Концепция воспитательной работы школы


Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №35
имени героя Советского Союза В.П. Чкалова
г. Комсомольск – на- Амуре
КОНЦЕПЦИЯ
воспитательной системы образовательной организации
Автор:
заместитель директора по воспитательной работе
МОУСОШ №35
Петровская Татьяна Анатольевна
681034, Россия, Хабаровский край
г. Комсомольск-на-Амуре, микрорайон Дружба дом 35
тел. 8(4217) 20-07-74
2014 год
СОДЕРЖАНИЕ
Исходное состояние воспитательной системы
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №35 – образовательное учреждение Центрального округа г. Комсомольска –на – Амуре. Юридический адрес: 681034, Россия, Хабаровский край г. Комсомольск-на-Амуре, микрорайон Дружба дом 35 тел. 8(4217) 20-07-74. Школа № 35 была открыта в 1988 году как средняя школа. С 1997 года переименована в Муниципальное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу №35, 2012 присвоено звание «Имени Героя Советского Союза В.П. Чкалова»
ВНЕШНИЕ СВЯЗИ ШКОЛЫ
Родительская общественность микроучастка
Амурская и Чегдомынская Епархия;
Хутор «Уссурийское казачество»;
Детская юношеская спортивная школа №3 (отделение спортивное ориентирование , лыжи);
Детская юношеская спортивная школа №4 (обучение плаванию, коньки)
Центр Юного техника (прикладное творчество);
Эколого-биологический центр (краеведение, экология);
Центр внешкольной работы «Юность» (журналистика, спортивное направление, церемониальный отряд);
Федерация Тхеквондо (секция);
Федерация Самбо (секция);
Студия Вдохновение» (бальные танцы);
Библиотеки города;
Музыкальные школы;
Дворец творчества детей и молодёжи;
Учреждения культуры и спорта;
СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
По состоянию на 1 сентября 2014 года в муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе им. Героя Советского Союза В. Чкалова (далее – школе) обучаются 504 учащихся (23 образовательных класса). Набор учащихся в школу осуществляется прилегающего микрорайона Дружба, а также близ лежащих посёлков Хальгасо, Попова, Старт (путём подвоза школьным автобусом).
Из детского сада в школу в поступают примерно 92% первоклассников.
Контингент семей учащихся школы принадлежит различным социальным слоям общества: рабочие, служащие, предприниматели.
Социальный паспорт учреждения 2012-2013
Всего детей
486 2013-2014
Всего детей
492 2014-2015
Всего детей
504
Полные семьи 243 205 306
Неполные семьи (один родитель) 243 214 198
Одарённые 36 42 57
Медалисты 0 2 0
ПДН-ОП 23 19 15
Внутришкольный учет(ВШУ) 17 14 11
Семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации 40 45 43
Опекаемые 4 4 6
Инвалиды 3 3 1
Многодетные 102 111 135
Малоимущие 80 92 104
КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧРЕЖДЕНИЯ
Школа полностью укомплектована кадрами. В настоящее время в школе работают 92 сотрудника (из них 40 педагогов). В их числе: награжденные значком «Отличник народного просвещения» - 1, награжденные значком «Почетный работник образования – 1, награжденные грамотой министерства образования – 3. По данным аттестации на 1 сентября 2014 года в школе 4 учителя высшей категории, 15 учителей первой категории, 21 –имеют соответствие по должности учитель.
В школе работают два молодых специалиста. Средний возраст педагогического коллектива - 43 года.
Повышение уровня квалификации педагогов идет через систему плановой курсовой подготовки при сотрудничестве с Филиалом «Хабаровского института развития образования», аттестацию, участие в работе школьных и городских методических объединений и творческих групп.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Школа имеет трёхэтажную конструкцию, функционирует в здании с пристройкой постройки 1988 года. Школа располагает двумя спортивными залами (игровым и гимнастическим), спортивной площадкой, актовым залом на 2-ом этаже, столовой на 120 посадочных мест, медицинским и процедурным кабинетами. Общее количество учебных кабинетов с учетом малых кабинетов для занятий по подгруппам – 58.
Библиотека обладает общим фондом 15.000 единиц хранения и медиатека фондом 350 единиц. Школа имеет один компьютерный класса , оснащенный 11 персональными компьютерами. Школа подключена к сети Интернет.
С 2012 года школа значительно расширила свою материально-техническую базу.
В школе установлена громкоговорящая система оповещения при пожаре.
Восстановлена система вентиляции в столовой, приобретено технологическое оборудование, проведена замена мебели для обеденного зала.
Помимо этого ежегодно производится ремонт помещений (коридоров 1 – 3 этажа, вестибюля, спортивных залов, столовой), финансирование проходит за счет внебюджетных средств.
В настоящее время все кабинеты школы, школьная библиотека, конференц-зал оборудованы мультимедийными проекторами и необходимым оборудованием. Полностью укомплектованы необходимым оборудованием и наглядными пособиями кабинеты физики, химии, русского языка, кабинеты начальной школы.
В 2012 года для обеспечения воспитательного процесса школой приобретена музыкальная аппаратура (музыкальный центр, микрофоны), отремонтирован актовый зал (портьера, жалюзи)
Школа с 1997 года находится на финансовой самостоятельности, имеет свой лицевой счет и осуществляет оперативное управление поступающими внебюджетными средствами.
КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ШКОЛЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Анализ современного состояния образовательной системы школы позволил определить ее основные конкурентные преимущества. К их числу следует отнести:
возросла конкурентно - способность школы (минимальным стал отток лучших учеников в гимназии и лицеи города; увеличилось количество выпускников, поступивших в вузы);
ежегодно растет удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью школы;
значительный авторитет школы в окружающем социуме, среди образовательных учреждений города, в школе работают 3 учителя-участники конкурса «Учитель года», проводимого в рамках ПНПО «Образование»;
квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на работу по развитию образовательного учреждения;
значительное количество педагогов, стремящихся к саморазвитию;
использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, позволяющих выстраивать субъект-субъектные отношения между учащимися и педагогами;
интеграцию основного и дополнительного образования;
постепенно формируется индивидуальность школы с привлекательными и неповторимыми чертами.
Вместе с тем выявлены следующие противоречия. Это противоречия между:
• необходимостью развития мотивации достижений у школьников и оценочной деятельностью, ориентированной на фиксацию неудач;
• стандартной поточной системой образования и индивидуальным уровнем усвоения материала каждым учеником;
• ориентацией организации и содержания школьного образования на воспроизведение готовых знаний, отсутствие поисков, творческой активности и реальными жизненными ситуациями, требующими принятия самостоятельных решений, самоопределения;
• профессиональной готовностью учителя взаимодействовать со «школьной» личностью ученика и его целостностью как объективной реальностью;
• отношением к ученику как объекту педагогического воздействия и неприятием его учащимися;
• организацией методической работы в школе, направленной на рост специально-предметной компетентности, и объективной необходимостью повышения психолого-педагогической компетентности, способствующей развитию субъектности как учителя, так и ученика;
• высокой информатизацией образовательной среды и недостаточной подготовленностью педагогических кадров к работе в данных условиях.
СОСТОЯНИЕ ЗНАЧИМОЙ ДЛЯ ШКОЛЫ ВНЕШНЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ И ПРОГНОЗ ТЕНДЕНЦИЙ ЕЕ РАЗВИТИЯ.
На образовательную ситуацию в нашей школе большое влияние оказывает ее расположение. Спальный район, отдаленность от предприятий культуры – с одной стороны. С другой стороны - много жилых домов, огромное количество лиц, неработающих – приезжие, снимающие жилье в наем в микрорайоне школы, частный сектор. Социальная среда – определяющую роль играет, в первую очередь, низкий образовательный и культурный уровень значительной части населения, малообеспеченность большого количества семей, их сосредоточенность на проблемах выживания. Большая часть родителей уклоняется от обязанностей по воспитанию своих детей, полностью перекладывая их на школу.
Мы видим школу как массовое среднее общеобразовательное учреждение, обеспечивающее оптимальные условия для формирования компетентной личности, способных самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия; способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающих развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Улучшение демографической ситуации в городе и в микрорайоне школы, увеличение числа молодых семей, имеющих детей выявило потребность родителей в педагогических знаниях и целенаправленной подготовке детей к школе. Данная проблема начала решаться через организацию «Школы будущего первоклассника», однако необходимо предусмотреть в дальнейшем открытие школ «Родителей будущих первоклассников» с целью приобретения ими педагогических знаний, а также формирования у них положительного имиджа школы. Это позволит поддерживать устойчивый контингент учащихся в последующие годы.
Социальный заказ города и тенденции его развития диктуют необходимость профилизации обучения на третьей ступени. Выпускники 11 классов ориентированы на технические специальности ВУЗов, а также специальности гуманитарного профиля. В школе заложена база, позволяющая организовать углубленное и профильное обучение на третьей ступени на высоком уровне: высококвалифицированные кадры, учебное оборудование и пособия.
С 2012 года в школе было создано новое направление «Казачье кадетское движение». На сегодняшний день развитие направление осуществляется при сотрудничестве с хутором Уссурийского казачества.
Педагоги школы широко используют современные, в том числе информационные технологии обучения. Педагогическое сообщество города проявляет интерес к опыту учителей школы. В связи с этим школа выходит с предложениями проведения на базе школы семинаров и мастер-классов для учителей – предметников. Также необходимо привлечь учителей к более широкому участию в различных конкурсах педагогического мастерства и грандовых конкурсах.
Таким образом, материально-технические, кадровые, социально-психологические, медицинские условия способствуют качественной реализации воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Нормативно – правовые основы воспитательной системы
Конституция Российской Федерации (РФ),
Закон РФ «Об образовании»,
Федеральная программа развития образования,
Национальная доктрина образования в России.
Программа воспитания и социализации обучающихся МОУСОШ №35, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее — Стандарт), Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (далее — Концепция).
Программа развития МОУ СОШ №35 до 2016 года
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ
РАЗДЕЛ I. Введение.
1. АКТУАЛЬНОСТЬ.
В 90-е годы в российском обществе существенно трансформировались состав и деятельность субъектов воспитания, прежде всего семьи, школы, учреждений дополнительного образования, средств массовой информации, детских общественных объединений, религиозных организаций.
Социально-экономические и политические реформы оказали негативное воздействие на российскую семью, привели к глубоким изменениям в ее жизнедеятельности. Произошли резкая дифференциация доходов семьи, их массовое обнищание. Углубляется дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада. Усилилась конфликтность отношений между супругами, родителями, детьми, их депрессивное состояние как следствие их правовой, моральной, экономической незащищенности.
В семьях ухудшается нравственно-психологический климат, нарастают отчужденность между детьми и родителями, все более широкие масштабы приобретает социальное сиротство.
Отрицательно влияет на развитие и воспитание личности, продолжающееся ухудшение состояния здоровья детей. Высокие нагрузки испытывает психическое здоровье детей. Эмоциональное неблагополучие ребенка осложняет его жизнедеятельность, взаимодействие с окружающим миром, освоение новых социальных ролей, приводит к стрессам, неврозам, агрессивности.
В результате развития средств массовой информации и коммуникации, отсутствия общественного контроля за их деятельностью, значительно расширилось и качественно изменилось информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс, резко возросла доступность материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, компьютерные сети, в том числе и тех, которые наносят вред благополучию детей (пропагандирующих насилие, идеализирующих преступность, наркоманию).
Некоторые руководители учебных заведений и учителя действуют по-старому, так как по-новому не умеют. А иногда пытаются соединить несовместимые начала. Все это снижает эффективность воспитательного процесса.
Стало очевидным, что в новых условиях общественного развития воспитание нужно строить по-новому, а, следовательно, иначе прогнозировать и проектировать. Исходя из этого, следует, что назрело время, когда личностно-отчужденную парадигму должны сменить личностно-ориентированная и социально-ориентированная.
Понятие «воспитание» (по определению В.А.Караковского) целенаправленное управление процессом развития личности. Главное в нем - это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Надо управлять не личностью, а процессом ее развития. Развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.
Цель воспитательной системы: Создание необходимой научно-методической базы, организационных, кадровых, информационных условий для создания единого воспитательного пространства, центром и главной ценностью которого являются личность ребёнка, её развитие, самореализация и самоопределение в обществе, формирование человека – гражданина, патриота.
2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КОНЦЕПЦИЮ:
Принцип гуманистического воспитания предполагает, что дети, как и педагоги, субъект воспитательной системы. Важнейшее условие эффективности этой системы – объединение детей и взрослых в единый коллектив, а главный критерий эффективности развития гуманистической системы – развитие личности ребёнка.
Личностный подход - признание ребёнка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть; отсутствие попытки переделать его, но умело влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.
Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании их возраста, пола, особенностей психики и физиологии.
Культурологический подход обеспечивает режим наибольшего благоприятствования учащимся в приобщении к культуре, в формировании эстетического вкуса, иммунитета против низкопробной духовной продукции. Культурологический подход выходит на союз базового и дополнительного образования.
Принцип средового подхода – школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего окружения, превратить школу в культурно-духовный центр микрорайона. В этом смысле семья занимает особое место и требует особого внимания.
Деятельностный подход в воспитании состоит в понимании того, что ребёнок не готовится в школе к будущей жизни, он уже живёт реальной, сегодняшней жизнью. И ему нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность.
Целостный подход: воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.
Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов, учёт специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе, учёт их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.
Принцип комплексного подхода позволяет воспитывать и развивать какие-либо качества ребёнка в комплексе, а не по очереди. Следует так организовать деятельность учащихся, чтобы в ней человек раскрывался с разных сторон и развивал свои личностные качества.
СУЩНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ.
Педагогический процесс в школе должен строится на идеях гуманистического воспитания. В современном российском обществе воспитание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности. В настоящее время усилия педагогов необходимо сосредоточить на решении пяти ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ:
Формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира. На решение этой задачи направлены и учебный процесс, и внеклассная работа;
Формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины;
Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения;
Развитие у подрастающего человека креативности;
Формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализации.
Теоретическая основа: перестройка отношений между детьми и взрослыми - от отношений субординации к отношениям сотрудничества.
Ученик - не средство, не материал, он - цель. Он - это то, что в нем заложено, его индивидуальные возможности, способности, его силы в процессе жизненного определения.
Образовательный процесс в школе должен стать благоприятной средой для развития личности ученика.
Исходя из этого, наиболее актуальными следует считать следующие ПОДХОДЫ:
гуманистического воспитания;
личностный;
деятельностный;
целостный;
комплексный.
3. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
ОБУЧЕНИЕ.
Знания - это средство развития личности.
Развивать и обучать школьников способом получения знаний.
Замена репродуктивных методов преподавания на продуктивные (частично-поисковый, исследовательский, проектный и пр.).
Репродуктивные формы организации обучения школьников сменить на формы сотрудничества.
ВОСПИТАНИЕ.
Исходя из системного подхода, можно выделить 3 слоя воспитательного взаимодействия с личностью ученика.
Первый слой - это воспитательная система всей школы, в рамках которой педагогический коллектив будет стремиться упорядочить влияние всех факторов и структур школьного сообщества на процесс развития учащихся.
Второй слой - это воспитательное пространство класса, где и происходит наибольшее количество актов педагогического взаимодействия.
Третий слой - это система педагогического обеспечения индивидуального развития ребенка.
Отсюда одновременная работа по созданию системы индивидуального развития каждого ребенка, который включен в воспитательные пространства класса, которое, в свою очередь, включено в воспитательную систему школы.
РЕЗУЛЬТАТ:
Формирование воспитательной системы, где каждый ребенок открывает себя в сотрудничестве с другими и с самим собой.
Создание органов самоуправления
Задача: устройство общешкольной жизни на демократических принципах.
Формирование органов самоуправления начинается через самоопределение каждого ученика, который отвечает на вопрос «Какова моя роль в школьном самоуправлении?».
Затем проходят выборы главного органа и его помощников, формирование команды в классе.
Следующий шаг - формирование общешкольного управления через выборы.
Формирование детской организации в начальном, в среднем и старшем звене.
Организация планирования, которое охватит все структуры школы.
Развитие дополнительного образования через направления:
Художественно - эстетическое;
Профильное
Спортивное
Разработка нормативно-правовой базы.
Создание условий для повышения профессионального уровня педагогов.
Совершенствование работы с родителями: педагогический лекторий, создание родительского клуба, совместные конкурсы, выставки.
4. ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ.
Управление воспитательной системой, находящейся в режиме функционирования, определяется системным подходом, когда система и объект управления имеет определённую организационную структуру, т.е. она разделена на части (структурные подразделения), за которыми закреплены полномочия и ответственность и определены их отношения и правила взаимодействия по горизонтали и вертикали.
Управление развитием воспитательной системы осуществляется через конкретизацию целей воспитания, расширение ведущих видов деятельности, реализацию проектов.
Стратегическое руководство и контроль осуществляет директор школы.
Тактическое руководство осуществляют заместители директора. Они же являются координаторами проектов.
Руководители МО осуществляют методическую помощь и выявляют состояние программного обеспечения.
Психолого-педагогическое диагностирование педагогов и учащихся осуществляет психолог.
Педагоги являются консультантами в работе органов самоуправления.
Руководители кружков, секций осуществляют оперативное управление, т. е. действия в имеющихся условиях.
Учащиеся осуществляют самоуправление.
Родители являются соучастниками образовательного процесса.
5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Развитие воспитательной системы требует финансовых ресурсов на приобретение различного оборудования.
Основным источником финансирования являются средства городского бюджета и внебюджетные средства. Объем финансирования ежегодно может уточняться исходя из возможностей бюджетов.
Так же решить проблему финансирования можно через реализацию проектов, а также используя спонсорскую помощь родителей, организаций.
6. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Реализация идеи по развитию воспитательной системы непрерывно связано с научно-методическим обеспечением и проведением комплекса мероприятий, направленных на активизацию образовательной деятельности:
расширение связей с научными учреждениями;
развитие информационного обеспечения с целью повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
формирование современного учебно-методического обеспечения школы;
внедрение современных педагогических технологий для проектирования и управления процессом образования;
создание психолого-педагогических условий для всех участников образовательного процесса.
7. ОБРАЗ ШКОЛЫ
Анализ результатов работы школы возможен на основании требований, предъявляемых школе. Эти требования мы формулируем как социальный заказ. Заказчиками выступают:
- родители;
- ученики;
- учителя;
- вузы;
- Министерство образования РФ;
- общество в целом;
Анализ материалов (нормативные документы, анкеты детей, учителей, родителей) позволяет представить ОБРАЗ ШКОЛЫ №35:
в основе работы этой школы лежат гуманистические цели и средства их достижения, где ребенок, его самочувствие являются ценностью;
это школа, где хорошо учат по всем предметам, по окончании ее дети легко поступают в вузы;
в этой школе должен быть порядок и дисциплина;
в этой школе поощряется творчество, инициатива, культурное развитие;
в этой школе уважают личность ребенка, его возрастные и личностные особенности;
в этой школе, должна быть не только интенсивная учебная жизнь, но и много кружков, секций, экскурсий, спорта, туризма. В этой школе заботятся о детях и в учебные дни, и в каникулы, и летом;
в этой школе – теплые, дружеские отношения между детьми и взрослыми. Школа выполняет защитные функции по отношению к ребенку;
эта школа имеет свои традиции, праздники, творческие дела;
эта школа должна быть уютной и красивой;
в этой школе дети должны хорошо питаться;
в этой школе дети должны учиться в одну смену и пять дней в неделю;
дети должны учиться на современном оборудовании;
с этой школой жаль расставаться и ученикам и родителям.
8. СПРОЕКТИРОВАННЫЙ ОБРАЗ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ.
НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ.
Осмысление целей и смысла жизни. Усвоение ценностей «Отечество», «культура», «творчество», «любовь». Чувство гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину.
Проявление в отношении с людьми доброты, честности, порядочности, вежливости. Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни. Активность в общешкольных и классных делах.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ.
Желание и готовность продолжать обучение после школы или включиться в трудовую деятельность, потребность в углубленном изучении избранной профессии, в самостоятельном добывании новых знаний.
КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ.
Владение умениями и навыками культуры общения, способность корректировать в общении свою и чужую агрессию, поддерживать эмоционально устойчивое поведение в кризисных жизненных ситуациях.
КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ.
Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты, потребность в посещении театров, выставок, концертов, стремление творить прекрасное в учебной, трудовой, досуговой деятельности, поведении, в отношениях с окружающими.
ФИЗИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ.
Стремление к физическому совершенствованию; умение подготовить и провести подвижные игры и спортивные соревнования среди сверстников и младших школьников. Стремление к здоровому образу жизни.
РАЗДЕЛ II. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ
Воспитательная система школы строится на усилиях всех участников образовательного процесса: педагогами, учащимися, родителями. В процессе их взаимодействия сформированы цели и задачи, определены пути их реализации, организована деятельность.
1. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.
Деятельностными компонентами воспитательной системы школы являются сферы деятельности, к ним относятся:
- воспитывающая среда;
- учебная деятельность;
- внеклассная работа;
- система дополнительного образования.
Воспитывающая
среда:
- оформление
интерьера учебных
кабинетов и
рекреаций школы;
- психологическая
атмосфера;
- социум;
- семья
Эстетизация окружающего пространства школы влияет напсихическое состояние школьников, содействует психологическому комфорту. Семья закладывает нравственные и духовные начала личности, первые понятия об отношениях в обществе.
Сотрудничество со всеми заинтересованными
организациями и учреждениями, расширение функций Попечительского совета школы.
Учебная
деятельность:
- воспитание на уроке;
- организация
предметных недель
Учебный процесс несет большой воспитательный заряд.
Воспитание в процессе обучения включает в себя следующие компоненты:
- формирование у школьников основ мировоззрения и естественно-научной картины мира;
- использование воспитательных этических моментов, включенных в содержание учебных предметов;
- учитель, как пример и образец отношения к своим обязанностям, культуры внутренней и внешней, умеющий организовать свой труд и труд детей, как пример выдержки, такта и выполнения этических норм.
Дополнительное
образование: - Взаимодействие с ДОУ по организации
работы кружков на базе школы
направлениям Сеть объединений дополнительного образования – важная составная часть воспитательной системы. Дополнительное
образование осуществляет целостное воздействие на детский коллектив и личность школьника, на его рациональную и эмоциональную сферы, оказывает
воздействие на жизненные установки, изменяет поведение ребенка, дает уверенность в себе. В рамках данного направления установлены тесные контакты с Учреждениями ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Управления образования Администрации города.
Внеклассная
работа:
- воспитательная
работа в школе;
- система работы
классного
руководителя;
- классные и
школьный
коллективы;
- деятельность
ученического
самоуправления;
- традиции школы
Исходя из цели и задач, воспитательная работа предоставляет учащимся возможность выбора различных видов деятельности, соответствующих личным потребностям: интеллектуальная, познавательная, трудовая,
творческая, спортивно-оздоровительная, художественная.
Ядром воспитательной системы и главным ее субъектом является общешкольный коллектив. Школьная среда рассматривается как совокупность межличностных
отношений и норм поведения.
В системе работы классного руководителя выделяют следующие направления:
- непосредственное воздействие на ученика (изучение индивидуальных способностей, интересов, окружения, развития);
- создание воспитывающей среды (сплочение коллектива, развитие самоуправления, включение в разные виды деятельности, формирование благоприятной эмоциональной атмосферы);
- коррекция влияния различных субъектов социальных отношений ребенка (помощь семье, взаимодействие с педколлективом, коррекция воздействия СМИ, нейтрализация негативных воздействий социума, взаимодействие с др. образовательными учреждениями).
Развитие классного коллектива прежде всего предполагает включенность в систему каждого класса в качестве его компонента. Цели, реализуемые в классе, его деятельность, характер отношений, требования к классной среде гармонично сочетаются с педагогическими характеристиками всей школьной системы. Класс является первичным коллективом в структуре общешкольного коллектива и при этом сохраняет свою индивидуальность.
Общие цели школы конкретизируются в целях класса. Система строится таким образом, чтобы каждый класс не мог не участвовать в жизни общешкольного коллектива. При этом классу предлагается определенный набор видов деятельности, но не диктуется их содержание и форма.
▸ Школьное ученическое самоуправление позволяет успешно осуществлять участие в жизнедеятельности школы классные коллективы. Развитие самоуправления является одной из самых актуальных задач воспитательной системы. Участие школьников в управлении делами школы рассматривается, как способ обучения детей демократии, подготовки их к жизни в современном обществе.
▸ Большое значение имеет сохранение, поиск, создание и отработка традиций школы: спортивных, праздничных, связанных с началом и окончанием учебного года. Немаловажное значение в организации проведения
традиционных мероприятий в нашей школе имеет форма: обязательное музыкальное сопровождение, шуточная и ироничная форма подачи содержания, предоставление возможности участия всех присутствующих, сочетание торжественности и простоты проведения.
2. БЛОКИ РАБОТЫ ПО ВИДАМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Воспитательная работа в школе осуществляется через десять взаимозависимых и взаимосвязанных блоков:
1. Дополнительное образование.
2. Саморазвитие.
3. Самообразование.
4. Гражданственность.
5. Нравственность.
6. Здоровый образ жизни.
7. Творческая деятельность.
8. Профориентационная работа.
9. Работа с семьей.
10. Социально-педагогическое и психологическое сопровождение.
Каждый блок включает в себя основные направления воспитательной деятельности, тесно взаимосвязанных между собой:
✓ познавательное;
✓ трудовое;
✓ спортивно-оздоровительное;
✓ гражданско-патриотическое;
✓ духовно-нравственное;
✓ эстетическое.
3. КОНТРОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ.
Под педагогическим контролем понимается функция управления воспитательным процессом, осуществляемая с целью получения достоверной информации о ходе и результатах проводимой воспитательной деятельностью, поддержки положительных и коррекции отрицательных явлений в практике воспитательной работы с учащимися.
Контроль в воспитательном процессе диктуется необходимостью:
✔ своевременно получать, анализировать и оценивать информацию о процессе и результатах воспитательной деятельности;
✔ выяснять наличие или отсутствие отклонений от целевых ориентиров и намеченной ранее программой действий по их достижению;
✔ выявлять и поощрять педагогов, успешно работающих с детьми, изучать, обобщать и пропагандировать опыт их деятельности, инициативу и творческие устремления;
✔ вносить коррективы в процесс развития воспитательных отношений, способствовать его оптимальному протеканию.
В школе имеют место следующие ВИДЫ КОНТРОЛЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
● административный контроль – осуществляется директором школы и его заместителями;
● педагогический контроль – осуществляется методическими объединениями классных руководителей, классными руководителями, психологом школы;
● самоконтроль.
К числу основных видов контроля, позволяющих реализовать функции административной, педагогической проверки и самопроверки, относятся:
локальный контроль: обследуется небольшой фрагмент воспитательной практики;
комплексный контроль: обследуется несколько направлений воспитательной деятельности:
- предметом контроля является процесс воспитания учащихся в классных коллективах на
параллели или ступени обучения;
- проверяется выполнение постановления педагогического совета;
- изучается ход и результативность решения задач, определенных в документах
стратегического и оперативного планирования воспитательной деятельности
системный контроль: проверка воспитательной системы в целом.
На этапе планирования воспитательной деятельности осуществляется предварительный контроль, как совокупность совершаемых диагностико-аналитических действий, направленных на определение готовности к предстоящей работе педагогов и системы их деятельности.
Предварительный контроль позволяет зафиксировать исходное состояние детского коллектива, избежать педагогических ошибок и просчетов.
В период реализации какой-либо воспитательной деятельности применяется текущий контроль, назначение которого заключается в том, чтобы в деятельности не происходило нежелательных отклонений от первоначального замысла. Объектом проверки являются основные
направления, ключевые формы и способы организации совместной деятельности, межличностных отношений ее участников, их активность, самочувствие и настроение.
Итоговый контроль служит для анализа и оценки результатов (итогов) воспитательной деятельности. Получаемая в ходе итогового контроля информация позволяет сделать не только глубокий и детальный анализ достигнутых результатов воспитательной деятельности, но и принять обоснованное решение о путях и способах ее совершенствования и обновления.
Применяются следующие формы контроля в воспитательном процессе:
собеседование с педагогами, учащимися и их родителями;
посещение внеурочных занятий и мероприятий;
обследование субъектов, объектов, условий, процесса и результатов воспитательной деятельности, включая и такую форму, как мониторинг;
подготовка и заслушивание отчетов (сообщений) на заседаниях органов школьного самоуправления, в том числе и творческих отчетов и самоотчетов.
К методам контроля, используемым в управлении воспитательным процессом школы, относятся:
методы контроля состояния процесса воспитания: педагогическое наблюдение, методы изучения и анализа педагогической документации, диагностические методики исследования состояния отношений, общения и деятельности в сообществе детей и взрослых, методы индивидуального и коллективного анализа и самоанализа проводимых дел и т.п.;
методы контроля результативности воспитательной процесса: экспертная оценка, индивидуальная и групповая самооценка, приемы и способы анализа продуктов творческой деятельности учащихся, методы статистической обработки полученных результатов, тестирование и т.д.
Объектами контроля являются процесс воспитания и полученные результаты в данном процессе.
В течение учебного года контролируются следующие аспекты воспитательной деятельности:
планирование работы классных руководителей, педагогов дополнительного образования;
организация досуга учащихся во внеурочное время, посещение ими объединений дополнительного образования;
работа с детьми льготных социальных категорий, с «неблагополучными» семьями учащихся;
работа по профилактике случаев безнравственного поведения учащихся, совершения ими правонарушений и преступлений;
подготовка и проведение классных часов и внеклассных воспитательных мероприятий;
педагогическая поддержка детской инициативы и самодеятельности, работу органов ученического самоуправления;
соблюдение, сохранение и развитие традиций школьной жизни;
организация внеклассной работы методических объединений учителей с учащимися;
взаимодействие педагогов с родителями учащихся и другими представителями окружающего социума;
состояние эмоционально-психологических и деловых отношений в общешкольной и классных коллективах;
организация летнего труда и отдыха школьников;
обеспечение готовности выпускников к жизненному и профессиональному самоопределению.
Эти аспекты становятся предметом обсуждения на заседаниях педсовета, совещаниях при директоре, находят отражение в информационно-аналитических справках и приказах директора школы.
В качестве главных критериев и показателей результативности воспитательной деятельности выступает воспитанность учащихся.
4. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.
Этапы Содержание деятельности
1 этап 2014-2015
Создание системы внутрисамой школы, создание школьной идеологии, «духа» школы. Формирование
гуманистических отношений через полезную творческую деятельность
Обучение учителей, классных руководителей, старшеклассников,
ученического актива приемам и методам педагогического общения и
такта. Постепенное вовлечение всех классов в орбиту Педагогики.
Теоретическая и практическая подготовка кадров воспитателей,
классных руководителей, педагогов дополнительного образования
(через систему педагогических чтений, практических семинаров).
Установление связи между элементами педагогической системы:
информационный обмен, организационно-деятельностные, коммуникативные, связи управления и самоуправления.
2 этап 2015-2016
Создание учебно-
воспитательного
комплекса и
воспитательной системы в школе Превращение школы в социальную общность, реализующую природосообразно-гуманистические черты.
Предоставление широких возможностей и право выбора учащимися форм и направлений учебно-воспитательной деятельности.
3 этап 2016-2017
Совершенствование
системы Совершенствование целевых воспитательных программ.
4 этап 2017-2018 Нахождение оптимальных вариантов и моделей построения воспитательных систем классов на основе личностно-ориентированного подхода с учетом задач гражданского воспитания
школьников.
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Воспитательная система находится на III уровне своего развития, т.е. работает в режиме функционирования. Этот уровень характеризуется стабилизацией системы, чётко оформлены структурные компоненты, созданы органы самоуправления. Повысился уровень воспитанности учащихся (по результатам анкетирования). Это обобщающий этап, при котором анализируется опыт работы всех участников образовательного процесса, намечаются перспективы и пути дальнейшего развития воспитательного процесса.
К числу «сильных» сторон организации воспитательного процесса в школе, проявляемых в жизнедеятельности коллектива в течение многих лет, следует отнести:
РАЗВИТИЕ СЕТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Ведётся работа по направлениям: художественно-эстетическому, профильному, социально-педагогическому и физкультурно-спортивному. Привлекаются социальные партнёры. Обучение в коллективах дополнительного образования осуществляется по типовым и модифицированным программам.
ШКОЛЬНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Школьное самоуправление призвано решать следующие задачи:
Вовлечение учащихся в школьное самоуправление
Воспитание активной жизненной позиции
Развитие чувства ответственности за дела школы
Школьное самоуправление организовано следующим образом. Кроме Школьного Совета для вовлечения большего числа ребят в активную жизнь школы была создана детская организация «Содружество».
Ежегодно в школе проводятся выборы президента детской организации (председателя Школьного Совета) и премьер-министра. Они формируют правительство (Школьный Совет) из участников своей предвыборной команды, за которую учащиеся также голосуют на выборах президента. Кроме того, в каждом классе проводятся выборы совета класса. Представители классов входят в состав
Школьного Совета. В Школьном Совете существует четкое распределение обязанностей: существуют министерства науки и образования, культуры, спорта, печати и информации и другие.

НАКОПЛЕННЫЙ ОПЫТ И ТРАДИЦИИ ШКОЛЬНОГО СООБЩЕСТВА.
Все общешкольные мероприятия включены в годовой круг праздников и традиций:
I четверть
Праздник «Здравствуй, школа!»
Спортивный праздник «Золотая осень»
Выставка поделок из природного материала «Причуды осени»День учителя
Мероприятия в дни осенних каникул
II четверть
Мероприятия, посвященные здоровому образу жизни «Мы- здоровое поколение»
День матери Посвящение в кадеты
Новогодние утренники, балы
Мероприятия в рамках предметных декад
Мероприятия в дни зимних каникул
III четверть
Мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества Масленица
Международный день женщин 8 марта
Мероприятия в дни весенних каникул
IV четверть
День защиты детей (совместно с ГО ЧС и МЧС) Экологические акции, операции
Линейки памяти, посвящённые 2 мировой «Поклонимся тем огненным годам!»
Последний звонокВыпускной вечер
Летние каникулы Трудовая практика Оздоровительный лагерь на базе школы. Работа профильных формирований
Сформирована определённая культурная среда, свой уклад школьной жизни, индивидуальность («образ») школы с неповторимыми чертами.
Серьёзное внимание уделяется формированию у обучающихся осознания своей принадлежности к определённой общности.
Эффективно используется в воспитательной практике коллективно творческая деятельность. Для проведения общешкольных дел старшеклассники привлекают большинство учащиеся и педагогов.
Высокую методическую подготовку педагогического коллектива и педагогов дополнительного образования. В школе ежегодно проводятся семинары для классных руководителей по новым воспитательным технологиям, программам, методам и формам работы.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
КРИТЕРИИ И СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Для исследования эффективности воспитательной системы целесообразно использовать следующие критерии:
1. Социализированность личности учащихся.
2. Развитие креативных способностей учащегося.
3.Сформированность нравственной направленности личности учащегося.
4.Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе.
5. Уровень развития классных коллективов.
6.Удовлетворенность родителей деятельностью образовательного учреждения.
7. Уровень развития самоуправления в школьном и классных коллективах.
Для изучения эффективности воспитательной системы используются такие методики, как:
анкетирование; методика ЦОЕ (ценностно-ориентационное единство коллектива)
тест «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е.Щурковой;
методика «Изучения социализированности личности учащегося» М.И.Рожкова;
методика «Определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе» М.И.Рожкова;
методика «Изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» А.А.Андреева;
комплексная методика «Изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения» А.А.Андреева;
методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива» Р.С.Немов.
Выборку испытуемых в процессе исследования эффективности воспитательной системы могут составить учащиеся 4-х, 9-х, 11-х классов.
Удовлетворённость учащихся, учителей и родителей жизнедеятельностью в школе.
Анализ анкет, предложенных учащимся, учителям и родителя показывает, что они удовлетворены всеми аспектами жизни гимназии.
Мы провели анкетирование учащихся в 2012 – 2013 уч.год и в 2013 – 2014 уч.год. Анкеты были «Удовлетворенность учеников школьной жизнью», «Уровень развития коллектива», «Классный руководитель глазами ученика».
Из полученных данных видно, что если в 2012г. из 14 исследуемых классов 5 классов имели низкий уровень развития коллектива, то в 2013г таких классов стало меньше (3 классов), причем во всех классах растет уровень развития коллектива.
«Удовлетворенность учащихся школьной жизнью», критерии: низкий < 2, средний 2 – 3, высокий > 3.
По итогам проведённого анализа мы выяснили, что удовлетворенность учащихся школьной жизнью растет.
Кроме этого в октябре 2013 г. были проведены анкеты «Удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения», «Уровень развития самоуправления в ученическом коллективе», «Изучение социализированности учащегося»
Приведу результаты анкет средние по школе:
Удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения – в целом по школе У=2,9- средний уровень.
Уровень развития самоуправления в ученическом коллективе –
В целом по школе У=0,45 – низкий.
Уровень социализированности учащегося – в целом по школе - У=2,8 – средний.
Анализируя анкету «Классный руководитель глазами ученика» можно сделать следующие выводы:
во-первых, нет ни одного классного руководителя, который бы пользовался абсолютным признанием каждого ученика класса, что вполне объяснимо и закономерно;
во-вторых, наши ученики многое знают о своих классных руководителях и их увлечениях;
в-третьих, наши дети доброжелательны, подавляющее большинство умеют выразить чувство благодарности, признательности и уважения к классному руководителю за подаренное им общение;
в-четвертых, дети видят наши недостатки, умеют тактично назвать их.
Уровень воспитанности учащихся в среднем по школе – средний.
Изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:
конкретизировать цели воспитательной работы;
дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности;
обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;
обосновать выбор содержания и методов воспитания;
соотнести промежуточный результат с первоначально зафиксированным;
видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.
С целью выявления «западающих звеньев» в воспитательной работе и планирования оптимальных ее направлений используется прием интеграции показателей воспитанности в видестатистических показателей компонентов воспитанности и графической интерпретации.
Для оценки эффективности воспитательной системы необходимо учитывать качественные
изменения, происходящие в образе общеобразовательного учреждения в целом. Методика Рябченко А.М. и Добышева В.П. позволяет сопоставлять количественные показатели воспитательной системы:
число детей, участвующих в работе различных кружков, секций, студий, как в школе, так ивнешкольных учреждениях дополнительного образования;
социальная активность, проявляющаяся в количестве участников и числе акций общественно полезных дел, милосердия, экологического движения;
степень участия родителей учащихся в общешкольных воспитательных и общественно полезных мероприятиях;
число детей, поставленных на административный учет за факты социального поведения.
количество призовых мест в городских, региональных, окружных и всероссийских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
уровень развития ученического самоуправления по результатам деятельности в течение года.
При приеме на работу каждому педагогическому работнику предлагается анкета с целью определения его интересов, ценностей, эрудиции и профессиональной грамотности. Впервые дни знакомства с родителями классные руководители проводят анкетирование с целью
выяснения состава семьи, материального благосостояния, построения внутри семейных отношений, возможности участия родителей в работе классного и школьного коллективов, способности к творческой деятельности.
Оценка деятельности классного руководителя:
Эффективность осуществления функций классного руководителя оценивается на основании двух групп критериев: результативности и деятельности.
Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).
Критерии деятельности позволяют оценивать реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с учителями-предметниками и другими участниками образовательного процесса, родителями(иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).
Оценку работы классного руководителя осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе.
Оценка деятельности классного руководителя осуществляется на основе анализа следующих документов:
анализа и отчета о выполнении плана воспитательной работы;
материалов по изучению личности учащихся и классного коллектива (сводный лист изучения уровней проявления воспитанности (методика М.Шиловой), анализ развития классного самоуправления и сплоченности классного коллектива);
материалов отражающих состояние и условия семейного воспитания каждого учащегося(социальный паспорт класса);
материалы, подтверждающие работу с родителями (протоколы родительских собраний, раздел«Работа с родителями» в папке классного руководителя.);
материалы, подтверждающие работу с детьми «группы риска» (раздел «Работа с детьми «группы риска» в папке класса);
участие класса в общественной жизни школы (рейтинг класса в общественной жизни школы, наличие разработанных и реализуемых социальных проектов, наличие грамот, дипломов и др.присуждаемые за социальную активность классного коллектива).
Для создания наилучших условий жизнедеятельности школьного коллектива, творческого развития каждой личности, достижения главной цели школы необходим анализ состояния отношений всех членов коллектива, степени комфортности каждого в нем, результативности тех или иных приемов, методов, экспериментов. Исследования в этом направлении ведутся под руководством школьного психолога.
Таково положения дел на сегодняшний день. Но мы не стоим на месте, поэтому мы наметили внести изменения в программу развития воспитания и социализации школы .
Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения уровней проявления:
воспитанности младшего
школьника(1-4 классы) формирующегося
нравственного деятельно-
волевого характера
подростков (5-8 классы) формирующейся гражданской зрелости старшеклассников
(9-11 классы)
ОТНОШЕНИЕ К ОБЩЕСТВУпатриотизм:
- отношение к родной природе
- гордость за свою страну
- служение своими силами
- забота о своей школе ОТНОШЕНИЕ К ОБЩЕСТВУИ ПРИРОДЕ:
- любовь к своему Отечеству, забота
об общем благе
- любовь к родной природе ОТНОШЕНИЕ К ОБЩЕСТВУ:
- любовь к Отечеству
- политическая культура
- правовая культура
- интернационализм
ОТНОШЕНИЕ К
УМСТЕННОМУ ТРУДУ
любознательность:
- познавательная активность
- стремление реализовать свои потребности
ОТНОШЕНИЕ К УЧЕБНОМУТРУДУ И ДЕЛУ:
- настойчивость в достижении успехав учении
- творческое отношение и
ОТНОШЕНИЕ К УЧЕБНОМУТРУДУ И ДЕЛУ:
- успешность в учении и
самообразовании
- деловитость и организованность
интеллектуальные способности
- саморазвитие
- организованность в учении
успешность во внеурочных ивнешкольных делах
ОТНОШЕНИЕ К
ФИЗИЧЕСКОМУ ТРУДУ,
трудолюбие:
- инициативность и творчество в труде
- самостоятельность в труде
- бережное отношение к результатам труда
-осознание значимости труда ОТНОШЕНИЕ К
СОБСТВЕННОСТИ:
- бережливость в отношении к общественной и чужой
собственности
- бережливость и экономность в отношении к личной собственности
- аккуратность ОТНОШЕНИЕ К
СОБСТВЕННОСТИ:
- бережливость в отношении к общественному достоянию и чужой собственности
- бережливость и экономность в отношении к личной собственности
ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ
доброта и отзывчивость:
- уважительное отношение к старшим
- дружелюбное отношение к
сверстникам
- милосердие
- честность в отношениях с
товарищами и взрослыми ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ:
- товарищество, верность дружбе
- доброжелательность
-вежливость и культура поведения ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ:
- доброта и отзывчивость
-тактичность, культура поведения
ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ,
самодисциплина:
- развитая добрая воля
- самоуважение, соблюдение правилкультуры поведения
- организованность и пунктуальность
- требовательность к себе ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ:
- забота о своем здоровье
- Самообладание и сила воли
- Стремление к самосовершенствованию ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ:
- здоровый образ жизни
- целеустремленность в
самоопределении
-чувство собственного достоинств
7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ:
Развитие кадровой структуры школы с целью организации внеурочной работы и дополнительного образования.
Упорядочение компонентов воспитательной системы школы на основе реализации единых целевых программных установок, общего цикла воспитательных мероприятий. Использования единой системы диагностики, единого центра управления механизмом реализации программы.
Создание общих смысловых доминант, приоритетов, ценностей, насыщение воспитательного пространства ценностно-смысловыми ориентирами, соответствующими нравственно-гуманистической парадигме образования.
Положительная динамика в разрешении указанных целей и задач.
Положительные изменения по тем критериям и показателям воспитательного процесса.
Самореализация и самоопределение личности ребёнка в обществе, сформированные ценнсти человека – гражданина, патриота.
РАЗДЕЛ III.УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ И МЕХАНИЗМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ.
Для решения вопросов практической реализации программы создается проектно-административная команда во главе с директором школы Боцаковой Натальей Ивановной
По ходу каждого этапа реализации Программы проводятся с учителями теоретические семинары, методическая учеба.
В течение каждого этапа осуществляется мониторинг качества решения каждого раздела программы, публичная презентация промежуточных результатов.
Результаты реализации Программы обсуждаются на школьном педагогическом совете, проводимом административной командой.
По итогам анализа результатов каждого этапа делается анализ работы коллектива и составляется планирование реализации следующего этапа.