Программа воспитательной работы « Свой мир мы строим сами»
Программа воспитательной работы
« Свой мир мы строим сами»
Национальная доктрина образования Российской Федерации утверждает «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности» (Закон «Об образовании»).
Основные идеи :- освоение общечеловеческих ценностей ( гуманистический подход в воспитании);
- ориентирована программа на воспитание людей, способных творчески и самостоятельно решать поставленные задачи, при этом уважая мнение других;
- свободное развитие личности, учитывая возрастные способности
Цель воспитательной работы:
Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей. Воспитание человека, живущего в согласии с самим собой и окружающим миром.
Задачи:
Формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу,
воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения, сознательное отношение к своим обязанностям
Способствовать становлению активной гражданской позиции учащихся
Прививать навыки культуры общения, развивать нравственно-личностные качества ( доброта, желание помочь друг другу)
Прививать навыки здорового образа жизни
Прививать любовь к природе
Развивать творческие способности детей
формировать уважительное отношение к членам своей семьи,
воспитывать семьянина, любящего свою семью
Принципы разработки и реализации программы:
- принцип целостности(охватывает образ окружающего мира, образ себя в мире);
- принцип природосообразности( принимать ребенка таким , каков он есть);
- принцип коллективной творческой деятельности;
- принцип сотрудничества;
- принцип гармонии(диалектического единства) обучения и воспитания,
строгости и доброты;
- принцип эстетизации детской жизни.
Механизм реализации программы воспитательной работы:
- составление программы;
-обсуждение с учащимися;
-обсуждение с родителями.
Условия реализации программы:
- создание материально-технической базы;
-организация внеклассных мероприятий;
-создание творческих групп;
-создание творческих групп;
-участие в конкурсах, играх, КВНах, рейдах, операциях, беседах, соревнованиях, творческих акциях, общешкольных мероприятиях. Кадровое обеспечение :- классный руководитель
- актив класса
-родители
-родительский комитет
-председатель родительского комитета
-командир класса
-педагоги школы
Сроки реализации программы
Программа реализуется в два этапа:1 этап – 2 класс «Вместе весело шагать»( деятельность по сплочению классного коллектива) 2 этап – 3 – 4 классы «Семь цветов у радуги, семь дорог у нас».
Критерии оценивания результатов реализации программы
- Динамика развития творческих способностей учащихся, личностных качеств учащихся;
-личностные достижения учащихся, выраженные в новых знаниях, умениях, навыках;
-участие в конкурсах и соревнованиях;
-динамика в развитии умения конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- наличие законов, традиций класса;
-наличие фото, видеоматериалов;
- продукты творческой деятельности ( газеты, плакаты, сценарии);
-удовлетворенность детей, родителей организацией работы школы.
Оценка эффективности реализации программы
-Через анкетирование;
-диагностику уровня воспитанности;
-собеседование;
-тестирование.
Предполагаемые результаты реализации программы
- высокий уровень сплоченности коллектива;
-активное участие родителей в делах класса;
- способность ученика соблюдать правила для учащихся, правила ЗОЖ;
-повышение уровня культуры учащихся ( культуры общения);
-активизация интереса к творческим занятиям
- увеличение уровня личностных достижений учащихся (победы в конкурсах, соревнованиях)
Программа строится на основе
Соуправление, которое осуществляется через деятельность и смену командира , чередование групповых поручений, создание и работу советов дела при подготовке и проведении классных и общешкольных мероприятий.
Классное соуправление
Собрание класса
Совет класса
Отделы поручений
- отдел физкультуры и здоровья (чемпионы, санитары)
- отдел науки и культуры(книголюбы, всезнайки, затейники)
-отдел природы (цветоводы)
- отдел труда(трудовая вахта)
Совет дела ( временные группы)
Воспитательная работа осуществляется по следующим направлениям
«Социальные роли»
Гражданин Ученик
Задача: способствовать формированию Задача : формировать
активной гражданской позиции осознанную принадлежность
к школьному коллективу
Сын, дочь Мое здоровье
Задача: формировать Задача : формировать
уважение к членам семьи навыки ЗОЖ
Я
Друг Природа
Задача: прививать навыки Задача: прививать любовь
культуры общения к природе
Прекрасное
Задача : формировать чувства
прекрасного
Пояснительная записка
Все яснее вижу, что ключ ко всему -
в воспитании. Там развязка всего.
Это самый длинный, но верный путь.
Л.Н. Толстой
В последнее десятилетие воспитательная деятельность в образовательных учреждениях претерпевает изменения. Предпринимаются попытки привести цели, задачи. содержание и способы организации воспитания детей в соответствии с реалиями нынешнего состояния и перспективами развития Российского государства и общества. Важное звено в модернизации воспитательной практики – обновление деятельности классного руководителя, являющегося ключевой фигурой во взаимодействии с детьми и их родителями. От того, насколько изменится его работа. Во многом зависит успешность всех осуществляемых преобразований.
Роль учителя начального класса в становлении личности невозможно переоценить. Во многом именно от учителя зависит, какие ценности для ребенка станут наиболее важными. Главная задача учителя начальных классов ( как воспитателя) помочь ребенку стать личностью, успешно найти свое место в жизни, опираясь на принципы гуманистического воспитания и системно-ролевого подхода в воспитательном процессе. Отсюда и задачи : формирование ценностных ориентаций, отвечающих интересам человека и общества, повышение культурного уровня каждого ученика, развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями. Для этого необходимо, чтобы каждый ребенок познал себя, побывал и испробовал на себе различные роли, которые приходится «играть» в жизни.
Чтобы стать личностью, следует помнить и о нравственных традициях, сложившихся издавна на Руси. Так как одним из определений воспитания является «…понятие о воспитании как о передаче социального опыта от одного поколения другому, подрастающему, а следовательно, речь идет о формировании у молодежи определенных знаний и умений, и о способности применять эти знания на практике».
Меня привлекла идея профессора Н.М. Таланчука о целесообразности использования системно-ролевого подхода в воспитательной работе с учащимися. Он исходит из того, что процесс формирования личности происходит благодаря наследованию и приумножению человеком социальных ценностей. По мнению профессора, социальные ценности – это истины жизни, добытые опытом предыдущих поколений существующие в виде знаний, норм поведения и отношений между людьми. Наследование социальных ценностей возможно лишь тогда, когда человек входит в какое-то сообщество людей и выполняет в нем определенные социальные роли.
Я попыталась в своей программе построить работу со всеми направлениями (семи «ролям»): Я – сын, дочь ; Я – гражданин, Я – друг, Я – ученик, Я и мое здоровье, Я и природа, Я и прекрасное.
Работа по данным направлениям реализуется через организацию внеклассных мероприятий, бесед, классных часов, конкурсов, игр, КВН, коллективных творческих дел, творческих проектов. Творческие дела планируются, готовятся и проводятся совместно с родителями, учителями, учениками. Через совместные дела родители могут увидеть. Как учится и развивается их ребенок в коллективе, перестают относиться к школе, как посторонние наблюдатели.
Содержание программы «Свой мир мы строим сами» соответствует возрастным особенностям ребенка, его интересам и потребностям. Она ориентирована на воспитание в человеке ответственности, порядочности, уважения мнения других людей, чувства коллективизма и взаимопомощи. Воспитательная работа проходит в два этапа :1 этап – 2 класс «Вместе весело шагать»( деятельность по сплочению классного коллектива).
Задача : способствовать установлению более тесных контактов между учениками, учителем и родителями, формированию классного коллектива)
2 этап – 3 – 4 классы «Семь цветов у радуги, семь дорог у нас».
Задача : развивать умения организовывать коллективно – творческое дело, воспитывать самостоятельность.
Для реализации программы используются игровые методики : « Коллективная сказка», «Коллективный портрет группы», «Я люблю своих соседей», «Пчелы и змеи», «От любви до ненависти» и др.
Для изучения эффективности результатов используются диагностические методики для учащихся, родителей и педагогов: методика «Солнце, тучка, дождик», диагностический метод «Социометрия» Дж. Морено; методика «Пословицы» С.М. Петровой; методика изучения уровня удовлетворенности родителей и педагогов работой ОУ, автор А.А. Андреев ; методика изучения уровня воспитанности коллектива, автор Н.М. Капустин)
Характеристика классного коллектива
В 3 «б» классе МОУ СОШ № 11 города Выкса 20 учащихся : 10 мальчиков и 10 девочек.
Количество учащихся из неполных семей – 10 человек , 2 человека из неблагополучных семей , 4 человека воспитываются в многодетных семьях.
Возрастной состав : 19 человек – 2001 года рождения, 1 человек – 2000 года. Детский сад до школы посещали все.
Ко второй группе здоровья относятся – 18 человек, к первой группе – 1 человек, к четвертой группе 1 человек. Основные заболевания : нарушение осанки. Плоскостопие, кариес.
Успеваемость в классе хорошая : 1 отличница, 13 хорошистов и 6 человек имеют оценку «3» по основным предметам. Успеваемость по предметам – 100%. Качество знаний – 64 %.
В классе имеется актив. Все ребята выполняют индивидуальные поручения. Класс работоспособный, дружный, веселый. Ребята с большим удовольствием готовятся ко всем мероприятиям, ходят на экскурсии, соревнуются, рисуют, активно участвуют в общешкольных мероприятиях. Для организации классного дела формируется совет дела ( для подготовки и проведения). Это способствует развитию самодеятельных и управленческих начал в классном сообществе. Высший орган самоуправления – классное собрание, планирующее, обсуждающее и оценивающее работу за определенный период. Такая организация дает почувствовать каждому ребенку свою принадлежность к коллективу класса. Учит самостоятельности и ответственности. Но порой учащимся трудно оценивать свои возможности, они более требовательны к другим, чем к себе.
Многие ребята занимаются в кружках, клубах и секциях учреждений дополнительного образования. Добились определенных успехов. 73% учащихся класса посещают театральный кружок при школе.
В классе нет группировок, девочки и мальчики относятся друг к другу хорошо.
Особое внимание уделяется двум учащимся :Едкову Даниилу ( гиперактивный) и Селезневу Владиславу(гиперактивный). Эти учащиеся вступают в конфликтные ситуации с детьми и между собой. С данными учащимися работает психолог, проводятся профилактические беседы классным руководителем, социальным педагогом и завучем по воспитательной работе.
Отношение родителей к школе и учебным достижениям положительное. Родители помогают детям учиться. Посещение родительских собраний – 80 %. Все мероприятия в классе согласовываются с родительским комитетом, который избирается каждый год.
Обоснование программы
Трудно быть воспитанным, если тебя
не воспитывают.
Н.Е.Щуркова Духовно-нравственное становление детей, молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни – есть важнейшая составляющая развития общества и государства. Выражением государственной политики в области воспитания стали принципы гуманистического характера воспитания, сформулированные в Законе РФ «Об образовании».
Воспитание в российском обществе реализуется в современных условиях экономического и политического реформирования, которое вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения, дезорганизацию семей. Разрушение средств массовой информации и коммуникации преобразили информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. На детей обрушивается поток низкопробной продукции, идет пропаганда насилия, вседозволенности, бескультурье и аморальность. Это негативно сказывается на неокрепшей психике детей.
Меня часто волнует вопрос: «Почему наши дети стали озлобленными, ничем не интересуются, перестали мечтать?» Виноваты ли в этом только средства массовой информации и улица? А ответ очень простой. Детей нужно воспитывать. Им нужно простое человеческое общение.
Школа остается основным социальным институтом, где обеспечивается воспитательный процесс. Дабы этот процесс сделать целенаправленным, управляемым и , самое важное, эффективным, мною разработана воспитательная программа.
Данная программа позволит мне максимально развить способности детей, предоставляя им проиграть разные «роли», основанные на опыте предыдущих поколений. И самое важное, усвоить этот опыт и применять в своей жизни, так как младший школьный возраст является стадией активного накопления социального опыта. Маленький человек к этому периоду уже многого достиг в понимании своего места среди людей. Он ориентируется в семейно-родственных отношениях, познает мир через взаимодействие со сверстниками, изучение природной среды, проявляет себя в этом мире, способен сделать нечто доброе, полезное. Я разделяю точки зрения ученых, психологов, педагогов, которые считают основой творческого потенциала личности именно младший школьный возраст.
Программа «Свой мир мы строим сами» включает в себя 3 года.
Управление в классе осуществляется через совет класса, классное собрание.
Командир несет информацию в отделы, а затем уже ответственные учащиеся в отделах начинают свою работу. Отчет о работе в отделе учащиеся предоставляют каждую неделю. Каждый период обучения заканчивается подведением итогов за год.
На классном собрании ученики принимают правила жизни в классе, правила поведения в школе. Из командира класса и ответственных за отдел образуется совет учащихся класса.
Функции данного совета :- помощь в организации и проведении классных часов
- анализ деятельности своих членов отдела
- подготовка информации о работе отделов
При проведении внеклассных мероприятий и творческих дел собирается совет дела.
Совет дела – это временное собрание детей и родителей, помогающее подготовиться к внеклассным мероприятиям и КТД, общешкольным мероприятиям.
Высший орган классного соуправления – собрание класса, во главе которого находится командир.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
1 этап «Вместе весело шагать»( деятельность по сплочению классного коллектива)
Задача :способствовать установлению более тесных контактов между учениками, учителем и родителями, формированию классного коллектива)
1.«Я Сын – дочь»
Задача: формировать уважение к членам семьи;
воспитывать семьянина, любящего свою семью
2 класс
№ Название мероприятия форма Ответственные Сроки
1 «Что значит быть хорошим сыном и дочерью?» беседа Кл.руководительсентябрь
2 «Ваш ребенок - второклассник» Родительское собрание Кл.руководительоктябрь
3 «Праздник семьи» утренник Кл.руководительРодители
Совет дела ноябрь
4 «Каково на дому, таково самому» Родительскеое собрание Кл.руководительСоц. педагог декабрь
5 «Мой папа – защитник Родины» фотовыставка Родительский комитет Февраль
6 «Милая моя мама» Выставка рисунков Кл.руководительСовет дела Март
7 «8 Марта – мамин день» Праздник для мам Совет дела
Кл.руководительмарт
8 «Поощрение и наказание в семье « Родительское собрание Кл.руководительПсихолог апрель
9 «Только раз в году»
Семейное празднование дней
рождения Праздник и
чаепитие Родительский
Комитет
Учитель
Совет дела В течение года
10 «Прощание со 2 классом» утренник Кл.руководительРодители
Совет дела май
11 Итоговое родительское собрание собрание Кл.руководительпсихолог май
3 класс
№ Название мероприятия Форма
проведения Ответственные Сроки проведения
1 «Я помогаю вам – вы помогаете мне» Родительское собрание Кл.руководительСентябрь
2 «Режим дня школьника» Беседа Кл.руководительОктябрь
3 Посещение учащихся на дому Индивидуальна работа Кл.руководительРодительский
комитет В течение года
4 «День матери» Праздник Кл.руководительСовет дела
Родители Ноябрь
5 «Профессии моих родителей» Классный час Кл.руководительУчащиеся Декабрь
6 «Хорошие дети у хороших родителей» Родительское собрание Кл.руководительпсихолог Январь
7 «Я и папа» Спортивные соревнования Кл.руководительСовет дела
Учитель физкуль-турыФевраль
8 «Мама, ты самая лучшая мама на свете» Праздник Кл.руководительСовет дела
Муз.руководительМарт
9 «Роль семьи в формировании интереса к чтению»
Собрание Кл.руководительбиблиотекарь Апрель
10 Индивидуальные консультации с родителями.
Работа с «трудными». Беседы
тренинги Кл.руководительпсихолог Май
4 класс
№ Название мероприятия Форма Ответственные Сроки проведения
1 «Каким я вижу будущее своего ребенка?» Родительское
Собрание Кл.руководительСентябрь
2 Экскурсия на хлебозавод Экскурсия Кл.руководительродители Октябрь
3 Семейная игра «Кто хочет стать миллионером?» Игра Кл.руководительСовет дела Ноябрь
4 «Мама, это для тебя» Выставка поделок Кл.руководительУчащиеся Ноябрь
5 «Только раз в году» Празднование дней рождения Кл.руководительСовет дела
Родители В течение года
6 «Переходный период» Родительское собрание Кл.руководительПсихолог Декабоь7 «Об отце говорю с уважением» Конкурс сочинений Кл.руководительучащиеся Февраль
8 «Мамы и дочки» Конкурсное со-
ревнованиеКл.руководительУчащиеся
Совет дела Март
9 Итоговое родительское собрание Собрание Кл.руководительПсихолог
Кл.руководитель 5 класса май
2. «Я – ученик»
Задача : формировать осознанную принадлежность к школьному коллективу, воспитывать культуру поведения
2 класс
№ Название мероприятия Форма проведения ответственные сроки
1 «Праздник первого звонка» Линейка Кл.руководительВ течение года
2 «Мои права и обязанности» Беседа Кл.руководительСентябрь
3 «По каким правилам мы живем» Беседа Кл.руководительсентябрь
4 Самоуправление в классе Выборы актива класса Кл.руководительоктябрь
5 «Поздравь учителя» Конкурс рисунков Кл.руководительОктябрь
6 «Учись учиться» Классный час Кл.руководительНоябрь
7 Проведение внеклассных мероприятий по предметам Викторины, олимпиады, КВНы Кл.руководительДекабрь
8 О вреде сквернословия» Беседа Кл.руководительВ течение года
9 Задание на лето Беседа Кл.руководительМай
3 класс
№ Название мероприятия Форма проведения Ответственные Сроки
1 «Праздник первого звонка» Линейка Кл.руководительсентябрь
2 «Вспомним правила поведения в школе, классе,столовой, библиотеке» Кл.собраниеКл.руководительсентябрь
3 «Нас выбирают, мы выбираем» Кл.собраниеКл.руководительоктябрь
4 Проведение внеклассных мероприятий по предметам Кл.руководительВ течение года
5 «В царстве вежливости и доброты» Театрализован-наяиграКл.руководительдекабрь
6 Заседание актива класса Кл.руководитель7 Проведение классных собраний Кл.руководитель8 Участие в общешкольных мероприятиях Кл.руководитель9 «Школа будущего» Выставка рисунков Кл.руководительянварь
10 «Библиотеке- нашу помощь» Акция по ремонту учебников Кл.руководительмарт
4 класс
№ Название мероприятия Форма проведения Ответственный Срок
1 « Что такое устав школы? Правила поведения для учащихся» Беседа Кл.руководительСентябрь
2 Самоуправление в классе. Выбор актива класса Собрание Кл.руководительСентябрь
3 Проведение внеклассных мероприятий по предметам Викторины, конкурсы, олимпиады Кл.руководительРодители В течение года
4 Заседание актива класса Совет класса Кл.руководительКомандир класса В течение года
5 Проведение классных собраний Кл.собраниеКл.руководительКомандир класса 6 «Каким я хочу быть взрослым?»
Составление качеств человека, которого можно считать взрослым Беседа Кл.руководительДекабрь
7 Прощание с начальной школой Праздник Кл.руководительСовет дела Май
3. «Я – гражданин»
Задача : способствовать формированию активной гражданской позиции
2 класс
№ Название мероприятия Форма
проведения Ответственные срок
1 «Я – гражданин России» (знакомство с символами государства) Кл.часКл.руководительсентябрь
2 «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения» Диалог - встреча Кл.руководительИнспектор ДПС октябрь
3 «Это русская сторонка, это Родина моя» Фотоколлаж Кл.руководительродители ноябрь
4 «Изучаем символику Нижегородского края» Кл.часКл.руководительБиблиотекарь январь
5 Конкурс плакатов «Этот День Победы» Выставка
Кл.руководительродители май
6 Конкурс рисунков «Мне о России нужно говорить…» выставка Кл.руководительмай
З класс
№ Название мероприятия Форма проведения Ответственные Срок
1 «Россия – Родина моя» Кл.часКл.руководительСентябрь
2 «Конституция – основной закон
нашего государства» Беседа-диалог Кл.руководительОктябрь
3 «Нижегородские промыслы» Посещение библиотеки библиотекарь Ноябрь
4 «Если я стану президентом» Творческие работы Кл.руководительУчащиеся Декабрь
5 Трудовой десант «Мой труд вливается в труд моей республики…» Акция Кл.руководительУчащиеся Апрель
6 Песни военных лет «Песня на войне» Прослушивание песен в записи Учитель музыки Май
4 класс
№ Название мероприятия Форма проведения Ответственный Срок
1 «Я гражданин России» Урок Кл.руководительСентябрь
2 «Золотая осень в Выксе» Выставка рисунков Кл.руководительУчащиеся Октябрь
3 «Права несовершеннолетних» Беседа – диалог Инпектор по делам несовер-шеннолетнихНоябрь
4 «Герои земли русской» Кл.часКл.руководительЯнварь
5 «Будущие защитники Отечества» КВН Кл.руководительУчащиеся
Совет дела Февраль
6 Просмотр кинофильма о войне Показ фильма Кл.руководительМай
4. « Я – друг»
Задача : прививать навыки культуры общения
2 класс
№ Название мероприятия Форма
проведения Ответственный Срок
1 Анкетирование « Кто твой друг» Анкета Кл.руководительСентябрь
2 «Что такое дружба? Правила дружбы» Кл.часКл.руководительОктябрь
3 Подарок другу Изготовление поделок Учащиеся Октябрь-
Ноябрь
4 Тренинги общения Игры, беседы Кл.руководительПсихолог В течение года
5 Подвижные игры Кл.руководительУчащиеся В течение года
6 Профилактика агрессивного поведения Индивидуальные беседы Кл.руководительСоцпедагогВ течение года
3 класс
№ Название мероприятия Форма
проведения Ответственный Срок
1 «Законы дружбы» Кл.часПсихолог
Кл.руководительСентябрь-
Октябрь
2 «Добрые слова» Игра Кл.руководительВ течение года
3 «Пойми меня. Как общаются люди разных наций» Кл.часКл.руководительЯнварь
4 Организация подвижных перемен Игры Кл.руководительУчащиеся В течение года
5 Профилактика агрессивного поведения учащихся Индивидуальные
беседы Социальный
педагог
Кл.руководительВ течение года
4 класс
№ Название мероприятия Форма
проведения Ответственный Срок
1 «Азбука поведения или разговор о воспитанности» Кл.часКл.руководительСентябрь
2 «Дружный класс. Без агрессии» Анкетирование
Коррекционная работа Кл.руководительОктябрь-
ноябрь
3 «Мастерская общения» Игра Кл.руководительДекабрь-январь
4 Просмотр и обсуждение фильма «Чучело» Обсуждение кинофильма Кл.руководительЯнварь
5 «Уроки на всю жизнь» Беседа-диалог Кл.руководительМай
5. «Я и мое здоровье» 6. «Я и природа»
Задача: формировать навыки ЗОЖ Задача: прививать любовь к природе
2 класс
№ Наименование мероприятия Форма
проведения Ответственный Сроки
1 «В гостях у Мойдодыра» Кл час Кл.руководительОктябрь
2 Принимать участие в спортивных соревнованиях и Днях здоровья Общешкольные мероприятия В течение года
3 «Твой режим дня» Беседа-диалог Медработник школы Ноябрь
4 Внеклассные мероприятия по природоведению Игры, конкурсы, КВН Учитель По плану
5 «Лукошко грибника» Экологический КВН Кл.руководительМарт
6 «Что? Где? Когда» Викторина о предметах личной гигиены Кл.руководительМедработник Апрель
7 Работа отдела «Друзья природы»
Изготовление кормушек для птиц Учащиеся В течение года
Зима-весна
8 Правила дорожного движения Беседы Кл.руководительВ течение года
3 класс
№ Наименование мероприятия Форма
проведения Ответственные Сроки
1 Принимать активное участие
В спортивных соревнованиях, Днях здоровья Общешкольные мероприятия Кл.руководительВ течение
года по плану
2 «Уроки Золушки» Кл.часКл.руководительСентябрь
3 «Как уберечься от гриппа?»
«Зачем нужна прививка ?» Беседа - диалог Кл.руководительМедработник школы Октябрь
4 «Экологические забеги» викторина Кл.руководительНоябрь
5 Экскурсии по природоведению Экскурсии Кл.руководительПо программе
6 Работа отдела «Друзья природы».Изготовление
Кормушек для птиц Кл.руководительучащиеся В течение года
7 «Пернатые друзья» КВН Кл.руководительапрель
8 Основы безопасности жизнедеятельности беседы Кл.руководительучащиеся В течение года
4 класс
№ Наименование мероприятия Форма
проведения ответственный Сроки
1 Участие в общешкольныхсоревнованияхКл.руководительВ течение года
2 «Гигиана тела. Нетолько платье красит человека» Беседа-диалог Кл.руководительСентябрь
3 Экскурсии в парк Кл.руководительОктябрь
4 «Мастер и мастерица» Выставка поделок из природного материала Учащиеся
родители Сентябрь-октябрь
5 «Как сохранить зрение» Беседа-диалог Медработник школы Ноябрь
6 «Путешествие по природным зонам нашей области» Просмотр видеофильма Кл.руководительБиблиотекарь Декабрь-январь
7 Биологическая викторина Викторина Кл.руководительФевраль
март
8 Основы безопасности жизнедеятельности Беседы Кл.руководительВ течение года
9 «Школьникам о вреде никотина, алкоголя, наркотиков» Беседа-диалог Учащиеся
родители Май
7. « Я и прекрасное»
Задача :формировать у школьников чувства прекрасного, эстетические вкусы, идеалы
2 класс
№ Наименование мероприятия Форма проведения Ответственный Сроки
1 Посещение детской библиотеки Экскурсия Кл.руководительПо
приглашению
2 Посещение театрализованных представлений и цирка Кл.руководительПо приглашению
3 Занятия в кружках дополни-
тельного образования
Педагоги
дополнительного
образования В течение
года
4 «Праздник пословиц и поговорок» Классный час Кл.руководительОктябрь
5 «Хорошая книга – твой друг
на всю жизнь» Беседа библиотекарь Январь
6 «Масленица в гости к нам пришла» Праздник Кл.руководительМарт
3 класс
№ Наименование мероприятия Форма
проведения Ответственные Сроки
1 Посещение детской библиотеки Экскурсия Кл.руководительПо
приглашению
2 Посещение театрализованных представлений и цирка Кл.руководительПо
приглашению
3 Занятия в кружках дополни-
тельного образования
В течение
года
4 «Инструменты русского
народного оркестра» беседа Учитель музыки Сентябрь
5 «Её зовут дымка» Классный час Кл.руководительОктябрь
6 «Русская осень» (Обычаи и традиции русского народа) Праздник Кл.руководительСентябрь-ноябрь
7 «Святки» Классный час Кл.руководительДекабрь –
февраль
8 «Пасха – главный христиан-
ский праздник» Беседа
Выставка работ Кл.руководительАпрель - май
4 класс
№ Наименование мероприятия Форма
проведения Ответственные Сроки
1 Посещение детской библиотеки Экскурсия Кл.руководительПо
приглашению
2 Посещение театрализованных представлений и цирка Кл.руководительПо
приглашению
3 Занятия в кружках дополни-
тельного образования
Кл.руководительВ течение
года
4 «Пять минут с искусством» Беседы- - диалоги Кл.руководительВ течение года
5 «Русские художники» Просмотр презентаций Кл.руководительВ течение года
6 «Фабрика звезд» Концерт Кл.руководительМай
Работа с родителями учащихся
Равноправное дружеское взаимодействие родителей, ребенка и классного руководителя, основанное на позитиве. С этой целью планируется провести следующие мероприятия :Родительские собрания, посвященные анализу успеваемости, посещаемости учащихся, обсуждению хозяйственных вопросов.
Тематические родительские собрания :«Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка ?»
«Мой ребенок становится трудным…»
«Эффективное общение – залог успеха»
«Нравственное воспитание детей в семье»
«Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка»
«О разумной родительской любви»
Эмоциональное общение»
«Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника»
«Поощрение и наказание как методы воспитания»
Родительские вечера :«Роль папы в семье. Семейные диалоги»
Будущее моего ребенка»
«Если ребенок болеет»
Родительские тренинги.
Консультации для родителей.
Организация встреч с медицинскими работниками школы по вопросам контроля за здоровьем ребенка.
Систематические консультации, тестирование и анкетирование психологом отдельных родителей и лекции о психологических особенностях данного возраста.
Совместные встречи детей и родителей, организация экскурсий, вечеров отдыха.
9. Индивидуальная работа родителей.
10.Творческая мастерская. Готовим фоторепортажи, рисунки, сочинения, рассказы об истории фамилий. Тема «Моя семья в истории страны».
Предполагаемые результаты реализации программы
- высокий уровень сплоченности коллектива
- активное участие родителей в делах
-способность ученика соблюдать правила для учащихся , правила ЗОЖ
-повышения уровня культуры учащихся ( культура общения)
-активизация интереса к творческим занятиям
-увеличение уровня личностных достижений учащихся
Изучение эффективности воспитательного процесса
Для определения эффективности выбранной системы воспитания учащихся целесообразно использовать следующие диагностические методики :№ Критерии Показатели Методики
1 Познавательная активность Уровень мотивации
Освоенность образовательных программ Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению.
Статистический анализ теку-
щей и итоговой успеваемости
2 Нравственная развитость
учащихся сформированность основных нравственных качеств личности.
Активность учащихся Методика С.М. Петрова «Пословицы»(анкетирование)
Диагностика уровня воспитанности учащихся
3 Формирование личностных качеств Определение изменений, происшедших в личности школьника в течение года Методика « Репка»
4 Эстетическое развитие учащихся Развитость чувства прекрасного Педагогические наблюдения
5 Развитость коммуникативностиКоммуникативностьМетодика «Социометрия»
6 Физическая развитость Состояние здоровья
Развитость физических качеств Статистический медицинский анализ состояния здоровья.
Выполнение нормативов
7 Изучения уровня удовлетворенности Определение степени
удовлетворенности школьной жизнью Методика А.А. Андреева
8 Оценка родителями роли образовательного учреждения и педагога в воспитательном процессе Получить количественную
информацию Комплексная методика для родителей разработана
Е. Н. Степановым
Список литературы
1.Артюхова И.С. Настольная книга классного руководителя: 1 – 4 классы. – М.: Эксмо, 2008.
2.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию.- Воронеж, ЧП Лакоценин С.С. – 2006.
3.Лизинский В.М. «Практическое воспитание в школе»Книга в 2 –х частях. Часть 2 / М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.
4..Никульников А.Н. Школьная площадка. Организаторам досуга детей на каникулах. -
5.Селевко Г.К. « Управлением воспитательным процессом»- М.: Эксмо, 2007.
6.Степанов Е.Н.« Воспитательная система класса, теория и практика» - М. : Центр «Педагогический поиск», 2007.
7.Степанов Е.Н.«Педагогу о воспитательной системе школы и класса»- М.:Эксмо, 2008.
МОУ СОШ № 11 города Выкса Нижегородской области
П а с п о р т п р о г р а м м ы
Название программы Воспитательная программа классногоруководителя
Сроки реализации программы
2009 – 2012 годы
Наименования учреждения МОУ СОШ № 11
607060
г. Выкса Нижегородской области
улица Амбулаторная д.6
тел.( 83177) 3-40 - 11
Автор программы
( ФИО, должность )Волынкина Светлана Алексеевна
(учитель начальных классов, классный руководитель)
Вид программы Комплексная
Количество участников программы
21 учащихся + родители + учителя
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на методическом совете Директор МОУ СОШ № 11
«_____»___________2009 г. г. Выксы Нижегородской области
________________Е.Ю.Мезин «_____»_____________2009 г.
В О С П И Т А Т Е Л Ь Н А Я
П Р О Г Р А М М А
«Свой мир
мы
строим сами»
Автор программы: Волынкина Светлана Алексеевна
Анализ деятельности
Самоанализ работы классного руководителя за 2009 – 2010 учебный год
В классе 21 человек учащихся.
Занимаются в кружках и секциях : 11 человек.
Уровень сплоченности коллектива :- работает актив класса
2. Анализ работы органов самоуправления класса : -учитель возглавляет работу актива класса
3. Участие класса в общешкольных делах
Дело, вызвавшее наибольший интерес у детей Сколько детей имело поручения
Новогодний утренник « В гостях у деда Мороза».
Классный час «Родиться и жить в Выксе – это почетно!»
Игра- практикум «Азбука пешехода»
19
4. За прошедший учебный год заслуживают поощрение
Фамилия, имя ребенка
За что заслужил поощрение
Ющерова Ангелина, Сапогов Иван, Родин Даниил, Сергеева Полина, Селезнев Владислав, Облетов Евгений, Маркин Марк,Едков Даниил, Глотова Диана, Громова Анастасия, Кулашкин Виктор, Ковалева Екатерина, Пушкин Михаил, Пяткин Виталий, Викулова Анастасия
За активность, добросовестное отношение и выполнение поручений, ответственное отношение к учебе, прилежание, трудолюбие, дисциплинированность
5.Работа с «трудными» детьми
ФИ ребенка Причина
беспокойности Удалось ли вовлечь в работу Какие поручения
давались Какие дела для него были интересны
Едков Даниил гиперактивностьда Организация помыва парт,
уборка школьной территории, организация дежурства Организация дежурства, уборка территории
Селезнев Владислав гиперактивностьда Рисование плаката, рисунков для мероприятий Поручения выполняет по продолжитель-
ности долго
6. Работа с родителями :* За прошедший учебный год проведено ( количество) родительских собрания- 4,
заседаний родительского комитета – 3.
Посещение квартир учащихся ( количество) –14
Кто из родителей не был на родительском собрании –
Какие вопросы воспитательной работы класса интересовали родителей :Сплочение классного коллектива
Формирование нравственных качеств личности, воспитания дружелюбия, культуры поведения.
Воспитание ответственного отношения детей к учебному труду.
Какие совместные дела были проведены детьми и родителями :Участие в общешкольной ярмарке.
Участие в районной акции «Дети – детям».
Участие в районном конкурсе «Новогодний серпантин».
4. . Новогодний утренник
2.Утренник «8 Марта – праздник мам»
3.Поездка в город Нижний Новгород , экскурсия по городу, посещение планетария.
4. Поездка в город Муром Владимирской области, посещение музея , экскурсия по городу, в Карачарова (на место рождения Ильи Муромца)
7. В течение года класс посетил ( количество) :
Музей –1 Лес – 1 Выставки – 3 Театры – 1 Кинотеатры – 2 Библиотеки - 3
8.
Цели и задачи, поставленные на учебный год Методы, способы пореализации Итог ( цель достигнута, нет, на какой стадии)
1.Содействовать формирова-нию положительных качеств
личности
2.Создавать условия для выработки нравственных межличностных отношений
в коллективе, развитие органов самоуправления
3. Формировать навыки культуры общения
4.Воспитывать ответственное отношение к порученному делу 1. Уроки здоровья , Дни здоровья.
2.Тематические классные часы.
3.Уроки общения, практику- мы.
4.Спортивные состязания.
5.Игровые и конкурсные программы.
6. Праздники и утренники.
7. Музейные и библиотечные уроки.
8. Экскурсии в природу
9. Беседы - диалоги
Навыки культуры поведения и общения, выработка положительных качеств личности, а также сплоченность коллектива находятся на высокой ступени формирования, чем в первом классе.
В большей степени проявляются активность, самостоятельность, органи-
зованность, ответствен –
ность, взаимовыручка, сопереживание.
Задачи воспитания,
поставленные во 2-ом клас-се , решены удовлетво-
рительно.