Программа развития классного коллектива Школа, которую делаем сами


Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Комсомольская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано ______________
Заместитель директора по ВР: Панова Е.Н. Утверждаю _______________
Директор школы: Шахова И.Д.
ПРОГРАММА
классного коллектива
«Школа, которую делаем сами»
Классный руководитель:
Петрова Елена Владимировна
2016-2020
Пояснительная записка
Самая трудная борьба –
самого себя побороть
(пословица)
Младший школьный возраст – особый самоценный период, в который развиваются важные качества личности, позволяющие детям шагнуть в подростковую жизнь и дальше. Чтобы достичь этого, необходимо педагогически грамотно выстроить «технологию» процесса воспитания, «включения» детей в самоуправление. Среди малышей редко кто не хочет иметь поручение, но, получив его, многие быстро утрачивают интерес к нему. Бесспорно, подобные проявления тормозят развитие самостоятельности у детей. Но видеть только это – значит недооценивать самоценность данного периода, не считаться с тем, что именно на этом этапе могут развиваться, а могут и увянуть так и не развившись, важнейшие качества личности. Детей отличает огромный заряд активности. Их огорчает отсутствие дела, определенной роли в общественной жизни, конкретного поручения. Они открыты для общения.
           «Самоорганизация – это «упорядочивание» элементов вышедшей из равновесия системы и создание нового равновесного состояния, в котором каждому элементу найдется свое функциональное место». Процесс самоорганизации включает в себя этапы:
анализа ситуации, выявления проблемы, обнаружения противоречия;
определения стратегии (куда двигаться) и постановка цели (чего достичь);
разработка плана действий и поиска ресурсов;
организация и осуществление запланированной деятельности;
подведение итогов и анализа эффективности деятельности.
           Самоорганизация – сложный и длительный процесс последовательной деятельности детей вместе с взрослыми через решение постоянно усложняющихся жизненных задач, поэтому в работе с детьми исхожу из понятий «сам», «самостоятельно».
 Самостоятельность – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это, по мнению педагогов и психологов, способность подчинять свое поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь. А как понимают, что такое «сам» младшие школьники? Большинство из учеников 3 – 4 классов считают, что «сам» – это когда дети делают все сами, без взрослых, одни, когда никто не заставляет и не командует, не руководит и не подсказывает. 
Самостоятельно – «Значит, захотел и сделал», «как придумал, так и будет». Суть понятия дети усваивают очень точно. «Осознание своего «Я» ведет ребенка к пониманию того, что человек становится личностью, когда он добровольно подчиняет свои действия моральным требованиям общества, коллектива, осознает их содержание и значение, способен ставить перед собой нравственные цели и вырабатывать решения применительно к конкретным обстоятельствам, оценивать свои поступки и действия окружающих, воспитывать себя».
Психический облик личности С.Л. Рубинштейн рассматривает, отвечая на три основных вопроса:
Чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремиться?
Что он может? (Его способности, дарования, одаренность)
Что он есть? (Характер человека)
             
Цель программы: создание условий для воспитания свободной, духовно-нравственной личности с навыками самоопределения, саморазвития, способной адаптироваться к реальной окружающей действительности; создание обстановки психологического комфорта и безопасности личности ребенка, установление гуманных нравственно-здоровых отношений в социальной среде.
             Задачи:
в формировании: 
- желания и стремления у обучающихся работать над собой, приобретение чувства уверенности в себе, добиваться успеха;- умения работать сообща, слушать друг друга, помогать друг другу – качества, которые будут способствовать созданию единой команды, объединенного общей социально-значимой деятельностью;
в развитии
коммуникативных, организационных, творческих, художественных способностей.
          Этапы самореализации личности младшего школьника в деятельности органов самоуправления:
1 этап – дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых.
2 этап – ребята в состоянии выполнить самостоятельно часть работы, находят некоторые способы их осуществления.
3 этап – младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях.
    Одним из существенных вопросов для педагога – это вопрос что делать вместе? Для совместной работы подходят дела, имеющие четко определенную цель, значимую и полезную для других, имеющую практическую направленность. Такие дела дадут выход активности маленьких и взрослых, позволяют всем детям попробовать свои силы. При выборе таких дел не будем гнаться за количеством: одно-два дела дадут больше для развития детей, чем множество проведенных наспех мероприятий. Постепенно необходимо привлекать ребят к обсуждению замысла проведения предстоящего дела. Пусть они попробуют высказывать свои мнения, предлагают, что и как делать, как распределить силы. Лишь выполняя определенную роль в коллективе, в совместной деятельности с другими ребятами, ребенок может оценить себя как личность. Для организации совместных дел создали микроколлективы (3 команды)
 Особую значимость для младшего школьника имеет подведение итогов работы. Важно объяснить им, что было и что стало после проведенной работы. Ребенку необходимо видеть плоды своей работы, результаты его деятельности.
 
В программе используются разнообразные методы и приемы:
1. Групповое обучение с широким использованием принципов системы социального гражданского воспитания.
2. Игровые методики: социально – психологические, ролевые, деловые игры, психологические тренинги.
3. Дискуссии по конкретным жизненным ситуациям.
4. «Общий круг» - обсуждение каких-либо проблем, ситуаций с обязательным высказыванием каждого участника по кругу.
5. Обратная связь с учащимися – наблюдение, анкетирование, социометрические обследования и другие виды тестирования позволят классному руководителю выявить группу детей, обладающих склонностями и способностями к лидерству.
          
Основные идеи программы:
1. Воспитание средой – воспитывает учащегося среда, в которой он осуществляет свою деятельность: учебная группа, которая должна стать командой, где учащиеся занимают новую социальную позицию – организатора.
2. Знания, которые получают учащиеся в ходе реализации программы, переживаются и вживляются, т.е. новая информация либо подкрепляется игрой, ролевым тренингом или практической деятельностью, теория может закрепляться практикой или вытекать из практики, из тех наблюдений и ощущений, которые участники получают в ходе практической деятельности.
3. Целостность и системность психолого-педагогического процесса.
 
Основные направления воспитательной работы.
Функционирование воспитательной системы осуществляется за счет комплексного взаимодействия всех направлений, гармоничного развития ребенка в различных сферах. Среди направлений воспитательной работы я выделила следующее:
Направление «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»
Цель: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи:
Содействовать сохранению и укреплению здоровья детей.
Воспитывать сознательную установку на ведение здорового образа жизни.
Формы работы:
- участие в спортивных соревнованиях;
- проведение спортивных конкурсов, соревнований, классных часов;
- посещение бассейна, спортивных секций;
- беседы и дискуссии о полезном и вредном для организма;
- совместные походы с родителями и детьми.
Направление «Ум да разум надоумят сразу»
Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.
Задачи:
Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.
Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
Сохранить любопытство и информационную потребность.
Формы работы:
- конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления, логики, сообразительности;
- интеллектуальные игры, бои, турниры, тесты, тренинги, марафоны;
- предметные олимпиады;
- научные конференции;
- дистанционные конкурсы;
- занятия в предметных кружках;
- проектная деятельность;
- работа с литературой и интернет.

Направление «Не одежда красит человека, а добрые дела»
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования.
Задачи:
Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.
Формировать у учащихся осознание значимости нравственного опыта, норм и правил и своей роли в нём.
Создание условий для проявления учащимися класса своих интересов и увлечений, развитие потребности к активной внеклассной деятельности.
Развитие способностей и талантов каждого ученика.
Формы работы:
- проведение тематических классных часов и линеек по нравственной тематике;
- помощь братьям нашим меньшим;
- проведение недели добра;
- участие в субботниках;
- участие в творческих конкурсах;
- организация и проведение праздников;
- посещение кружков по интересам.
Направление «7я » - В семье согласно, так идёт дело прекрасно.
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности ребёнка.
Задачи:
Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
Организация психолого-педагогического просвещения родителей.
Обучение родителей владению приёмами воспитания и взаимодействия с детьми.
Формы работы:
- тематические классные часы, обмен опытом;
- день открытых дверей;
- спортивные и творческие семейные конкурсы;
- проведение совместных праздников;
- походы, экскурсии, поездки;
- индивидуальные консультации родителей;
- помощь родителей школе.
Ожидаемые результаты.
- организованный, сплоченный, дружный коллектив класса;
- учащиеся умеют самостоятельно добывать знания; умеют мыслить, отвечать за свои поступки;
- актив класса – яркие, творческие личности;
- высокий уровень воспитанности учащихся;
- учащиеся любят школу, класс, учителей;
- коммуникативные;
- бережно относятся ко всему, что их окружает;
- уважают взрослых, не обижают младших;
- ведут здоровый образ жизни;
- активные родители, уважающие учителей и живущие рядом и вместе с детьми.

Литература:
Бачева Е.В. Все начинается с любви. Пермь 2006.
Бачева Е.В. Уроки семейной любви. Пермь 2007.
Бачева Е.В. Любовь нашей жизни. Пермь 2007.
Бачева Е.В. Союзники и деловые партнёры. Пермь 2006.
Журналы «Родной дом»
Бочкарев В.И. Социально-педагогические основы школьного самоуправления. – М.: МАСШС, 1997.
Кабуш В.Г. Ученическое самоуправление: теория и практика. – Минск, 1997.
Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
Коновалова О.Б., Рыжова Ж.В. Хочу быть лидером. – Н. Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2003.
Соловейчик. Педагогика для всех.
Яценко И.Ф.. Родительские собрания. М: ВАКО, 2014.

Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Комсомольская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано ______________
Заместитель директора по ВР: Панова Е.Н. Утверждаю _______________
Директор школы: Шахова И.Д.
План воспитательной работы
на 2016-2017учебный год
Классный руководитель:
Петрова Елена Владимировна

1 четверть
Направления Мероприятия Ответственные
«Не одежда красит человека, а добрые дела» Урок Мира Кл.рук-ль: Петрова Е.В.
Кл.час «Давайте познакомимся» Кл.рук-ль: Петрова Е.В.Дискуссия «Правила поведения в школе» LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\сергей\\Рабочий стол\\Школа лидеров\\План работы на 2015-2016 год.docx" OLE_LINK1 \a \r Кл.рук-ль: Петрова Е.В.
Творческий проект «Бабушки и внуки — лучшие друзья»
изготовление поздравительных открыток для бабушек и дедушек;
проведение классного праздника для бабушек и дедушек. LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\сергей\\Рабочий стол\\Школа лидеров\\План работы на 2015-2016 год.docx" OLE_LINK1 \a \r Кл.рук-ль: Петрова Е.В.
Психологические встречи с детьми LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\сергей\\Рабочий стол\\Школа лидеров\\План работы на 2015-2016 год.docx" "OLE_LINK10" \a \r Психолог школы: Елтышева Т.В.
«Ум да разум надоумят сразу» Участие в интеллектуальных и творческих конкурсах LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\сергей\\Рабочий стол\\Школа лидеров\\План работы на 2015-2016 год.docx" OLE_LINK1 \a \r Кл.рук-ль: Петрова Е.В.
Посещения детьми занятий ДШИ и ЦДОД, ДЮСШ «Барс» LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\сергей\\Рабочий стол\\Школа лидеров\\План работы на 2015-2016 год.docx" OLE_LINK1 \a \r Кл.рук-ль: Петрова Е.В.
Поездка в музей «Эврика» г.КунгурАдам Е.А.
«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» ТурслётТрефилова Е.В., Плотникова М.В.
Беседы о безопасности:
Эвакуация на случай пожара
Безопасный путь от дома до школы и обратно.
ПДД Кл.рук-ль: Петрова Е.В.
Экскурсия в спортзал Синельникова Н.С.
«7я»
«В семье согласно, так идёт дело прекрасно» Осенняя ярмарка Родители
Родительские собрания:
1.«В семье появился первоклассник»
2. «Первые дни ребёнка в школе»
2. Общешкольное родительское собрание
Родители
Администрация школы
Индивидуальные консультации для родителей Кл.рук-ль: Петрова Е.В.
2 четверть
Направления Мероприятия Ответственные
«Не одежда красит человека, а добрые дела» Фестиваль творчества. Кл.рук-ль: Петрова Е.В.Творческий проект «Путешествие в новогоднюю сказку» LINK Word.Document.12 "I:\\1Б класс\\Школа лидеров\\План работы на 2015-2016 год.docx" "OLE_LINK10" \a \r Кл.рук-ль: Петрова Е.В.
Родительский комитет
Психологические встречи с детьми LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\сергей\\Рабочий стол\\Школа лидеров\\План работы на 2015-2016 год.docx" "OLE_LINK10" \a \r Психолог школы: Елтышева Т.В.
«Ум да разум надоумят сразу» Участие в интеллектуальных и творческих конкурсах Кл.рук-ль: Петрова Е.В.
Посещения детьми занятий ДШИ и ЦДОД Педагоги дополнительного образования
«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» Беседы по темам:
- «Осторожно, гололёд!»
- «Пиротехника, не для детей! »
- «Правила поведения на Новогоднем празднике» LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\сергей\\Рабочий стол\\Школа лидеров\\План работы на 2015-2016 год.docx" OLE_LINK3 \a \r Кл.рук-ль: Петрова Е.В.

Классный час «Зимние забавы» - соревнования на коньках Родительский комитет
«7я»
«В семье согласно, так идёт дело прекрасно» Родительское собрание «Режим дня первоклассника» Чернышова М.Н.
Психолог школы
Поездка в бассейн Родительский комитет
Индивидуальные консультации для родителей Кл.рук-ль: Петрова Е.В.
3 четверть
Направления Мероприятия Ответственные
«Не одежда красит человека, а добрые дела» День семьи: «Всё начинается с любви» Родительский комитетМасленица LINK Word.Document.12 "I:\\1Б класс\\Школа лидеров\\План работы на 2015-2016 год.docx" "OLE_LINK2" \a \r Родительский комитет
«Ум да разум надоумят сразу» Участие в интеллектуальных и творческих конкурсах, Кл.рук-ль: Петрова Е.В.
Посещения детьми занятий ДШИ, ЦДОД и ДЮСШ «Барс» Педагоги дополнительного образования
«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» Беседы по темам:
- «Профилактика гриппа»
- «Правила безопасного поведения в морозы » LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\сергей\\Рабочий стол\\Школа лидеров\\План работы на 2015-2016 год.docx" OLE_LINK3 \a \r Кл.рук-ль: Петрова Е.В.

Классный час «Зимние забавы» Родительский комитет
Лыжная эстафета. 1-4 классы Трефилова Е.В.
«7я»
«В семье согласно, так идёт дело прекрасно» Совместный спортивный праздник «23+8» Родительский комитет
Зимний поход в лес Родительский комитет
Родительское собрание «Всё о чтении» Родительский комитет
Поездка в Кунгурскую Ледяную пещеру Родительский комитет
Индивидуальные консультации для родителей Кл.рук-ль: Петрова Е.В.
4 четверть
Направления Мероприятия Ответственные
«Не одежда красит человека, а добрые дела» КТД «Встречаем перелётных друзей» Кл.рук-ль: Петрова Е.В.
Субботник «Сделаем посёлок краше» Кл.рук-ль: Петрова Е.В.Участие в мероприятиях в рамках Дней славянской письменности и культуры. Кл.рук-ль: Петрова Е.В.
Митинг, посвящённый Дню Победы LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\сергей\\Рабочий стол\\Школа лидеров\\План работы на 2015-2016 год.docx" "OLE_LINK8" \a \r Кл.рук-ль: Петрова Е.В.
«Ум да разум надоумят сразу» Участие в интеллектуальных и творческих конкурсах. Кл.рук-ль: Петрова Е.В.
Посещения детьми занятий ДШИ, ЦДОД и ДЮСШ «Барс» Педагоги дополнительного образования
«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» Беседа о безопасности:
- «Осторожно, клещи!»
- «Впереди, лето!»
- «Не купайся без взрослых!»
- «ПДД в большом городе!»
LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\сергей\\Рабочий стол\\Школа лидеров\\План работы на 2015-2016 год.docx" OLE_LINK3 \a \r Кл.рук-ль: Петрова Е.В.
Спортивная эстафета 9 мая Команда 1 б класса
Творческие проекты:
- «Не ходи под крышами»
- «Осторожно, ледокол!»
LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\сергей\\Рабочий стол\\Школа лидеров\\План работы на 2015-2016 год.docx" "OLE_LINK6" \a \r Кл.рук-ль: Петрова Е.В.
«7я»
«В семье согласно, так идёт дело прекрасно» День именинника Род
День открытых дверей LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\сергей\\Рабочий стол\\Школа лидеров\\План работы на 2015-2016 год.docx" "OLE_LINK9" \a \r Кл.рук-ль: Петрова Е.В.
Родительское собрание: «За честь класса » Администрация школы
Поездка в г.Лысьва в драмтеатр Родительский комитет