Специфика работы учителя-логопеда в условиях общеобразовательной санаторной школы с детьми, нуждающимися в длительном лечении


Евгения Юрьевна Плеханова
г. Нижневартовск
КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа»
Специфика работы учителя-логопеда в условиях общеобразовательной санаторной школы с детьми, нуждающимися в длительном лечении
Приоритетным направлением работы Нижневартовской общеобразовательной санаторной школы является оздоровительно-образовательное сопровождение личности ребенка, обеспечивающее полноценное развитие, охрану жизни и здоровья, образовательную и социальную компетентность.
Работа учителя-логопеда направлена на решение следующих задач:
коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.
Согласно определению понятия «устная речь» - это форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме. Качество речевых высказываний зависит от голосовых характеристик речи (высота, сила, тембр, длительность), а также качества сформированности мелодико-интонационной стороны речи (темп, ритм, паузация).
Контингент обучающихся общеобразовательной санаторной школы – дети в возрасте от 7 до 11-12 лет, нуждающихся в длительном лечении, состоящих на учете в БУ «Туберкулезный диспансер».
Таким образом, одним из важных направлений работы учителя-логопеда с младшими школьниками выделенной категории является работа над развитием правильного речевого дыхания и мелодико-интонационной выразительности речи.
У обучающихся санаторной школы имеются некоторые особенности дыхания – укороченный вдох-выдох, дыхание поверхностное, что не позволяет правильно произносить слова, фразы, предложения, их речь нередко прерывиста, ускорена, непонятна, отмечается неправильная паузация и т.п., а также неправильное дыхание изменяет процесс питания головного мозга кислородом, что в значительной степени влияет на характер обучаемости школьников.На базе логопедического кабинета школы создан компьютерно-игровой комплекс (КИК), представляющий собой многофункциональный набор компонентов, образующих «компьютерную предметно-развивающую среду». В состав КИК входят современные технические средства (ноутбук, оргтехника, медийные средства обучения), комплекты развивающих и обучающих компьютерных программ, комплекты игр, игрушек, дидактических материалов для каждого раздела содержания коррекционной работы, а также программно-аппаратный комплекс «Видимая речь-3».
Все оборудование КИК соответствует санитарно-гигиеническим, эргономическим, здоровьесберегающим и психолого – педагогическим требованиям; он органически вписывается в общую систему логопедической работы.
В коррекционной работе с младшими школьниками используются возможности КИК, что позволяет применять различные методы работы: метод эффективной организации среды, компьютерно-опосредованный метод, традиционные логопедические методы.
Важным моментом в работе со школьниками является наличие определенной развивающей предметной среды. Создание именно специальной среды предусматривает систему условий, которые обеспечивают не только эффективность коррекционно-развивающей работы, но и позволяет обучающимся полноценно развиваться как личности в условиях разнообразной деятельности.
Метод эффективной организации среды предполагает создание организованного жизненного пространства, способного обеспечить социально-культурное становление младшего школьника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего развития ребенка, становление его способностей по всем областям развития.
Компьютерно-опосредованный метод позволяет действовать учителю-логопеду «обходным» путем в развитии и коррекции нарушений устной речи детей, дает возможность удовлетворить особые образовательные потребности младших школьников.
Работа с обучающимися начинается с логопедического обследования речи, далее - разрабатывается индивидуальный маршрут речевого развития, где по каждому направлению работы учителя-логопеда прописываются основные задачи и сами упражнения, а также конкретные компьютерно-опосредованные упражнения и игры, которые позволят решить их.В логопедической работе широко используется игровой метод, который предполагает использование различных игр, упражнений игрового характера в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями и вопросами, а также активное использование новейших компьютерных технологий.
Взаимообусловленность процессов дыхания и мелодико-интонационной выразительности речи предполагает проведение одновременного коррекционного воздействия по этим направлениям. В ходе коррекционного воздействия по нормализации речевого дыхания работа проводится в определенной последовательности:
формирование правильного нижнереберного дыхания по подражанию;
дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха (тренировка ритма речевого дыхания)
развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность и целенаправленность.
Тренировка речевого выдоха осуществляется на материале отдельных звуков, затем - слов, коротких фраз, стихотворений и т. д. Сначала упражнения проводятся с опорой на контроль ладонью, затем - без этой опоры. Задания предлагаются в игровой форме, их выполнение происходит по подражанию или по словесной инструкции.
Активным помощником в работе над просодическими компонентами речи выступает ПАК «Видимая речь-3».
ПАК «Видимая речь-3» имеет несколько модулей - «Наличие звука», «Громкость и голос», «Громкость», «Включение голоса», «Голос во времени», «Высота» - , каждый из модулей позволяет решать определенные коррекционные задачи.
Формирование правильного речевого вдоха и выдоха, происходит на основе опосредованного визуального контроля основных механизмов речеобразования, представленных на мониторе в виде достаточно информативных графических образов с элементами мультипликации. Перед обучающимся на экране компьютера возникают цветные картинки, которые «оживают» в тот момент, когда он произносит в микрофон определенный речевой материал. Движение на экране впрямую связано с правильностью и качеством речевой продукции. Школьник учится говорить и дышать правильно, стремится исправить увиденную ошибку, тем самым происходит включение приемов самоконтроля, ориентируясь на необычайно привлекательную графику.
Таким образом, использование компьютерных технологий продуманно и целенаправленно встраивается в общую систему традиционной логопедической практики, что в значительной степени увеличивает результативность работы учителя-логопеда.
Благодаря занятиям по формированию просодической стороны речи и голоса у 98% детей происходит восстановление взаимосвязи между дыханием и звучанием, получение громкого, звонкого звучания голоса и закрепление этого в самостоятельной речи ребёнка.
Эффективность психолого-педагогического сопровождения младших школьников, нуждающихся в длительном лечении, зависит от скоординированности и преемственности между всеми субъектами коррекционно-образовательного процесса.
Так, учитель-БОС ведет работу над выработкой у младших школьников диафрагмально-релаксационного типа дыхания, который является наиболее физиологичным; учитель по физической культуре работает над развитием мышц грудной клетки, мускулатуры в целом, глубиной и ритмичностью дыхания; учитель музыки - развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, педагог-психолог проводит систематическую работу по развитию у детей навыков самоконтроля за эмоциональным состоянием.Одной из задач работы учителя-логопеда является повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах предупреждения и коррекции речевых нарушений у младших школьников. Программа, разработанная и реализуемая с этой целью, предполагает различные активно-продуктивные формы работы с родителями – круглые столы, семинары-практикумы, мастер-классы.
Таким образом, рассматривая физиологическое дыхание как один из факторов здоровьесбережения ребенка, а речевое - как фундамент для формирования устной речи, можно сказать, что благодаря методикам развития речевого дыхания у детей закрепляется энергетический экономный тип дыхания, который лежит в основе речевого дыхания; обеспечивается комплексное развитие всех систем, отвечающих за речевое высказывание (мимический и артикуляционный праксис, голосообразование и просодия), а также удовлетворяются потребности детей в двигательной активности и различных формах деятельности, сообразной их природе; формируется правильное дыхание в наиболее сжатые сроки и без ущерба, и с пользой для психофизического здоровья ребенка.

Список использованной литературыДурова, Н.В. / Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки / Методическое пособие /Н. В. Дурова - М.: Мозаика-Синтез, 2000.
Новиковская, О.Д. / Развитие звуковой культуры у дошкольников. Логопедические игры и упражнения / - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
Театрализованные инсценировки сказок в детском саду / Методические рекомендации/ Сост. Вакуленко - Волгоград, 2007.
Худенко, Е. Шаховская, С. Ткаченко, Т. /Планы-конспекты логопедических занятий по формированию просодического компонента речи у детей./ Е. Худенко, С. Шаховская, Т. Ткаченко. - М.: Руссико, 2003.
Шевцова, Е.Е., Зобрадина, Л.В. /Технология формирования интонационной стороны речи: Учебное пособие для студентов педвузов/ Е.Е. Шевцова, Л.В. Зобродина. - М.: АСТ: Астрель, Харваст, 2007.