Концепция воспитательной системы школы
Муниципальное общеобразовательное учреждение – Савковская основная общеобразовательная школа
I Краткая справка об образовательном учреждении
Название: муниципальное общеобразовательное учреждение – Савковская основная общеобразовательная школа
Почтовый адрес: 602284
Владимирская область
Муромский район
д. Савково, ул. Придорожная, д. 5
телефон: 3 – 08 – 17
Учредитель: Управление образования администрации Муромского района Владимирской области
Сведения об учащихся:
Всего учащихся в школе
Учащихся I ступени
Учащихся II ступени
47
20
27
Средняя наполняемость классов:
В I ступени
Во II ступени
По школе
5 человек
5 человек
5 человек
6. Классы – комплекты:
В I ступени
Во II ступени
По школе
2 комплекта
(1 класс+3 класс;
2 класс+4 класс)
5 комплектов
7 комплектов
Сведения о педагогических кадрах:
Всего
учителей
Образование
Квалификация
(разряды)
Пол
Возраст
Сов-
мести-тели
высшее
средне-
спе-
циаль-ное
9
10
11
12
12
(II к)
13
ж
м
21
-
26
27
-
30
31
-
40
41
-
45
46
-
50
51
-
55
56
-
60
11
11
100%
-
-
-
-
2
18%
7
64%
2
28%
8
72%
3
28%
1
9%
1
9%
1
9%
2
18%
2
18%
4
36%
1
10%
1
Учебно – материальная база:
Кабинет химии и биологии
Слесарно – столярная мастерская
Спортивный зал
Спортивная площадка: футбольное поле, гимнастическая площадка, беговая дорожка
ТСО:
- диапроектор (5 штук); - кинопроектор (2 штуки)
- магнитофоны (2 штуки); - DVD (1 штука)
- телевизор (1 штука); - компьютер (3 штуки)
- принтер (1 штука); - музыкальный центр (2 штуки)
Сведения о книжном фонде библиотеки:
- число книг: 995 экземпляров
- фонд учебников: 875 экземпляров
- педагогическая и методическая литература: 463 экземпляра
8. ГПД: 1 группа (20 человек) – учащиеся I ступени
10. Сменность: 1 смена
Концепция воспитательной системы
Савковской основной общеобразовательной школы
Цель и принципы воспитания
Важнейшим фактором целенаправленного воспитания, который приводит к ожидаемым результатам, несомненно, является наличие системы. Поэтому в нашей школе создана воспитательная система, которая включает в себя:
цели;
совместную деятельность воспитателей и воспитуемых, обеспечивающую реализацию этих целей;
отношения, развивающиеся между ними;
создание условий для успешной социализации ребенка;
социальную защиту ребенка от неблагополучных воздействий окружающей социальной среды;
формирование культуры интеллектуального развития и совершенствования личности ребенка.
В основе воспитательной системы нашей школы лежат педагогические принципы В.А.Караковского, Н.Е.Щурковой.
Время, в которое мы живем, - это новый более высокий уровень развития человеческого интеллекта и качественного повышения духовно – нравственного потенциала общества, требующий от нового поколения решения нелегких задач, стоящих перед обществом.
Помочь учащимся нашей школы справиться с достаточно сложным бременем ответственных задач, выпадающих на их долю, научиться с честью выходить из критических ситуаций и при этом всегда оставаться человеком, достойным уважения, призвана разработанная в МОУ – Савковская основная общеобразовательная школа концепция воспитательной деятельности.
Цель воспитательной системы школы:
Создание условий для формирования и развития ценностных отношений к окружающему миру через основополагающие направления воспитательной работы школы.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья, интеллектуального развития;
Способствовать воспитанию у школьников чувства патриотизма, ценностного отношения к природному и культурному наследию родного края, родной страны;
Способствовать развитию творческих способностей детей;
Активизировать взаимосотрудничество школы и заинтересованных структур социального пространства.
Основополагающие принципы воспитательной системы школы:
Принцип ориентации на социально – ценностные отношения: взаимовыручка, взаимопомощь, уважение, милосердие, ответственность, справедливость;
Принцип принятия ребенка как данности: уважение личности ученика, его индивидуальности, признание права ребенка на самоопределение;
Принцип субъектности: содействие педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, помощь в деятельностной жизненной компетенции;
Личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
Гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе: уважительные отношения между субъектом и объектом воспитательного процесса, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним;
Средовой подход в воспитательной деятельности: использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка;
Дифференцированный подход в воспитании детей: отбор содержания, форм и методов воспитательной работы с учетом индивидуальных и возрастных особенностей всех участников образовательного процесса;
Принцип культуросообразности: формирование растущей личности, приобщение её к ценностям отечественной и мировой истории и культуры
Эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка
Содержание воспитательной системы
Основу содержания воспитания составляют общечеловеческие ценности. В процессе воспитательной деятельности мы обращаемся к ценностям фундаментальным, ориентация на которые рождает в человеке добрые чувства, высоконравственные потребности и поступки. В основу воспитательной системы нашей школы положены вечные, непреходящие ценности, такие как: Человек, Мир, Родина, Семья, Жизнь, Знания, Труд, Здоровье, Культура, формирование и развитие которых происходит как на уроках, так и во внеурочное время на основе приоритетных направлений воспитательной работы школы, к которым мы относим следующие:
Здоровьесберегающее
Культурно - досуговое
Духовно - нравственное
По каждому направлению определены цели и задачи школы, составлен план работы (см. Приложение №1)
Такой выбор направлений не случаен: именно они, по нашему мнению, ориентируют на формирование у детей целой системы ценностей: Родина, природа, жизнь, здоровье, человек, мир.
Схематично процесс становления ценностно-ориентированной личности мы представляем так:
ЗНАНИЕОТНОШЕНИЕЦЕННОСТЬЛИЧНОСТЬ
Любознательность, трудолюбие, доброта, интеллект, нравственная позиция, патриотизм, семья, творческая активность, здоровье – вот ключевые слова ценностно-ориентированного поля воспитательной системы нашей школы.
Большое влияние на формирование единого воспитательно-образовательного пространства на селе оказывает тесное сотрудничество с социумом, работа с которым ведется целенаправленно и систематично, на основе договоров о сотрудничестве и совместно составленных планов работы.
ДЕТСКИЙ САД
(педсоветы,
совместные праздники,
взаимопосещение уроков, помощь)
СПК СЕЛЬСКАЯ
(лекции, праздники, АДМИНИСТРАЦИЯ
КТД «День села», (рейды в семьи,
спонсорская помощь) координационный
совет,
трудовые десанты)
ШКОЛА
ОДН ДОМ КУЛЬТУРЫ
(лекции, рейды в семьи, (кружок «Вязание», КТД,
индивидуальные беседы) трудовые десанты)
ФАП БИБЛИОТЕКА
(медосмотры, выпуск (читательские конференции,
санбюллетеней, лекции) литературные вечера,
библиотечные уроки)
СЕМЬЯ
(родительский всеобуч,
конференции, круглые столы,
дни открытых дверей, КТД
(см. Приложение №10)
Активизация работы с семьей и социумом – одна из приоритетных задач школы. Координация действий в вопросах воспитания осуществляется всеми заинтересованными службами. (См. схему выше)
Эффективной деятельностью педагогического коллектива школы является организация и руководство внеклассной воспитательной работой. Деятельность классных руководителей является важнейшим звеном в воспитательной системе школы, основным механизмом организации индивидуального подхода к воспитанникам, одним из решающих элементов организуемого в школе воспитательного процесса. (см. Приложение №2)
Основная задача классного руководителя - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для духовно-нравственного, умственного и физического совершенствования личности учащегося.
Для реализации творческого потенциала классных руководителей в школе создана творческая лаборатория воспитательной работы, отличительной особенностью которой является участие каждого классного руководителя в исследовательской деятельности по выбранному направлению. (см. Приложение №3)
С целью активизации участия классных руководителей в методической работе, роста профессионального мастерства в школе функционирует МО классных руководителей (см. Приложение № 4).
В воспитании нет главного и второстепенного, в воспитании все главное: и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне урока, и взаимоотношения воспитанников между собой и в семье.
Понимая это, педагогический коллектив на расширенном заседании методического объединения классных руководителей и совета школы выработал следующие заповеди в работе с детьми:
Почаще прислушивайся к себе: не очерствело ли сердце, не подводит ли педагогическое чутьё;
Учитель не тот, кто учит, а у кого учатся; прежде всего – личный пример во всем;
Любое дело надо делать так, словно это твоя лебединая песня. Не повторяться, иметь свой почерк, смело уходить от шаблонов, искать свой заветный ключ к сердцу каждого ребенка;
Барометр любого дела – глаза ребенка. Видеть перед собой не класс, а отдельную индивидуальную личность, неповторимую, уникальную;
Помни о принципах трех «не»: не спешить, не вредить, не винить детей в собственных просчетах и ошибках.
Школа – это дом, где формируется и проектируется будущая личность. И в этом «проектировании» важно всё. Именно поэтому образовательной, чисто учебной деятельности недостаточно. Каждый учитель, каждый классный руководитель помимо дидактической системы имеет систему воспитательную, связанную с внеклассной работой.
Школа должна видеть в ученике человека самобытного, имеющего свой сложный мир отношений, интересов, стремлений к полноценному досугу, к яркой игровой детской жизни.
Важную роль в этом играет внеурочная работа. Самое главное – умение дойти до каждого ребенка, сформировать его личный опыт.
Принципы организации внеклассной воспитательной работы в нашей школе:
Добровольность участия детей во внеурочной и внеклассной воспитательной работе в соответствии с их интересами и способностями.
Систематичность в организации воспитательных мероприятий (занятий).
Личностно-ориентированный подход в развитии и формировании личности ребенка.
Создание условий для проявления творческих способностей, взглядов, мнений, свободы мысли.
Сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы.
Сочетание романтики, игры и социально востребованной деятельности с опорой на духовные ценности: Истину, Добро, Красоту.
При организации внеклассной воспитательной работы усилия педагогического коллектива и администрации школы направлены на:
Осуществление непосредственного наблюдения за индивидуальным развитием ребенка; создание оптимальных условий для формирования свободной, способной к полному раскрытию своих потенциальных и творческих способностей личности учащегося.
Изучение склонностей и интересов ребенка с целью успешной их реализации.
Организацию всех видов индивидуальной, групповой, коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения. Активная пропаганда здорового образа жизни.
Создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.
Организацию взаимодействия и сотрудничества всех воспитательных сил.
Внеурочная воспитательная работа – это целенаправленные и организованные занятия (мероприятия) с учащимися воспитательного и образовательного характера, процесс досуговой деятельности учащихся. Внеурочная воспитательная работа направлена на повышение уровня нравственной, правовой, физической, эстетической, экологической, социальной культуры учащихся. Дети овладевают умениями и навыками организации социально значимой деятельности, развивают свои творческие способности, учатся сотрудничать, развивают лучшие человеческие качества: эмпатию, толерантность, доброту.
Главная задача воспитательной работы – организаторская, поэтому четкая организация содействует успеху внеурочной воспитательной работы.
При выборе содержания, форм организации КТД, акций, конкурсов, фотовыставок необходимо соблюдать принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Сложный, многогранный процесс воспитания успешно осуществляется через разнообразные традиционные и инновационные формы.
Мы используем следующие формы воспитательной работы:
Индивидуальная работа – самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание: доклады, рефераты, конкурсы, участие в художественной самодеятельности.
Основное средство педагогического процесса – индивидуальный подход к учащимся, в основе которого результаты диагностической работы учителей и классных руководителей по следующим направлениям:
характерологические особенности;
ценностные ориентации;
интересы и увлечения;
особенности интеллектуального развития;
развитие творческих способностей;
особенности общения в классе, школе, семье.
«Дневник индивидуальной работы» по результатам диагностики позволяет классным руководителям определять формы работы с каждым отдельным школьником и классом в целом, создавать портфолио каждого ученика.
К объединяющим и массовым формам работы относятся детские объединения, клубы. Действуют они на основе устава.
С целью более эффективного воспитательного воздействия и развития у учащихся самостоятельности, инициативы, активной жизненной позиции, навыков делового общения, социальной и творческой активности в школе разработана модель детской общественной организации «Веселый улей» (1-5 классы) (см. Приложение №5). Самоуправление в среднем звене представлено Советом дела «Общение», в состав которого входит активы 5 – 9 классов. (см. Приложение №6)
Формы массовой работы рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость. Традиционной формой массовой работы в школе являются праздники. Мы широко используем конкурсы, смотры, театрализованные представления, КТД, стимулирующие детскую активность, развивающие инициативу. Планирование, проведение, анализ КТД осуществляет детский актив. Ребята самостоятельно принимают решения, прогнозируют результаты, выступают в роли исполнителей, организаторов, координаторов. Все это способствует приобретению навыков жизни в коллективе единомышленников, помогает каждому увидеть собственные возможности и резервы. Наибольший интерес у учащихся вызывают такие мероприятия, как «День школы», «Масленица», «День матери». КТД создает единое воспитательное пространство, находясь в котором учащиеся получают ответы на вопросы, которые не всегда может дать урок. В рамках проведения традиционных предметных недель, декад проводим конкурсы сочинений, авторских стихотворений, рисунков, фотовыставок и т.д., в которых принимают участие учащиеся всей школы. К формам массовой работы с детьми относится и классный час, являющийся составной частью воспитательной деятельности.
Целенаправленная работа ведется по краеведению. В школе сложилась система краеведческой работы, которая предусматривает следующие задачи:
- активизация познавательной деятельности учащихся;
- воспитание патриотических чувств и любви к родному краю, малой родине;
- развитие навыков исследования;
- воспитание активной жизненной позиции;
- развитие творческих способностей и социализации личности школьника.
С целью приобщения школьников к истории своего села, страны, а также с целью патриотического воспитания членами краеведческого кружка накоплен материал об истории села и её жителей во время Великой Отечественной войны:
Воины – земляки, погибшие на фронтах Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов
Участники Великой Отечественной войны, вернувшиеся с фронта
Солдатская вдова Балашова З.А.
Село в годы войны
История создания памятников погибшим воинам в деревнях Савково и Старые Котлицы.
Планируется открытие Уголка Боевой славы, который будет включать перечисленные выше тематические разделы, с последующим открытием краеведческой комнаты.
Традиционным стало проведение Единого дня краеведения, формы которого разнообразны: краеведческие игры-викторины, общешкольные классные часы в форме устных журналов, литературные композиции, участие в районных краеведческих конференциях.
Групповая, кружковая внеклассная работа. Основной целью внеурочной воспитательной работы школы является гармоничное развитие личности учащегося с учетом его возраста, интеллекта, интересов, творческих способностей. Важную роль в этом направлении играет дополнительное образование. На протяжении шести лет в школе работают шесть кружков, реализующие дифференцированные, разноуровневые программы, направленные на повышение мотивации обучения, творческой самореализации личности. (см. Приложение №7)
СТРУКТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Направления деятельности дополнительного образования
Доклады, дискуссии, конференции, экскурсии, изготовление пособий, встречи с интересными людьми, интегрированные занятия – вот далеко не все формы работы кружков. (см. Приложение №8).
Благодаря качественной и творческой работе руководителей кружков около 80% учащихся школы ежегодно охвачены дополнительным образованием, в том числе дети из многодетных, неблагополучных, приемных, опекаемых семей, дети из семей «группы риска», дети, стоящие на учете в ОДН и ВШУ. О качестве и результатах работы кружков и воспитательной работы в целом позволяют судить не только завоёванные школой призовые места в районных мероприятиях и конкурсах, но и отсутствие учащихся, стоящих на внутришкольном учёте, уровень воспитанности учащихся школы.
С целью обеспечения нормативно- правовых условий реализации воспитательных программ дополнительного образования для всестороннего развития творческих способностей учащихся разработана «Программа дополнительного образования» (см. Приложение №9)
Семья и школа долгое время были под гнетом авторитарности. Сегодня гуманизация отношений внутри семьи, внутри школы изменяет и взаимоотношения семьи и школы. Каждый педагог понимает: без помощи взрослого дети довольно долго не могут ориентироваться в мире, с трудом решают жизненные задачи, обретают духовную культуру. Содержание и формы работы с родителями достаточно разнообразны и определяются запросами самих родителей. (см. Приложение №10). С целью привлекательности для населения института опеки как приоритетной формы семейного жизнеустройства детей – сирот в школе функционирует клуб «Приемная семья». (см. Приложение №11)
В настоящее время на территории Савковской сельской администрации проживает 5 приёмных семей (1 семья является патронатной) и 3 семьи опекунов, в которых воспитывается 20 детей, 13 из которых обучаются в нашей школе.
Мониторинг образования приёмных семей
Год образования семьи
Суныгины
Рычаговы
Куляевы
Кочетковы
Жигаловы
Всего семей и в них детей
2005
4 детей
2 детей
1 ребенок
3 сем/
7 дет
2006
2 детей
1 ребенок
4 сем/
10 дет
2007
1 ребенок
4 сем/
11 дет
2008
1 реб. (патронат)
1 ребенок
2 детей
5 сем/
15 дет
итого
4 детей
5 детей
3 детей
1 ребенок
2 детей
5 сем/
15 дет
Мониторинг образования семей опекунов
Год взятия под опеку детей
Вишнивецкая Н.А.(бабушка)
Гудкова Т.П.
Синяева Л.А. (бабушка)
Всего семей и в них детей
2005
3 детей
1 ребенок
2 сем/4 дет
2006
2007
Приезжая
3 сем./1 реб.
итого
3 детей
1 ребенок
1 ребенок
3 сем./5 дет
Гуманистический характер образования предполагает решение воспитательных задач на каждом учебном занятии, создание воспитывающей среды во внеурочное время, построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовно – нравственное развитие личности ученика.
Таким образом, основными подходами в организации воспитательного процесса являются системный, деятельный, личностно – ориентированный.
Системный подход к воспитанию реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Важной частью системы воспитательной работы в нашей школе является формирование и укрепление традиций, к которым можно отнести праздники: «Посвящение в первоклассники», «Школьная юморина», «Последний звонок», выставка «Урожай года», акции «Забота», «Милосердие», литературная гостиная, чествование победителей олимпиад.
Таким образом, процесс воспитания строится с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно – организаторскую, профориентационную.
Воплощение в жизнь любой идеи – дело не простое. Успех его и результат зависят от множества факторов, но главным является непрерывный поиск путей, направленных на развитие личности ученика и повышения профессионализма педагогов.
Любовь, свобода, гармония – вот три величайшие силы в воспитании человека, его счастье и судьбе. Они дают защиту от ужасов мира, закаляют в жизненной борьбе.
Школа должна защищать, развивать, поощрять самостоятельность и ответственность. Такое воспитание позволяет преодолевать страх людей перед свободой личного выбора.
Исходя из цели и задач проектируемой воспитательной системы, мы создали модель выпускника школы как прогнозируемый результат функционирования и развития воспитательной системы.
Модель личности выпускника школы
здоровая;
способная делать выбор и принимать решения;
творческая;
обогащенная духовно и нравственно-эстетически;
самостоятельная;
любящая свою Родину
Теоретико – методологические
основы воспитательной системы
Теоретико – методологическую основу воспитательной системы составляют:
Теория системного подхода (Плато, Кант, Богданов А.А., Выготский Л.С., Зинченко В.П. и др.)
Концепция воспитания В.А.Караковского, Н.Е.Щурковой;
Гуманистический подход, разработанный в научных исследованиях К.Д.Ушинского, Д.С.Лихачева, В.А.Сухомлинского
Ключевыми понятиями нашей воспитательной системы являются:
Индивидуальность – неповторимая совокупность признаков, присущих отдельному организму, отличающих его т всех других, принадлежащих к тому же виду. Это самобытность личности, проявляющаяся на всех уровнях ее жизнедеятельности.
Личность – постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека.
Самовыражение – процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей.
Субъект – индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности.
Культура – система ценностей, совокупность лучших образцов человеческой деятельности, а также ее результатов.
Педагогическая поддержка – деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением.
Формирование – процесс и результат социального становления личности, происходящий под воздействием воспитания, среды, наследственности и её собственной активности.
Развитие личности – закономерный процесс качественных изменений в сознании личности, её деятельности и отношении к миру.
Выбор - осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности.
Механизм функционирования воспитательной системы
В соответствии с целями и задачами функционирования воспитательной системы школы нами определен механизм её функционирования.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
Ведущий деятельностью становится учение, которое влечет за собой новые обязанности, изменяет весь уклад жизни ребенка. И взрослые, и дети взаимодействуют, реализуя учебные программы. Участие в детском объединении «Веселый улей» (см. Приложение №5)
Первый шаг, который делают учителя начальных классов и ученики 1-2 классов, - это формирование отношения к природе, как к общему дому человечества.
Учащиеся 3-4 классов уже в состоянии понять: если я несу людям своими словами и поступками истину, добро и красоту, значит, я следую нормам культурной жизни.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
ОСНОВНАЯ ШКОЛА
Ведущая деятельность – коллективно-творческая, способствующая интеграции учебной, внеклассной и внешкольной работы, содействующая развитию индивидуальных особенностей учащихся, их стремление к самореализации. Ученикам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение, самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту. Участие в разнообразных общественных акциях, десантах, субботниках, традиционных, народных, спортивных праздниках является одним из ведущих способов воспитания и самовоспитания личности в школе.
Третья ступень та, на которую поднимаются 5-6 классов. В это время речь идет о формировании представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле, а, следовательно, и СЕМЬЕ как основе основ человеческой жизни и воспитания. Одновременно формируются отношения к школе и культурным ценностям в жизни человека.
Поднимаясь на четвертую ступеньку, учащиеся 7-8 классов обретают ценностные отношения к социальному устройству человеческой жизни. Как быть успешным? Как стать счастливым? Как научиться жить в мире людей и строить с ними свои отношения? Поиск ответов на эти вопросы не оставляет подростков равнодушными. Параллельно с этим идет формирование отношений к труду, к себе, к обществу, развивается эстетический вкус.
На пятой ступени (9 класс) происходит формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни, формирование активной жизненной позиции, воспитание личностных качеств гражданина своей Родины на основе определенных отношений к явлениям окружающего мира.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Критериями эффективности воспитательной системы школы являются:
Уровень воспитанности школьников;
Ценностные предпочтения школьников;
Рост личностных достижений всех участников воспитательного процесса;
Влияние школы на социум;
Активное участие учителей, учащихся, родителей, общественности в создании единого социально – педагогического пространства, удовлетворяющего всех;
Внешнеповеденческий аспект;
Качество разнообразной деятельности (педагогическая целесообразность и достаточность всех воспитательных мероприятий.
(см. Приложение №12)
Особенности управления воспитательной системой
Процесс становления и функционирования воспитательной системы не протекает спонтанно, а происходит благодаря целенаправленным управленческим действиям по её развитию. Управление развитием воспитательной системы включает в себя четыре основных направления: моделирование строящейся воспитательной системы, организацию коллективной творческой деятельности членов школьного сообщества и ориентирование детей и взрослых в процессе такой деятельности на общечеловеческие ценности, корректировку возникающих отношений в этом процессе, рациональное использование воспитательного потенциала среды.
Управление воспитательной системой осуществляется гибко, с использованием трех основных форм принятия управленческих решений:
В форме соуправления – на высшем уровне управления такими органами являются конференции и совет школы. Управленческие решения считаются принятыми при достижении соглашения заинтересованными сторонами.
В форме самоуправления – управленческие решения принимаются коллективно на педагогических советах, совете дела, родительском совете, профсоюзном комитете.
В форме административного управления – если дело требует быстрого решения, то директор принимает его единолично, на заседании администрации – коллегиально.
С точки зрения масштаба решаемых задач и субъектов, осуществляющих непосредственное управление, в структуре управляющей системы выделяем четыре уровня управления:
Уровень стратегического управления – уровень директора
Уровень тактического управления – уровень заместителя директора
Уровень оперативного педагогического и хозяйственного управления – уровень руководителей методических объединений, советов и других органов
Уровень оперативного ученического управления – уровень педагогов, классных руководителей, актива учащихся.
Высшим представительным органом является конференция. Высшим выборным представительным органом – совет школы, в его состав входят представители педагогического коллектива, родительской общественности, учащихся.
Исполнительный высший орган – педагогический совет.
Представительным органом трудового коллектива является профсоюзный комитет.
Управление процессом воспитания строится следующим образом (по следующим направлениям):
Совместная работа с подразделениями:
а) отдел по делам семьи и молодежи при администрации района;
б) связь с общественными организациями (дом культуры, музеи, библиотеки, музыкальная школа, художественная школа, ФАП, детский сад, ОДН, наркологический диспансер).
2. Административная работа:
а) повышение квалификации классных руководителей;
б) знакомство с опытом воспитательной работы школ, в том числе по страницам
периодической печати;
в) МО классных руководителей;
г) объединение кружков «Творчество»;
д) творческая лаборатория воспитательной работы.
3. Сбор информации:
а) педагогические наблюдения;
б) результаты диагностик;
в) анкетирование;
г) ведение портфолио;
д) анализ собранной информации;
е) график диаграмм.
4. Планирование:
а) разработка программ и планов, направленных на развитие учащихся, повышение их
уровня воспитанности;
б) подбор форм и методов в соответствии с собранной и отработанной информацией.
5. Контроль и коррекция:
а) анализ и оценка планов и программ воспитательной работы (педсоветы, МО классных руководителей, отчеты, совещания при директоре, его заместителях и другие формы);
б) корректировка планов и программ.
6. Создание условий для развития личности учащихся:
а) доброжелательный микроклимат в педагогическом и ученическом коллективах;
б) создание материально – технической базы;
в) тесная связь семьи и школы;
г) взаимопомощь в проведении внеклассной, внеурочной, внешкольной работы;
д) работа с активом учащихся;
е) семинары для классных руководителей;
ж) посещение и анализ внеклассных мероприятий.
Управляющая система создаёт возможности, при которых воспитательный процесс становится эффективным и действенным.
Структура управления воспитательным процессом
Управление образовательным учреждением
как воспитательной системой
Планирование процесса воспитания
Задачи:
содействовать формированию благоприятного эмоционально-психологического и нравственного климата в школьном коллективе;
формировать активную жизненную позицию, осуществлять личностное развитие школьников в процессе игрового взаимодействия;
формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
формировать культуру общения;
формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования;
способствовать воспитанию у школьников чувства патриотизма, ценностного отношения к природному и культурному наследию родного края, России, всей планеты;
способствовать развитию творческих способностей детей;
привлечь к совместной работе школы все заинтересованные службы.
I полугодие
Направление деятельности
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
1.Традиции школы
1.День знаний. Праздник первого звонка «Вновь звенит звонок, заливистый и звонкий»
2.Всемирный день животных
3.выставка «Урожай года – 2008»
1.День пожилого человека
2.День учителя «С любовью к вам, учителя»
3.Посвящение в первоклассники
4.День памяти жертв политических репрессий
1.Тематический вечер, посвященный Дню матери «С любовью о матери»
1.День инвалида «Твори добро»
2.День рождения школы
3.Новогодние праздники
4.Мастерская Деда Мороза
2.Тематические недели
1.Месячник «Внимание, дети»
2.Акция «Дети, в школу собирайтесь!»
1.Открытие недели школьных олимпиад
1.Декада, посвященная Дню матери «Восславим женщину мы мать»
2.Неделя профориентации «Профессия. Занятость. Карьера»
3.Неделя безопасности дорожного движения
1.Неделя правовых знаний
2.Неделя безопасности дорожного движения
3.Воспитание гражданина
1.Акция «Помоги товарищу!»
2.Конкурс уголков по безопасности дорожного движения
1.Операция «Забота»
2.Конкурс стенгазет по пропаганде правил дорожного движения
2.Гражданско-правовая игра «Основы правопорядка» (8-9 классы)
1.Олимпиада по ПДД
1.Единый день профилактики правонарушений среди несовершеннолетних
2.Командная игра «Юный правовед»
3.Конкурс листовок по ПДД «Тебе, пешеход»
4.Воспитание патриота
Акция «Наш принцип – бескорыстие, наш путь – милосердие»
1.Праздник, посвященный Дню народного единства
1.Конкурсная программа «Моё Отечество»
1.Единый день краеведения «С любовью к Отечеству»
2.Районная научно-практическая конференция «Моё Отечество»
5.Воспитание человека
1.День труда. Трудовой десант по благоустройству школьной территории
1.Экологический субботник «Природа и мы»
1.Классные часы «Мамочка моя милая»
1.Классные часы «Турнир знатоков права», «Азбука права», «Всеобщая декларация прав человека»
2.Беседа «Осторожно, зима!»
6.Воспитание семьянина
Праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»
1.Конкурсно-игровая программа «Экологическая мозаика»
1.Тематический вечер, посвященный Дню матери «С любовью о мамочке»
1.КТД Новогодняя путаница
7.Ученическое самоуправление
1.Выборы учащихся в состав совета школы
2.выборы в состав школьного самоуправления
3.Заседание ученического совета
1.День дублера
2.Тимуровская помощь. Акция «Забота»
1.Конкурс газет-открыток, посвященный Дню матери
1.Итоги работы за первое полугодие
8.Изучение и анализ эффективности учебно-воспитательного процесса
1.Психолого-педагогическая диагностика учащихся
1.Изучение взаимоотношений «Ученик и школа»
1.Анализ воспитательной деятельности школы за первое полугодие
II полугодие
Направление деятельности
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май-июнь
1.Традиции школы
Литературная гостиная «Жизнь и творчество Н.В.Гоголя»
1.Месячник «Служу Отечеству»
2.КТД «Широкая масленица»
1.Конкурсная программа, посвященная 8 Марта «А ну-ка, девочки»
1.Школьная юморина «Веселая переменка»
1.Декада «Вахта памяти»
2.Праздник «Последний звонок»
3.Праздник «Здравствуй, лето!»
4.День защиты детей «Пусть всегда будет солнце»
2.Тематические недели
1.Конкурс театрализованных представлений «Мы ГАИ
России славим, опыт чей в пример мы ставим»
2.Фестиваль искусств
1.Неделя декоративно-прикладного искусства
1.Неделя безопасности дорожного движения
1.Неделя экологии
1.Месячник «Внимание, дети!»
2.Месячник по борьбе с наркотиками «Молодежь против наркотиков»
3.Неделя профилактики правонарушений
3.Воспитание гражданина
1.Защита творческих проектов «Моя профессиональная карьера»
1.Акция «Гражданинов быть обязан»
2.Конкурс творческих работ по государственной символике РФ «Овеянные славою флаг наш и герб»
1.Конкурс рисунков на тему пожарной безопасности
2.Конкурс листовок «Тебе, пешеход!»
1.Смотр-конкурс «Безопасное колесо»
2.Игра-соревнование по пожарной безопасности
1.Операция «Подросток»
4.Воспитание патриота
1.Слет активистов школьных музеев «Жива народная память»
1.Смотр строя и песни
2.Конкурс военно-патриотической песни, посвященный Дню защитника Отечества
3.Классные часы, огоньки, газеты «Виват, защитники Отечества!»
1.Конкурс знатоков отечественной истории
1.Конкурс творческих работ, посвященный Великой Отечественной войне
2.Акция «Весенняя неделя добра»
1.Военно-патриотическая игра «Зарница»
2.Митинг-концерт «Солдаты Победы» с возложением венков
5.Воспитание человека
1.Акция «Милосердие»
2.Операция «Памятник
1.Классные часы «Наши мальчики самые, самые»
1.Классные часы, посвященные 8 Марта «Наши девочки самые прекрасные»
2.Конкурс выпечки
1.Трудовой десант
1.День защиты окружающей среды
2.Акция «Помоги ветерану»
6.Воспитание семьянина
У рождественской елки
Праздник, посвященный дню защитника Отечества с участием пап
1.Конкурсная программа, посвященная 8 Марта с участием мама и бабушек
Праздник «Моя семья»
7.Ученическое самоуправление
1.Организация празднования «Широкой масленицы»
1.Организация празднования 8 Марта
Месячник чистоты и благо-
устройства
1.Анализ работы за год
2.Перспек-
тивное планирование работы
8.Изучение и анализ эффективности учебно-воспитательного процесса
1.Анкетный опросник для учеников, учителей, родителей «Наша школа»
1.Анкета общественного мнения
1.Мониторинг воспитан-
ности учащихся
1.Анализ воспита-
тельной работы за год
Организация работы педагогических кадров
Задачи:
обеспечение оптимального уровня квалификации педагогических кадров, необходимого для успешного развития школы;
усиление мотивации педагогов на основе инновационных педагогических технологи бучения и воспитания
I полугодие
Направление деятельности
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
1.Педагогические
советы
Анализ работы школы за 2006/2007 уч.г. и приоритетные направления развития образовательного учреждения в новом учебном году
Ценностные аспекты образовательного процесса как фактор развития школы
2.Администра-
тивные советы
1.Об итогах организации летнего отдыха учащихся
2.Об итогах летней практики учащихся
3.Об итогах организации учебного года
1.О порядке проведения аттестации в 2007/2008 уч.г.
2.Об организации ГПД и режима деятельности ГПД
3.Об организации работы по предупреждению травматизма
1.Об итогах деятельности школы за первую четверть
2.О результатах контрольного обследования детей, находящихся под опекой
3.О подготовке учащихся к районным олимпиадам
1.Об итогах углубленного медицинского осмотра
2.Организация оздоровительной работы на уроках физкультуры и во внеурочное время
3.Об итогах инвентаризации
3.Педконсилимы, малые педсоветы
Согласованность действий учителей по обучению и воспитанию учащихся 5 класса
1.Итоги адаптации учащихся 1 класса к школьному обучению
1.Психолого-педагогический статус учащихся 8 класса
4.Научно-методические семинары, практикумы
Ведение школьной документации
Интеграция воспитательных усилий школы, семьи и общества
5.МО классных руководителей
Анализ работы МО за предыдущий год
Обсуждение и утверждение плана работы на год
Мониторинг уровня воспитанности
Содержание, формы и методы работы с родителями
Содействие формированию позитивных отношений родителей с детьми – одна из важнейших задач классного руководителя
II полугодие
Направление деятельности
январь
февраль
март
апрель
май
Июнь
1.Педагогические советы
Расширение и углубление связей семьи, школы и общественности как важнейшее условие повышения эффективности воспитательного процесса
Новые подходы к контролю знаний, умений и навыков учащихся в условиях модернизации школы
2.Методический совет
1.Обсуждение итогов методической недели
2.Об организации мониторинга развития учащихся в учебной и внеклассной деятельности
Результаты годового мониторинга учебно-воспитательного процесса
3.Административные советы
1.Об итогах деятельности коллектива за первое полугодие
2.О работе классных руководителей по профилактике правонарушений
1.Итоги 3 четверти
2.О результатах контрольного обследования детей, находящихся под опекой
1.О подготовке к летнему отдыху и трудовой практике
4.МО классных руководителей
1.Духовно-нравственное воспитание школьников через систему классных часов
2.Содействие формированию позитивных отношении родителей с детьми – одна из важнейших задач работы классного руководителя
Нетрадиционные формы сотрудничества классного руководителя с семьей
Диагностика уровня воспитан-
ности
Анализ работы за год
5.Творческие отчеты классных руководителей
Методическая неделя классных руководи
телей
С целью повышения роли классного руководителя в воспитании личности учащегося в школе организован семинар «Интеграция воспитательных усилий школы, семьи и социума», функционирует методическое объединение классных руководителей, которое направлено на работу с семьей (см. Приложение №4); в школе создана творческая лаборатория воспитательной работы; планируются педагогические советы по вопросам воспитания школьников «Ценностные аспекты образовательного процесса как фактор развития школы», «Расширение и углубление связей семьи, школы и общественности как важнейшие условие повышения эффективности воспитательного процесса»
С целью выявления талантливых классных руководителей, повышения престижа классного руководителя в школе проводится конкурс «Наш классный самый классный». С целью выявления творческих, интеллектуальных классных коллективов проводится конкурс «Самый классный класс». (см. Приложение
№ 13, 14)
Схематично методическую работу с педагогическими кадрами можно представить так:
Вид деятельности
Содержание деятельности
Сотрудничество с классными руководителями, руководителями кружков, секций, педагогом-организатором
Методические объединения
Инструктивно-методические совещания
Индивидуальная работа с классными руководителями, руководителями кружков, секций, педагогом-организатором, учителями
Педагогические советы, педконсилиумы, семинары
Открытые мероприятия, недели творчества, авторские мастерские, обобщение опыта
Диагностические исследования, опросы, собеседования
Собрания, консультации, дни открытых дверей
Результатом работы методического объединения школы является проведение методической недели классных руководителей.
С целью развития творческого потенциала классных руководителей в школе создана творческая лаборатория воспитательной работы, введена дифференцированная оплата труда классного руководителя
Контроль процесса воспитания.
Внутришкольный контроль – это управленческая функция, которая предшествует всестороннему анализу процесса воспитания. Внутришкольный контроль дает возможность определить, насколько качественно осуществляется в школе процесс воспитания.
Материалы внутришкольного контроля позволяют судить, работает в школе коллектив педагогов-творцов или коллектив, или коллектив, который относится к делу воспитания формально.
Внутришкольный контроль характеризует наличие разнообразных форм, среди которых наиболее приемлемыми и применяемыми в практике нашей школы являются следующие формы:
Текущий;
Фронтальный;
Тематический;
Персональный;
Обзорный
Месяц
Вид контроля
Тема контроля
Цель
Ответственный
Сентябрь
Текущий
Фронтальный
Планирование работы классных руководителей
Составление паспорта класса
Организация работы по школьному самоуправлению. Работа с активом класса
Организация мероприятий в рамках месячника «Внимание, дети!»
1.Изучение планирования воспитательной работы
2.Оказание методической помощи
Заместитель директора по воспитательной работе
Октябрь
Тематический
Персональный
Планирование внеурочной воспитательной работы на год
Преемственность воспитания. Эффективность форм и методов классного руководителя 5 класса
Организация деятельности по проблеме пропуска учебных занятий
1. Изучение планирования воспитательной работы
2.Оказание методической помощи
3.Контроль за посещаемостью учащимися занятий
Заместитель директора по воспитательной работе
Ноябрь
Обзорный
Состояние профилактической работы с «трудными» детьми и неблагополучными семьями
Планирование работы классных руководителей и руководителей кружков в каникулярное время
Оказание методической помощи
Заместитель директора по ВР
Декабрь
Тематический
Результативность работы кружков, секций
Корректировка планирования внеурочной воспитательной работы на второе полугодие
Рейд «Подросток»
Программа «Здоровье»
1.Контроль за выполнением планов
2.Оказание методической помощи
Заместители директора по УВР и ВР
Январь
Персональный
Изучение уровня ведения профориентационной работы учителями – предметниками 9 класса
Эффективность форм и методов работы классного руководителя 9 класса
Выполнение планов работы классных руководителей и руководителей кружков на каникулах.
1.Оказание методической помощи
Февраль
Персональный
Спортивно – оздоровительная работа (спортивная секция, спортивные праздники)
Эффективность форм и методов работы классного руководителя 8 класса
Программа «Здоровье»
Директор, заместитель директора по ВР
Март
Персональный
Система воспитательной работы учителей начальных классов
Состояние воспитательной работы в рамках воспитательной системы школы. Работа классных руководителей и педагогов дополнительного образования по воспитательной концепции. Формы и методы проведения классных часов
Оказание методической помощи
Заместитель директора по ВР
Апрель
Фронтальный
Эффективность форм и методов воспитательной работы классного руководителя 7 класса
Оказание методической помощи
Заместитель директора по ВР
Май
Тематический
Организация летнего отдыха трудных подростков
Организация оздоровления и летнего отдыха
Анализ работы педагогического и ученического коллективов
выполнение планов классных руководителей в течение учебного года
1.Анализ работы классных руководителей за учебный год
2.Подведение итогов
3.Контроль за занятостью трудных детей
Контроль за организацией летнего отдыха и практикой учащихся
Ресурсное обеспечение воспитательного процесса
№ п/п
Ресурс
Направление деятельности
1
Материально-технический
Обеспечение учебно-воспитательного процесса необходимым оборудованием и ТСО
Спонсорские средства
2
Кадровый
Заместитель директора по воспитательной работе
Педагог-оргазатор
Руководители кружков и секций
3
Научно - методический
Содействие профессиональному росту педагогов
Организация работы творческих, проблемных, исследовательских групп
4
Социально - психологический
Создание психологического, позитивного климата
Стимулирование деятельности
5
Финансовый
рациональное распределение и использование бюджетных и внебюджетных финансовых средств
Поиск дополнительных источников финансирования
6
Информационный
Регулярное обновление:
библиотечного фонда
методической копилки
Воспитательная работа в современной школе. От коллективизма к взаимодействию. С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина. Воронеж, 2006
Воспитание сельского школьника. Л.В.Байбородова, А.П.Чернявская, Москва,2002
Дневник классного руководителя старшей школы. О.В.Дюкина. Издательство «ВАКО», 2007
Журнал классного руководителя. Л.В.Голубева, Волгоград, 2007
Из опыта работы заместителя директора по воспитательной работе. В.В.Шумилова, Н.П.Кузнецова. Волгоград,2007
Классные часы 5-9 классы. Е.В.Савченко, О.Е.Жиренко, Москва, «ВАКО», 2006
Мастер – класс для заместителей директора школы по воспитательной работе. Т.М.Кумицкая, О.Е.Жиренко. М.: 5 за знания, 2006
Нетрадиционные формы работы с родителями. Т.А.Фалькович, Н.С.Толстоухова, Л.А.Обухова, Москва, 2005
Организация ученического самоуправления. Е.В.Ведрова, Волгоград, 2007
Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Е.Н.Степанов, Л.М.Лузина. Москва, 2005
Педсовет в школе. Е.Н.Степанова, М.А. Александрова. Москва, 2007
Планирование воспитательной работы в классе. Е.Н.Степанова. Москва, 2006
Семинары – практикумы для педагогов образовательных учреждений. О.Н.Рудякова. Волгоград: Учитель, 2007
Система работы по защите прав и законных интересов ребенка. Н.А.Маньшина. Волгоград: Учитель, 2007
Справочник завуча. Учебно – методическая работа. Воспитательная работа. Н.И.Дереклеева. Москва: «ВАКО», 2006
Справочник заместителя директора по воспитательной работе. Л.В.Голубева,Г.П.Попова. Волгоград: Учитель, 2006
13PAGE 15
13PAGE 143115
Директор
Заместитель директора по воспитательной работе
Объединение кружков «ТВОРЧЕСТВО»
«В мире английского»
«Люби и знай свой край»
«Исследователь»
Спортивная секция «Дружба»
«Живое слово»
«Весёлые нотки»
Научно - поисковое
Нравственно - эстетическое
Экологическое
Спортивно - оздоровительное
Поисково - краеведческое
«В мире английского»
«Живое слово»
«Веселые нотки»
«Исследователь»
Спортивная секция «Дружба»
«Люби и знай свой край»
МО классных руководителей
Заместитель директора по воспитательной работе
Ученическое самоуправление
МО учителей - предметников
Родительский комитет
Объединение кружков «Творчество»
Классные руководители
Педагог - организатор
Учителя музыки, ИЗО, физкультуры, библиотекарь
Творческая лаборатория воспитательной работы
Концепция
воспитательной
системыTimes New RomanRoot EntryArial Cyr Arial Cyr Arial CyrУровень >Arial Cyr Arial Cyr Уровень воспитанности Zучащихся начальной школыPвыше среднего=_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1"
·
·Arial Cyr1"
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1"
·
·
·Arial Cyr1"р
·
·Arial Cyr1"р
·
·Arial Cyr1"р
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·Arial Cyr Arial Cyr Уровень воспитанности Kучащихся основной школыеAArial CyrУровень воспитанностии<