Статья Историческое краеведение в системе педагогического сопровождения социализации школьников
Захарова Ванина Ивановна учитель истории МБОУ АСОШ №1им . В.Г.Короленко, с. Амга Амгинского района РС(Якутия)
Историческое краеведение в системе педагогического сопровождения социализации школьников
Историческое краеведение дает возможность освоения опыта познавательной и практической деятельности на основе изучения истории родного края, и носит огромный воспитательный потенциал, заключенный в самой природе истории. Педагогическая природа истории – это адаптированные к возрастным познавательным возможностям школьника основы историко-культурных знаний, представляющие собой определенную познавательную модель и способствующие социализации молодого человека. В связи с этим, методическим объединением учителей истории, географии, руководителей музеев была поставлена цель: разработать систему исторического краеведения – как образовательную программу личностного развития школьника, способствующую его социализации. В этом процессе основополагающим является исследовательское обучение – как образовательная технология личностного развития школьника. В течение ряда лет наблюдения показывают, что исследовательские работы по краеведению - огромный потенциал для личностного роста школьника. Исследование родного края – дает массу возможностей для развития пытливого ума. – это комплексное изучение, включающее в себе все методы научного наблюдения, эксперимента. Нами используется созданный и подобранный в течение нескольких лет учебно-методический комплект для исследовательского краеведения. Это пособие для школьников «Азбука исследования», «Путеводитель для школьников, изучающих родной край», программа «Школа гидов» разработанные авторами, учебно-методические справочные материалы «Амга – мой край» (автор краевед, Заслуженный учитель географ РФ Михайлов М.Т.), УМК «Земля моя Амгинская» и атлас-справочник «Амгинский улус» под руководством и редакцией профессора СВФУ д.п.н. О.М.Кривошапкиной, разработанный вместе с творческой группой учителей географии, биологии и истории школ Амгинского района (Якутск, 2007). Программа «Школа гидов» рассчитана на 36 часов в 8 –х и 9 –х классах и представляет собой интегрированный элективный курс по изучению родного края, включающий познание окружающего мира в области гуманитарных (история, обществознание) и естественных наук (география, биология и экология) Цель программы – изучение родного края. Программа разделена на 4 блока: Теория экскурсоводческой работы; «Улусоведение» -история освоения и хозяйственной деятельности на территории Амгинского района; «Школа гидов» - разработка маршрутов исследования по историческим местам; «Азбука исследования» - написание и оформление доклада исследовательской работы. В резерве 8 часов, которые используются для экспедиции и сплав-исследования по реке Амга. Разрабатываемые в ходе исследовательской деятельности программы и проекты раскрывают все возможности изучения окружающей действительности: природу, климат, фауну и флору, географию, историю освоения и хозяйственной деятельности человека. В ходе исследовательской деятельности учителя и и учащиеся разработали туристические и экскурсионные маршруты «Моя Слобода», «3-хдневный сплав-исследование по р. Амга», «По короленковским местам»; «Кулун – атахская археологическая культура на стоянке Сырдык Сулус». На занятиях школы «Азбука исследования» юные краеведы осваивают навыки самостоятельной исследовательской работы, оформления результатов исследования, его представления, работы с литературой. По результатам экспедиций школьники пишут доклады для краеведческой конференции. Педагогическая технология, основанная на создании учебной ситуации практически значимой для изучения окружающего мира позволяет реализовать в созданной системе исторического краеведения целенаправленный воспитательный и обучающий процесс для личностного развития школьника.
Поиск оптимального варианта использования исторического краеведения как педагогического процесса, включающего и воспитательные и обучающие цели привел к тому, что с 2008 г. мы стали проводить краеведческую конференцию в нашей школе на улусном уровне и поставили цель разработать систему исторического краеведения как образовательную среду сетевого взаимодействия личностного развития школьников улуса. Для этого было создано сетевое взаимодействие между общественными организациями и образовательными учреждениями Амгинского наслега и между школами Амгинского улуса по организации исторического краеведения среди школьников. Разработано «Положение о краеведческой конференции школьников Амгинского улуса». Ряд лет краеведческая конференция проводится в нашей школе, организаторами, как правило является методическое объединение учителей истории и географии. Активное участие принимают все учителя в качестве руководителей краеведческих работ школьников, экспертов и участников традиционной комиссии по проведению мероприятия уже на улусном уровне. Мы стараемся привлечь к такой деятельности и общественные организации наслега. Можно привести примеры. В 2009 г.была проведена краеведческая конференция, посвященная 100-летию со дня рождения уроженца Амги, академика Л.В.Киренского. Почетным гостем конференции была Почетный гражданин Алтанского и Амгинского наслегов, Заслуженный учитель РФ, краевед Никитина Мария Михайловна. В конференции приняли участие 8 школ Амгинского улуса: АСОШ №1, Сулгачинская СОШ, Бетюнская СОШ, Майская СОШ, Амгино-Нахаринская СОШ, Бологурская СОШ, Чакырская СОШ. Приняли участие 74 учащихся. Экспертами работали приглашенные специалисты Амгинской ЦУБ, методисты Станции юных натуралистов, Станции юных туристов. Победителями в секции «География, биология и экология улуса» стали– Окорокова Настя, уч. 8 б класса «Изучение поведения общественных ос на примере длиннощекой осы» (рук. Слепцова Н.Я.), Гаврильева Аня и Максимова Наташа, 7в класс – «Значение интродукции в озеленение территории Амгинской СОШ №1» (рук. Слепцова Н.Я.). Аргунова Туйара, 6 в кл АСОШ №1 – «Экология бурого медведя»( рук. Иванова Л.К.). Лауреат номинации Яковлева Света, 8б класс АСОШ №1 «Чудо строительного искусства – бумажные гнезда общественных ос» (рук.Слепцова Н.Я.). В секции «Историческое краеведение» победителями стали: Константинов Сема,уч.10 кл. Сулгачинской СОШ «Харачаас бойобуой суолунан» (рук. Михайлова Е.П.), Павлова Туйара, Николаева Уйгулана, уч. 9 класса Эмисской СОШ. Лауреат номинации Саввин Саша, 10 г. класс АСОШ №1 «Уроженец Амги, первый академик из Якутии Л. В. Киренский», (рук Захарова В.И.) . Также по каждой секции были номинанты на премии, которые вручали представители организаций и учреждений. А в 2010 г. на IV-й краеведческой конференции АСОШ №1,посвященной 65-летию Победы в ВОВ В конференции приняли активное участие и работали экспертами почетные гости: председатель Совета ветеранов Амгинского улуса Слободчиков Алексей Саввич, председатель совета ветеранов Амгинского наслега Захарова Екатерина Гаврильевна, методисты Центральной Улусной библиотеки. И это стало традицией. Секции конференции: «Историческое краеведение», «Литературное краеведение», «География, экология Амгинского улуса», «Социально-экономическое развитие улуса», «Проектная деятельность». С 2010 г. мы стали вести особую секцию «Школа гидов», где участники конференции выступают на иностранном языке, рассказывая о своем наслеге с подготовленной презентацией. Динамика участия школьников в краеведческой конференции по сравнению с 2006-2007 гг. показывает возрастание числа участников краеведческой конференции. (см. диаграмму 1)
Диаграмма 1
Историческое краеведение позволяет школьникам углубленно изучать историю родного края, активно заниматься исследовательской деятельностью под руководством учителя. В работе над исследовательскими проектами огромное значение имеет участие в программе «Шаг в будущее. Инникигэ хардыы» в РС(Якутия), в которой активное участие принимают ученые в самых разных областях наук, преподаватели СВФУ г. Якутска. научные сотрудники Института гуманитарных исследований РС(Якутия). По инициативе Главы РС (Якутия) Борисова Егора Афанасьевича в 2016 г. году в целях развития системы работы по выявлению и поддержке одаренных детей создана Малая академия наук РС (Я). В рамках ХХ –ой научной конференции школьников «Шаг в будущее - Инникигэ хардыы» прошла первая республиканская фестиваль-выставка региональных отделений Малой академии наук. Всего региональных отделений в республике 36, в том числе из Амгинского улуса утверждено научное общество учащихся МБОУ Амгинская СОШ №1 им. В.Г.Короленко. Исследовательская деятельность помогает учащимся сделать первый шаг в науку, для многих – это старт реализовать свои первые творческие замыслы, найти единомышленников, обрести уверенность в себе. В 2016 г. ученица 11 класса Амгинской средней общеобразовательной школы Попова Таня награждена Дипломом 1 степени выступив с докладом «Керамический комплекс и горшечное дело в Амгинском районе (традиции и современность)» на 54-ой Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс» (школьная секция), в г. Новосибирске, ученик 11 класса Быстров Игорь стал дипломантом I степени III-ей Всероссийской научно-инновационная конференция школьников «Открой в себе ученого», Всероссийской научной конференции школьников «Открой в себе ученого» в г. Санкт-Петербурге, выступив с докладом «Древние металлургические центры по выплавке железа на территории Амгинского района (реконструкция, эволюция, современность).За многолетнюю исследовательскую работу и успешную апробацию исследовательских проектов на республиканском и всероссийском уровне Игорь Быстров избран действительным членом Малой академии наук РС(Якутия).
Таким образом, можно сделать вывод, что в результате внедрения системы исторического краеведения в педагогический процесс школы, была выявлена положительная динамика участия школьников в краеведческую деятельность, что способствует привлечению школьников к активному участию в исследовательскую деятельность и личностному росту учащихся.
Использованная литература
Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (проект) Мин-во образования РС(Я) . – Якутск, 2003
Нормативно-методические документы в сфере образования. Выпуск 14. Министерство образования РС(Я). – Якутск, 2006
Образовательные технологии. Вып. III (сост. Л.И.Федорова) – Якутск: изд-во ИПКРО, 2007
Марцинковская Г.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996
Данилов Д.А., Корнилова А.Г. Социально-воспитательная работа в сельском социуме: региональные аспекты организационно-педагогического обеспечения. – Новосибирск: Наука, 1999
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе – М.,1996
Пахомова Л.С. Реализация школьного компонента географического образования (на примере курса «Якутск – город мой») – СПБ, 2003
Современное состояние и перспективы развития краеведения в регионах России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 1999
Вяземский Е. Актуальные проблемы школьного исторического образования на конференциях и семинарах Совета Европы – Преподавание истории и обществознания в школе, 2004, №9