Рабо (8 класс)чая программа по физике к УМК Л.Э. Гендельштейн
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ФИЗИКЕ В 8 КЛАССЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основании Основной Образовательной Программы Основного Общего Образования с учетом авторской программы Л. Э. Генденштейн, В. И. Зинковский (из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений 7 – 9 кл.” М., Мнемозина, 2013. год),в соответствии с годовым календарным планом-графиком лицея на 2015-2016 учебный год.
Настоящая программа по физике для 7-9 классов основной школы входит в учебно-методический комплект по физике для учащихся 7-9 классов. Содержание программы обусловлено, во-первых, задачами развития, обучения и воспитания учащихся, заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств; во-вторых, предметным содержанием системы общего среднего образования; в-третьих, психологическими возрастными особенностями обучаемых.
В задачи обучения физике входят:
Развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
Овладение школьниками знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
Усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости её познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
Формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Цели изучения физики в основной школе:
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирования на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений в виде таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
воспитание убеждённости в возможности познать природу, необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества;
уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни.
Физика является наиболее общей из наук о природе: именно при изучении физики ученик открывает для себя основные закономерности природных явлений и связи между ними. И цель обучения — не запоминание фактов и формулировок, а формирование «человека познающего», то есть такого, который любит думать, сопоставлять, ставить вопросы и делать выводы.
Порядок изложения учебных тем в данной программе учитывает возрастные особенности учащихся и уровень их математической подготовки.
В 8-м классе при изучении физики желательно уделять больше внимания разбору и решению задач. Педагогам и методистам хорошо известно, что понимание учениками физики приходит не сразу, а постепенно, во многом — благодаря многократному и всестороннему рассмотрению «учебных ситуаций» при решении задач. В результате у учащихся формируется физическая интуиция — главное условие понимания физики — и создаётся положительное отношение к этому важному предмету. Уровень математической подготовки учащихся в 8-м классе еще невелик. Поэтому темы второго года обучения содержат простые в математическом отношении модели, например: уравнение
теплового баланса, закон Ома для участка цепи, ход световых лучей при отражении от зеркала и при прохождении сквозь линзы. Вопросы, связанные с электромагнитными волнами, в 8-м классе рассматриваются в обзорном порядке: здесь нет доступных для школьников простых моделей, позволяющих формулировать расчётные задачи. Важно, чтобы ученики поняли главное: электрическое и магнитное поля могут взаимно порождать друг друга и благодаря этому удаляться на огромные расстояния от породивших их электрических зарядов. Это и есть электромагнитные волны, которые обеспечивают теле- и радиосвязь (можно указать на популярные среди учащихся средства связи, например мобильные телефоны).
Содержание программы курса физики. 8 класс.
Основное содержание программы соответствует авторской программы Л. Э. Генденштейн, В. И. Зинковский (из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений 7 – 9 кл.” М., Мнемозина, 2013. СМ. с.17-20
Планируемые результаты изучения программы
В результате изучения программы учащиеся 8 класса должны:
1. Владеть методами научного познания
1.1. Собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений.
1.2. Измерять: температуру, силу тока, напряжение, период колебаний маятника, фокусное расстояние собирающей линзы.
1.3. Представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять эмпирические закономерности:
— силы тока в резисторе от напряжения;
— температуры тела от времени при теплообмене.
1.4.Объяснить результаты наблюдений и экспериментов:
— процессы испарения и плавления вещества;
— испарение жидкостей при любой температуре и ее охлаждение при испарении.
1.5. Применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений:
— силу тока при заданном напряжении;
— значение температуры остывающей воды в заданный момент времени.
2. Владеть основными понятиями и законами физики
2.1. Давать определения физических величин и формулировать физические законы.
2.2. Описывать:
— физические явления и процессы;
— изменения и преобразования энергии при анализе: нагревания проводников электрическим током, плавления и испарения вещества.
2.3. Вычислять:
— энергию, поглощаемую (выделяемую) при нагревании (охлаждении) тел;
— энергию, выделяемую в проводнике при прохождении электрического тока (при заданных силе тока и напряжении).
2.4. Строить изображение точки в плоском зеркале и собирающей линзе.
3. Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической)
3.1. Называть:
— преобразования энергии в двигателях внутреннего сгорания, электрогенераторах, электронагревательных приборах.
3.2. Приводить примеры:
— экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых, атомных и гидроэлектростанций
— опытов, подтверждающих основные положения молекулярно-кинетической теории.
3.3. Читать и пересказывать текст учебника.
3.4. Выделять главную мысль в прочитанном тексте.
3.5. Находить в прочитанном тексте ответы на поставленные вопросы.
3.6. Конспектировать прочитанный текст.
3.7. Определять:
— промежуточные значения величин по таблицам результатов измерений и построенным графикам;
— характер тепловых процессов: нагревание, охлаждение, плавление, кипение (по графикам изменения температуры тела со временем);
— сопротивление металлического проводника (по графику зависимости силы тока от напряжения);
3.8. Сравнивать сопротивления металлических проводников (больше—меньше) по графикам зависимости силы тока от напряжения
Знать
смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
Уметь
описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление и дисперсию света;использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний тепловых и электромагнитных явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире.
Учебно-тематический план по физике в 8 классе
№
п/пНазвание
темы Всего
часов Число
лабораторных
работ Часы на
контрольные
работы
1 Тепловые явления
17 1 2
2 Электромагнитные явления 30 7 2
3 Оптические явления
18 4 1
4 Резерв времени
4 - -
По программе
70 12 5
Календарно - тематическое планирование по физике для 8 класса
(35учебных недель, 2 часа недели)
№ урока Дата Тема урока Характеристика основных видов деятельности учеников Примечание
План Факт Тепловые явления( 17ч)
1 Внутренняя энергия Знать / понимать смысл физических величин: количество теплоты, внутренняя энергия, теплопередача, способы изменения; внутренней энергии; определение количества теплоты, внутренней энергии, теплопередачи; Уметь описывать физические явления и процессы превращения внутренней энергии при взаимодействии тел; теплопередача. 2 Температура.
Виды теплопередачи Знать смысл физической величины: температура; определение температуры, единицы измерения и обозначение температуры, Уметь измерять температуру, приводить примеры на сравнение температур у тел; описывать физические явления и процессы, анализировать связь температуры вещества с движением частиц; 3 Удельная теплоёмкость Знать определение количества теплоты, удельной теплоемкости; единицы измерения, Уметь объяснять физический смысл понятия удельной теплоёмкости, пользоваться таблицей УТ. 4 Решение задач.
Знать физический смысл величин: количества теплоты, удельная теплоёмкость. Уметь работать с таблицами, решать задачи, конспектировать прочитанный текст; решать задач по теме «Количество теплоты». 5 Лабораторная работа.№1 «Измерение удельной теплоёмкости вещества». Уметь: проводить наблюдения процесса теплопередачи, рассчитывать количество теплоты, необходимое для нагревания воды и выделяемое при охлаждении тела 6 Обобщающий урок по теме «Количество теплоты». Знать определения, формулы, обозначения, единицы измерения внутренней энергии, количества теплоты, удельной теплоёмкости, уравнение теплового баланса.
Уметь: применять формулы к решению задач; применять эти знания на практике для объяснения примеров в природе, быту и технике. 7 Контрольная работа№1 по теме
«Количество теплоты». Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 1-5 8 Энергия топлива. Удельная теплота сгорания Знать физический смысл величин: количества теплоты, удельная теплота сгорания топлива; Закон сохранения энергии в тепловых 9 Решение задач по теме «Энергия топлива» Знать физический смысл величин: количества теплоты, удельная теплота сгорания топлива; формулу для определения количества теплоты, выделившегося при полном сгорании топлива.
Уметь применять формулы к решению задач; работать с таблицами, решать задачи, анализировать полученный результат 10 Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления Знать агрегатные состояния вещества, сходства и различия в строении веществ в различных агрегатных состояниях, определения процессов плавления, кристаллизации, температуры плавления и кристаллизации.
Уметь объяснять как осуществляется переход из одного агрегатного состояния в другое, приводить примеры переходов 11 Парообразование и конденсация. Удельная теплота парообразования Знать определения: испарение и конденсация, кипения, парообразования, смысл физической величины - удельная теплота парообразования, знать формулу,
Уметь описывать и объяснять физические явления: испарение, конденсация, процессы поглощения и выделения энергии, приводить примеры; определять характер тепловых процессов 12 Решение задач по теме «Агрегатные состояния». Знать и уметь объяснять процесс кипения, смысл физической величины- удельная теплота парообразования, знать формулу.
Уметь применять её к решению задач, уметь пользоваться таблицей; 13 Насыщенный пар. Влажность воздуха Знать определение: насыщенный и ненасыщенный пар; смысл физической величины – влажность воздуха.
Уметь определять влажность воздуха, используя психрометр и таблицу. 14 Тепловые двигатели. Паровая турбина. Реактивный двигатель
Знать и понимать понятие и устройство теплового двигателя, паровой турбины, реактивного двигателя, формулу КПД Уметь объяснять принцип работы по таблице; называть преобразования энергии; 15 Преобразование энергии при работе тепловых двигателей. КПД теплового двигателя Знать строение и работу ДВС.
Уметь объяснять, используя таблицу; называть преобразования энергии в ДВС; приводить примеры экологических последствий работы ДВС, тепловых машин; применение двигателей внутреннего сгорания. 16 Обобщающий урок по темам «Изменения агрегатного состояния»,«Тепловыедвигатели». Знать строение и работу ДВС. Знать и понимать смысл КПД, формулу КПД, ед. измерения, КПД теплового двигателя, экологические проблемы использования тепловых двигателей, вопросы защиты окружающей среды.
Уметь рассчитывать КПД при решении задач; преобразование энергии при работе тепловых двигателей. 17 Контрольная работа.№2 по темам «Изменения агрегатного состояния», «Тепловые двигатели». Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 8 – 17. 2. Электромагнитные явления (30ч)
18 Анализ к.р.Электризация тел 19 Носители электрического заряда. Проводники и диэлектрики Знать определение электрического взаимодействия, понятие «электризации тел при соприкосновении», способы электризации тел, два рода зарядов Уметь описывать и объяснять электрические взаимодействия, процесс электризации тел, объяснять устройство и принцип действия электроскопа и электрометра, пользоваться электроскопом. 20 Закон сохранения электрического заряда. Взаимодействие электрических зарядов Знать понятие электрического заряда, единицу измерения заряда, частицы, обладающие наименьшим электрическим зарядом, положительного и отрицательного ионов, Уметь объяснять природу электрического заряда, приводить примеры явления электризации, описывать и объяснять модели строения простейших атомов, явление электризации на основе знания о строении атома и атомного ядра, 21 Электрическое поле Знать формулировку закона сохранения электрического заряда.
Уметь описывать и объяснять взаимодействие электрических зарядов. 22 Электрический ток. Действия электрического тока. Знать определение напряжения, единицу измерения и физический смысл напряжения, формулу для определения напряжения, прибор для измерения напряжения и правила работы с ним,
Уметь объяснять «картины» электрического поля; 23 Сила тока и напряжение Знать понятие электрического тока, источников ЭТ, условия возникновения и существования ЭТ; понятие электрической цепи, составные части ЭЦ, их условные обозначения; действия ЭТ
Уметь чертить схемы электрических цепей; объяснять действия ЭТ и его направление. 24 Лабораторная работа.№ 2 «Сборка электрической цепи. Измерение силы тока и напряжения». Знать определение силы тока и напряжения, единицу измерения и физический смысл силы тока и напряжения, формулы для определения силы тока напряжения, приборы для измерения силы тока и напряжения и правила работы с ними.
Уметь применять формулы силы тока и напряжения при решении задач. 25 Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи Знать способы подключения амперметра и вольтметра в ЭЦ
Уметь собирать электрические цепи, пользоваться амперметром и вольтметром для определения силы тока и напряжения в цепи, чертить схемы электрических цепей 26 Лабораторная работа.№ 3 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Измерение сопротивления». Знать определение электрического сопротивления, единицу измерения сопротивления, ее физический смысл; физический смысл удельного сопротивления, единицы измерения и формулу для его расчетаУметь объяснять причину возникновения сопротивления, собирать электрическую цепь по рисунку, измерять силу тока и напряжение, чертить схему электрической цепи, применять формулу для расчета сопротивления;.27 Обобщающий урок по темам «Электрические взаимодействия», «Электрический ток». Знать определение электрического сопротивления, единицу измерения сопротивления, ее физический смысл;
Уметь пользоваться формулой закона Ома для участка цепи. 28 Контрольная работа № 3 по темам «Электрические взаимодействия», «Электрический ток». Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 20 – 28. 29 Анализ контрольной работы.Последовательное и параллельное соединения проводников
Знать законы последовательного и параллельного соединения проводников.
Уметь объяснять особенности последовательного и параллельного соединения; применять закон Ома и законы последовательного и параллельного соединения для решения задач; 30 Решение задач.
Уметь применять изученные законы к решению задач; решать задачи на последовательное и параллельное соединения проводников. 31 Лабораторная работа № 4 «Изучение последовательного соединения проводников».
Знать законы последовательного соединения проводников.
Уметь объяснять особенности последовательного соединения; применять закон Ома и законы последовательного соединения для решения задач; собирать электрическую цепь и проверять на опыте закономерности последовательного соединения. 32 Лабораторная работа № 5 «Изучение параллельного соединения проводников».
Знать законы параллельного соединения проводников.
Уметь объяснять особенности параллельного соединения; применять закон Ома и законы параллельного соединения для решения задач; собирать электрическую цепь и проверять на опыте закономерности параллельного соединения.
33 Работа и мощность электрического тока
Знать определение работы и мощности ЭТ, единицу измерения работы и мощности ЭТ, физический смысл работы и мощности ЭТ; формулы для определения работы и мощности ЭТУметь пользоваться таблицей мощностей различных электрических устройств. 34 Примеры расчёта электрических цепей
Знать законы последовательного и параллельного соединения проводников.
Уметь объяснять особенности последовательного и параллельного соединения; применять закон Ома и законы последовательного и параллельного соединения для решения задач; 35 Лабораторная работа№ 6 «Изучение теплового действия тока и нахождение КПД электрического нагревателя» Знать единицы работы ЭТ и количества теплоты, формулу и формулировку закона Джоуля-Ленца.
Уметь применять полученные знания к решению задач; 36 Полупроводники и полупроводниковые приборы Знать понятие полупроводника, его свойства и особенности; основные полупроводниковые приборы, особенности их работы; носителей заряда в полупроводниках.
Уметь объяснять возникновение носителей заряда в полупроводниках; 37 Обобщающий урок по темам «Электрические цепи», «Работа и мощность тока». Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 31– 38. 38 Контрольная работа.№4 по темам «Электрические цепи», «Работа и мощность тока». Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 31– 38. 39 Анализ контрольной работы. Магнитные взаимодействия
Знать устройство и принцип взаимодействия постоянных магнитов; определение электромагнита и его использование;
Уметь объяснить принцип взаимодействия постоянных магнитов. 40 Магнитное поле. Действие магнитного поля на проводник с
током и на рамку с током
Знать понятие магнитного поля и его физический смысл; устройство электрического двигателя.
Уметь изображать магнитное поле графически, объяснить графическое изображение магнитного поля прямого тока при помощи магнитных силовых линий; 41 Лабораторная работа.№ 7 «Изучение магнитных явлений».
Уметь объяснить принцип взаимодействия постоянных магнитов, принцип взаимодействия между проводниками с токами и магнитами; изображать магнитное поле графически, 42 Электромагнитная индукция
Знать вклад Фарадея в обнаружение связи между ЭП и МП, формулировку правила ЛенцаУметь описывать явление электромагнитной индукции, приводить примеры проявления и применения электромагнитной индукции в технике;. 43 Производство и передача электроэнергии Знать определение переменного тока и принцип действия генератора; устройство и принцип действия трансформатора, как осуществляется передача электроэнергии;
Уметь объяснить, почему электроэнергию передают под высоким напряжением; 44 Лабораторная работа.№8 «Наблюдение и изучение явления элекромагнитной индукции. Принцип действия трансформатора». Уметь собирать электрическую цепь по рисунку, производить измерения и снимать показания приборов, делать выводы. 45 Электромагнитные волны Знать смысл понятия «электромагнитные волны», свойства электромагнитных волн; вклад Герца и Попова в развитие радио; Уметь объяснять принцип возникновения колебаний в колебательном контуре; работу мобильного телефона. 46 Обобщающий урок по темам «Магнитные взаимодействия», «Электромагнитная индукция». Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 41– 47. 47 К.Р.№5 по темам «Магнитныевзаимодействия», «Электромагнитная индукция». Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 41– 47. 3. Оптические явления (18 ч)
48 Анализ контрольной работы.
Действия света. Источники света
Знать понятие света, действия света, источники света, кто впервые измерил скорость света.
Уметь объяснить, что для нас значит солнечный свет, как измерили скорость света, свечение живых организмов. 49 Прямолинейность распространения света. Тень и полутень
Знать определение света, формулировку закона прямолинейного распространения света, процесс образования тени и полутениУметь изображать закон, называть источники света, объяснять образование тени, полутени, находить и объяснять примеры из жизни 50 Отражение света
Знать закон отражения света, виды отражения: зеркальное и диффузное.
Уметь изображать закон при выполнении заданий, находить проявления закона в жизни 51 Изображение в зеркале
Знать свойства изображения, даваемого зеркалом, принцип построения изображения в зеркале, понятия мнимого и действительного изображений.
Уметь строить изображение в зеркале. 52 Решение задач.
Знать закон прямолинейного распространения света, закон отражения светаУметь собирать электрическую цепь, работать с лабораторным оборудованием, чертить падающие и отраженные лучи. 53 Лабораторная работа.№9 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света». Знать закон преломления света, ход лучей в плоскопараллельной пластине.
Уметь описывать явление преломления света, строить ход лучей при переходе света из одной среды в другую. 54 Преломление света
Знать закон прямолинейного распространения света, закон преломления света, ход лучей в плоскопараллельной пластине.
Уметь собирать электрическую цепь, работать с лабораторным оборудованием, чертить падающие и преломленные лучи. 55 Лабораторная работа.№10 «Исследование явления преломления света». Знать закон прямолинейного распространения света, закон преломления света, ход лучей в плоскопараллельной пластине.
Уметь собирать электрическую цепь, работать с 56 Линзы 57 Изображения, даваемые линзами Знать основные понятия, которые характеризуют линзы: оптическая ось, оптический центр, фокус, фокусное расстояние, Уметь применять их при построении изображения в тонкой линзе. 58 Решение задач.
Знать виды линз, оптические характеристики линзы, формулы оптическая сила линзы и тонкой линзы.
Уметь строить изображения, даваемые собирающей линзой и даваемые рассеивающей линзой. 59 Лабораторная работа№ 11 «Изучение
свойств собирающей линзы». Уметь решать задачи по темам «Преломление света», «Линзы». 60 Глаз и оптические приборы Знать алгоритм получения изображения в собирающей линзе.
Уметь строить изображения, даваемые собирающей линзой, работать с лабораторным оборудованием, делать выводы по работе. 61 Микроскоп и телескоп
Знать: как устроен микроскоп, как устроен телескоп.
Уметь определять «на глаз» расстояние до предметов. 62 Дисперсия света
Знать понятия спектра, дисперсии света, чем обусловлена дисперсия света.
Уметь применить полученные знания в повседневной жизни. 63 Лабораторная работа№12 «Наблюдение явления дисперсии света».
Уметь применить полученные знания на практике, работать с лабораторным оборудованием. 64 Обобщающий урок по теме «Оптические явления». Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 50 – 65. 65 Контрольная работа №6 по теме «Оптические явления». 66 Анализ контрольной работы. Обобщающее повторение. 67 Обобщающее повторение. 68 Обобщающее повторение. 69 Подведение итогов учебного года.
70 Подведение итогов учебного года.
Учебно-методическое и информационное обеспечение курса
Учебник: Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов, В.Б. Кожевников. Физика. 8класс. В 2ч. Ч.1. учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2012.
Задачник для общеобразовательных учреждений. Физика 8 класс. Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик, И.М. Гельфгат.
М.: Мнемозина, 2012