Педагогический проект Родительская школа

РОДИТЕЛЬСКАЯ ШКОЛА

ПРОЕКТ
«Воспитание представляется ложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить..?
Два правила я бы дал для воспитания: самому не только жить хорошо, но работать над собой, постоянно совершенствуясь...
Л.Н. Толстой
«Антология Гуманной Педагогики»


1. ПРОБЛЕМА
В современной школе меняется многое: структура и ее содержание, позиция педагогов и учащихся, микроклимат их взаимоотношений. Управление школой становится более демократичным и значит - более демократичны отношения в педагогическом треугольнике: учитель - ученик - родители.
Перестали быть эффективны некоторые формы работы с родителями: родительские собрания, вызовы родителей в школу... А что же осталось?
Остались родители и дети - с их радостями, горестями, разрешимыми и порой неразрешимыми проблемами, потребность в своевременном совете мудрого, знающего детскую психологию педагога... Остался учитель, нуждающийся в сотрудничестве с родителями: опытный учитель с его проблемами пересмотра логики и содержания этого сотрудничества и молодой, нередко растерявшийся, еще не умеющий найти контакты с более опытными людьми в лице родителей его воспитанников.
Мы провели социально-педагогическое исследование семьи, чтобы выявить отношение родителей к школе, педагогические традиции семьи, условия для воспитания детей. Информация о состоянии семьи помогла нам глубже понять проблему детей, правильно выстроить свою работу с родителями.
В результате обследования мы выявили, что постоянные, деловые отношения со школой поддерживают 30 % семей, теплые дружеские - 17 %, хороших контактов нет у 20 % родителей, конфликт с педагогами -4%.
Также по результатам психологического тестирования учителей нашей школы мы выясняли, что 66 % учителей предпочли бы общаться только с учениками, около 30 % - с учениками и коллегами и всего 4 % хотели бы общаться с родителями. Эти результаты показали, что мы, учителя, охотнее всего говорим об общении с детьми, менее охотно - с коллегами и почти исключаем общение с родителями. Хотя общеизвестно, что обучение будет наиболее продуктивным лишь в том случае, если мы будем общаться с ребенком и его родителями, используя различные формы работы с ними.
Таким образом, исследования показывают, что потребность во взаимодействии испытывают обе стороны - и семья, и школа.


2. ГИПОТЕЗА
Если мы создадим программу работы с родителями, то это усилит связь семьи и школы и поможет родителям установить гуманно-личностные отношения с детьми в семье. В таком случае результат образовательного процесса станет более плодотворным, уменьшатся социальные отклонения в поведении детей.
3. КОНЦЕПЦИЯ
«Педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей...» - говорил В.А.Сухомлинский. Он придавал большое значение системе педагогического просвещения, повышению педагогической культуры родителей.
Необходимость тесной связи семьи и школы подчеркивается в Законе «Об образовании». Это нашло отражение в Уставе нашей школы (приложение).
Объединение усилий школы и семьи предусматривает установление правильных взаимоотношений и полного понимания задач воспитания. Педагогический аспект этого единства предполагает создание воспитывающей обстановки в школе и семье, единство требований к детям, умелое использование разнообразных методов и приемов воспитания не противоречащих друг другу.
Принципиальным является положение о том, что школе принадлежит ведущая, определяющая роль в системе народного образования. А.С. Макаренко писал: «Сейчас я настаиваю на том, что правильной воспитательной организацией, руководящей воспитательной организацией по отношению к отдельному учителю и по отношению к отдельному ученику и по отношению к семье должна быть школа».
Ш.А. Амонашвили рассматривает семью как опору всего будущего. В его Школе Жизни работа с родителями направлена на то, чтобы ребенок оказался в единой образовательной среде в школе и в семье.
Познакомившись со взглядами классиков педагогики на проблему взаимодействия двух сторон - учителя и родителей и изучив современную методическую литературу по данной теме, мы убедились, что сотрудничество школы и семьи является одной из приоритетных задач педагогики. Решение этой проблемы приведет к возникновению нового уровня взаимоотношений «педагогического треугольника»: учитель - родители - ребенок. Значит, мы должны установить более тесную связь с родителями. Существуют различные формы работы с семьей. Самой действенной мы считаем организацию родительской школы, потому что воспитательная работа немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей.
При реализации сотрудничества предлагаем использовать систему педагогических принципов:
Общепедагогические принципы, лежащие в основе образовательной системы: принцип гуманизации, индивидуализации, системности, природосообразности.
Принципы дидактики.
Принципы воспитания, психологии.
Методические принципы.

4.ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
У истоков воспитания извечно стоит социум, наиболее мощный по исходным влияниям на развитие ребенка и поразительно стихийный в дидактическом отношении. А социум - это прежде всего семья, чье педагогическое воздействие издавна пытаются упорядочить теоретики и практики.
Такого рода попытки когда-то приняли форму психолого-педагогического просвещения населения или, проще, родительского всеобуча.
Ликбез для родителей был вполне адекватен своему времени - времени единообразной школы, времени всеобщей политизированности и организованности. Но вот идеологические надзиратели исчезли. Лишившись привычной руководящей опоры, педагогическое обучение родителей в школе довольно скоро сократилось до крох текущей информации, которые выдаются классным руководителем на родительском собрании. Так может это и хорошо? Может быть, это идет естественный процесс отмирания бюрократической обязаловки в демократизируемой системе? Возможно. Но, прежде чем утвердиться в каком-либо мнении, обратим внимание на ряд факторов и обстоятельств:
Усилилась напряженность взаимоотношений семьи и школы.
Школа, понимающая явно растущие возможности семьи (детей стало меньше, образование родителей серьезнее и т.п.), все жестче требуют от нее прямой педагогической поддержки.
Родители, вынужденные всерьез реализовывать такого рода учительские требования, поневоле становятся соавторами педагогического труда.
Вследствие этого же начинают гораздо более критически оценивать работу учителя и школы в целом. Критический настрой родителей по разным каналам передается детям, объективно снижая качество дидактической атмосферы в классе и в школе.
Если эту сторону взаимоотношений не изменить, то педагогический авторитет будет снижаться, соответственно сокращая продуктивность взаимодействия обеих заинтересованных сторон.
Сегодня разрешить напряженность взаимных ожиданий и требований можно через обновленную системную психо
·логопедагогическую подготовку родителей. Не использовать эту возможность - значит заведомо снизить уровень развития ребенка, а то и общества.
Мы предлагаем восстановить ту часть опыта организации фронтального педагогического обучения родителей, которая оказывается полезной, независимо от политической и образовательной конъюнктуры. А также дифференцировать подготовку различных групп родителей с учетом их культурно-образовательного потенциала, их запросов в области психолого-педагогических знаний, ожиданий к школе и собственному ребенку, с учетом видения ими собственной роли во взаимодействии семьи и школы.

Формы дифференцированной работы
Прямая дидактическая подготовка родителей.
Вместо традиционных установочных занятий с родителями будущих первоклассников «Как готовить ребенка к школе» проводить курсы совместной подготовки к школе детей и родителей.
Проведение уроков для родителей по узловым программным темам основных предметов.
Подготовка родителей специфических групп детей.
Различные формы групповой и индивидуальной работы с психологом по коррекции семейных отношений.
Мы предлагаем создать родительскую школу, где в новом виде педагогический всеобуч может стать эффективным средством направленного влияния педагогов - профессионалов на стихию семейной педагогики.

5.ЦЕЛЬ
Создать родительскую школу для усиления сотрудничества педагогов и родителей. Повысить педагогическую культуру родителей. Вывести на новый уровень взаимоотношения трех сторон педагогического треугольника:
учитель родители
ребёнок

6.ЗАДАЧИ
Изучить педагогическую и психологическую литературу по данной теме.
С помощью современных методов диагностики выбрать эффективные формы работы с родителями.
Разработать программу родительской школы. 7. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


Задачи
Мероприятия
Ожидаемые
результаты

1 этап. Подготовительный (март - май)

1
Изучить литературу по теме.
Самообразование педагогов. Работа в библиотеке, работа с каталогами.
Приобретение теоретических знании.

2
Сбор информации
Анкетирование, устный опрос, изучение опыта других образовательных педагогических учреждений
Определение начального уровня педагогических знаний родителей, их мотивации.

3
Выбор актива
Анкетирование, родительское собрание.
Привлечение к педагогическому процессу сторонников и помощников из числа родителей. Укрепление сотрудничества родителей и учителей

2 этап. Разработка программы (июнь - август)

1
Сформировать идеи, положенные в основу работы и продумать принципы отбора материала.
Совещание учителей и родительского актива,
Направление программы, соответствующей социальному заказу общества.

2
Выбрать эффективные формы работы.
Изучение результатов анкетирования
Наличие позитивных способов и форм общения

3
Продумать эмоционально-психологический аспект работы
Консультации психологов.
Учет специфики каждой семьи, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.


Показать практическую направленность обучения
Практические задания в конце каждого этапа и практические занятия в Школе.
Родители убеждаются в действенности и пользе мероприятий.

3 этап. Практическая реализация проекта. Оформление проекта (август).


Составить план «Родительской школы».
Заседание творческой группы. Работа над планированием.
Наработана программа «Родительской школы».

4 этап. Заключительный.
Отслеживание результатов оформления проекта (август).

1
Разработать критерии оценки эффективности совместной работы, отследить и проанализировать результаты работы
Составить диагностическую карту
Сделан вывод о готовности программы

2
Внести дополнения и изменения в проект
Совещание учителей и родительского актива
Принятие программы «Родительской школы»



8.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация программы предполагает повышение педагогической культуры родителей; создание единой образовательной среды в школе и дома; создание условий для повышения успеваемости учащихся; улучшение взаимоотношений между учителями, родителями и учеником.
Сотворческий характер встреч с родителями позволит учителю добиться более эффективного управления на уровне класса. Изменится роль и место родителей в образовательной политике школы. Родители станут активными участниками образовательного процесса школы.

9.РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Кадры: учителя, родители, психолог.
УМБ: учебно-методическая литература, тесты, анкеты, кабинет психолога (используется для индивидуальных бесед), видеокамера, аудио- и видеозаписи, фотоаппарат.


ПРИЛОЖЕНИЕ
ВЫПИСКА ИЗ УСТАВА МКОУ СОШ
Родители имеют право:
выдирать формы обучения, образовательные учреждения;
защищать законные права и интересы ребенка, выступать их законным представителем без особых полномочий;
дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) образование в семье;
Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения по решению родителей (законных представителей) продолжить обучение в школе при положительной аттестации.
принимать участие в работе Совета образовательного учреждения, родительских комитетов;
вносить предложения по улучшению работы с детьми и по организации дополнительных предложений по улучшению работы с детьми и по организации дополнительных услуг, выбирать педагога;
требовать уважительного отношения к ребенку;
обращаться к классному руководителю, администрации школы для разрешения конфликтных ситуаций относительно ребенка;
ознакомиться со всеми документами, регламентирующими работу учреждения;
на оказание со стороны педагогического работника школы квалифицированной научно-педагогической помощи.
Родители обязаны:
воспитывать своих детей, заботиться об их физическом развитии, обучении, подготовке к общественно-полезной деятельности;
прививать ребенку уважение к труду, учебе, работникам школы, учить быть дисциплинированными, скромными, вежливыми;
отслеживать неукоснительное выполнение учащимися всех требований учебно-педагогического процесса;
- регулярно контролировать успеваемость учащегося, посещаемость занятий,
своевременно ставить в известность администрацию школы, классного руководителя о болезни ребенка или о возможности его отсутствия в школе, ликвидации академической задолженности учащегося;
обеспечить своевременную явку ученика на занятия опрятным, аккуратно одетым, причесанным и подстриженным; иметь все необходимые для успешного обучения и воспитания ребенка, в том числе эстетически обоснованную школьную форму одежды;
обеспечить соблюдение учащимися режима дня, правил личной гигиены, принимать участие в общественно-полезных делах школы, класса, оказывать посильное содействие в развитии школы, посещать родительские собрания;
отвечать за свой счет и своими средствами за порчу учащимися имущества школы, работников школы и других учащихся; строго соблюдать Устав школы, нести всю полноту ответственности вместе с учащимися за все нарушения Устава, внутреннего распорядка учреждения, требований учебно-педагогического процесса.
















15