Понятие связной речи и ее формирование в онтогенезе


Понятие связной речи и ее формирование в онтогенезе
Многие авторы рассматривают характеристику связной речи и ее особенности развития с разных сторон: Е.И. Тихеев, А.М. Бородич – с педагогической, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский – с психологической, А.А. Леонтьев, Т.В. Ахутина – с психолингвистической, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, В.К. Воробьева – с логопедической.Это обусловлено тем, что «связная речь» является высшей формой речемыслительной деятельности.
В общем смысле, связную речь, характеризуют, как смысловое развернутое высказывание, которое обеспечивает общение.
По мнению С.Л. Рубинштейна, одной из составляющих словосочетания «связная речь» является лексема «связная», которая конкретизирует вид речевой деятельности, характеризует ее особенности.
По определению толкового словаря «связная» значит хорошо изложенная, логически стройная. Очевидно, что корень слова «связная» объединяет такие слова как связь, связка, связанный, связать др. Согласно этому, мы пришли к выводу, что при связной речи между словами обязательно должна быть связь, последовательность.
В.П. Глухов считает, что основная функция связной речи коммуникативная. Связная речь – это тематически объединённые фрагменты речи, которые представляют собой единое смысловое, структурное целое развернутое изложение.
А.В. Текучева указывает, что под «связной речью» в широком понимании, можно считать любое высказывание, составные языковые части которого, построены логично и грамматически правильно согласно законам данного языка.
В.К. Воробьева рассматривает связную речь как вид речемыслительной деятельности, результатом которой является текстовое сообщение. Работу речемыслительной деятельности можно охарактеризовать с точки зрения двух уровней - внутреннего, предметно-смыслового, и внешнего, формально-языкового. Внутренний план, включает в себя многочисленное количество программ: это и программа отдельно взятого предложения и целого текстового сообщения, которые отражают содержание, заданное интеллектом. Сбой в работе предметно-смыслового уровня приводит к нарушению речевого высказывания, потери мысли и непониманию такого сообщения партнером.
М.М. Алексеева и В.И. Яшина отмечают, что понятие «связная речь» включает в себя как диалогическую, так и монологическую формы речи. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
О.С. Ушакова и В.П. Глухов считают, что диалогическая речь (диалог) – это форма речи, которая состоит из обмена высказываниями-репликами, она формируется первой в процессе развития и носит ярко выраженную социальную направленность. При этом особую роль играет мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слова.
По сравнению с диалогической, монологическая речь (монолог) – это связное высказывание одного лица, цель которого – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности.
Монолог, по мнению О.С. Ушаковой, вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.
Э.П. Короткова, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев считают, что основными свойствами монологической речи являются: односторонний и неизменный характер высказывания, непринужденность, полнота и логическая последовательность изложения, которая направлена на слушателя, незначительное употребление невербальных средств передачи информации. Как правило, содержание (замысел) монологического высказывания, заранее планируется в последовательном, связном изложении. Процесс формирования связного развернутого высказывания задействует как слуховое, так и зрительное восприятия, подразумевает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения.
О.А. Нечаева указывает, что в дошкольном возрасте основными функционально-смысловыми типы устной монологической речи являются описание, повествование и элементарные рассуждения.
Однако А. Р. Лурия, и ряд других авторов, таких как В.В. Гербова, С.Н. Карпова, Н.В. Клюева, А.А. Люблинская, М.М. Кольцова, наряду с существующими различиями отмечают определенное сходство и взаимосвязь диалогической и монологической форм речи.
Прежде всего, их объединяет общая система языка. Монологическая речь, возникающая у ребенка на основе диалогической, впоследствии органично включается в разговор, беседу.
Анализ данных форм речи показывает, что монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания.
Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием подробно рассматриваются в работах Л.А. Пеньевской, Л.П. Федоренко, Т.А. Ладыженской, М.С. Лаврик.
Т.В. Волосовец считает, что в течение первого года жизни ребенка в процессе общения со взрослым, формируются предпосылки для развития связной речи. К концу первого года жизни появляются первые слова. На втором году жизни сначала слова носят обобщенно-смысловой характер, затемначинают служить обозначениями предметов. Постепенно появляются первые предложения. К третьему году жизни активно увеличивается словарный запас, развивается понимание речи окружающих, усложняется структура предложений. Дети пользуются диалогической формой речи.
Разные исследователи указывают, что у детей без нарушений речевого развития зачатки связной речи появляются в высказываниях примерно в возрасте 2-3 лет.
По мнению Ф.А. Сохина, за счет увеличения объёма словаря в дошкольном возрасте активно развивается связная речь. Дети начинают понимать и активно пользоваться в собственной речи прилагательными, наречиями, появляются придаточные предложения. Рассказы детей в большинстве случаев копируют образец взрослого, они не могут самостоятельно отличить существенные детали в рассказе от второстепенных.
На формирование диалогической речи в процессе роста оказывает влияние развитие мышления, памяти, внимания, объём словаря и грамматического строя. В возрасте трех лет быстрыми темпами развивается фонематическое восприятие, и дети усваивают звукопроизношение. Известно, что, звуковая сторона речи ребенка полностью формируется к четырем-пяти годам жизни. В возрасте четырех лет происходит усложнение фразовой речи, предложения включают в себя 5-6 слов, дети используют предлоги, союзы, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. К пяти годам ребенок медленно переходит от отдельных высказываний к более логичному и достаточно полному изложению.
По словам Е.И. Тихеевой к пяти - шести годам у детей должны сформироваться элементарные формы монологической речи: рассказ и пересказ. Для детей пересказ художественного произведения более близок, так как ребенок ориентируется на уже готовый образец, который вызывает у него эмоции, заставляет сопереживать героям и тем самым мотивирует ребенка запомнить и пересказать услышанный текст.
По мнению А.А. Леонтьева, к семи годам дошкольники способны самостоятельно составлять сюжетный рассказ, выделять его начало, основную часть и окончание, способны использовать прямую речь. Однако такие рассказы детей не всегда последовательны и разнообразны. Развитие речи в процессе самостоятельных игр и деятельности детей способствует становлению интеллектуальной практической функции речи: дети объясняют выполненные действия, планируют этапы предстоящей деятельности, объясняют и рассуждают, как будут выполнять то или иное действие, и др. К концу дошкольного возраста ребенок овладевает основными формами устной речи, присущими взрослым.
Исследования Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.К. Маркова показали, что формирование связной речи, построение достаточно полных и логических высказываний у детей возможно при становлении регулирующей, планирующей функций речи, достаточного объёма активного словарного запаса и сформированного грамматического строя речи.
Н.А. Головань, А.Г. Зикеев, И.А. Зимняя, Л.М. Федоренко, К.В. Комаров, указывают, что работа с детьми над построением предложений различной структуры имеет большое значение для развития связной монологической речи.
По мнению Т.В. Ахутиной, основной задачей коррекционно–педагогической работы с детьми является развитие связной речи. Это зависит, в первую очередь от социальной значимости связной речи и во вторую – от ее роли в становлении личности ребенка. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – является высшей формой речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Согласно методической традиции принято выделять следующие виды связной речи: описание, повествование и рассуждение. Кратко охарактеризуем их.
Рассуждением называется такой связный текст, в котором для доказательства какого-либо утверждения используются суждения, приводятся примеры, делаются сопоставления и выводы, приводящие к новым суждениям и в конце подтверждающие или опровергающие первоначальное утверждение (так называемый тезис)
В описании, нет сюжета, нет событий и действующих лиц. В них изображены картины природы, отдельные предметы и явления, процессы и действия. Сущность описательного рассказа состоит в более или менее развернутом указании признаков предметов и явлении, обычно признаков существенных. В описательном рассказе автор изображает внешний вид предмета, его внутреннее содержание, составные части, наиболее заметные детали, его красоту. Он передает и свое отношение к изображаемому.
Особо хочется остановиться на повествовании, в котором говориться о последовательных событиях, связанных между собой. Повествовательные тексты имеют сюжет, и в этом они близки к рассказам как литературно-художественному жанру, последовательность изложения в повествовании обыкновенно определяется естественным ходом изображаемых событий. В повествовательном тексте главное внимание уделяется фактам, событиям, поэтому текст насыщен глаголами и существительными.
Повествовательный рассказ – это описание ряда событий и явлений, которые последовательно и динамично развиваются, следуя друг за другом или проистекая одно из другого. Цель, которую ставит автор, используя данный тип рассказа – донести до читателя действия, события в их последовательности в определенных временных рамках, передать действительность динамически, в ее развитии. В этом состоит главное отличие повествования как типа речи от описания, где действительность описывается, изображается статически. Повествование ведется от третьего или первого лица.
Как тип речи повествование имеет свои характерные особенности. Во-первых, любой повествовательный рассказ имеет следующую схему
- построения:
- завязка (с чего начинаются события);
- развитие действия;
- кульминация (момент истины);
- развязка (чем заканчиваются события)
Во – вторых, такого рода текстам характерно использование глаголов совершенного вида, глаголы несовершенного вида используются в отдельных случаях, чтобы подчеркнуть длительность какого-либо действия. Для того, чтобы разнообразить текст, возможно также использование глаголов настоящего и будущего времени, но в редких случаях. В-третьих, как типу повествованного рассказа характерна цепная связь предложений с целью передать динамичность и развитие сюжета. При этом каждое отдельное предложение показывает этап развития сюжетной линии (8).
Таким образом, к шести – семи годам связная речь ребенка не имеющих речевых патологий достаточно хорошо сформирована. В речи детей присутствуют разные конструкции сложных предложений, накоплен достаточный словарный запас, сформированы навыки словообразования и словоизменения. В этом возрасте дети свободно владеют звуковым анализом и синтезом, отсутствуют нарушения звукопроизношения. Связная речь приобретает форму монологической, контекстной. Дети способны составлять разные типы связных высказываний (описание, повествование, рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него.
Следовательно, формирование у детей навыка построения связных развернутых высказываний активизирует как речевые, так и интеллектуальные умения одновременно и положительно влияет на их дальнейшее развитие.
У значительной части детей эти умения все же не устойчивы, они затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в планировании, в логически последовательном их расположении, структурировании высказываний, в их языковом оформлении. У таких детей не достаточно развит грамматический строй речи, беден словарный запас, незначительные нарушения звуковой стороны речи. В связном рассказе детей присутствуют нарушения связности, смысловые пропуски, лексические затруднения, отмечается низкий уровень фразовой речи, большое число шибок при построении предложений, все эти нарушения возможны у детей при общее недоразвитие речи.