Программа занятий Родительская школа
Программа родительской школы «Дорога взросления»
Тема семьи волновала людей во все времена, так как она является важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни.
По определению Н.Я.Соловьева, семья – это «малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связей, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство».
Семейные отношения связаны по принципу круговой причинности: дезадаптированное поведение детей усиливает дисгармонию в родительском отношении, что немедленно сказывается и в повышенной напряженности в сфере супружеского взаимодействия, и наоборот. Дети переносят стиль отношений в семье в сферу общения со сверстниками в школе, во дворе. Помимо этого, то, какие отношения устанавливают родители с ребенком, оказывает очень большое влияние на формирование его личности. Хотя считается, что все родители желают своему ребенку добра, воспитание детей может быть неправильным и негармоничным. Можно выделить несколько причин негармоничного воспитания, среди которых:
недостаток или полное отсутствие знаний у родителей о закономерностях развития ребенка, о трудностях, которые могут появиться по мере его роста и взросления;
недостаточная осознанность, а порой и стихийность воспитательных воздействий родителей, которые чаще всего пользуются стилем воспитания своих родителей, либо пытаются это делать полностью противоположным образом;
односторонность взгляда родителя на ребенка (наблюдают ребенка только в семье, а в школе он может проявляться по-другому);
проблемы взаимоотношения в семье.
В связи с этим стала необходимость проведения родительской школы направленной на развитие семейного взаимопонимания и сотрудничества. Приоритетной задачей психолога является научить родителей самостоятельно конструировать собственное поведение при взаимодействии с ребенком. Показать необходимость перестройки взаимоотношений с ним. Родители должны почувствовать, что единственно верного способа решения той или иной проблемы не существует. В совместной работе с психологом родитель начинает принимать психолога, понимать его роль и активно взаимодействовать с ним. В результате этого улучшается микроклимат в семье: родители лучше понимают своего взрослеющего ребенка, понимают причины трудностей и конфликтов, стараются считаться с его мнением. Родители признаются, что приемы, связанные с общением, особенно с умением слушать и слышать, даются им нелегко. Срабатывают старые привычки. Ведь это изменение и в самих себе. В то же время родители начинают чувствовать себя более уверенно и спокойно. Здесь психологу отводится роль поддержки родителя на этом новом пути.
Опыт работы взаимодействия с родителями в рамках родительской школы «Дорога взросления», в Усть-илимском экспериментальном лицее, апробирован в течение 10 лет. Родительская школа проводится по специально составленной программе на основе родительского клуба Т.Губкиной. Программа рассчитана на четыре встречи в течение года. Каждое занятие состоит из двух частей: теоретической и практической и рассчитана на 2 часа. После этого, как правило, отводится еще один час на личные беседы. Занятия проводятся с родителями учащихся первого года обучения в лицее. Данный возраст приходится на шестой класс и составляет 12-13 лет.
В родительской школе используются следующие приемы:
1. Лекционные приемы. Психолог сообщает родителям важную психологическую информацию по данным темам: «Я и мой ребенок – поиски взаимопонимания. Поддержка как стратегия конструктивного взаимодействия с детьми», «Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье. Какой должна быть похвала», «Как найти путь к бесконфликтной дисциплине. Правила о правилах», «Помощь родителей, – какой она должна быть? Чувства родителей и детей». Самым главным в изложении указанных тем является простота, жизненность и убедительность. В данном случае неуместно оперирование научной терминологией, наоборот, изложение должно быть предельно доступным.
2. Групповая дискуссия. Наиболее целесообразно использование дискуссий в двух формах: тематическая дискуссия, когда происходит обмен мнениями по темам лекций, или же дискуссия по типу анализа конкретных ситуаций и случаев.
3. Библиотерапия. Этот прием состоит в обсуждении содержания специально подобранных книг. В основном используются книги научно – популярного характера, посвященные проблемам семейной жизни и семейного воспитания.
Приоритетным направлением работы родительской школы является воспитательный процесс в семье. Для диагностики типа семейного воспитания и характера его нарушений используется опросник «АСВ» (Анализ семейного воспитания) Э.Г. Эйдемиллера. В жизни никогда не бывает так, чтобы все поведение родителей от рождения ребенка до его взросления описывалось одним стилем взаимоотношений, в ходе воспитания под воздействием тех или иных событий отношение родителей изменяется, приобретает те или иные черты. Чаще всего в поведении родителей смешаны несколько вариантов нарушений в воспитании. Данный опросник позволяет определить какие именно воспитательные позиции на данный момент времени стали для родителей ведущими. Тип нарушения воспитания ведет к развитию определенных черт характера, реакций ребенка и, как следствие этого, проблем в воспитании. Поэтому данная диагностика помогает психологу в оказании адресной помощи семье. Хотелось бы отметить, что родитель порой не осознает плоды «неправильного» воспитания и работа психолога является профилактикой неблагоприятных явлений во взаимоотношениях. Не всегда родитель серьезно подходят к рекомендациям психолога, т.к. особых проблем еще не испытывает. И такие родители через несколько лет приходят повторно на консультацию, когда проблема становится явной. В данном случае, к сожалению, приходится приложить намного больше усилий, чем в начале, когда это были только «звоночки».
Для родителей в методической папке психолога имеются ряд рекомендаций различного содержания.
Основные причины серьезных нарушений поведения детей:
1. Борьба за внимание. Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.
2. Борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки. Родители общаются в основном в форме указаний, замечаний и опасений. Они считают, что так прививают своим детям правильные привычки, приучают их к порядку, предупреждают ошибки. Это необходимо, но весь вопрос в том, КАК это делать. Если советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать. В такой ситуации родитель сталкивается с упрямством, своеволием, действиями наперекор. Смысл такого поведения для ребенка – отстоять право самому решать свои дела, и вообще, показать, что он личность. И неважно, что его решение подчас не очень удачно, даже ошибочно. Зато оно свое, - а это главное!
3.
· Желание отомстить. Дети часто бывают обижены на родителей. Причины могут быть очень разные: родители более внимательны к младшему; мать разошлась с отцом, и в доме появился отчим; родители постоянно ссорятсяМного и единичных поводов для обиды: резкое замечание, невыполненное обещание, несправедливое наказание. И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности – все те же протесты, непослушание, неуспеваемость в школе. Смысл «плохого» поведения в этом случае можно выразить так: «Вы сделали мне плохо – пусть и вам будет тоже плохо!»
4. Потеря веры в собственный успех. Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой – то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другом. Например, у мальчика могут не сложиться отношения в классе, а следствием будет запущенная учеба, в другом случае неуспехи в школе могут привести к вызывающему поведению дома. Подобное «смещение неблагополучия» происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он вообще теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это – в душе, а внешним поведением он показывает: «Мне все равно», «И пусть плохой», «И буду плохой!».
Беда «трудных» детей в том, что они, остро страдают от нереализации этих потребностей и, во-вторых – от попыток восполнить эту нехватку способами, которые ничего не восполняют. Почему же они так «неразумны»? Да потому, что не знают, как это сделать иначе? И поэтому всякое серьезное нарушение поведения подростка – это сигнал о помощи. Своим поведением он говорит нам: «Мне плохо! Помогите мне!»
Для того, чтобы помочь ребенку необходимо понять истинную причину непослушания и плохого поведения. Для этого есть простой способ: родителю необходимо обратить внимание на собственные чувства.
Если ребенок борется за внимание, то и дело досаждая своим непослушанием и выходками, то у родителя возникает раздражение.
Если подоплека стойкого непослушания – противостояние воле родителя, то у последнего возникает гнев.
Если скрытая причина – месть, то ответное чувство у родителя – обида.
Наконец, при глубинном переживании ребенком своего неблагополучия родитель оказывается во власти чувства безнадежности, а порой и отчаяния.
Дальше необходимо постараться не реагировать привычным образом, то есть, как ждет от вас ребенок. Главная задача родителя – перестать реагировать на непослушание прежними способами. И помощь родителя в каждом случае, конечно, будет разная. Если идет борьба за внимание, необходимо найти способ показать ребенку ваше положительное внимание к нему. Делать это лучше в относительно спокойные моменты, когда никто никому не досаждает и никто ни на кого не рассержен. Например, придумать какие-нибудь совместные занятия, игры или прогулки. И вы увидите, какой благодарностью отзовется ваш ребенок. Привычные непослушания вашего ребенка лучше пока оставить без внимания. Через время он обнаружит, что они не действуют, да и надобность в них, благодаря вашему вниманию, отпадет.
Если источник конфликтов – борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить свой контроль за делами ребенка. Для детей важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач. В отношениях очень помогает метод «надстройки»: вы не оспариваете решение, к которому он пришел, а договариваетесь с ним о деталях и условиях его выполнения. Но больше всего поможет избавиться от излишнего давления и диктата понимание, упрямство и своеволие ребенка – это лишь раздражающая вас форма мольбы: «Позвольте же мне, наконец, жить своим умом».
Если вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить ее вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, надо, конечно, постараться ее устранить.
Самая трудная ситуация – у отчаявшегося родителя и разуверившегося в своих силах подростка. Умное поведения родителя в этом случае – перестать требовать «полагающегося» поведения. Стоит «сбросить на ноль» свои ожидания и претензии. Наверняка ваш ребенок что-то может и к чему-то даже очень способен. Найдите доступный для него уровень задач. Это ваш исходный плацдарм, с которого вы можете начать двигаться вперед. Организуйте с ним совместную деятельность, сам выбраться из тупика он не может.
При этом нельзя допускать в его адрес никакой критики! Ищите любой повод, чтобы его поощрить, отмечайте любой, даже маленький успех. Постарайтесь подстраховывать его, избавлять от крупных провалов. Стоит поговорить с учителями и попытаться сделать их в этом вашими союзниками. Вы увидите: первые же успехи окрыляют вашего ребенка.
В заключении несколько дополнительных замечаний. Бесполезно ждать, что ваши старания наладить мир и дисциплину в семье приведут к успеху в первый же день. Путь предстоит долгий и трудный, он потребует от вас немалого терпения. Главные усилия надо направить на то, чтобы переключать свои отрицательные эмоции (раздражение, гнев, обиду, отчаяние) на конструктивные действия. Да, в каком-то смысле придется менять себя. Но это – единственный путь воспитания вашего ребенка «трудного» ребенка. И последнее, что очень важно знать, в начале, при первых ваших попытках улучшить взаимоотношения, ребенок может усилить свое плохое поведение! Он не сразу поверит в искренность ваших намерений и будет проверять их. Так что придется выдержать и это серьезное испытание.
Желаем вам удачи и верим в ваш родительско - детский успех!
Материал подготовлен по книге: Общаться с ребенком. КАК? Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ: Астрель, 2007
Как разговаривать с подростками.
Создавайте благоприятный климат для общения. Родителям нужно постараться создать в семье такую атмосферу, когда разговор с ребенком был бы естественным. Очень эффективный способ это выделить регулярное время для общения с подростком. Семейный обед или ужин прекрасная возможность провести время вместе.
Овладевайте искусством «разговора между делом».
Не навязывайтесь с советами. Подросток никогда в жизни не последует вашему совету, каким бы хорошим он ни был, если он облачен в форму прямого указания. Делитесь с ним собственным опытом, рассказывайте о своих переживаниях, но не превращайтесь в грозного начальника. Ваш ребенок должен научиться прислушиваться к мнению других, не чувствуя при этом, что ущемляется его достоинство.
Выступайте единым фронтом. Наверное, каждый ребенок время от времени пытается противопоставить одного родителя другому. Родителям следует раз и навсегда запомнить, что выяснять отношения можно только за закрытыми дверями.
Дайте детям возможность уединиться подросткам необходимо чувствовать себя самостоятельными. В большинстве случаев они готовы удовлетвориться хотя бы иллюзией свободы от родительского «диктата». Подросток при всей своей ершистости всегда готов сделать шаг нам на встречу, если чувствует доверие к нему.
15