Урок по истории Казахстана в 9 классе. Тема: Арсенал Казахстана
Тема «Казахстан-арсенал фронта»
Цель урока: в конце урока учащиеся могут определить вклад Казахстана в развитие экономики СССР в годы ВОВ.
Задачи:
Знать: основные этапы эвакуации и размещения промышленных предприятий на территории Казахстана;
Уметь: объяснить вклад Казахстана в победу ВОВ;
Понимать: значение взаимодействия всех граждан СССР в победе над Германией
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте ребята. Садитесь. Я очень рад вас видеть. Сегодня наш урок не совсем обычный. К нам приехали гости. Давайте их поприветствуем: улыбнёмся гостям, улыбнёмся друг другу.
И начнём мы наш урок с притчи.
У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.
Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.
Тогда отец сказал:
— Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару ссоломинок
Так в чём же ребята смысл притчи?
Ответы учащихся
Смысл притчи – сила - в единстве, вместе мы непобедимы.
Посмотрите друг на друга и скажите: «Как здорово, что мы все вместе!»
На протяжении нескольких уроков мы изучаем тему: Великая Отечественная война, вклад казахстанцев в победу. Это - одна из великих тем, которую нельзя забывать.
Как связан наш народ с победой в Великой Отечественной войне?
Ответы учащихся.
Народная мудрость гласит: «Не зная прошлого – не имеешь будущего». А теперь ребята мы проверим, что вы знаете о Великой отечественной войне. Проведём открытое тестирование
Проверка домашнего задания: открытое тестирование
1. Назвать годы второй мировой войны. 2. Годы Великой Отечественной войны. 3. Сколько казахстанцев получили звание Героя СССР? 4. Казахстанский писатель – партизан? 5. Генерал – майор И. Панфилов командовал…? 6. Кем была Алия Молдагулова на фронте? 7. Какая область в годы войны была прифронтовой? 8. За какое время Германия рассчитывала разгромить СССР? 9. В боях за Днепр самым юным героем из казахов был…? 10.Нужно ли было казахстанцам участвовать в Вов?
Ребята вы справились с тестированием, а теперь мы проведём ещё одно задание игру «Дерево цифр», связанное с датами и цифрами по Великой Отечественной войне.
Ребята, перед вами дерево и листочки с датами и цифрами. Вы должны одеть дерево листьями, объяснив, что каждый лист обозначает. 1-4, 2-3.5 тыс, 3-97, 4-316 (стрелковая дивизия Панфилова), 5-9006-1418, 7-2
В продолжении урока предлагаю вам посмотреть несколько видеороликов.
Просмотр.
Скажите ребята о чём видеоролики?
Ответы учащихся.
Исходя из услышанных понятий «эвакуация», «экономика», «арсенал» скажите, какова будет наша тема? О чём мы сегодня будем говорить на уроке?
Чем важен данный материал для современников?
Ответы учащихся.
Наша тема сегодня ребята: «Казахстан арсенал фронта»
Слайд
Озвучивание целей урока.
На уроке мы рассмотрим основные этапы эвакуации и размещения промышленных предприятий на территории Казахстана, вклад Казахстана в победу ВОВ;
Казахстан в годы Великой Отечественной войны играл большое стратегическое значение как для фронта, так и для экономики страны. Казахстан внёс большой вклад в разгром врага.
Общий вопрос.
А как вы думаете каковы причины стратегического значения Казахстана в годы ВОВ?Работа со слайдом.
Да ребята, действительно,Казахстан играл важную роль для Советского Союза в годы ВОВ.
С первых дней в Казахстане начали формироваться воинские части. За годы войны в действующую армию было призвано 1млн.200тыс казахтанцев. Мобилизовано для работ в промышленности 670 тыс.
Рассказываю и показываю по схеме
1. С первых часов и дней войны на территории Казахстана началось формирование воинских частей и подразделений.
Перед народом Казахстана впервые дни войны встала задача создания «военной экономики» на востоке страны. В июне—декабре 1941 г. в тыловые регионы было перебазировано 1530 предприятий, в Казахстан — 220 заводов и фабрик, цехов и артелей. За 1941—1945 гг. в Казахстане появилось 450 предприятия. Республика стала давать 85% свинца, 35% меди, 60% молибдена, 65% висмута. За годы война было добыто 34 млн.тонн угля, на 39% увеличилась добыча нефти.
- Начало перестройки экономики Казахстана на военный лад.
- Рост значимости Сибири и Казахстана для экономики страны.
- Эвакуация промышленных предприятий, которые могли попасть в руки врага.
- Эвакуировано:
300 крупных предприятий и цехов, 22 научных учреждения, 31 ВУЗ;
- Реконструировано и введено в действие:
460 заводов, фабрик, рудников, шахт и отдельных производств;
- Вступило в действие за первые 1,5 года:
25 рудников и шахт, 11 обогатительных фабрик для цветной и чёрной металлургии, 19 новых угольных шахт, 3 разреза, 4 новых нефтепромысла и нефтеперерабатывающий завод в Гурьеве.
- Актюбинский завод ферросплавов (введён в действие во время войны) – оборудование Запорожского завода ф/с;
- Шахты Караганды получили оборудование шахты им.пархоменко из Донецка;
- авторемонтный завод в Алма-Ате для цехов Луганского заводя тяжёлого машиностроения;
- новостройки пищевой промышленности – оборудование 14 сахарных заводов Украины;
- Балхашский медеплавильный комплекс – оборудование завода цветного проката из г.Кольчугино Владимирской области;
- сдано в эксплуатацию 3 млн.317 тыс.кв.метров жилья;
- эвакуировано 149 детских домов и 16 интернатов московских школ;
2.Ведущее место по производству свинца, меди, добыче полиметаллических и медных руд. Чёрная металлургия Нефть.
3.Движение по сбору денег для строительства танков и самолётов (Хаджи Мукан – 100тыс. руб., 1942г. – 42 танка, всего 480млн.руб.
4.Снабжение армии продовольствием и обмундированием
5.Строительство железных дорог6. Шефство над пострадавшими районами
7.5 новых городов 35 рабочих посёлков
А теперь мы продолжим изучать роль Казахстана в достижении общей победы для Советского Союза.
Для этого мы сейчас поработаем в группах. На столах перед вами лежат части рисунков. Ваша задача взять любую часть картинки. У кого в руках часть рисунка танка т34 садятся за первый ряд, у кого часть рисунка георгиевской ленты – за второй ряд.
Ребята а что символизируют данные картинки?
Ответы.
Т34- символ Победы
Георгиевская лента – символ победы над фашизмом.
1. . Работа в домашних группах:
- используя текст учебника стр.168-175 составляют кластер.
1 группа
Составить кластер
1.Объяснить понятие «кузница кадров»
2 Кого готовил Казахстан для страны?
1Казахстан — кузница кадров
Казахстан в годы войны стал кузницей подготовки оборонных кадров. В республике были размещены военные училища, эвакуированные из прифронтовых городов страны. Одной из известных страниц истории Великой Отечественной войны является организация спецшколы близ Алма-Аты, готовившей горных стрелков для Красной Армии. Авторитет и значимость этой школы, расположенной в горах Северного Тянь-Шаня, были очень высоки. Вскоре после Сталинградской битвы, когда началось наступление по всему фронту, ей было поручено готовить горных стрелков в больших масштабах. Сначала в ней обучались юноши-допризывники, а затем - боевые офицеры, даже целые подразделения, готовившиеся к отправке в Карпаты, Татры, Бескиды, Судеты, Трансильванские Альпы и другие горные районы.
2
Значительную работу по подготовке квалифицированных кадров вели эвакуированные высшие и средние учебные заведения. Среди них -Московский авиационный институт, Московский институт цветных металлов и золота, объединенный Украинский государственный университет (Киевский и Харьковский), а также Чимкентский технологический институт, Институт физической культуры. Также большую роль в налаживании хозяйства в тылу сыграл обмен кадрами между братскими республиками. На металлургических заводах Сибири и Урала проходили стажировку будущие металлурги Казахстана.
Развитие науки и ее выдающиеся представители
В республике в годы войны были сосредоточены крупнейшие научные силы страны. В Боровом вели научные исследования академики В.М. Алексеев, А.Н. Бах, Л.С. Берг, С.Н. Бернштейн, В.И. Вернадский, Н.Ф. Гамалея, Л.И. Мандельштам и др. В Алма-Ате разместилось свыше 20 научно-исследовательских институтов - институт философии, географии, физиологии АН СССР, физико-механический институт АН УССР, Академия архитектуры СССР и др.
В Казахском филиале АН СССР были организованы астрономическая обсерватория, институты языка, литературы и истории, химико-металлургический, почвоведения и ботаники, зоологии и краевой патологии и др. В октябре 1945 г. правительство СССР приняло решение о создании Казахской Академии наук, и после войны состоялось торжественное открытие Академии наук КазССР. Ее первым президентом стал выдающийся ученый Каныш Имантаевич Сатпаев.
Почетными членами Академии были избраны И. Бардин, С. Вавилов, И. Мещанинов, В. Обручев. В научном центре насчитывалось 1500 человек, в том числе 78 докторов наук и профессоров, около 200 кандидатов наук. Увеличилось и число ученых-казахов, среди них 12 докторов и 30 кандидатов наук. Особое место в науке Казахстана занимает К. Сатпаев. Вывод следует - Казахстан в годы Великой Отечественной войны обладал большим научно-производственным потенциалом. За многолетний труд «Рудные месторождения Джезказганского района Казахской ССР» в 1942 г. К. Сатпаев был удостоен Государственной премии СССР, ему была присуждена ученая степень доктора геолого-минералогических наук, он был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, отмечен орденами Ленина и Отечественной войны II степени.
Презентация. Защита спикером.
Вывод
Казахстан в годы Великой Отечественной войны обладал большим научно-производственным потенциалом.
2группа сельское хозяйство
Составить кластер
1.Как помогал Казахстан фронту?
2.В чём выражался подвиг трудящихся?
1
Подвиг сельских тружеников
В условиях начавшейся Великой Отечественной войны возросли роль и значение Казахстана также в обеспечении фронта продуктами сельского хозяйства. На занятой фашистами территории находилось 38% зерновых, 50% технических культур, 87% сахарной свеклы, выращивалось 45% поголовья крупного рогатого скота. Страна стала налаживать небывалую переправу через Волгу. Здесь скопилось около 2 млн голов скота, основной поток которого двигался в Западный и Северный Казахстан. В Среднюю Азию и Казахстан было переправлено более 1 млн овец и коз. Через Волгу было переправлено более 5 тыс. автомобилей, 3500 тракторов и комбайнов. И все же сельское хозяйство страны с вторжением фашистов было подорвано. В первую военную осень колхозы Средней Азии и Казахстана засеяли пшеницы на 126 тысяч га больше, чем в 1940 г. Ценой огромного напряжения выполняла планы животноводческая отрасль. До войны Казахстан занимал третье место по поголовью скота после РСФСР и Украины. За годы войны сельское хозяйство Казахстана дало стране продукции больше, чем за последние пять довоенных лет: хлеба - на 5 829 тыс. тонн, мяса -на 734 тыс. тонн, шерсти - на 17,6 тыс. центнеров, на 3194 тыс. центнеров молока и много других продуктов питания и сырья для промышленности.
2
Благодаря самоотверженному труду колхозы и совхозы Казахстана за годы войны сдали в фонд обороны 56 млн пудов зерна, 733,9 тысяч тонн мяса, 1142 тысяч тонн молока, 62,4 тысяч тонн шерсти. Знаменитые рисоводы Шыганак Берсиев (получил 202 центнера риса с каждого гектара), Ким Ман Сам, а также передовики М. Сатыбалдина, А. Даукова, Н. Алпысбаева получали высокие урожаи со своих полей.
Не жалели сил, знаний и опыта животноводы. В военные годы Казахстан стал основной животноводческой базой на востоке страны. В условиях войны при отсутствии техники обеспечить кормами многомиллионное поголовье скота, тем более создать страховые запасы кормов на зиму было крайне тяжело. Колхозы и совхозы в 1942 году сдали в счет мясопоставок 169,4 тыс. голов крупного рогатого скота, что почти вдвое больше, чем в 1941 году, и 878,1 тыс. овец, или почти в 3 раза больше, чем в предыдущем году. Несмотря на солидные размеры мясопоставок, общее поголовье скота в республике за этот период выросло на миллионы голов. Колхозы, МТС и совхозы Казахстана отдали на нужды фронта 7416 тракторов (главным образом последних выпусков), более 90% грузовых автомобилей, 110 тысяч лошадей.
3
Эти несомненные успехи экономики республики давались огромным трудом. Большая часть трудоспособных мужчин была призвана в действующую армию. Удельный вес женщин в промышленности составлял более 50%, а в легкой и пищевой промышленности - 8090%. Удельный вес подростков и молодежи допризывного возраста в промышленности достигал 35-40% всех рабочих Казахстана. Была ужесточена трудовая дисциплина, удлинен рабочий день, ограничена текучесть кадров. Вводились обязательные сверхурочные работы -до 11 часов при 6-дневной рабочей неделе, отпуска отменялись. Нарушение дисциплины, уход с предприятия карались тюремным заключением на срок от 5 до 8 лет. Управление экономикой было военизировано, был введен институт уполномоченных, а также распределение продуктов в виде карточной системы.
Защита презентации.
Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории и литературы.
Всё меньше остаётся ветеранов ВОВ и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними. Нам есть чему поучиться у них.
А что вы знаете о тружениках тыла? Кто это такие? Почему на праздновании 9 мая их приглашают вместе с ветеранами? Каковы их заслуги?
Ответы:
Вывод
Большую роль в победу внесли также простые труженики, труженики тыла, жители Казахстана.
Они строили объекты, занимались сельским хозяйством, перевозкой грузов, выпуском оружия для фронта. Страшную цену заплатили труженики тыла как и весь народ за победу в ВОВ.
Ребята а теперь оцените пожалуйста самого активного в вашей группе. (устно)
Рефлексия:
В заключении нашего урока я предлагаю вам составить синквейн с ключевым словом «арсенал»
СинквейнАрсенал фронта
Молодцы ребята, вы справились и с этим заданием. Подводя итоги нашего урока, скажу что мы выяснили что Казахстан действительно стал в годы ВОВ арсеналом фронта.
А теперь давайте вернёмся к началу нашего урока к притче и ответим на вопрос: Благодаря чему была достигнута победа в ВОВ?
Что позволило выдержать нашему народу в эти суровые годы.
Вывод – единство народа, сплочённость, взаимовыручка, любовь к Родине помогли нам одержать победу над врагом.
Я желаю вам девочки и мальчики гордиться историей своей страны, подвигами предков и быть настоящими патриотами своей родины
А теперь попрошу вас оценить своё настроение
По смайликам – понятно, непонятно, не знаю. Слайд
Домашнее задание: §27-28, ТВ. Задание – подготовить сообщения на выбор
1.«Вклад тружеников тыла Акмолинской области в годы Великой Отечественной войны»
2. «Вклад тружеников тыла нашего села в годы ВОВ»
Проверка домашнего задания: открытое тестирование
1. Назвать годы второй мировой войны. 2. Годы Великой Отечественной войны. 3. Сколько казахстанцев получили звание Героя СССР? 4. Казахстанский писатель – партизан? 5. Генерал – майор И. Панфилов командовал…? 6. Кем была Алия Молдагулова на фронте? 7. Какая область в годы войны была прифронтовой? 8. За какое время Германия рассчитывала разгромить СССР? 9. В боях за Днепр самым юным героем из казахов был…? 10.Нужно ли было казахстанцам участвовать в Вов?
Проверка домашнего задания: открытое тестирование
1. Назвать годы второй мировой войны. 2. Годы Великой Отечественной войны. 3. Сколько казахстанцев получили звание Героя СССР? 4. Казахстанский писатель – партизан? 5. Генерал – майор И. Панфилов командовал…? 6. Кем была Алия Молдагулова на фронте? 7. Какая область в годы войны была прифронтовой? 8. За какое время Германия рассчитывала разгромить СССР? 9. В боях за Днепр самым юным героем из казахов был…? 10.Нужно ли было казахстанцам участвовать в Вов?
Проверка домашнего задания: открытое тестирование
1. Назвать годы второй мировой войны. 2. Годы Великой Отечественной войны. 3. Сколько казахстанцев получили звание Героя СССР? 4. Казахстанский писатель – партизан? 5. Генерал – майор И. Панфилов командовал…? 6. Кем была Алия Молдагулова на фронте? 7. Какая область в годы войны была прифронтовой? 8. За какое время Германия рассчитывала разгромить СССР? 9. В боях за Днепр самым юным героем из казахов был…? 10.Нужно ли было казахстанцам участвовать в Вов?
Критерий оценивания
Количество правильных ответов
оценка
9-10 «5»
7-8 «4»
5-6 «3»
Критерий оценивания
Количество правильных ответов
оценка
9-10 «5»
7-8 «4»
5-6 «3»