Презентация: Принцип воспитательной и развивающей направленности.Выступление на педсовете
Принцип воспитывающей и развивающей направленности. «Принципы организации ситуации успеха в обучении и воспитании обучающихся,как одно из направлений здоровьесбережения.» Общепедагогический принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий конкретизируется в практике здоровьесберегающей педагогики путем разведения понятий, программ, форм и методов:а) обучения здоровью; б) воспитания культуры здоровья; в) формирования здоровья; г)укрепления здоровья, пополнения адаптационных ресурсов, возможностей организма и психики.Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями) — один из важнейших общепедагогических постулатов и одно из важнейших условий здоровьесберегающей педагогики. Этот принцип реализуется прежде всего в многосторонности целей , в соответствии с которыми определяется и содержание, включающее кроме знаний и навыков опыт творческой деятельности и систему норм отношения к миру, к деятельности, к людям, т.е. систему ценностных ориентиров личности. Принцип воспитывающего и развивающего обучения обязывает последовательно подводить учащихся к доступным их пониманию обобщениям, показывать действительность как объективно существующую; представлять все изучаемые явления в изменении, развитии и взаимосвязях, раскрывать причинные основы явлений природы, общества и психики человека. Необходимо не только объяснение изучаемых явлений, но и включение учащихся в практическую деятельность, чтобы на основе осмысления действительности они принимали посильное участие в её преобразовании. Принципиально важно, чтобы на каждом этапе школьной жизни, каждом занятии- ребенок переживал радость открытий, чтобы у него формировались вера в свои силы и познавательный интерес. Важно всемерно поддерживать хорошее отношение ребенка к школе, потому что негативное отношение к школе создают страх, нервозность, дискомфорт, тревожность, неуверенность. Средством формирования положительного отношения к нахождению в школе, ко всем видам деятельности в ней, может явиться создание ситуации успеха, как самого действенного средства из арсенала педагогической поддержки. Для сохранения душевного здоровья школьников ситуацию успеха можно создавать искусственно. Иногда для привлечения внимания к предлагаемому виду деятельности , педагогу достаточно использовать техники экстренного педагогического воздействия:Техника «Минимизация внимания»Техника «Делайте неожиданности»Важно, чтобы педагог принципиально изменил процедуру оценивания, организовав его как совместное действие, постепенно передавая инициативу оценки ученического действия в руки самого ребенка. Техника «Оценочной валюты» Условия педагогической поддержкиСогласие ученика на помощь и поддержку:«Если хочешь, я помогу тебе».Или: «Выбери кого – нибудь из класса, кто мог бы помочь тебе»Приоритет ребенка в решении собственных проблем (помогать осознать суть проблемы, предлагая свою помощь в поисках её решения)Соблюдение принципа конфиденциальности; Защита прав и интересов ученика(ребенок имеет право на ошибку)«Ничего страшного… Мы попробуем выполнить эту работу по – другому»Доброжелательность и безоценочность (не сравнивать с другими)Учение без принуждения, трудной целитрудная цель убирается установкой(ты это умеешь делать)Опора на ученикаОценка как выражение уважительного отношения не только к детскому знанию, но и незнанию, поощрение чувства долга и ответственности.Подчеркнуть чувство ответственности: «Это было дополнительное задание. Я очень рада, что ты его выполнил».Уважительно отнестись к незнанию ребёнка: «Спасибо тебе за ошибку! Если бы не ты, мы не смогли бы в этом разобраться». Советы всем, кто хочет добиться успеха в своих начинаниях: Не скупитесь на похвалу;Хвалите исполнителя, критикуйте исполнение («Хорошо поработал, но в работе есть ошибки. Давай найдем их»);Даже в море неуспеха можно найти островок успешности («Посмотри, в этом предложении ты допустил всего одну ошибку. Если ты и впредь будешь так стараться, ты вскоре научишься писать очень грамотно»);Помните: формула «опять ты не...» - верный способ выращивания неудачника;Поможет для укрепления уверенности и мотивации к учению создание у ребенка субъективного переживания успеха;Снятие страха;Скрытая инструкция;Авансирование;Персональная исключительность;Усиление мотива;Педагогическое внушение;Высокая оценка детали. Предложения на педсовет Использовать опыт «Образовательного фестиваля»,проводить уроки и внеурочные мероприятия на разновозрастных группах, совместная деятельность «взрослый-ребенок».Благоустроить место для прогулок. В.А.Сухомлинский: