Урок внеклассного чтения по рассказу Юрия Яковлева Корзинка по теме Доброта родом из детства


Главная
Цены
Публикации
Мероприятия
Опубликовать
Оплата
Документ
ПОРТАЛ ПЕДАГОГА
поиск
Односоставные предложения (обобщение)
Автор: Мугурбанова Римма РамиловнаДолжность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ Республиканский лицей-интернат
Населённый пункт: Республика Башкортостан, Дуванский район, село Месягутово
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Односоставные предложения (обобщение)
Дата публикации: 27.01.2016
Раздел: среднее образование
Учитель-национальное достояние!16 +
Ваш регион: Республика Башкортостан21:2401 февраля, Понедельник
Начало формы

Конец формы
  Мои заказы: 
Сборник (0)
 
Конференции (0)
 
Конкурсы (0)
 
Сертификаты (0)
 
Форумы (0)
Римма МугурбановаВыход
НовостиобразованияМетодическаябиблиотекаПедагогическиеконференцииУчительскаянаш форумЗарплатааттестацияПортфолиопедагоговКПКдля учителейГлавнаяЛичный кабинетМои материалы

СообщенияМатериалыФотографииДрузьяГруппыДействия
Мой профильАватаркаЕмейлДобавить материалЛогин
Имя: Римма
Фамилия: Мугурбановапол: Жен
Дата рождения: 23 апреля 1964 г.
Моб. телефон: 8961355608
Дом. телефон: 83479832237
Материалы
конспект урока внеклассного чтения(материал ожидает модерации)
анализ рассказа "Корзинка" Юрия Яковлева
0 редактировать материалГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республиканский лицей-интернат Дуванского района

Конспект открытого урока внеклассного чтения в 8 классе
на тему «Доброта родом из детства» ( по рассказу Юрия Яковлева «Корзинка»), проведенного в рамках заседания РМО учителей русского языка и литературы на базе ГБОУ РЛИ
12 марта 2015 года ( с описанием содержания слайдов презентации с аудиозаписью),

Составила: Мугурбанова Р. Р.,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
с.Месягутово 2015г.
Урок в формате ФГОС
Предмет: литература (урок внеклассного чтения)
Класс: 8
Тема: Доброта родом из детства (по рассказу Юрия Яковлева «Корзинка»)
Планируемые результаты
Личностные – обеспечить условия для осознавания эмоционально-ценностного отношения к содержанию обучения,
проявления сопереживания и уважения к другим людям, доброго отношения к животным,
проявлять творчество при выполнении задания.
МетапредметныеПознавательные – обеспечить условия для развития навыков осуществления поиска информации в соответствии с учебным заданием,
извлекать информацию в соответствии с целью,
устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, обобщать информацию,
переводить информацию в разные формы предъявления,
предъявлять информацию в различных языковых формах.
Коммуникативные - обеспечить условия для развития навыков адекватно отвечать на поставленный вопрос,
работать в коллективе, внимательно слушать и слышать партнера, отстаивать свое мнение,
с достаточной точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,
владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные -обеспечить условия для развития навыков соотнесения способа и условий деятельности,
вносить необходимые дополнения и корректировать план и способы действий,
контролировать выполнение результата.
Предметные - обеспечить условия для развития навыков работы с художественным текстом,
установления взаимосвязи названия и самого текста.
Ход занятия
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
-Добрый день, ребята, добрый день, уважаемые гости и коллеги!
-Ребята, приветствуем наших гостей и готовимся работать с результатом, с интересом и сообща, дружно, чтобы от нашего занятия вы ушли еще добрее, еще лучше, еще умнее.
2. ЭТАП ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
-Я хотела бы услышать мнение каждого воспитанника вот о чем: без чего человек не может обходиться? (еда, воздух, друзья, вода, деньги, здоровье, общение и т.д.)
Общение необходимо всем живым существам. Как мы общаемся с теми, кого уже нет давно в жизни? (письма, дневники, фильмы, видео, фото, воспоминания и т.д.)
Книги - это то, что связывает с прошлым, это память, история, культура. Особенно в этом году Литературы мы много говорим о роли книги, книги художественной, которая для нас является самой увлекательной, занимательной и интересной. Никакие аудио и электронные книги не дадут нам такого наслаждения, как книга в бумажном формате. Россия -страна литературная, писал религиозный философ и писатель Василий Розанов. Действительно, роль книги неоценима, Есть в истории факты, когда варвары, захватив какую-нибудь страну, жгли книги, чтобы уничтожить язык, историю и культуру угнетенного народа. Но нам дано слово, великое СЛОВО и мы тоже обязаны его знать, беречь и передать своим поколениям.
Что такое художественная литература ?(вид искусства, живая система, которая чутко реагирует на все изменения жизни, творчески отражает, воспроизводит действительность в художественных образах. Если в музыке способом материального воплощения является звуки, то в литературе работает синтаксическая конструкция слово. Если мы понимаем музыку, балет, живопись, скульптуру без перевода, то кино, театральное представление и литература имеют языковой барьер. Даже если книгу перевести на другой язык, не надо забыть, что «всякий перевод хромает». Тем более национальное видение мира является уникальным свойством творчества.
Вспомним, какие функции выполняет художественная книга:
-информационная
-познавательная
-коммуникативная
- кумулятивная
-эстетическая
-мемориальная
-репродуктивная
-компенсационная
-гедонистическая (наслаждение)
-суггестивная ( влияние на психику)
Сравним плюсы и минусы книги и электронной книги сети Интернет
Книги
+Всегда под рукой
+Можно редактировать
+учет возрастных особенностей
+Оформление со вкусом
+Не требует электрического питания и зарядки
-требуется время и приобретение, поиск Электронные книги
+экономия времени
+найдется любая
+доступность всем
+готовые анализы, рецензии
+возможность пересылать, отправлять, скачивать
-масса ошибок
-низкая культура речи
-негатив
-Что значит уметь читать? (умение видеть и слышать то, что не было сказано, читать между строк)
-Какие мероприятия вы могли бы проводить Год литературы в нашей стране, республике, районе, школе?
Вывод: значит художественная литература остается и всегда будет…
Над каким произведением вы должны были работать дома? (рассказ Юрия Яковлева «Корзинка»?Почему и с какой целью выбрано это произведение? Что в нем главного поучительного вы увидели?
3.ЭТАП МОТИВАЦИИ К УРОКУ.
Слово учителя Мы умеем говорить все, но говорить правильно и не все умеем. Назовем самые простые правила этикета общения на уроке
- слушать, не перебивая
-каждый имеет право на собственное мнение
-не говорите: ты не прав, говорите: я не согласен или я так не думаю
-не огорчаться, если ответ покажется простым и наивным: часто продуктивным иногда оказывается именно простые слова
-не превращать реплику в рекламу
-помнить: конец речи должен закруглить ее начало.
4. ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
-О чем мы поговорим сегодня на уроке?
-Какие вопросы волнуют вас каждого сегодня, здесь и сейчас?
-Что мы возьмем из всего рассказанного и прочитанного?
-Можно ли найти ответы на вопросы в небольшом рассказе?
5.ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Слово учителя
-Сегодня продолжим работу над удивительной книгой писателя Юрия Яковлевича Яковлева. Прежде хочу добавить, что он автор произведений «Рыцарь Вася», «Зимородок», «Мальчик на коньках», «Там, где стояла батарея», «Мистерия. Страсти по четырем девочкам».
Поэма в прозе «Соль Земли» он посвятил памяти матери, которую потерял в блокадном Ленинграде. В его книгах меньше всего говорится про войну, в них речь идет больше о человечности, о мужестве поступков, о трудном нравственном выборе. Последнее произведение Яковлева запечатлело образы 4 девочек, чьи биографии и поступки стали символами мира на Земле.
Слово мистерия означает церемония, панихида, драма религиозного характера.
Слайд
Саманта Смит (1972-1985)-американская школьница, прочла в журнале статью о том , что генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов опасен для США и написала ему письмо .Андропов написал Саманте ответное письмо и пригласил ее вместе с родителями в Советский Союз в гости на 2 недели. Девочка общалась с прессой, посетила Артек, ездила по городам. Погибла с отцом в авиакатастрофе, когда возвращалась со съемок фильма недалеко от родного города. На памятнике слова : «Юный посланник доброй воли штата Мэн».
Слайд
Таня Савичева(1930-1941) – ленинградская школьница, в блокаде вела дневник, на 9 страницах 6 дат смертей близких: мамы, бабушки, сестры, брата и 2 дядей. Умерла от истощения в эвакуации.
Слайд
Анна Франк-еврейская девочка, родилась в Германии. После прихода к власти Гитлера во время нацизма 2 года с семьей скрывалась в бомбоубежище в Нидерландах. Вела дневник в форме писем вымышленной подруге Китти. По доносу были арестованы и отправлены в концлагерь, где все были убиты.
Дневники Тани и Анны стали обвинительными документами на
Нюрнбергском процессе против нацистских преступников.
(Нюрнбергском процессе -судебный процесс над группой главных нацистских военных преступников. Проходил в Нюрнберге с 20 ноября 1945 по 1 октября 1946. Суду были преданы высшие государственные и военные деятели Третьего рейха:. Всем им было предъявлено обвинение в составлении и осуществлении заговора против мира и человечности (убийство военнопленных и жестокое обращение с ними, убийство гражданского населения и жестокое обращение с ним, разграбление общественной и частной собственности, установление системы рабского труда и др.). Был также поставлен вопрос о признании преступными таких организаций, как руководящий В ходе процесса состоялось 403 открытых судебных заседания, было допрошено 116 свидетелей, рассмотрены многочисленные письменные показания и документальные доказательства Для расследования и поддержания обвинения был образован Комитет из главных обвинителей: от Великобритании — Х. Шоукросс, от СССР — Р. А. Руденко, от США — Роберт Х. Джексон, от Франции — Ф. де Ментон, а затем Ш. де Риб.30 сентября — 1 октября 1946 был оглашен приговор. Все подсудимые, были признаны виновными в предъявленных обвинениях и приговорены:— к смертной казни; — к пожизненному заключению;— к 20— к 15, — к 10 годам тюрьмы.. Ходатайства осужденных о помиловании были отклонены ) Слайд ( фото девочки, фото 2-х памятников Сасаки)
Сасаки Садако (1943-1955)-символ неприятия ядерной войны во всем мире. Ей было 2 года, когда в Хиросиме в 2 километрах от дома взорвалась атомная бомба. Через 10 лет она заболела лейкемией. Она знала из японской легенды о том, что, если сложить 1000 бумажных журавликов, сбудется самая заветная мечта. Девочка верила и старалась, но 665 журавлик выпал из ее рук, Друзья сделали за нее всю оставшуюся часть и похоронили ее вместе с журавлями. «Это наш крик, это наша молитва : Мир во всем мире»- такие слова высечены на памятнике Садако Сасаки.
В 1889 году была учреждена медаль «Четырех девочек». Она присуждается тем, кто борется за счастье детей, авторам лучших художественных произведений под девизом: «Мир- детям мира».
С Вспомним и выражаем свои эмоции по рассказу Яковлева «Корзинка»
Самые яркие моменты…
Незабываемый эпизод…
Читая его, я испытывал..Особенно меня тронуло..Меня радовало то, что…
Меня удивило то, что..Делимся на 3 подгруппы по желанию и составим портреты главных героев рассказа (письменно или устно)
Портреты персонажей рассказа «Корзинка»
Гусаров Корзинка Вдова
Главный герой без имени
Щетина, впалые щеки, пахнет водкой, глаза безжизненные, улыбка-гримаса, сестра и мать, неудачник, одинок, угрюм, постоянной работы нет, но мастер на все руки; руки несмываемо-темные , выбирает добро, не смог утопить щенят, приобрел радость и покой, счастье общения изменился; отношение к вдове резкое. Произошло очищение, рост, обновление,
типичное в нем:одинокий, пьющий. Необщительный;
смелый, честный, достоин уважения, одиночество не уничтожило душу, значение фамилии: солдат или офицер из частей легкой кавалерии со значением большой, грубый. Простой. Мужественный, холодный и злой Организующий центр
Значение клички-Корзинка с содержимым, что клали в нее; зло или добро, беспородная, добра и верная, любит хозяина-пожарника, не может забыть: не стряхивает пепел с шерсти( не хочет его забыть); верно служит хозяйке, надеется на благосклонность хозяйки, не потеряла доверия и способности любить, выбирает материнство, отношение к хозяйке меняется в худшую сторону, нашла семью, понимание, Защиту, уют и тепло, с Гусаровым сблизило одиночество, познала предательство хозяйки Имени нет, слово хозяйка встречается только 3 раза, а вот слово вдова мы читаем 16 раз, зато нет слова жена или женщина, потому что нет начала жизни, она готова убить чужими руками. портрет: острый нос, худая и длинная, волосы как медные стружки, властная, не любила мужа (за его деньги нанимает Гусарова топить щенят), смерть мужа не сближает ее с собакой, выбирает зло и обречена на одиночество, считает свою власть реальной, диктует, уничтожает новую жизнь, не переживает, не жалеет, стала черствой, эгоисткой,утратила память
Всех трое одиноки, но у каждого свое отношение к жизни.
-Какие предметы заметили, которые заполняют текстовое пространство?(дом, улица, подвал, река, дворы, забор, комнатка)
На какие детали портрета обращает наше внимание автор? Почему?
-Осталась ли ваша оценка прежней или она изменилась. Почему?
Какие произведения вы можете привести как примеры доброго или плохого отношения к братьям нашим меньшим?(Есенин «Песнь о собаке», Астафьев «Зачем я убил коростеля?», Маяковский «Хорошее отношение к лошади», Троепольский «Белый Бим Черное ухо», Тургенев «Муму)».
Слайд
Французский летчик, писатель Антуан де Сент-Экзюпери(1900-1944) сказал: «Кость, брошенная собаке, не есть милосердие. Милосердие -это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше ее».
Чему учит рассказ?
Вдова- женщина, у которой умер муж. В истории были случаи умерщвления вдовы на могиле мужа, так как считалось, что она должна сопутствовать своему мужу и должна была похоронена как его слуги, кони, оружие.(Мексика, Перу до покорения европейцами, наблюдалось в Африке, в Австралии (острова Новой Зеландии, острова дружбы). У болгар и сербов редко выходила замуж, у тюркских народов вдову выдавали замуж за родственника покойного мужа. Осетинки отрезали косы и клали в гроб мужа.У славян в былине говорится, что богатырь Михайло Поток встретил девушку-лебедя Авдотью Лебедя Белую и они поженились. Была дана клятва, что если кто умрет, другому быть похороненном в одной могиле.
6.ЭТАП ПРОВЕРКИ УСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Ищем смысл произведения
Попробуйте представить, какие события могли произойти до начала и после конца рассказа?
Какой мир изобразил автор и по каким законам он живет?
Что ценится и что отвергается в нем?
На какие качества героев обращает внимание читателей автор? Почему так сложились их отношения?
Перед каким выбором стоят герои, и что определяет их выбор?
Что волнует писателя ,и какую мысль он стремится донести до нас?
Почему нельзя назвать рассказ по-другому или у вас есть ли свои варианты?
Почему автор так закончил рассказ?
Слайд
7.ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Слайд
Попробуйте представить детские годы вдовы? Почему у женщины, казалось бы, дающей новую жизнь, такое неприятие и неприязнь к щенятам Корзинки? В чем причина жестокости и отторжения нового и еще беззащитного?
Сравните детство Гусарова и вдовы? Кто более страдал и несмотря на все это почему именно Гусаров, на первый взгляд опустившийся пьяница и прославленный безотказным исполнением любой прихоти своих односельчан, выбрал путь добра и милосердия?
Почему именно в детстве воспитывается всегда нужная всегда всем нам доброта?
Вспомним книги, когда детские воспоминания дают силу, уверенность и направляют на правильный путь героя (Горького «Детство» , Толстого «Отрочество», «Юность», Мустая Карима «Долгое-долгое детство» и т.д.)
8. ЭТАП ИНФОРМАЦИИ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ
Слайд : (информация о 3-хуровневом домашнем задании; инструктаж по его выполнению; проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения);
1-й легкий уровень : подобрать пословицы, афоризмы и высказывания о доброте, которые могли бы связать с изученным рассказом
2-й практический уровень: составить и написать 10 вопросов для анализа данного рассказа
3-й творческий уровень: написать сочинение-рассуждение по данному произведению
9.ЭТАП РЕФЛЕКСИИ
(организуется  самооценка учениками собственной учебной деятельности, кто из учащихся особенно старался, что нового узнали школьники на уроке),
-сегодня я узнал меньше или больше
-мне пригодится в жизни то, что…
-на уроке было над чем подумать:
-я понял, что…
-я научился…
-я смог получить ответы, возникшие на уроке:
-было интересно узнать, что…
-меня удивило…
-мне захотелось… и т.д.
Слайд ( Караоке видео с Валентиной Толкуновой со словами песни «Поговори со мною, мама)
Слово учителя
Пойте про себя или вслух, и пусть детство вас не оставит: только так и только с песней наших мам мы остаемся людьми, способными любить, сочувствовать и понимать не только понимать, но и помогать Пусть немногим, но это уже прекрасно. И пусть Добро правит миром!
-Спасибо всем за работу!
Юрий Яковлевич ЯКОВЛЕВ Немного о себе Каждый день моего детства был связан с мамой. Озабоченная и радостная, спокойная и печальная, она всегда была рядом. Она вела нас с сестрой через трудную жизнь, создавая на нашем пути теплое, незамерзающее течение. В последний раз я видел маму на запасных путях Московского вокзала, у воинского эшелонаЭто было в ноябре 1940 года, за полгода до начала войны. Мне было тогда восемнадцать лет. Мама погибла во время блокады Ленинграда летом 1942 года. Я был далеко от Ленинграда. Моя младшая сестра осталась одна.  Мое детство хранится в моих рассказах. Оно звучит в них, как эхо. То громче, то слабее. Многие свои незабытые переживания я передал и продолжаю передавать героям своих рассказов. Я всегда любил животных: собак, лошадей, коров. И кошек. И зверей, которые сидят в клетке, но которых так мучительно хочется погладить и почесать за ушком. В последнее время у меня появилось немало (но и немного!) рассказов, связанных с животными. А все началось с того, что в доме сперва появилась одна собака: Динго .Я глубже и сильнее стал любить мир живых существ. В моей жизни собака - новый, с ее помощью открытый, горизонт жизни. Новая запевшая струна. Новые переживания, страдания и радости. Я убежден, что тот, кто любит собак или других животных, как правило, больше любит людей.  Я - детский писатель и горжусь этим званием. Я люблю своих маленьких героев и своих маленьких читателей... Мне кажется, что в настоящем человеке до последних его дней сохраняется драгоценный запас детства. Самое чистое и самое самобытное в человеке связано с детством. А мудрость, ум, глубина чувств, верность долгу и многие другие замечательные качества взрослого человека никогда не вступают в противоречие с его неприкосновенным запасом детства. . Когда я смотрю на большую могучую реку, меня всегда интересует робкий, едва заметный ручеек, который дает ей начало. И я пришел к простой истине, что любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери. Ю р и й Я к о в л е в
HYPERLINK "http://tululu.org/read10804/1/" 1234