Урок риторики в 7 классе Мы строим определения (программа Школа 2100)
Урок риторики в 7 классе. Программа «Школа 2100»
Тема: «Мы строим определения»
(№ урока в разделе «Учимся отвечать» - №2)
Цель: на основе ранее полученных знаний (6 кл. «Что такое ученические ответы») познакомить учащихся с понятиями «определение».
Задачи:
закрепление знания о видах определений, моделях определений; устных жанрах учебно-научной речи: описательное определение, группировка, классификационное высказывание;
выработка у уч-ся умения определять особенности устных жанров учебно-научной речи, их структурно-смысловые особенности;
развитие умения слушать научную речь. Отработка сигналов слушающих. Определение особенностей устной речи: избыточность паузы, колебания, обдумывание, паузы трудностей выражения мысли и т.д.;
закрепление понятия «устные жанры учебно-научной речи».
Ход урока:
I Орг. момент:
II Проверка домашнего задания: уч-ся зачитывают выписанные в тетрадь определения из учебников 7 класса, относящиеся к разным группам, устно анализируют их ( 1) через родовое и видовое понятие; 2) определение предмета через ряд действий, отвечающих на вопрос о том, обладает ли предмет свойством, характерным именно для него; 3) определение предмета (понятия) через указание способа его образования, возникновения, построения, цели употребления).
III 1. Запись в тетради даты, темы урока. Постановка цели урока.
2. Тренировка в построении разных определений
Упр 118. Приводим языковую модель, с помощью которой можно сформулировать практически любое определение. Разговор Грамматика и Риторика поясняет, что для этого необходимо наполнить ее лишь конкретным материалом. Уч-ся предлагается построить 3 определения по модели «ТО-ТО НАЗЫВАЕТСЯ ТЕМ-ТО». Например:
Кругом называется часть плоскости, ограниченная окружностью
Предлоги, образованные от самостоятельных частей речи (существительных, наречий, деепричастий), называются производными.
Тканями (биол) называются группы клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям.
Упр 119 Освоение школьниками других языковых моделей путем анализа определений, в которых основные слова, составляющие каркас моделей, выделены жирным шрифтом.
Вопросы для анализа:
Назовите в определении его главную часть.
Прочитайте вторую часть определения, в которой раскрываются (указываются) специфические признаки определяемого понятия.
Какими словами связаны обе части определения?
Заключительная часть этого этапа работы – анализ теоретического материала на плашке (стр. 104)
Языковые модели, помогающие строить определения:
то-то – это то-то
то-то есть то-то
то-то называется тем-то (т.п.)
(будем называть)
(называют)
то-то является тем-то (т.п.)
то-то изучает то-то (в.п.)
то-то относится к тому-то (в.п.)
Обратить внимание на падежи!
3. Самостоятельная работа учащихся
Упр. 120 Формулировка определений с использованием разнообразных языковых моделей.
Пассаты – устойчивые ветры, направленные к экватору и возникающие между областями высокого давления 30-х широт и экваториальной областью низкого давления.
это четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие стороны не параллельны.
Фреской является вид живописи, полученной путем нанесения водяных красок на сырую штукатурку.
Материком называют крупный массив земной коры, большая часть которого выступает над уровнем Мирового океана, а периферия находится ниже его уровня.
Упр 121. Узнай по описанию. Уч-ся перестраивают определения, следуя рекомендации учителя избегать однотипных моделей.
Вспомогательные вопросы:
Как можно сказать иначе?
Сформулируйте то же определение, используя другую модель.
Построй определение по другой модели.
Упр. 122. Задания выполняются в форме игры «Кто такой? Что такое?»
Класс разделяется на две группы, выбирают жюри. Высший оценочный балл за наиболее точные, правильные и быстрые ответы.
Материал для игры
Акватория – водное пространство моря, океана или залива.
Активно плавающих животных называют нектон.
Один из видов украшения ювелирных изделий называется зернью, потому что в основу техники украшение положены мельчайшие золотые или серебряные шарики, похожие на зерна. Отсюда – «Зернь – вид украшения ювелирных изделий, при котором рисунок составляют мельчайшие золотые или серебряные шарики (зерна), напаянные на поверхность изделия».
Карты называют тематическими, т.к. они собраны по темам: одни рассказывают о климате, другие о почвах и т.д. Карты называются тематическими, потому что в них рассказывается о компонентах природы: в физических картах – о рельефе земной поверхности; в климатических – о климате; в почвенных – о почвах разных территорий.
«Полюдье» - сбор дани, при котором князь с дружиной объезжал принадлежавшие ему земли (то есть «ходил по людям»), собирая оброк.
«Закупами» называли свободных крестьян, обращенных за долги (за «купу») во временно зависимых.
Параллелограммом называют четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно равны и параллельны.
Последнее задание – разыграть фрагмент урока по русскому языку.
Объявление результатов (жюри) и оценок (учитель)
Упр 124. Повторение типов определений: научное (логическое) и риторическое. На материале упражнения – анализ пар определений, доказательство их принадлежности к тому или иному типу.
IV Подведение итогов (рефлексия)
Что узнали нового?
Что вызвало затруднения? Над чем надо еще поработать?
Что особенно понравилось?
Насколько мы достигли поставленной цели?
V Домашнее задание
Упр 123. Выявление и исправление речевых ошибок в формулировках определений.
Упр 125 Подготовка сообщения младшим школьникам. Попробуйте заинтересовать их, увлечь предметом своей речи. Решая эту задачу, вы постараетесь изложить научную информацию в более популярной, доступной, интересной форме. Замените данные в тексте логические определения риторическими
13PAGE 15
13PAGE 14315