Урок технологии по теме Изготовление искусственных цветов
Урок 1. Искусственные цветы – вид декоративно-прикладного искусства. Краткие исторические сведения о развитии. Достижения мастеров Японии и Франции. Инструменты и приспособления для изготовления искусственных цветов.
Цель Ознакомить учащихся с достижениями мастеров, заинтересовать учащихся. Научить различать инструменты и приспособления для изготовления искусственных цветов, обматывать проволоку. Воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе.
Ключевые слова. Букет, стиль барокко и рококо, классический стиль, европейская и японская школа аранжировки, резцы, бульки, вырубки, штамп.
Наочность: вырезки из журналов, искусственные цветы, инструкционные карты.
План занятия
Человек и цветы.
Аранжировка цветов в разных странах.
Искусственные цветы – вид декоративно-
прикладного искусства.
Инструменты и приспособления для изготовления искусственных цветов.
Практическая работа. Обматывание проволоки, изготовление стеблей и тычинок.
Ход занятия
Организационная часть
II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.
По утрам в солнечных лучах вспыхивают покрытые росами цветы, рассыпавшиеся сказочным кружевом по шелковой зеленой траве. Это драгоценное украшение земли принадлежит человеку.
Люди не остались равнодушными к великому подарку природы. Было создано большое количество новых сортов цветочных растений. Цветы сопровождают нас повсюду: дома и в парке, на лесной поляне, в заводском цеху, в праздники и в будни. Волшебная сила этих вечных спутников не только в их красоте, но и в способности выражать и передавать сложную гамму тайных человеческих чувств. Их язык богат и содержателен. Цветы способны рассказать о радости малыша, который впервые познает красоту окружающего мира, о нежности юноши, дарящего фиалки любимой
Ill Объявление темы и цели занятия. .Объяснение нового материала.
Человек и цветы.
В давние времена, когда человек еще не умел записывать свои мысли, он фиксировал их в своей памяти и в виде мифов, легенд, сказок, песен, передавал их уст в уста, от поколения к поколению.
И тогда уже в многочисленных легендах , мифах и сказках фигурировали цветы. В легендах цветы одушевленные , им предоставлено своеобразного характера и чудодейственной силы. Символику многих таких легенд используют и сегодня при составлении цветочных композиций .
Цветы были неотъемлемой частью религиозных обрядов . С появлением христианства любовь к цветам не угасла , их выращивали в монастырях , ими украшали храмы .
В эпоху Возрождения (XIV -XVI вв. ) Люди начали еще больше увлекаться цветами . Следуя нарисованные натюрморты , начинают составлять букеты из «живых » цветов .
Слово «букет » французского происхождения. Оно означает сложение цветочных композиций из цветов , а также аромат , запах чего-либо. Первые букеты составляли ради приятного запаха , для них подбирали душистые цветы: лаванду , розмарин , цветы апельсина , розы , даже укроп , тмин и петрушку . Но эти композиции были грубые и неясные .
С приходом стиля барокко и рококо (XVI -XVIII вв. ) Композиции стали более изысканные и красивые . В стиле барокко использовали огромные причудливые вазы , украшавшие богатые интерьеры . Для них брали большие растения : лилии , пиона , розы , тюльпаны , дополняли пальмовыми листьями , ветвями кустов с декоративными плодами. Прихотливый орнаментальный ритм , асимметричность букетов - это стиль рококо. Он требовал от цветов , букетов большей изысканности , нежности . Тогда были особенно распространены розы - в бутонах или цветущие .
Классицизм - это изящная простота , внимание к совершенству деталей. Это проявилось не только в архитектуре и живописи XVIII в . , но и в составлении букетов . Они получили четкие , чистые и величественные формы .
В XX в . был распространен стиль модерн . Он внес много нового в декоративно - прикладное искусство. Стеклянные и фарфоровые вазы получили плавные формы , мягкие оттенки . Для букетов этого времени подбирали небольшое количество растений с изогнутыми стеблями и асимметричным строением . Любимыми цветами были ирисы , орхидеи , настурции , каллы .
С течением времени цветы все больше входили в жизнь людей . Они пробуждали в их сердцах высокие и светлые чувства . И не случайно так часто обращаются к цветам писатели , поэты , музыканты и художники , воспевая красоту , воспроизводя самые сокровенные глубины человеческих чувств . Сколько любви , тепла , внимания уделяли цветам поэты . Они не только сами любили цветы , но несли их в своих произведениях к людям.
А сколько песен о цветах составил народ! С каждой строкой большие художники дарили людям песню о неописуемой красоте родной природы . Часто цветок выражает любовь к самому близкому человеку - матери ( бархатцы ) . Сорвешь цветок бархатцев и будто чувствуешь в них материнскую любовь и ласку . Видимо не найти человека, который был бы равнодушным к цветам . Богатство красок , неповторимая красота не только очаровывают нас , но и пробуждают лучшие порывы .
Действие цветов на человека не ограничивается только эмоциями . Они благотворно влияют и на наше здоровье. В медицине используют многие цветы растений , из которых изготавливают всевозможные лекарства. Всем известны лечебные свойства ландыша , ромашки , розы , фиалки , календулы и многих других.
Аранжировка цветов в разных странах
Мало иметь красивые цветы - желательно , чтобы они были особенно хорошими . Для этого нужно подобрать для них вазу , уметь их скомпоновать . Этому обучает искусство аранжировки цветов ( флористика ) .
Итак, аранжировка цветов - это создание букетов, цветочных композиций, умение
с помощью цветов , листьев , веток выразить свои мысли и чувства ,создавая настоящие произведения искусства . Чтобы хорошо сделать это , нужно знать основные правила цветочной аранжировки - пропорции , масштаб , соединение цветов.. Только тогда можно удачно подобрать и гармонично расположить цветы, учитывая их окраску , форму , фактуру , наклон в ту или иную сторону .Со всем этим мы будем знакомиться на следующих уроках .
A сейчас поговорим о традициях аранжировки цветов в разных странах. У каждого народа существуют свои традиции создания цветочных композиций . Они учитывают особенности жилья , климата , даже темперамент людей. В мире наиболее известны европейская и японская школы аранжировки цветов .
Так , в Англии сохранились классические черты аранжировки цветов . Для этих композиций характерно значительное количество цветов , треугольная или серповидная форма букетов. Часто используют роскошно украшенные металлические и фарфоровые вазы , кубки , блюда . В больших аранжировках обращают внимание на форму композиций . Для них выбирают крупные цветы - гладиолусы , георгины , дополняют ветвями деревьев и кустов , листьями ирисов.
Французское искусство аранжировки имеет свои характерные особенности. Большое внимание в нем уделяется сочетанию красок , тонкой гамме цветов , нежным пастельным тонам.
Голландцы работают в классическом стиле , но широко используют фольклорные элементы . Они предпочитают небольшие корзинам с мастерски подобранными цветами , поставленными в низкие плоские вазы . Для этой страны характерны композиции из тюльпанов , нарциссов , гиацинтов .
В Италии преобладают крупные цветы , яркие цвета композиций .
Немцы придают большое значение окраске и количества цветов . Поздравляя невест , они дарят только белые и розовые гвоздики и каллы . У них розовый букет подчеркивает уважение , красный - символизирует симпатию и любовь.
В Польше цветок каллы символизирует грусть , траур , тоску .
Итак , европейская школа основное внимание уделяет цветным соединениям и форме цветочных композиций . Букет цветов может напоминать шар , конус того или иного цвета . Цветов в букете , как правило , достаточно много и стеблей почти не видно.
Но ни одна страна не достигла в цветочном аранжировке таких высот , как Япония Японцы , в отличие от европейцев , видят красоту прежде всего в естественных линиях стеблей , в форме и комбинации отдельных цветов . Японская традиция составления художественных композиций из цветов ( икебана ) , что буквально означает «живые цветы» , появилась еще в XIII в. Типичное для икебаны - это скупое использование и тщательная обработка цветов , обязательным условием которой является то , что к белым цветам и веточкам из них добавляются красные а к красным - зеленые или светлой окраски растения . В Японии , существует специальная школа , которая имеет миллионы студентов в стране и многочисленную армию поклонников во всем мире. Эта школа готовит специалистов икебаны. У японцев можно поучиться , как составлять цветочные композиции . В них особенно ярко , с художественным вкусом выражается стремление поэтизировать жизнь , восхищение красотой цветов , уважение к ним. Японская школа цветочной аранжировки обращает основное внимание на линию , растений используется немного , хорошо видны отдельные цветы , стебли , ветки
Искусственные цветы - вид декоративно - прикладного искусства
Человек, который находится в единстве с природой , чувствует ее и любуется её творениями , находится в особом состоянии душевного покоя , гармонии . Цветы - это море красок , оттенков , форм , нежных ароматов , но они очень быстро вянут . А так хочется , чтобы цветы всегда радовали глаз своей красотой , приносили нам радость. Для того ,чтобы остановить это « прекрасное мгновение » , люди начали изготавливать искусственные цветы , используя для этого бумагу , ткань , дротики, желатин.
Первые искусственные цветы изготавливали в Древнем Китае из фарфора. Мастера , которые занимались этим ремеслом , пользовались большим уважением , ведь не каждый может повторить творение природы. Считалось , что только тот , кто понял душу цветка , может передать ее образ. Поэтому художники свято берегли свои секреты и передавали их только избранным ученикам .
Известнейший цветок , сделанный человеком - это папская роза. На протяжении многих веков Папа вручал ее ежегодно какому-либо царскому лицу за особые заслуги . Роза , стебель которой чуть больше метра , изготовленная из чистого золота . На каждом лепестке выгравировано имя Папы и одна из добродетелей того , кому предназначена награда . Вместо капелек росы на листьях использованы мелкие бриллианты . Только одна семья художников была удостоена права изготавливать священную реликвию . Это право передавалось по наследству со времен средневековья.
Для искусственных цветов , кроме золота и серебра , использовали и другие материалы . Например , глину , перья птиц , пергамент , бумагу .
В XVI веке в Европе распространилось искусство изготовления искусственных цветов, ими украшали прически и обувь. В 1590 в Венеции брат великого Тициана Чезаре Вечелио издал книгу , в которой описывал моду того времени. В этой книге упоминается , что в разных городах дамы носили искусственные цветы в волосах , дополняя их золотыми заколками . Часть таких цветов была сделана из золотой фольги . Эти цветы мало походили на настоящие. их изготавливали методом и скручивания ленты « в клубок » или в виде плоских розеток , которые пропитывали ароматами. Ароматы стоили очень дорого , поэтому искусственные цветы были словно настоящие драгоценности.
Еще со времен средневековья существовало уникальное ремесло , которым славились монахи некоторых итальянских монастырей . Оно резко отличалось от неуклюжих попыток придворных портных , которые скручивали цветы из лент . Цветы , созданные монахами, были очень похожи на настоящие. Ими украшали статуи Мадонны. Именно этим мастерам отдают первенство в создании наилучших образцов.
В 1655 году доминиканские монахи впервые стали использовать в цветочном ремесле желатин , получаемый из рыбьих хрящей . Пропитывание ткани раствором желатина стало настоящей находкой для мастеров. Среди итальянской аристократии сбор искусственных цветов из различных заготовок считался приятным рукоделием .
Високая культура , ткачество шелка , знания замечательных красителей , изобретательность зародили Китае , начиная с XIII в. , ремесло изготовления цветов . В глубокой древности там существовал дух пантеизма (обожествление природы ), поэтому любому стеблю , цветку , листку отводилась своя роль в мироздании .
Искусственным цветам радовались на праздниках , ими украшали прически и жилье . В течение всей истории европейского искусства китайские цветы из бумаги , шелка , перья составляли ему большую конкуренцию . Только в XIX в . они ненадолго отошли в тень славы парижских мастеров.
В 1738 в Париже появился мастер , от которого ведется отсчет французского ремесла изготовления цветов . Этот необычный человек интересовался наукою , изучал химию и ботанику , обладал высокими техническими навыками и имел большое воображение. Он изобрел немало инструментов для изготовления искусственных цветов , изобрел необычную технологию покраски . Мастер также выполнял заказы на создание садовых уголков , парковых аллей , внутренних комнат , цветников для маскарадов . При короле Франции Генриху IV была даже должность придворного плюмазьера - мастера , который изготавливал цветы из перьев. Только королевские плюмазьеры имели право красить и составлять букеты для алтарей , гирлянды на банкетные столы и на колонны , поддерживавшие балдахины в королевской спальне .
На протяжении XIX в . было модным украшать вечерние платье искусственными цветами . Затем состоялась переоценка ценностей . В конце этого века цветочные имитации воспринимались уже как понятие невысокого вкуса и скромного достатка.. Но в начале XX в они вновь вошли в моду сверкающие загадочным блеском фиолетового стекляруса и черного тюля .
Цветы , собранные из кусочков ткани , делали людей счастливыми много веков подряд . Эта симпатия , привязанность к ним сохраняется и поныне.
Искусственные цветы используют не только для отделки платьев , костюмов или шляпок. Ими оформляют сцены, витрины, помещения и т.п. .
У многих народов искусственные цветы являются обязательным элементом национального костюма. Каждый этнографический район имеет свои особенности.
Инструменты и принадлежности для изготовления искусственных цветов
Цветы из гофрированной бумаги недолговечны , они годятся только для украшения сцен и карнавальных костюмов . Для украшения одежды , головных уборов цветы изготавливают из шелка, бархата, кожи, фетра, батиста и др.д. .
Дня изготовления искусственных цветов необходимы определенные инструменты. Ножницы небольшие , с острыми концами для вырезания деталей цветов( рис1 ) ; кусачки для разрезания проволоки (рис. 2) ; пинцет для захвата отдельных частей цветка , гофрирования лепестков и составление цветка . Головку пинцета используют для анесения клея на деталь.
Дырокол или шило для прокалывания отверстий в венчиках цветов перед надеванием их на дротики (рис. 4).
Резцы для гофрирования листьев и лепестков. Резец - это изогнутый нож с деревянной ручкой . По его лезвии есть одно , два или несколько углублений . В зависимости от их количества , резец называется одинарный , двойной или тройной (рис. 5 а , б, в) .
а
б
в
Мал. 5. Резцы:
одинарныи,
двойной,
тройной
Мал. 6. Дерев'яна булька
Рис.7. Металлические бульки
Бульки для выдавливания лепестков, для придания им выпуклой формы. Булька представляет собой шарик , который крепится на металлическом стержне . Для бумаги используют деревянные бульки (рис. 6) , а для других материалов - металлические с деревянной ручкой (рис. 7).
Для работы нужно иметь шарики различных диаметров : 2 , 6 , 10 , 20 , 30 , 40 мм.
Чтобы обработать лепестки из ткани и бумаги, нужна деревянная колодка с углублениями в виде полушария . На соответствующее отверстие в колодке накладывают несколько лепестков с накрахмаленной ткани и горячей булькой вдавливают их в отверстие (рис. 8).
).
Для обработки лепестков из ткани и из бумаги нужны твердые и мягкие резиновые подушки . Твердая резиновая подушка подходит для гофрирования листьев и лепестков резцом,а также для прокалывания отверстий шилом . Ее изготавливают из резины толщиной 1,5-2 см в виде прямоугольника размером 15-25 см и обшивают тканью (рис. 9).
Мягкая резиновая подушка используется для выдавливания бульками (рис. 10).0).
Рис.9 твердая резиновая подушка
Рис. 10 мягкая резиновая подушка
Подушка песочная служит для гофрирования лепестков роз, пионов и других цветов.Вырубки используют для быстрой заготовки листьев и венчиков особенно мелких цветов. Вырубка удобна тем, что ею можно вырубать значительное количество деталей цветка. Вырубки делают из хорошо закаленной стали и остро затачивают (рис. 11).Рис. 11. Вырубки: а - для незабудки, б - для сирени, в - для ландыша, г - для листьев
Штамп (пресс-форма) состоит из двух частей и служит для выдавливания тоненьких жилок на лепестках. Штамп изготавливают из металла. На нижней его части сделан оттиск лицевой стороны лепестка или листа, а верхняя часть имеет такой же рисунок, только выпуклый. При нажатии верхняя часть штампа углубляется в отпечаток нижней формы, таким образом, на ткани остается отпечаток всех жилок, который можно сделать резцом. Для работы штамп нагревают.
IV. Обобщение знаний учащихсяПрактическая работа
Обматывания проволоки, изготовление стеблей и тычинокМатериалы и инструменты: кусачки, ножницы, проволока, гофрированная бумага, клей.Провод, который используют для стеблей и ветвей, обматывают тонкой бумагой, ватой или нитью одного цвета с тем листком, который будет приклеен к проволоке.Внимание учащихся сосредотачивается на соблюдении правил безопасности труда.
Учитель проводит текущий инструктаж, обращает внимание на недостатки с целью их устранения.
Инструкционная карта 11. Кусачками нарезать проволоку длиной 25 см для стеблей и 3 см для тычинок.
2.Нарезать ножницами полоски гофрированной бумаги шириной 5 мм. 3. Закрепить бумагу клеем у конца проволоки.Рис. 13. Обматывания проволоки бумагой
Вращая проволоку от себя левой рукой, правая рука помогает этому вращательному движению (рис. 13). Нужно следить, чтобы бумажная полоска была под углом 45° к проволоке и не наматывалась все время на одном месте. Обмотать 5 стеблей и 15 тычинок.
Итоги занятия. Оценивание работы учащихся. Уборка робочих мест.
Урок 2. Основные и вспомогательные материалы для изготовления искусственных цветов, их физико-механические свойства. Красители и особенности их использования. Технология окрашиваниядеталей цветкаЦель. Ознакомить учащихся с материалами, которые используются для изготовления искусственных цветов, их свойствами, красителями. Научить готовить раствор из желатина и крахмала, обрабатывать ими ткань, красить ткань. Воспитывать старательность, аккуратность при выполнении практических заданий. Ключевые слова. Клей, желатин, красители, крахмал, покраска. Наглядность: открытки, инструкционные карты.Оборудование: ткань, крахмал, желатин, вода, красители, манная крупа, нитки №10.
План занятия
1. Материал для изготовления искусственных цветов.2. Красители.3. Покраска деталей цветка.4. Практическая работа. Приготовление желатина и крахмала, обработка ими ткани. Покраска манной крупы.
Ход занятия
I. Организационная частьII. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельностиПроверка знаний учащихся проводится в форме беседы с вопросами.1. Почему люди уделяют столько внимания цветам?2. Когда появился букет? Что означает слово букете3. Что вы понимаете под аранжировкой цветов?4. Какие стили были распространены в составлении цветочных композиций?5. Чем отличаются европейская школа аранжировки от японской?6. Какие инструменты и приспособления используют для изготовления ис них цветов?III. Формулировка темы и цели занятия. Изучение нового материала1. Материалы для изготовления искусственник цветовС инструментами и принадлежностями для изготовления искусственных цветов мы озн йомились прошлого урока. Но для того, чтобы изготовленные цветы были кра ными, подобными живых, мы должны правильно подобрать материал, из которого производиться, обработать, подкрасить.Искусственные цветы можно изготавливать из батиста, шелкового и льняного поло, маркизета, крепдешина, креп-сатина, шифона, бархата, панбархата и других тканей.
Для производства цветов нужны также другие материалы.Проволока (для стеблей) различной толщины, но обязательно мягкая.Вата нужна для изготовления бутонов и сердцевины цветов. Лучше всего брать гигроскопическую вату, поскольку она легко окрашивается в разные цвета. Вату красят заранее. Ее опускают в раствор краски, дают стечь на сите и сушат.Манная крупа, окрашенная в разные цвета, нужна для получения цветочной пыльцы, которую наносят на тычинки. Это добавляет сходства с живым цветком.Клей - один из самых главных материалов для изготовления искусственных цветов. Он должен отвечать таким требованиям: быстро высыхать, не выбеливать краску, не оставлять пятен и быть прочным. Лучше всего для этого пользоваться клеем ПВА. Из готовых клеев можно использовать клей РАПИД (для кожи), нитроклей и фотоклей. Канцелярский клей оставляет белые пятна и на ткани, и на бумаге, а также он не крепкий, поэтому лучше им не пользоваться.Можно также самим приготовить клей. Вот некоторые рецепты.Клей из пшеничной муки. 2-3 столовые ложки пшеничной муки (іразводят в 1/2 стакана холодной воды и ставят на огонь, помешивая, пока загустеетЖелатиновый клей готовят из желатина и пшеничной муки. Одну ложку желатина заливают 1/2 стакана холодной воды. Когда желатин разбухнет, в него всыпают две столовых ложки пшеничной муки и одну ложку сахара. Помешивая, доводят до кипения. Если клей загустевает, то его ставят в миску с горячей водой.Нитки катушечные № 10, белые и черные. Из них изготавливают тычинки, а другие используют для прикрепления лепестков и листьев до проволоки.Бумага для обматывания проволоки.Тушь, анилиновые краски. Краски разводят теплой водой, спиртом или одеколоном. Спирт дает возможность быстрее высыхать.Для работы с красками нужно иметь запас чистых стеклянных баночек и набор мягких акварельных кисточек. Вместо них можно пользоваться ватными тампонами. Чтобы получить необходимые оттенки или переходные тона в цветке, при окраске лепестков и листьев краски смешивают.Голубая краска смешанная с желтой дает ярко-зеленый цвет, фиолетовый с красной - сиреневый, красный с желтым - оранжевый, красный с синим - фиолетовый, желтый с синим - темно-зеленый. Для того, чтобы получить светлую окраску - розовое, голубое, нужно раствор краски разбавить водой до нужного цвета.Учитель акцентирует внимание на соблюдении правил техники безопасности во время пользования горячей жидкостью, красками.Практическая работаПриготовление раствора желатина и крахмала. Обработка ткани этими растворами
Материалы и инструменты: ткань, мука, вода, желатин. Ткани, которые используют для изготовления искусственных цветов, должны быть накрахмаленные Искусственный и натуральный шелк крахмалят желатином, хлопчатобумажные ткани бархат - желатином и картофельным крахмалом.Инструкционная карта 2Приготовление картофельного крахмала и обработка им ткани1. Одну столовую ложку картофельного крахмала развести незначительным количеством холодной воды.2. Залить все одним стаканом крутого кипятка, все время помешивая, чтобы не образовались комочки.3. Смочить ткань, опустив ее в раствор крахмала, расправить, обчист ты от комочков. Не отжимать!4. Подсушить ткань, развесив на нитке или натянув ее на пяльцы в рамке с гвоздями. Гвозди должны быть медные, тонкие и острые.Инструкционная карта 3
Приготовление раствора желатина и обработка им ткани1. Взять 3-4 ложки мелкого желатина и залить его 1/2 стакана холодной воды.2. Дать желатину набухнуть 40-50 минут.3. Залить желатин 1/2 стакана крутого кипятка и размешать.4. Если желатин растворился не полностью, раствор подогреть.
5. Опустить ткань в горячий раствор желатина, легко отжать между пальцами. Опустить также нарезанные длиной 10 см катушечные нитки, ( Сушить ткань и нитки на веревке или в пяльцах.). Погладить сухую ткань.Примечание. Бархат крахмалят с изнаночной стороны. Его кладут лицевым боком на щетку для одежды, чтобы ворс не помялся, а с изнанки тампоном осторожно смазывают раствором желатина или картофельного крахмала. После высыхания бархат утюжат с изнанки, держа ткань в воздухе.Теоретические сведения (продолжение)
Покраска деталей цветкаДетали цветов красят таким способом. В холодной воде смачивают лепестки или листья, раскладывают их на пористой бумаге и красят. Краску берут заранее подготовленную, сильно концентрированную и разводят в воде с добавлением спитра или одеколона. Для получения светлого тона добавляют воды. Правильность окраски проверяют на образце из такого жематеиала, что и детали цветка.У некоторых цветов (например, роз, анемонов) у основания лепестков есть белые пятна.. Чтобы передать это в цветке, нижнюю часть лепестка не смачивают, а при подкрашивании ее закрывают пальцами, чтобы не попала краска.Покраска деталей цветочка делают по-разному. В одних цветах кисточкой по краю лепестков и собирают краску в середину, в других от середины к краям. На середину лепестков розы наносят краски более темного тона, чем цветок. Эта капля растекается и образует румянец, который придает особую красоту цветку.Когда лепестки уже раскрашенные с одной стороны, их переворачивают, и красят с другой.Венчик изготавливают из цветной ткани теплых зеленых оттенков или гак же, как и лепестки.Если на лепестках нужно сделать пятно или передать штрихи,тигровая лилия), жилки (ирис), то их выполняют по уже высушенным лепесткам тоненькой кисточком.
IV. Обобщение знаний учащихсяПрактическая работаПокраска манной крупыМатериалы и инструменты: манная крупа, желтая анилиновая краска, одеколон или спирт, пористая бумага.Инструкционная карта 4Покраска манной крупы1. Насыпать немного манной крупы на пористую бумагу.2. В стеклянной баночке развести желтую анилиновую краску (можно взят кондитерскую краску), добавить к ней несколько капель спирта.3. На манную крупу положить немного краски и хорошо растереть.4. Дать крупе подсохнуть.V. Итоги занятия.Оценивание работы учащихся. Уборка рабочих мест.Домашнее задание. Подготовить ткань и необходимые материалы для изгоние полевых цветов.
Урок 3. Выкройки для изготовления цветов, их разметка. Правила раскладывания деталей цветов на ткани и раскрой. Правила безопасного труда. Изготовление полевых цветовЦель. Ознакомить учащихся с различными видами выкроек для изготовления искусственных цветов, последовательностью их выполнения, правилами безопасного труда. Научить в готовляти полевые цветы. Воспитывать старательность, трудолюбие, внимание п время выполнения практических заданий.Ключевые слова. Выкройка, шаблон, цветок, гофрирования, строение цветка, раскрой, серн вина цветки, соцветия.Наглядные пособия: инструкционные карты, шаблоны цветов, искусственные цветы, цветные иллюстрации журналов.Оборудование и материалы: ткань, булавки, карандаши, провода, вата, нитки, картон, красок шило, деревянный брусок.
План занятия
1. Строение цветка.2. Основные методы изготовления искусственных цветов. „3. Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования.4. Правила безопасного труда при работе с ножницами и булавками.5. Изготовление полевых цветов. 6. Практическая работа. Раскрой деталей полевых цветов, изготовление для них сердцевины, подкраска лепестков.
Ход занятия
I. Организационная частьII. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельностиУченикам задаются вопросы, связанные с повторением темы, составленную на предыдущем занятии.1. Какие вы знаете основные и вспомогательные материалы для изготовления искусственных цветов?2. Каким требованиям должен отвечать клей?3. Для чего подкрашивать искусственные цветы? Чем?Ill Формулировка темы и цели занятия. Объяснение нового материала. Строение цветка.Для того чтобы изготовленные искусственные цветы были подобны живым, нужно изучить строение цветов, какого они бывают цвета, какая у них середина, пестик и тычинки и как они размещены.Из биологии вы знаете, что растения, которые цветут хотя бы раз в течение жизни, называются цветочными. Все растения имеют органы: корни и побеги. Побегом называется стебель с расположенными на нем листьями и почками. На побегах могут. развиваться цветки. Цветок - это видоизмененный побег, на месте которого образуется плод с семенами или одним семечком. Сравнивая цветки разных растений . можно обнаружить сходство в их строении. Рассмотрим строение цветка.
Цветок на цветоножке развивается, расширяется в цветоложе. На нем формируются все остальные части цветка. В цветке привлекает внимание ярко окрашенный венчик, состоящий из лепестков. Ниже венчика содержится чашечка из зеленых листочков - чашелистиков. Венчик и чашечка - это околоцветник, что защищает внутренние части цветка от повреждений. Главные части цветка - пестик и тычинки. Тычинки располагаются в один или несколько кругов вдоль внутреннего края околоцветника. Каждая тычинка образована тичинковою ниткой и пиляком, на котором содержится пыльца
Количество тычинок в цветках колеблется от одной (например, в канны), до нескольких сотен (например, пионы). Пестик имеет приймочку, столбик и завязь. Внутри нижней части содержатся семенные зачатки. Из них после цветения развивается семя, а из завязи - плод. Большинство растений имеет цветки, в которых есть и тычинки, и пестики. А у некоторых растений одни цветки имеют только пестики - пестичные цветки, а другие - только тычинки - тычиночные цветки. Пестиков у разных видов растений тоже бывает от одной (например, у яблони, подсолнечника) до нескольких десятков (например, у лютика, земляники).Цветы по размерам бывают крупными и мелкими. Крупные цветки обычно расположены на растении одиночно (например, у тюльпана, мака). Цветки мелкие же, напротив, в основном собраны в группы (например, у калины, ландыша).Совокупность цветков, расположенных на общей оси, называют соцветием, и Это группы цветков, расположенных близко друг к другу в определенном порядке. По характеру ветвления главной оси и размещением цветков различают простые и сложные типы соцветий. К простым соцветиям относятся, например, кисть, колос, щиток, зонтик, головка, корзинка, начало, сережка. Сложные соцветия представляют собой совокупность простых соцветий, собранных на общей оси. К ним относят, например, сложный колос, метелка, сложный щиток, сложный зонтик.
Итак, зная строение цветов, их размещение на растении мы сможем правильно составить цветочек, веточку, чтобы они выглядели более естественнее.Основные этапы изготовления искусственных цветов:- вырезания деталей;- гофрировки листьев и лепестков;- составление цветка;- составление ветки или букета.Для изготовления искусственных цветов нужно иметь выкройки отдельных частей цветка. Выкройки делают из живой цветочки. Для этого цветок осторожно разбирают на отдельные части, кладут на бумагу ватмана, накрывают листом пористой бумаги и оставляют на сутки под прессом. Затем пресс снимают и по пористой бумаге проводят теплым утюгом. После этого листья, лепестки которые приклеились к ватману, вырезают острыми ножницами. Полученные шаблоны кладут на тонкий картон, обводят карандашом и вырезают.Выкройки (шаблоны) нумеруют и на каждой проставляют их киль данного цветка. Хранят выкройки в отдельных конвертах с надписью названия цветка и количества деталей.По выкройкам обводят на ткани острым простым карандашом и вырезают. Вырезать нужно так, чтобы след от карандаша оставался заножницами, поскольку иначе деталь увеличится в размере. При раскрое цветка середина детали кладется по косой нитке.
Чтобы передать пыльцу на тычинках, концы пучка немного смазывают клеем и обмакивают в подкрашенную манную крупу, цветной порошок, в золу, если] нужно сделать серые тычинки, в молотый кофе, если нужны коричневые и т.д.Для прикрепления тычинок к стеблю пучок связывают посередине тонкой проволочкой и его концы загибают вниз. Конец проволоки закручивают под пучком вокруг стебля (рис. 17) и крепко завязывают ниткой выше основы,чтобы пучок не распался.Тычинки заготавливают заранее и хранят в отдельных коробочках с надписью. У некоторых цветов много тычинок, они образуют сердцевину, которую легко передать. Можно заменить нитки ватой соответствующего цвета, обмазать ее клеем и обсыпать цветной манной крупой или цветным порошком.Составление цветка проходит в соединении лепестков, тычинок и пестиков и отдельную цветочек, а затем прикрепление цветов, бутонов и листьев на стебель.Ознакомление с организацией рабочего места, санитарно-гигиеническими или могами и правилами безопасного труда во время раскройкиОрганизация рабочего места и санитарно-гигиенические требования:1) освободить рабочий стол от ненужных в данный момент предметов;2) протереть его влажной тканью;3) приготовить необходимые материалы и инструменты (детали выкройки, ткань, ножницы, карандаш, линейку, булавки);4) раскрой проводить сидя, так, чтобы свет падал на рабочую повер\ слева или спереди;5) работая, работу следует держать на расстоянии 25-30 см от глаз;
Через каждые 40-50 мин работы необходимо делать перерыв на 10-15 мин, чтобы не уставали глаза;Вырезанные детали нужно хранить в отдельных конвертах с надписью названия цветка и количества деталей.Правила безопасного труда при работе с ножницами и булавками: хранить ножницы с сомкнутыми лезвиями в специально отведенном месте; разрезая ткань, узкое лезвие ножниц разместить под тканью; придерживая ткань, пальцы левой руки должны находиться на безопасном расстоянии от ножниц;передавать ножницы кольцами вперед, держа за сомкнутые лезвия; булавки хранить в подушечке;выкройку прикалывать к ткани булавками в одном направлении - острыми концами от себя;осторожно обращаться с шилом, не подносить его к глазам.перед раскроем ткань утюжат. Потом ее настилают. Если ткань тонкая, то можно ее сложить в несколько слоев и, обведя детали цветка карандашом, вырезать их несколько сразу,. Сначала на ткань раскладывают крупные детали, а затем мелкие.
Изготовление полевых цветов
Давайте отгадаем,о каких цветах говорится в загадках:Стоит дуб, полон круп.Полная бочка ржи пятачком накрыта.Под одним колпаком семьсот казаков.Это мак. Мак - древнее растение. Его красивые, яркие цветы всегда вызывали интерес у людей. Об этом свидетельствует семена мака, найденное на местах поселения древних людей..Древние греки поясвятили этот цветок богу сновидений Морфею. На этот цветок с белоснежным венчиком-платочком и ярко-желтым глазком можно встретить и на лугу, и в поле, и возле дороги. Если мак на языке цветов означает красоту, молодость, то ромашка - любовь и мир, олицетворение чистоты. Люди давно убедились в лечебных свойствах ромашки.Нельзя не упомянуть еще одну полевую цветочек - василек. В народе существует легенда о эту синеглазую красавицу.Однажды небо упрекнуло полевые растения в неблагодарности:- Много цветов приветствуют меня своими ароматами, своим таинственным шепотом. Только вы неблагодарные, молчите и на меня не смотрите. А я же поливаю вас дождиком, согреваю солнышком.- Нет, мы не такие, - ответили цветы полевые.- Мы очень тебе благодарны, но не умеем об этом сказать.- Ладно, если вы не можете подняться ко мне, то я склонюсь к вам. И небо попросило землю вырастить среди колосьев кусочки его самого. Так небесная лазурь разлилась среди золотых хлебных полей. Колоски смогли наклоняться к голубым цветкам, ласкать их, рассказывать о своей любви к синему небу. Может, потому, что васильки - небесные глаза на земли, ее цветам люди лечат болезни глаз?.С целью экономии времени класс разбиваем на три группы. Каждая группа будет изготавливать один из трех полевых цветов: ромашку, василек и мак. Потом из этих цветов мы будем составлять композиции, будем плести веночек.
IV. Обобщение знаний учащихсяПрактическая работаВыкраивание деталей полевых цветов, изготовление для них сердцевины, подкраска лепестковОборудование и материалы: ткань, выкройки, шпильки, простой карандаш, обмотаные провода, вата, цветная манная крупа, накрахмаленные нитки, картон, краски, шило, деревянный брусок.
Инструкционная карта 5Выкраивание деталей ромашки.Для изготовления ромашки нужно взять накрахмаленную плотную хлопчатобумажную ткань или шелковое полотно белого или желтого и зеленого цветов.Выкройка ромашки состоит из 5 деталей: двух кругов а и б для венчиков цветка и бутона, двух кругов в и г для подклеек и листа д (рис. 19). Круги а и б наложить на накрахмаленную ткань белого или желтого цвета, повести по контуру тонко отточеным карандашом.Аккуратно вырезать так, чтобы след от карандаша оставался за ножницами. Количестков кругов выкраивают из расчета по два круга на веночек большего цветка, по два круга на веночек меньшего цветка и один круг на бутон..Из зеленой подкрохмаленой ткани вырезать круги в и г, листок д из расчета два круга в подклейку цветов, один круг г на подклейку бутона и 3 – 4 листки д.Вырезанные круги а сложить вчетверо, надрезать посередине и каждую половинку снова надрезать посередине. Таким образом получили веночки из 16 лепестков для большого цветка (рис. 18). таким же образом вырезать венчики для бутона и маленького цветка из круга бТаким же образом вырезать венчики для бутона и маленького цветка из круга, бКрая лепестков лепестков закруглить и на каждом из них сделать небольшой вырез. Положить веночек на на деревянный брусок и в его центре проколоть шилом отверстие.Зеленые подклейки в и г сложить вчетверо - каждую отдельно - и вырезать на них мелкие зубчики;Посередине подклейки шилом проколоть отверстие.
Инструкционная карта 6Изготовление сердцевины ромашки.Для стебля взять обмотанный зеленой гофрированной бумагой проволоку длиной 15 см.Для сердцевины следует взять немного ярко-желтой окрашенной ваты и туго скрутить ее посередине проволокой, концы которой отогнуть вниз (рис. 20). Выровнять вату, отрезать неровности ножницами, (мазать вату клеем, обмакнуть в желтую манную крупу. Готовую сердцевину можно по краям подкрасить оранжевой краской.
Для изготовления мака можно брать накрахмаленную ткань всех цветов и оттенков, кроме синих и голубых. Для лепестков лучше брать батист или шелка для листьев - сатин.Выкройка мака (рис. 21) состоит из пяти деталей: лепестка а, лепестка б для бутона, зеленой подклейки в, которую наклеивают на головку мака и листа г.Для одного цветка мака и бутона нужно вырезать четыре лепестка а для цветка, два лепестка б для бутона, одну зеленую подклейку в и по листка г.
Сухие лепесткикрасного мака возле основания подкрасить черной тушью , а белого и розового мака - фиолетовой тушью.
Інструкційна карта 8Изготовление сердцевины мака.
1.Взять кусок ватыи и закрутить его концом проволоки длиной 15 см так, чтобы волокна ваты шли в горизонтальном направлении.2.Закрепить проволоку, концы ваты соединить и образовать из нее шарик.
3. Обвернуть шарик из ваты зеленой гофрированной бумагой и завязать внизу; черной ниткой № 10.4. Не отрывая нить, переплести ею головку мака через середину, каждый раз закрепляя узлом.5. Лишнюю бумагу обрезать.6. Тычинки сделать из толстых накрахмаленных вышивальных черных нитей длиной 6 см.7. Концы нитей на 1 см обмакнуть в клей, а затем - в белую манную крупу.Рис. 21. Цветок мака и его выкройка Рис. 23. Изготовление сердцевины мака
8. К сердцевине мака тычинки привязать нитками так, чтобы они находится лись выше головки (рис. 24). В красных маках пыльца на тычинках делают белый, а в светлых - зеленый или желтый.
Инструкционная карта 9Изготовление выкройки василька и ее сердцевины.Цветы василька можно выкраивать из однотонного крепдешина, батиста синего или голубого цвета.Выкройка состоит из венчика а и листа б (рис. 25).Для изготовления одного цветочка нужно вырезать два веночка и четыре листочка б.Тычинки изготовить из черных или сине-голубых накрахмаленных ниток.
Нитки10 раз намотать на два пальца. Закрепить нитки посередине проволокой, подрезать концы. Концы нитей смазать клеем и обмакнуть в золу или в зубной порошок, чтобыголовка имела серый или белый цвет.Рис. 25. Выкройка василькаИтоги занятия.Оценивание работ учащихся. Уборка рабочих мест.Домашнее задание.. Подготовить детали цветов для обработки инструментами.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
15