Программа психокоррекции для обучающихся 5-8 класса
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Виткуловская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю
Директор школы_______Пронин А.А.
Адаптированная программа психокоррекционной работы педагога - психолога с учетом индивидуальной программы обучающихся
Для обучающихся 10 - 14 лет
Педагог-психолог:__________Рыжикова С.Ю.
2014 г.
Содержание
Пояснительная записка
ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ.
Календарно тематическое планирование на 2014-2015 учебный год
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Литература
Пояснительная записка
Программа составлена на основе программы по психокоррекции для специальных коррекционных школ Ивановой Е. М. В последние годы наметился рост числа детей, имеющих тяжёлые речевые нарушения и отклонения в психическом развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом и речевом развитии является актуальной проблемой современной педагогики и психологии. Все чаще школьники испытывают трудности в овладении письмом, чтением, понятием числа, счетными операциями, конструктивной деятельностью и т.п. Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. Поэтому аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку психического развития следует рассматривать как психологическую и социальную проблему. В нашей школе обучаются дети, по специальной коррекционной программе и для успешной адаптации к среднему звену, формирования высших психических функций и речевого развития была создана коррекционно-развивающая программа. Коррекция имеющихся у подростков недостатков проводится индивидуально. Занятия рассчитаны на учебный год. Продолжительность занятия 25-30 минут. Частота занятий -1 - 2 раза в неделю. В работе с учащимися используется Типовая модель коррекции, которая основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов: игротерапии, aPT - терапии, сказкотерапии, психорегулирующих тренировок и пр.Целенаправленное психокоррекционное воздействие на подростков с особыми возможностями здоровья осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из четырех взаимосвязанных этапов: 1 ЭТАП: Диагностический
В диагностический этап входят диагностика эмоционального, интеллектуального развития ребенка.
2 ЭТАП: Коррекционный:
Данный этап включает в себя следующие задачи:
помощь подростку в разрешении психотравмирующих ситуаций;
формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе);
повышение социального статуса ребенка в коллективе;
развитие у подростка компетентности в вопросах нормативного поведения;
развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения;
создание в детском коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.
Коррекция сфокусирована на трех составляющих:
Когнитивный блок;
Задачей когнитивного блока является: осознание подростком своих интеллектуальных, личностных и эмоциональных ресурсов.
Эмоциональный блок;
Эмоциональный блок отвечает за формирование у подростка позитивного эмоционального отношения к себе;
Поведенческий блок.
Поведенческий блок задействуется в процессе преодоления неадекватных форм поведения; развития и закрепления новых форм поведения.
3 ЭТАП: Диагностический
Оценка эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у учащихся в результате психокоррекционных воздействий. 4 ЭТАП: Прогностический.
Прогностический блок психокоррекции направлен на проектирование психофизиологических, психических и социально-психологических функций подростков.
ЦЕЛЬ программы: дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в образовательной среде и обществе.
ЗАДАЧИ:- развитие познавательной активности обучающегося,- формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, развитие памяти, мышления, речи, воображения;
- формирование общеинтеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;- формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;- обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии; устной монологической речи в единстве с обогащением знаний и представлений об окружающей действительности;- психологическая коррекция поведения ребёнка- социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.
ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Аппаратные средства
Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео -изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.
Не аппаратные средства(игры, специализированные приспособления)
Функционально-ориентированные игрушки и пособия (строительные конструкторы, плоские и объёмные геометрические фигуры, лото, логические кубики, пазлы и т.д.)
Спортивные пособия и предметы (мячи)
Арсенал для техники АРТ-терапии (куклы, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши)
Игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон и т.д.)
Тетради для творческих работ учащихся
Записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ.
РАЗДЕЛ 1. Коррекция когнитивных процессов
(10 часов)
Обучение приёмам действия по образцу и правилам. Коррекция внимания. Развитие произвольности психических процессов. Коррекция памяти. Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий. " Развитие рефлексивных навыков "Я чувствую..."
РАЗДЕЛ 2. Коррекция социальных и коммуникативных умений
(6 часов) Развитие коммуникации. Формирование коммуникативных действий и операций. Обучение умению согласованности коммуникативных действий с партнёрами. Обучение адекватным способам разрешения конфликтных ситуаций.
РАЗДЕЛ 3. Коррекция поведения
(9 часов)
Обучение приёмам психической саморегуляции. Обучение приёмам контроля над своими действиями. Обучение основным приёмам релаксации. Обучение ориентировке в эмоциональных состояниях. Формирование адекватной самооценки.
РАЗДЕЛ 4. Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы
(3 часа)
Основы саморегуляции. Я учусь владеть собой. Спокойствие. Дружелюбие. Послушание. Застенчивость.
Раздел 5. Диагностический (первичная, повторная диагностика)
(8 часов)
ИТОГО: 36 ЧАСОВ
ПРИНЦИПЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ:
Принцип единства диагностики и коррекции определение методов коррекции с учётом диагностических данных
Безусловное принятие каждого ребёнка со всеми индивидуальными чертами характера и особенностями личности.
Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.
Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов.
Соблюдение необходимых условий для развития личности учащегося: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
Календарно тематическое планирование
на 2014-2015 учебный год
№
Темы занятий
Кол-во часов
Дата
Исследования учащихся (первичная диагностика)
4 часа
1
Методика "Векслера" (Визуальный, Практический, Математический, Языковой интеллекты)
1 час
2
Методика "Тулуз Пьерона" (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличия ММД)
1 час
3
Методика "Типы Памяти" (Типы памяти и преобладающий тип) Методика "Эталоны" (Зрительное восприятие)
1 час
4
Методика "Рисунок человека" (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий)
1 час
Коррекция когнитивных процессов "Как научиться учиться"
10 часов
5
"Коррекция внимания и его свойства. Развитие произвольности психических процессов".
2 часа
6
"Коррекция мышления и мыслительных 7операций. Развитие внутреннего плана действий"
2 часа
7
"Коррекция памяти. Обучение приёмам запоминания".
2 часа
8
"Коррекция восприятия".
2 часа
9
"Развитие рефлексивных навыков"
2 часа
Коррекция социальных и коммуникативных уменийПсихологический тренинг "Среди людей":
6 часов
10
Освоение приёмов активного общения "Я и другие"
1 час
11
Раскрытие качеств, необходимых для активного общения "Какой я и какие другие"
1 час
12
Знакомство с принципами хорошего слушания "Я слушаю"
1 час
13
"Обучение владению собой"
1 час
14
Отстаивание своей точки зрения и аргументации "Моё мнение"
1 час
15
"Конфликты и способы их разрешения". Отработка навыков неконфликтного поведения.
1 час
Коррекция поведения "Познавая себя и других"
9 часов
16
"Я - это я! Знаю ли я себя"
1 час
17
"Я и мои чувства"
1 час
18
"Добрым быть на свете веселей"
1 час
19
"Правда, ложь, фантазия"
1 час
20
"Учимся управлять своими эмоциями"
1 час
21
"Я тебя понимаю". Развитие чувства эмпатии. Привет, как твои дела?
1 час
22
"Настоящий друг". (Сказкотерапия)
1 час
23
"Индивидуальность или чем я отличаюсь от других"
1 час
24
"Я и Ты. Чем мы похожи".
1 час
"Коррекция эмоционально-личностной сферы"
3 часа
25
"Я учусь владеть собой". Основы саморегуляции.
1 час
"Застенчивость".
1 час
"Агрессию - под контроль. Коммуникативность".
1 час
Итоговые исследования учащихся
4 часа
Методика "Векслера" (Визуальный, Практический, Математический, Языковой интеллекты)
1 час
Методика "Тулуз Пьерона" (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличия ММД)
1 час
Методика "Рисунок человека" (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий)
1час
Методика "Типы Памяти" (Типы памяти и преобладающий тип) Методика "Эталоны" (Зрительное восприятие)
1 час
Итого:
36 часов
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Нормативные документы
Закон об образовании РФ.
Конвенция о правах ребёнка
Федеральная программа развития образования. 2000г.
Учебные стандарты школ России. М.: Прометей, 1998г.
ЛИТЕРАТУРА.
Айхингер А., В. Холл "Психодрама в детской групповой терапии". -М: ГЕНЕЗИС, 2003
Бабкина Н. В. Радость познания. - М.: 2000 г.
Вагапова Д. X. "Риторика в интеллектуальных играх и тренингах". -М.: Цитадель, 1999.
Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС", 2007.
Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 1997.
Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. "Проективная диагностика в сказкотерапии". - СПб "РЕЧЬ", 2003.
Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.
Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.
Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.
Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2006.
Кипнис М. "128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу". - М.: "aCT", СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009.
Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.
Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.
Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2001.
Леванова Е. А., Волошина А. Е. "Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия". - ПИЕЕР, 2009 г.
Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 1995.
Любимова Т. Е. "Учить не только мыслить, но и чувствовать". -Чебоксары: "КЛИО", 1994.
Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Еимнастика для ума" - М.: 1997
Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. - ПИЕЕР, 2002.
Прутченков А. С. "Свет мой, зеркальце, скажи". - М.: Новая школа, 1996
Ромашкова Е. И. "Игровые модели интеллектуального досуга в семье и школе". - Владимир, 1997.
Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте //Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Академия, 1995.
Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" - М.: ЕЕНЕЗИС, 2007 г.
Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2000
Фопелъ К. "Как научить детей сотрудничать" в 4-х томах. М.: ЕЕНЕЗИС, 2001.
Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. "Психотехнические игры и упражнения в спорте". - М: КЛАСС. 2001 г.
Чистякова М. И. "Психогимнастика". - М: Просвещение, 1990
Шмаков С, Безбородова Н. "От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций". -М: Новая школа, 1993.
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ
Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.php
Газета "Школьный психолог"
"Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http:// festival. I september.ru
"Педагогическая библиотека" - http://www.pedlih.rti
"Мир Психологии" - http://psychology.net.ru
Презентации на сайте: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15