Урок литературного чтения на тему Устное народное творчество (3 класс)
Урок: Устное народное творчество
Цели урока: обобщить знания детей по теме “Устное народное творчество”; воспитывать любовь, уважение и интерес к творчеству русского народа; развивать творческую активность и логическое мышление.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и постановка цели
- Как называется раздел, над которым мы работаем?
- Что такое “устное народное творчество”?
- Сегодня мы обобщим знания по теме “Устное народное творчество”
III. Конкурсы
Конкурс “Виды устного народного творчества”
( слайд 1)
Найдите виды устного народного творчества: песня, прибаутка, считалка, потешка, рассказ, пестушка, литературная сказка, поговорка, повесть, басня, стихи.
Конкурс “Лейся, песня!” Проверка домашнего задания. (слайд 2)
- Вы уже знаете, что песня является одним из видов УНТ. Как бы вы сказали, что такое песня?
- Чем песня отличается от стихотворения?
- Почему так говорят: “Где песня льётся, там легче живётся”?
- Что вы знаете о песенках-закличках?
(Ребята исполняют песни-заклички.)
Конкурс “Закончи пословицу” (слайд 3)
- Народное искусство слова это не только песни, но и пословицы и поговорки. Почему так говорят: “Пословица недаром молвица”, “Пословица всем делам помощница”?
(Работа в парах.Собрать пословицы.)
Была бы охота - будет ладиться и работа.
Труд человека кормит, а лень портит.
Раз соврал – навек лгуном стал.
Кто других не любит, сам себя губит.
Кончил дело – гуляй смело.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
Конкурс скороговорщиков (слайд 4)
- Скороговорки – один из видов УНТ. Для чего нужны скороговорки?
- Почему так говорят: “Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь”?
- Кто быстро произнесет скороговорки?
Ехал Грека через реку.Видит Грека: в реке – рак.Сунул Грека руку в реку,Рак за руку Грека – цап!До города дорога в горуОт города с горы.
Конкурс “Доскажи загадки, назови отгадки” Проверка домашнего задания
- Что это? Без лица в личине.
(Ребята читают загадки. Отгадывают. Читают загадки, придуманные к отгадкам. Стр. 54 задание10)
В огне не горит,В воде не тонет. (Лёд)
Стоит АнтошкаНа одной ножке. (Подсолнух)
Зимой лежал,Весной побежал. (Снег)
Летом одетый,Зимой раздетый. (Лес)
Сырой долговяз,В землю увяз. (Дождь)
Летом вырастают,Осенью облетают. (Листья)
Устное народное творчество и прикладное искусство (народные промыслы)
- Вспомните и назовите другие виды народного творчества.
- Что общего между УНТ и народными промыслами?
Конкурс “Что такое сказка?” (слайд 5)
- Народное искусство слова – сказка. Как вы понимаете пословицу: “Кашу кушай, а сказку слушай: умом разумом смекай да на ус мотай”?
- Какие сказки мы читали в разделе?
- Кто главные герои народных сказок?
- Почему они одерживали победу над злом?
- Почему эти сказки волшебные? Расскажите, какие чудеса происходили в них и какие вы знаете волшебные предметы?
- Перечислите троекратные повторы.
- Как называется начало сказки? Для чего нужен зачин (присказка)? Найти и прочитать присказки.
- Как называется конец сказки? Для чего нужна концовка? Найти и прочитать концовки.
- Отгадаем кроссворд “По дорогам сказок” И узнаем, как ещё называют народное творчество.
Кроссворд “По дорогам сказок”(слайд 6)
Кто был хозяином Жар-птицы? (Афрон)
В кого превратился Иванушка из сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”? (козленочек)
Помнишь ли ты имя героини, которую хотела погубить ведьма? (Алёнушка)
О ком сказано: “...бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет”? (конь)
К чему прикоснулся Иван-царевич в конюшне царя Кусмана? (уздечка)
Как звали невесту Иванушки-дурочка? (Елена)
Какие яблоки росли в саду царя Берендея? (золотые)
Благодаря какому предмету Елена Прекрасная узнала своего жениха? (перстень)
- Каким ещё словом называют народное творчество? Фольклор, в переводе с английского языка, означает “народная мудрость, знание”.
IV. Итог урока
- Как вы понимаете слова А. М. Горького: “Изучайте фольклор, учитесь на нём. Без знания прошлого нет будущего”?