Урок информатики для 8 класса по теме «Информация в природе, обществе и технике»
Технологическая карта урока информатики «Информация в природе, обществе и технике».
Данный урок рассматривается в разделе «Информационные процессы», тема «: Информация в природе, обществе и технике», предназначен для учащихся 8-х классов.
Тема урока
Информация в природе, обществе и технике
Цель урока
Познакомить учащихся с понятием информация, раскрыть особенности информации в природе, обществе, технике. Дать представление о том, что информационные процесс происходят в системах различной природы.
Развивать умение работать самостоятельно, в паре, коллективно.
Воспитывать самостоятельность, умение аргументировать свой выбор.
Планируемый результат
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Цели урока (от ученика)
оценивать и организовывать информацию
Формировать навык структуризации и систематизации данных.
виды информационных процессов;
примеры источников и приемников информации;
использовать текстовый редактор для создания и редактирования текстовых документов;
Освоить введение и форматирование текста
Основные понятия
Понятия: информатика, информация, свойства информации
Межпредметные связи
Физика
Ресурсы: - основные
- дополнительные
Учебник: Угринович Н. Д. «Информатика и ИКТ», 8 кл. Глава 1. Информация и информационные процессы
1.1. Информация в природе, обществе и технике
1.1.1. Информация и информационные процессы в неживой природе
1.1.2. Информация и информационные процессы в живой природе
1.1.3. Человек: информация и информационные процессы
1.1.4. Информация и информационные процессы в технике
Компьютерный класс, программное обеспечение: офисный пакет (текстовый редактор ), проектор, презентация.
Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал
Организация пространства
Работа фронтальная, индивидуальная, в парах
Технология проведения
Деятельность
ученика
Деятельность
учителя
Обучающие и развивающие задания каждого этапа
Диагностирующие задания каждого этапа
УУД
I этап. Организационный момент.
Цель – активизация учащихся.
Организовать своё поведения на уроке.
Проводить инструктаж,
настраивать детей на работу.
I этап. Организационный момент.
Ровно встали, улыбнулись, подтянулись. Тихо сели. Настраиваемся на урок.
I этап. Организационный момент.
Регулятивные УУД волевая саморегуляция
II этап. Актуализация знаний. Вводная беседа.
Цель – постановка проблемы. Постановка цели урока.
Работать с информацией, представленной в форме неструктурированного текста.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов,
формулировать собственное мнение и аргументировать его.
побуждающий от проблемной ситуации диалог
создание проблемной ситуации
Давайте попробуем дать определение учебному предмету, который мы изучаем. Что такое информатика? Что изучает информатика как наука?
Затрудняются ответить.
Познавательные УУД
формулирование проблемы
выдвижение гипотез и их обоснование
Формирование способности выполнять разные виды чтения( беглое). Умение выделять информационный аспект задачи
побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации
Какая трудность возникает при ответе на поставленный вопрос? (см. Приложение 1)
Трудно правильно сформулировать
побуждение к формулированию учебной проблемы
Какое понятие в этом определении является ключевым?
Информация
принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы
Какие будут ещё предложения?
Побуждение к гипотезам
Давайте вместе попробуем дать определение понятию «информация». (см. Приложение 1)
Любые сведения об окружающем мире.
Подсказка к решающей гипотезе
В наши дни человечество накопило огромное количество информации! Подсчитано, что общая сумма человеческих знаний до недавнего времени удваивалась каждые 50 лет. Сейчас объем информации удваивается через каждые два года. Представьте себе колоссальную библиотеку, содержащую эти сведения! От умения человека правильно воспринимать и обрабатывать информацию зависит во многом его способность к познанию окружающего мира
Как тогда будет звучать тема нашего урока?
Информация в природе, обществе и технике
Подсказка к плану проверки
Давайте откроем учебник, стр. 9
Прочитать текст в учебнике стр. 9, абзац 1.
Побуждение к проверке
Как в физике понимают информацию? (см. Приложение 1)
Как меру упорядоченности по шкале «порядок – хаос».
III этап. Изучение нового материала.
Цель – Познакомить учащихся с примерами размещения в тексте различных перечней
Работать с информацией, представленной в учебной и справочной литературе
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Организовать фронтальную работу по учебнику.
Вывод
III этап. Изучение нового материала.
Как вы считаете, живой организм является открытой или закрытой системой? Почему?
Личностные УУД. формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информ. деятельностью человека
Познавательные УУД формирование объектно-ориентированного мышления
Коммуникативные УУД умение использовать монолог
IV этап. Закрепление изученного.
Цель – научиться вводить и форматировать текст
Работать с информацией, представленной в учебной и справочной литературе
Участвовать в практической работе по созданию введению текста.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Организовать практическую работу по введению текста индивидуальную или в парах
Обеспечить
контроль
за выполнением
задания.
IV этап. Закрепление изученного.
1. Составление таблицы. (см. Приложение 1)
2. Выполнение практической части.
3. Обсуждение результатов работы:
Какие вы знаете алфавитно-цифровые клавиши?
С какими правилами набора текста мы сегодня познакомились?
Какие элементы оформления документа добавляются автоматически
(Ответы детей).
IV этап. Закрепление изученного.
Практическая работа индивидуальная или в парах (самостоятельная работа) за компьютером.
Ввод текста
(См. Приложение 2)
По окончании работы учащиеся отчитываются о выполненном задании.
Личностные УУД формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность
Регулятивные УУД формирование умений выбора
Познавательные УУД формирование системного мышления
Коммуникативные УУД умение определять наиболее рациональную последовательность действий
V. Контролирующее задание
Осуществлять взаимный контроль
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его
Организовать фронтальную работу по составлению рассказа
V. Контролирующее задание
ЗАДАНИЕ: отформатируйте текст на своё усмотрение, опираясь на правила русского языка
(См. Приложение 3)
V. Контролирующее задание
1. Что такое информатика?
2. Назовите основные свойства информации???
Личностные УУД формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ
Регулятивные УУД умение планировать последовательность действий
Познавательные УУД умение применять начальные навыки
Коммуникативные УУД умение использовать монолог и диалог
VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.
Участвовать в подведении итогов урока, давать самооценку своей работе
Организовать подведение итогов урока
Задать домашнее задание на закрепление изученного материала
VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.
-Посмотрите, так ли вы сделали??? ( Приложение 4)
-Какие вы допустили ошибки, почему???
- Какое ключевое понятие можно выделить в определении информатика??
- В чем различие между открытой и закрытой системой?
VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Д/З: используя текст учебника п. 1.1.3. отметить те свойства информации, которые относятся к сообщениям, знаниям, к информации в СМИ, выучить записи в тетради, п. 1.1.2-1.1.4. вопросы в конце п. 1.1.4.
Личностные УУД формирование критического отношения к информации
Регулятивные УУД способность к волевому усилию
Познавательные УУД умение выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности
Коммуникативные УУД умение самостоятельно оценивать свою деятельность и деятельность членов коллектива посредством сравнения
Приложение 1
Презентация (показывается по ходу урока)
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Приложение 2
Создайте файл Microsoft Office и наберите текст согласно образцу. Отформатируйте текст. Сохраните файл под именем с вашей фамилией с папке 8 а класс.
Ввод и форматирование текста:
Вот и закончилось лето. Наступил первый день нового учебного года. Все лето мы отдыхали: бегали, играли, купались. Теперь пришла пора потрудиться, ведь учеба – нелегкое дело! Зато приятно встретиться с одноклассниками. Все загорели и подросли.
Здравствуй, школа!
Приложение 3
Наберите и отформатируйте текст, согласно правилам.
человек живет в «море» информации.Он постоянно получает информацию из окружающего мира с помощью органов чувств, хранит её в своей памяти,анализирует и обменивается информацией с другими людьми. в последнее время работать с информацией человеку все чаще помогает компьютер
Приложение 4
Вот так должно получиться!!!
Человек живет в «море» информации. Он постоянно получает информацию из окружающего мира с помощью органов чувств, хранит её в своей памяти, анализирует и обменивается информацией с другими людьми.
В последнее время работать с информацией человеку все чаще помогает компьютер.
Root Entry