Методическая разработка урока по технологии на тему Изготовление искусственных цветов из ткани (7 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Бурашевская средняя общеобразовательная школа»
Калининского района Тверской области
Конспект урока по технологии в 7 классе
«Изготовление искусственных цветов из ткани».
Автор – разработчик:
учитель технологии
Соловьева Валентина Анатольевна
Тверь
2014 год
Тема: «Изготовление искусственных цветов из ткани».
Время занятий – 2 часа.
Тип занятий – получение новых знаний и применение их на практике.
Характеристика темы: Занятие в седьмом классе по разделу декоративно – прикладное творчество. Тема является новой для обучающихся. За занятие обучающиеся должны изготовить букетик подснежников (незабудок, фиалок, букетик земляники, ветку черемухи). Работа будет вызывать меньше трудностей, если обучающиеся будут соблюдать последовательность выполнения искусственных цветов из ткани, технические условия и правила техники безопасности.
Образовательная цель: Формирование эстетического вкуса. Развитие творческих способностей обучающихся.
Познавательная цель: 1.Познакомить обучающихся с основными понятиями изучаемой темы (композиция, аранжировка цветов, букет, панно, венок, бутоньерка).
2. Формирование первоначальных навыков обработки цветов из ткани.
Развивающая цель: Формирование у обучающихся творческого воображения, познавательного интереса.
Воспитательная цель: Воспитание экологической культуры, бережного и экономного отношения к инструментам и материалам. Воспитание аккуратности в работе.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, практическая работа.
М.Т.О. урока: инструменты и принадлежности для изготовления цветов, клей ПВА, лекала цветов, ткань, образцы цветов, инструкционные карты, репродукции картин с изображением цветов, стихотворения о цветах, открытки, журналы, книги, магнитофон, электроплита, проектор, компьютер, экран.Опорные понятия: Материаловедение: ткань, переплетение, долевая нить, цветовой круг, сочетаемость цветовых тонов.
Межпредметные связи: ИЗО, музыка, краеведение, литература, ботаника.
Цели ученика:
Знать: технические условия на изготовление цветов из ткани, приемы изготовления искусственных цветов из ткани, технику безопасности при работе горячим инструментом.
Уметь: утилизировать кусочки ткани и другие и предметы, давая им вторую жизнь в виде цветов, организовать свое рабочее место, уметь работать инструментами (бульки).
Прогнозируемые результаты:
У обучающихся есть возможность научиться изготавливать искусственные цветы и применять их в оформлении интерьера комнаты, украшения платья, прически, оформления подарков, оформления праздничного стола.
2.Обучающиеся научатся экономно использовать материалы для рукоделия и бережно отношение к окружающей среде.
3.Обучающиеся будут иметь возможность зарабатывать карманные деньги (изготовление сувениров и реализация их на школьных, поселенческих и районных ярмарках)
Маршрутная карта
№п/пЭтапы Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
1 Организационный момент Проверка готовности обучающихся к занятию Подготовка к занятию Регулятивные
2 Обеспечение мотивации и принятия цели обучающимисяСообщает тему занятия. Настраивает обучающихся на самостоятельное формулирование цели и составление плана занятия. Демонстрирует букетики цветов, которые обучающиеся должны сделать за занятие. Участвуют в беседе, отвечая на вопросы учителя, формулируют цель занятия, составляют план. Регулятивные
3 Проверка и закрепление знаний, полученных при изучении разделов технологии и других предметов.
Межпредметные связи: ИЗО, музыка, литература, краеведение, ботаника. Просит вспомнить определение понятия «эстетический вкус».
Вопрос: Какие известные художники писали картины с изображением цветов?
Предлагает обучающимся найти материал в интернете.
Вопрос: Какие поэты писали стихотворения о цветах?» Предлагает обучающимся работу с художественной литературой.
Вопрос: Каких художников и поэтов - наших земляков вы знаете?
Предлагает обучающимся найти материал в интернете.
Демонстрация репродукций картин Вячеслава Шумилова «Тверские натюрморты».
ИЗО
Вопрос: Что такое цветовой круг?
Назвать сочетание цветовых тонов.
Что значит однотонные сочетания, контрастные. Упражнение:
К тканям красного, желтого, синего цветов подобрать сочетание цветовых тонов.
Просит сделать вывод о том, что привлекало и вдохновляло на творчество многих тверских художников и поэтов.
Дают определение понятию «эстетический вкус».
Поиск информации.
Называют фамилии художников и названия картин. Демонстрирует репродукции
Работа с художественной литературой.
Называют фамилии поэтов и читают стихотворения.
Поиск информации.
Отвечают на вопрос учителя, называют картины и читают отрывки из стихотворений тверских поэтов и художников.
Дают определение, называют сочетание цветовых тонов.
Работают с тренажером «Сочетание цветовых тонов».
Делают выводы.
Регулятивные
Познавательные
Познавательные
Познавательные
4 Усвоение новых знаний. Работа над понятиями. Просит обучающихся дать определение понятию словам композиция, аранжировка цветов.
Предлагает найти эти слова в толковом словаре.
Вопрос: что представляет собой зимний букет? Корзина?
Демонстрирует репродукции, открытки, образцы искусственных цветов и дает определение понятиям – букет, венок, панно, бутоньерка.
Обращает внимание на стенд «Говори и пиши правильно» композиция, аранжировка цветов, панно, бутоньерка. Предлагают свои версии определения словам композиция, аранжировка цветов.
Дают определение понятиям.
Участвуют в беседе.
Запоминают слова Познавательные
Познавательные
5 Усвоение новых приемов развития творческого мышления Знакомит обучающихся с приемами развития творческого мышления.
Включает музыку П.И.Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», «Времена года. Март. Песни жаворонка. Апрель. Подснежник».
Предлагает обучающимся закрыть глаза и слушать музыку, а после прослушивания рассказать о своих ассоциациях. Создает обучающимся благоприятные условия и благоприятную психологическую атмосферу для понимания и видения прекрасного. Слушают музыку.
Представляют свое видение и понимание прекрасного.
Рассказывают о своих ощущениях и впечатлениях.
Личностные
6 Выполнение практической работы. Просит вспомнить строение цветка.
Демонстрирует плакат «Строение цветка»
Проводит инструктаж по технике безопасности.
Объясняет и показывает трудовые приемы изготовления искусственных цветов из ткани:
-изготовление деталей цветка
-обработка и гофрировка венчиков и листьев
-сбор цветка
- сбор букета или ветки. Предлагает сделать самостоятельно выкройку деталей цветка. Отвечают на вопрос учителя
Работа с литературой (книга «Цветы из ткани»), открытки, картинки с изображением цветов.
Выкраивают детали цветка, изготавливают стебель и тычинку, гофрируют детали, собирают цветок, собирают букет или ветку. Оформляют букет. Участвуют в беседе. Познавательные
7 Текущее инструктирование. Совершает целевые обходы:
-контроль и помощь обучающимся-технология выполнения задания, качество работы
-соблюдение ТУ на изготовление цветов
-организация рабочего места
-соблюдение правил ТБ
Собирает материал к заключительному инструктажу. Выполняют работу, проверяют качество, исправляют ошибки, готовятся к защите своего изделия. Регулятивные
Личностные
8 Проверка понимания темы занятия Просит ответить на вопросы по карточкам Отвечают на вопросы, дополняют ответы одноклассников. Коммуникативные
9 Защита изделий обучающихся Предлагает обучающимся защитить свои работы и оформить мини-выставку цветов. Защищают свои изделия.
Оформляют мини - выставку. Личностные
Коммуникативные
10 Контроль, самоконтроль и взаимоконтроль Мобилизует обучающихся на осуществление самоконтроля и взаимоконтроля проделанной работы Проверяют и анализируют свою работу и работу одноклассников, выявляют недочеты и ошибки, аргументируют высказывания. Регулятивные
Коммуникативные
11 Заключительный инструктаж.
Подведение итогов.
Рефлексия. Проводит рефлексию.
Подводит итоги работы. Выражают отношение к своей учебной деятельности, дают ей самооценку на различных этапах занятия, оценивают значение изученного, определяют степень усвоения и понимания материала данного занятия. Регулятивные
Личностные
12 Информация о домашнем задании Инструктирует о цели домашнего задания и способах предоставления результатов. «Мой подарок маме, сестре и.т.д» Каким требованиям должен соответствовать подарок. Записывают домашнее задание, задают вопросы. Регулятивные
Карта оценочной деятельности обучающихсяТема: «Изготовление искусственных цветов из ткани»
№п/пКритерий Оценка учителя
(А) Оценка одноклассников (взаимоконтроль)
(В) Самооценка автора изделия
(С) Итоговая оценка
Д=(А+В+С):3
1 Соответствие техническим условиям и требованиям 2 Качество и аккуратность выполнения изделия 3 Соблюдение технологии 4 Организация рабочего места 5 Соблюдение правил техники безопасности 6 Защита изделия:
-название работы
-область применения
-культура речи 7 итого В таблицу учителем, одноклассниками, автором работы выставляются оценки по десятибалльной шкале (от 1 до 10). Оценка «отлично» может быть поставлена, если набрано 48 – 60 баллов, «хорошо»-36 - 47 баллов, «удовлетворительно» - 24 – 35 баллов. Если набрано менее 24 баллов, оценка «неудовлетворительно» не выставляется, предлагается обучающимся исправить или переделать работу.
Можно оценить творческие работы обучающихся, применяя компетентностно - ориентированный подход.
Компетентностно - ориентированный подход в образовании не позволяет отождествлять оценку образовательных результатов с привычной системой показателей успеваемости.
Список использованной литературы
1.Козинкина Е.А. Цветы из ткани.- М: Легпромбытиздат, 1990.
2.Ракитянская Е. Цветы из шелка. Изысканные аксессуары своими руками.-СПб:Питер, 2013.
Использованные материалы и Интернет- ресурсы
1.Иллюстрации Козинкина Е.А. Цветы из ткани.- М: Легпромбытиздат, 1990.
2. Музыка Чайковский П.И. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», «Времена года. Март. Песни жаворонка. Апрель. Подснежник»? zayzev.net
3.Репродукции картин «Тверские натюрморты» Шумилов В.
4.http://slovari.yandex.ru
Словарь
Букет (франц. bouquet), 1) красиво подобранные и скрепленные цветы.
Бутоньерка (от франц. boutonniere, буквально — петлица), 1) букетик цветов, прикалываемый к одежде или вдеваемый в петлицу. 2) Маленький сосуд (в виде пробирки) для цветка, прикалываемый к платью.
Вено́к — плетёное в виде кольца украшение из цветов, листьев, веток (иногда также и из материалов, имитирующих натуральные).
В народных традициях — ритуальный предмет, элемент убранства исполнителей обрядов, апотропей. Изготовляется из свежей зелени и цветов, реже — из вечнозеленых растений, хвои, сухих веток и цветов, из соломы, бумаги, полотна. Подобно другим видам зелени, венок используется также для убранства жилых, хозяйственных и других построек
Вкус эстетический, способность человека к различению, пониманию и оценке прекрасного и безобразного в явлениях действительности и произведениях искусства.
Компози́ция (лат. compositio — составление, связывание, сложение, соединение):
Композиция из цветов — флористическая техника компоновки цветов.
Панно (фр. panneau от лат. pannus — кусок ткани) — живописное произведение декоративного характера, обычно предназначенное для постоянного заполнения каких-либо участков стены (настенное панно) или потолка (плафон); барельеф, резная, лепная или керамическая композиция, служащая для той же цели.
Приложение
Вопрос: Какие известные художники писали картины с изображением цветов? Ответ: Васнецов В.М., Коровин К.А.«Букет цветов», «Весна», Кустодиев Б.М. «Букет», Маковский К. «Русская красавица»
Вопрос: Какие поэты писали стихотворения о цветах?» Ответ: Брюсов В. «Фиалка», Фет А. «Цветы», «О, первый ландыш», Есенин С. «Черемуха», Тютчев Ф., Рубцов Н.
Вопрос: Каких художников - наших земляков вы знаете?
Ответ: Боровиковский В.Л., Венецианов А.Г., Сорока Г.В., Тропинин В.А.