Методическая разработка Использование возможностей синтезатора на уроках сольфеджио
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №13"
Тема:
Использование возможностей синтезатора
на уроках сольфеджио
в Детских школах искусств
(методические рекомендации)
Преподавателя музыкально-теоретических дисциплин
Спицыной Елены Николаевны
ЧЕЛЯБИНСК
2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.....3
Глава I:
Синтезаторы: главные функции, разновидности, основные и дополнительные требования к инструменту....5
Глава II:
Некоторые принципы и методы музыкально-творческого развития детей на уроках сольфеджио с использованием возможностей синтезатора......8
Глава III:
Примерное содержание Открытого урока по сольфеджио с использованием синтезатора11
Заключение..13
Библиографический список.....14
Введение
Содержание курса сольфеджио в детских школах искусств и методы преподавания данного предмета претерпели значительные изменения за последние 10-летия. Причин тому множество. Но, прежде всего, это связано с тем, что проблемы собственно музыкального искусства и науки становятся предметом исследования в психологии, художественной литературе, физике, физиологии, философии, эстетике и др. Данное обстоятельство позволяет более широко охватить любую область развития музыкальных способностей человека. Доказательством этому служат многочисленные авторские методики преподавания сольфеджио в детских школах искусств.
И, все же, сольфеджио, как и любой другой предмет в школе, опирается в большинстве своем на классические принципы преподавания с использованием классических же инструментов (фортепиано, скрипка, флейта и т. д.). Но вот уже, по меньшей мере, 20 лет в нашей стране существуют и другие инструменты, имеющие большие возможности, чем классические инструменты. Автор имеет ввиду появление синтезаторов и компьютеров.
Электронизация музыки, наряду с всеобщей компьютеризацией, оказывает сильное воздействие на культуру общества и, как часть её, музыкальное воспитание подрастающего поколения. Традиционные формы популярного обучения музыке посредством фортепиано неизбежно будут уступать место новым формам, не столь трудоёмким, но более эффектным, ориентированным на бурное развитие электроники. Растущая огромными темпами популярность синтезаторов у детей и подростков, возникновение всё большего числа клавишных классов и коллективов и, наконец, проведение ежегодного общероссийского фестиваля электроакустической музыки для учащихся ДМШ, ДШИ, и ЦДТ (центров детского творчества) в Москве говорят об утверждении новой области популярной музыкальной педагогики – обучении на электронных клавишных инструментах. Внимание к ним было ослаблено по многим причинам. Перечислим лишь некоторые из них:
Отсутствие общедоступности, обусловленное ценовой политикой производящих компаний;
Предвзятое отношение многих преподавателей к электронным инструментам, как к инструментам эстрадной направленности;
Отсутствие навыков работы с синтезаторами у преподавателей и, как следствие,
Отсутствие разработанных методов обучения игре на синтезаторе и сочинения (обработки) музыки на компьютере.
Таким образом, современное поколение детей, получающих музыкальное образование в стенах ДШИ, оказалось оторванным от достижений музыкальной культуры XXI века. А это в наше время недопустимо, так как в значительно «обедняет» музыкальное образование. То есть, музыка в ДШИ становится неким «образцом прошлого», не связанного с настоящим и, тем более, с будущим. Так постепенно вновь и вновь преподаватели сталкиваются с проблемой неуклонного затухания интереса к обучению в музыкальной школе. В какой мере этому обстоятельству может воспрепятствовать введение в обучение электронных клавишных инструментов, являющихся своеобразными «музыкальными компьютерами», обладающими широкими выразительными исполнительскими и техническими возможностями, многие из которых недоступны традиционным музыкальным инструментам.
Автор не ставит своей целью разработать собственный курс «Обучение игре на синтезаторе». Тем более что такие работы уже существуют:
Важов С. Школа игры на синтезаторе. – М.: Композитор, 1998.
Красильников И.М. Школа игры на синтезаторе (Ноты). -М.:ВЛАДОС, 2005.
Шавкунов И. Методика и программа обучения. Игра на синтезаторе. – М.: Композитор, 2000.
Также издано множество нотных сборников и хрестоматий по игре и аранжировке музыкального материала на синтезаторе.
Более того, в Москве существует отдельная школа-студия «Ямаха», основанная на базе авторской программы пятилетнего курса (с включением всех предметов, изучаемых в ДШИ), для обучения игре на синтезаторах фирмы «Ямаха». В главной и «северной» столице нашей страны проходят лекции, семинары, курсы повышения квалификации для преподавателей игры на синтезаторах. А также, проводятся конкурсы и фестивали для детей, обучающихся на электронных клавишных инструментах.
Автор поставил своей целью в данной работе доказать право синтезатора присутствовать в качестве полноправного инструмента на уроках сольфеджио. При этом определилась и главная задача – раскрыть некоторые возможности синтезатора, которые можно использовать в преподавании сольфеджио.
Работа включает в себя введение, 3 главы и заключение, библиографический список. В первой главе мы освещаем основные общие характеристики синтезаторов различных фирм-производителей и рекомендуем инструменты с оптимальным набором функций для использования на уроках сольфеджио. Вторая глава раскрывает методику музыкально-творческого развития различных способностей учащихся при помощи синтезатора. В третьей главе приведен примерный план урока сольфеджио с использованием синтезатора. В выводах подчеркивается значение электронных клавишных инструментов в организации учебного процесса в ДШИ и на уроках сольфеджио в частности.
Данная работа может быть полезна для преподавателей сольфеджио на инструментальных, вокальных и эстрадных отделениях ДШИ, а также для изучения предмета «Основы импровизации и сочинения» в ДШИ.
Глава I:
Синтезаторы: главные функции, разновидности, основные и дополнительные требования к инструменту.
Все большее распространение в быту получают электронные клавишные инструменты – синтезаторы. Они являются своеобразными «музыкальными компьютерами», обладающими широкими выразительными исполнительскими и техническими возможностями, многие из которых недоступны традиционным музыкальным инструментам.
Главная отличительная особенность клавишных синтезаторов (а именно о них и пойдет речь) – многотембровость. Даже в самых простых и дешевых моделях синтезаторов имеется набор тембров инструментов симфонического оркестра (они обычно собраны в группы: клавишные, струнные, духовые и т.п.); тембры, характерные для джазовой и современной эстрадной музыки (гитары, саксофоны, басы и т.п.); этнические тембры; несколько органов; набор ударных инструментов; синтетические тембры; набор различных звуков и шумов. В более дорогих моделях – более 700 тембров и звуков. Здесь есть и завывание ветра, и пение птиц, и шум морского прибоя, и топот копыт, и многое другое.
Еще одной особенностью синтезаторов является наличие автоаккомпанемента, т.е. заложенные изготовителем варианты различных ритмов или стилей музыки: поп, рок, кантри, джазовой, латиноамериканской, современной танцевальной музыки и некоторые жанры классической (марши, вальсы, польки и т.п.). Режимов автоаккомпанемента у синтезатора несколько: от простейшей игры «одним пальцем», до полной гармонической палитры со всеми обращениями и альтерацией аккордов. Кроме ритмизированного сопровождения, в арсенале технических средств этого инструмента имеется так называемый режим разделенной клавиатуры (Split), позволяющий играть двумя разными тембрами в разных частях клавиатуры.
Последнее качество очень ценно при изучении образцов старинной дофортепианной музыки, т.к. у клавесина и органа было по две клавиатуры (только они располагались одна над другой, а у синтезатора – в ряд), а исполнение на них характеризовалось ровным звуком (функцию чувствительности клавиатуры можно отключить или свести ее значение к минимуму). К режиму Split можно добавить один или несколько тембров инструментов или группу тембров, и в вашем распоряжении может также оказаться целый оркестр! При оркестровке произведений для синтезатора необходимо помнить, что у различных инструментов свои способы произношения звуков (т.е. артикуляция), различные штрихи и, наконец, своя характерная фактура.
Наличие секвенсера (записывающего устройства) предоставляет возможность не только исполнять музыку на синтезаторе, но и создавать собственные сочинения или делать оригинальные аранжировки. Набор различных цифровых эффектов позволяет легко и быстро добавлять разнообразные нюансы в свое исполнение, например, «разместить» свой инструмент в акустическом пространстве большого концертного зала, или создать эффект одновременной игры нескольких инструментов. Во многих инструментах имеется так называемая динамическая клавиатура, которая реагирует на силу нажатия. Это позволяет «оживить» исполнение на синтезаторе и приблизить электронные тембры к звучанию традиционных инструментов. Все вышеперечисленные качества делают цифровые электронные клавишные инструменты по-своему уникальными и позволяют поставить их в один ряд с традиционными инструментами в системе дополнительного образования.
Все синтезаторы можно разбить на два класса.
Первый. Синтезаторы, основная цель которых создание новых ярких тембров и звуковых эффектов. Они обычно имеют небольшой набор функций и применяются только в профессиональной музыке (потому что всегда используются в сочетании с другими инструментами).
Второй. Синтезаторы многоцелевые (как теперь говорят, интерактивные). В обязательный набор их функций входят автоаккомпанемент, запись несложной аранжировки, воспроизведение стандартных музыкальных файлов, совместимость с другими синтезаторами и компьютером по стандарту General MIDI. Они предназначены как для профессионалов, так и для музыкантов-любителей.
Синтезаторы первого типа используются только профессиональными музыкантами (то есть свободно играющими на фортепиано). Кроме того, у некоторых синтезаторов этого типа порой нет ничего общего, кроме ручки «громкость». Все это приводит к тому, что не имеет смысла создавать для них какую-то особую школу преподавания. А вот синтезаторы с автоаккомпанементом предназначены для огромной аудитории, потому что могут быть использованы и дома, и на любительской сцене, и в профессиональной среде.
Возможности разных моделей синтезатора схожи по назначению и функционированию, но имеют не только различный дизайн, но даже и терминологию. Тембр, которым играет синтезатор, у некоторых моделей так и называется тембр, у других – тон, у третьих – патч, у четвертых – голос, у пятых – пресет и так далее. Функция, которая определяет партии в автоаккомпанементе, у одних синтезаторах называется стиль, у других – ритм, у третьих – паттерн. Интерфейс, то есть внешний вид и способы управления различными функциями у каждого синтезатора свой.
Но, в целом, при всем различии требования к синтезатору, используемому на уроках сольфеджио следующие.
Обязательные требования:
1. Активная клавиатура (громкость взятой ноты зависит от силы удара по клавише);
2. Стандартный фортепианный размер клавиш;
3. Встроенные динамики (в ином случае необходим внешний усилитель и подключенные к нему колонки);
4. Совместимость со стандартом General MIDI;
5. Функции автоаккомпанемента в различных стилях популярной музыки;
6. Секвенсер.
Дополнительные требования:
1. Педаль «сустэйн» – аналог правой педали фортепиано;
2. Педаль «софт» – аналог левой педали фортепиано;
3. Разъемы MIDI для подключения к другим синтезаторам или компьютеру;
4. Встроенный дисковод (для компьютерных дискет или накопителей других форматов);
5. Линейный вход;
6. Линейный выход;
7. Микрофонный вход;
8. Встроенная обработка звука (ревербератор, хорус и др.);
9. Управление отдельными инструментами в аранжировке (микшерный пульт);
10. Управление синтезом звука и изменением тембра;
11. Возможность разделить клавиатуру на зоны, в которых одновременно можно играть разными тембрами.
Глава II:
Некоторые принципы и методы музыкально-творческого развития детей на уроках сольфеджио с использованием возможностей синтезатора.
В программе по сольфеджио в детских школах искусств указаны основные направления в изучении предмета: вокально-интонационные навыки, сольфеджирование и пение с листа, воспитание чувства метроритма, формирование ладового чувства, воспитание музыкального восприятия, развитие умения анализировать элементы музыкального языка, развитие умения записывать услышанную музыку нотами, воспитание творческих навыков. Но только некоторые из них можно изучать, используя возможности синтезатора. Наиболее удобны для введения на урок синтезатора темы, связанные с развитием чувства метроритма, формированием гармонического и тембрового слуха и темы творческого характера (досочинение, обработка, аранжировка и т.д.). Рассмотрим основные функции синтезатора в их связи с развитием того или иного элемента сольфеджио.
Функция «Стиль» (style) задает определенный метр, соответствующий тому или иному музыкальному жанру и как нельзя лучше подходит для развития у учащихся чувства метроритма.
а) На первоначальном этапе работы с синтезатором важна одна деталь – на экране инструмента высвечиваются доли звучащей музыки, и сильная доля выделяется особенно. Одним из первых упражнений на уроке является «попадание в метр», «попадание в сильную долю». На этом же простейшем упражнении учащиеся постепенно изучают расположение клавиш на фортепиано и учатся играть под ровный метр (без синтезатора эту функцию часто выполняет преподаватель, «отстукивая» метр). В данном упражнении можно задействовать всю группу. Пока один ученик исполняет сильную долю на фортепиано, остальные стучат ее по парте, или исполняют слабые доли.
б) в первом полугодии первого класса учащиеся изучают небольшие простые песенки, удобные для интонирования и запоминания. Их также можно исполнять на синтезаторе, который вновь выполняет функцию метронома, не позволяя ученикам делать лишних остановок и пауз. При достаточно хорошем уровне умений учащихся в данном упражнении можно несколько разнообразить его, меняя стили на синтезаторе. Это не только позволит детям повеселиться, но и обогатит их слух, представляя одну мелодию «в разных лицах», жанрах.
в) синтезатор работает как метроном и при выполнении упражнений с ритмическими карточками (чтение ритма ритмослогами с карточки под мерный аккомпанемент). Это упражнение «оживляет» сухие ритмические формулы, которые без звучания музыки чрезвычайно плохо воспринимаются детьми.
г) в конце первого – начале второго класса начинается активная работа над пением с аккомпанементом. В начале – это просто игра тоники на сильную долю («Андрей-воробей», «Прозвонил звонок», «Как под горкой» и т. д.), затем – игра тонической квинты, тонического трезвучия. В начале можно разделить функции мелодии и аккомпанемента между двумя учащимися, затем предложить чисто интонирующим детям играть аккомпанемент, попадая в сильную долю, а мелодию петь (мелодию может исполнять группа). На этих небольших песенках можно также отработать навык вступления (на синтезаторе к каждому стилю существует два варианта вступления).
Функция «Тембр» (voice) задает звучание исполняемой музыки в определенном тембре (как собственно музыкальном, так и шумовом).
а) Данная функция полезна, прежде всего, для записи мелодических диктантов в разных тембрах для избежания слуховой инертности у учащихся. Без использования синтезатора запись тембровых диктантов было бы довольно тяжело осуществить в условиях музыкальной школы (отсутствие того или иного инструмента; занятость преподавателя или ученика, исполняющего диктант и т. д.).
б) Также, наличие функции «Тембр» несет в себе рекреативную функцию на уроке. Каждую выученную мелодию можно сыграть, включив тот или иной тембр (сколько радости приносит игра мелодии в тембре «лающей собаки» или «телефонного звонка»). И при этом, дети в непринужденной форме повторяют и закрепляют нотный материал, выученный на уроках сольфеджио.
Функция «Автоаккомпанемент» позволяет исполнять аккомпанемент к мелодии, не играя полную фактуру. При нажатии одной или двух клавиш исполнитель слышит целый аккорд (трех- или четырехзвучный). Эта функция чрезвычайно полезна и для начинающих музыкантов и для детей, не обучающихся игре на фортепиано (на уроке сольфеджио часто находятся дети, обучающиеся по разным специальностям, а данная функция позволит почувствовать уверенность в своих силах и народника и струнника).
а) в начальных классах игра с аккомпанементом начинается уже с первых уроков (ощущение сильной доли и тональной устойчивости). Зачастую, в этот период техническая подготовка учащихся при игре на фортепиано еще достаточно низкая. Играть только одну ноту в басу – занятие довольно скучное и однообразное. Включая же автоаккомпанемент, мы получаем не только полнозвучный аккорд, но и яркое, интересное звучание выученных песен на уроке. При игре одного исполнителя вся группа «играет» на нарисованных клавиатурах (можно разделить функции между группами учеников – мелодия и аккомпанемент).
б) в средних и старших классах данная функция используется при проведении сольфеджио у учащихся не фортепианного отделения. Но задача теперь осложняется: набор привычных мажорных или минорных аккордов расширяется за счет введения септаккордов и поэтому необходимо сразу определить те аккорды, которые будут звучать с помощью автоаккомпанемента, а какие – нет. При помощи комбинации 2-х клавиш можно будет сыграть только мажорные септаккорды (большие и малые), а все остальные септаккорды нужно будет играть при помощи всех четырех клавиш. Но, фактически, в курсе сольфеджио в школе используются чаще малые мажорные септаккорды (кадансовые обороты, отклонения в другие тональности). При этом учащиеся всегда должны представлять состав того аккорда, который они исполняют, поэтому на экране синтезатора высвечиваются ноты того аккорда, который звучит в данный момент. Благодаря автоаккомпанементу любой учащийся сможет исполнить песню или романс с аккомпанементом, не испытывая особых трудностей или эмоциональной «зажатости».
Функция записи
Если синтезатор имеет данную функцию, то любое произведение, сыгранное на нем может быть воспроизведено после его исполнения учеником. Так, учащийся может прослушать свое исполнение сам и оценить его качество, выявить неверно сыгранные фрагменты, а это – отличное упражнение для тренировки музыкального слуха.
Это далеко не все функции, включенные в программу синтезатора. Автор перечислил лишь основные из них. Преподаватель же сам для себя определяет те функции, которые могут быть ему полезны и быть в наличии у рабочего синтезатора.
Таким образом, используя синтезатор на уроке сольфеджио преподаватель может значительно расширить круг форм работ, обогащающих технический, эмоциональный, практический опыт учащихся.
Глава III:
Примерное содержание Открытого урока по сольфеджио с использованием синтезатора.
Основной целью данного урока явилась демонстрация учащимися умений и навыков работы с синтезатором, полученных в течение учебного года. Исходя из цели, определились следующие задачи: осветить формы работы на уроке сольфеджио, связанные с игрой на синтезаторе; закрепить умения работы с синтезатором.
Работа с группой 2 класса началась с 2007-2008 учебного года. В течение трех четвертей преподаватель неуклонно вводил в урок задания, связанные с работой с синтезатором и к Открытому уроку учащиеся довольно свободно и активно выполняли все поставленные перед ними задания. Дети с интересом включались в работу и легко осваивали теоретический и практический материал. В процессе обучения работа с синтезатором на уроке занимает примерно 20 минут. Открытый же урок был целиком построен на демонстрации возможностей синтезатора при обучении сольфеджио.
Урок включал в себя следующие задания:
Исполнение ритмического рисунка (ритмические карточки) под метрический аккомпанемент синтезатора.
Цель данного упражнения – выработать у учащихся умение быстро реагировать на безостановочное движение метра. При выполнении этого задания темп можно менять.
Загадывание «ритмических» загадок под какой-либо стиль, выбранный на синтезаторе.
Цель – свободное исполнение изученного ритма, комбинирование знакомых ритмических формул в заданном размере и темпе. Задание можно несколько разнообразить введением вступления к выбранному стилю, что даст возможность менее подвинутым учащимся обдумать свой вариант «загадки» и при этом общее музыкальное построение не будет нарушено.
Исполнение выученной песни «Два гуся» с автоаккомпанементом.
Цель – выработать умение петь под аккомпанемент инструмента. Поскольку дети еще маленькие, то справиться со сложным аккомпанементом они пока не могут и исполняют песни под собственный аккомпанемент на фортепиано, заключающийся в игре басовой ноты аккорда (T-S-D). Такое исполнение звучит несколько однообразно и «скучно». Синтезатор позволяет «раскрасить» исполнение, так как при нажатии баса он исполняет целый аккорд.
Исполнение выученной песни в 2 руки (двумя учениками).
Цель – формирование навыка работы в ансамбле. Один учащийся исполняет аккомпанемент, следя за укладыванием в метрическую «сетку», заданную синтезатором; второй исполняет мелодию. Преподаватель при этом контролирует темп исполнения и меняет его в зависимости от способностей учащихся.
При выполнении 3 и 4 заданий остальные незадействованные в работе учащиеся дирижируют в размере песни.
Музыкальная пауза.
Цель – нарушить тембровую инертность слуха. На уроках сольфеджио очень редко звучат музыкальные инструменты, кроме фортепиано, поэтому такая форма работы также важна на уроке. Преподаватель исполняет ранее изученные песни в различных тембрах и просит угадать, какой инструмент играет. Эта форма работы может исполняться самими учениками (более способными) – игра выученных мелодий песен по памяти.
Запись диктанта в тембре баяна (или какого либо другого инструмента).
Цель – развитие мелодического и тембрового слуха, навыков записи мелодии по памяти. В качестве материала для диктанта избирается любая мелодия, соответствующая уровню знаний учащихся.
В заключение урока учащиеся исполняют выученную песню под аккомпанемент синтезатора (на протяжении всего периода обучения мелодия песни остается неизменной, но постоянно меняется жанр), что вносит элемент «развлечения», «игры».
Необходимо подчеркнуть, что возможности синтезатора позволяют внести новые элементы в обучение детей сольфеджио, но, безусловно, не могут заменить традиционно сложившихся форм работы (вокально-интонационная работа, развитие музыкальной памяти, ладового слуха и т.д.).
Заключение
Сольфеджио всегда было одним из наиболее трудных предметов в школе искусств. К настоящему времени существует множество методических разработок и рекомендаций, авторских программ и методик преподавания сольфеджио: все они преследуют своей целью оптимизировать содержание курса сольфеджио в школе, сделать его более легким для восприятия и изучения. Одним из способов привлечь внимание учащихся к предмету и является использование синтезатора на уроках. Новый электронный инструмент может помочь преподавателю разнообразить формы работы, внести элемент творчества и развлечения, отдыха. С помощью возможностей, заложенных в синтезатор его производителем, учащиеся осваивают традиционные для курса сольфеджио формы, такие как – развитие тембрового слуха, чувство метра, ритмические навыки, первоначальные навыки аккомпанемента, творческие формы работы (жанровые преобразования песен, импровизация, аранжировка, сочинение и т. д.).
Поэтому, основной целью включения синтезатора в учебно-образовательную деятельность является формирование музыкальных способностей учащихся, их интереса к музыкальной культуре, привлечение воспитанников к различным формам музыкальной деятельности.
Библиографический список
Важов С. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. – М., 2003.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Методика обучения игре на клавишном синтезаторе. - М.: Библиотечка ж. «Искусство в школе», 2007. – 208 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Синтезатор и компьютер в музыкальном образовании. Проблемы педагогики электронного музыкального творчества. - М.: Библиотечка ж. «Искусство в школе», 2004. – 96 с.
Красильников И. Школа игры на синтезаторе (Ноты). - М.:ВЛАДОС, 2005.-208с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. - Дубна: Феникс+, 2007. – 496 с.
Новые технологии в музыкальном образовании (компьютер, синтезатор, Интернет). Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Сост. Е.В. Орлова. Ред. И.М. Красильников, В.Г. Пешняк, Ю.Г. Дмитрюкова, Е.В. Орлова. - М.: Библиотека журнала «Искусство и образование», 2008. – 108 с.
ПРОГРАММЫ: Клавишный синтезатор. Ансамбль клавишных синтезаторов. Студия компьютерной музыки. Для ДМШ, ДШИ и других учреждений дополнительного образования. – М., 2005. – 36 с.
Программа для ДМШ и ДШИ по специальности «Электронные цифровые музыкальные инструменты». – М., 2000.
Сольфеджио. Программа для ДМШ, музыкальных отделений школ искусств, Министерство культуры СССР. Всесоюзный методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры. Составитель Калужская Т.А.. Москва 1984.
Сольфеджио. Программа для учащихся 1-7 классов ДМШ, Министерство культуры Свердловской области, Учебно-методический центр по начальному и среднему профессиональному художественному образованию, составитель Манаева О.К. - Екатеринбург, 2000.
Скробов И. А. Основы музыки и игры на синтезаторе. – М.: Современная музыка, 2006.
Стрелецкий Ю. Популярный учебник игры на синтезаторе. – М., 2003.
Шавкунов И. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. – М., 2001.
13PAGE 15
13PAGE 14415
15