жизни человека – фактор здоровья;
- примеры из жизни в мегаполисах;
- человек в экстремальных условиях.
Экология:
- антропогенные воздействия на окружающую среду;
- экологическая ситуация в мире, в Россия, в Санкт-Петербурге;- загрязнение окружающей среды как фактор заболеваний человека;
- что делать с отходами.