Современный взгляд на традиционное народное искусство. ВЫТЫНАНКА
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гвардейская школа-гимназия № 2»
Симферопольского района Республики Крым
Современный взгляд на традиционное народное искусство
ВЫТЫНАНКА
Работа учителя
изобразительного искусства
МБОУ «Гвардейская школа-гимназия №2»
Симферопольского района
Дугановой Елены Ивановны
г. Симферополь
2016 г.
СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ТРАДИЦИОННОЕ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО
Вступление.
Исторические сведения о вытынанке.
Определение вытынанки и его место среди близких понятий.
Национальные особенности вытынанки Белоруссии, Польши, Украины.
Композиционные принципы вытынанки.
Традиционные приемы вырезывания.
Классификация вытынанки.
Литература.
Из глубины веков дошел и сохранился обычай наклеивать на окна вырезанные из бумаги изображения богов, духов и героев народных легенд, цветов и др. «Вытынанки» в переводе означает «вырезки». Такие цветные узоры, широко используются для оформления подарков и украшения дома, предметов быта. История вытынанки берет начало с того времени, когда люди научились изготавливать бумагу. Как известно первыми ее открыли китайцы. С X столетия расширяется производство бумаги в Западной Европе, со временем она становится известна в России, Белоруссии, на Украине, в Польше. В конце XIX — начале XX столетия ажурные бумажные узоры можно было увидеть в каждом крестьянском доме.
Вытынанки - это древнее народное искусство, в котором заложена жизненная мудрость, народное понимание красоты, непосредственность мировосприятия. Вытынанки бытуют во многих странах. Орнаментальные мотивы, присущие вытынанкам, до сих пор можно встретить на тканях, коврах, обоях. Для украшения жилища вытынанки сейчас используются всё реже. Основы вытынанки строятся на элементах, мотивах, композициях на которых построены другие виды ремесел, например ткачество, вышивка и др. Это гармоничные и простые геометрические формы и орнаменты растительного характера. В Китае, например, накануне праздника весны (нового года) женщины наклеивают на окна своих домов, красивые бумажные узоры. Яркие и красочные, они украшают дом, а ночью, при свете, делают окна похожими на силуэтные ширмы. Их называют «оконные цветы».
Многие путают вытынанку с аппликацией. В отличие от аппликации, где используется несколько красочных слоев без прорезания узоров, вытынанка строится именно на мельчайших прорезных узорах. Вообще-то, искусствоведы до сегодняшнего дня спорят об отличиях вытынанки от аппликации и бумажной графики.
Чтобы уточнить содержание понятия «вытынанка», необходимо, как нам кажется, определить его место среди близких, но не тождественных понятий. Другими словами, необходимо представить себе все многообразие художественных вырезок из бумаги и место «вытынанки» в нем.
Силуэт – это портрет, жанровые изображения, пейзажи, которые больше характерны для Западной Европы и первоначально появились как картинки-рассказы на религиозные и бытовые темы. Как правило, силуэт – это черное на белом. Для него характерны одномасштабность и изображение фигур профильно. Количество прорезных (ажурных) деталей почти отсутствует. Силуэт отражает индивидуальный почерк художника, а не его национальную принадлежность. В Германии, Австрии, Нидерландах, Дании и сегодня существуют школы силуэта, музеи силуэта, в которых ведется большая популяризаторская работа среди населения. Художники создают шедевры из бумаги. Кроме ручной вырезки, существует лазерная, позволяющая вырезать тончайшие линии и создавать миниатюры. Известна русская школа силуэта (18-20 веков), но это отдельная тема.
Вытынанка – это орнаментальные и сюжетно-декоративные прорезные картины, характерные в основном для Восточной Европы (Польша, Литва, Белоруссия, Украина, Россия). Известна также еврейская национальная вырезка -райзеле. Количество прорезного поля в вытынанке составляет 50 и более процентов. Вытынанки обязательно несут в себе четкие национальные черты, характеризуются разнообразием стилизации и богатством цветовой палитры.. Они создаются, во-первых, народными мастерами, работающими в традиционных центрах вырезания (на Украине это, например, села Петриковка и Царичанка Днепропетровской обл., в Польше – келецко-сандомирские вырезки, в деревнях Лодзинского воеводства), во-вторых, самодеятельными художниками-любителями, произведения которых родственны народным вырезкам.
Бумажная графика – это прорезные картины из бумаги, авторы которых не опираются на народные традиции. Характерные черты таких работ – «расширение тематики, иллюстративность, снижение роли символики, усложненность композиции, использование новых материалов и технических приемов» (А.А. Петриченко. Европейские вырезки в коллекции А.М. Петриченко: разнообразие видов. В кн.: Проблемы изучения, сохранения и использования искусства вырезки. г. Домодедово Московская обл. 2006. Материалы симпозиума). В технике бумажной графики работают многие профессиональные художники.
Вытынанка - это народное искусство вырезания из бумаги. Вытынанка (от — «вытынаты» — «витинати» — «выцінаць» — «вырезать») это древний славянский вид декоративно-прикладного искусства. Это ажурное вырезание из бумаги, бересты, ткани, кожи, даже дерева. Каждому народу присущи свои мотивы, но в основном это сюжетные и орнаментальные композиции. Вырезались с помощью ножниц, ножа иногда резака или топора.
В Беларуси – выцiнанка (чит. выцинанка), на Украине – витинанка (чит. вытынанка), в Польше – wycinanka (выцинанка), в России – вырезка.
Украинская вытынанка отличается тем, что в ней много прорезных узоров, за счет чего она получается ажурной. Вырезанные кружевом из белой или цветной бумаги цветы, деревья, птицы, животные, казаки и девчата – и вообще всякие различные по сюжету и содержанию изображения издавна украшали украинские хаты – печи, окна, божники, стены и т.д. Выполняли они как декоративную так и обереговую функцию.
Первые бумажные вытынанки (от слова - ВЫТЫНАТЬ, т.е. вырезать, укр.) появились в Украине в 19 столетии и наиболее распространены были в Подолье, Прикарпатье и Приднепровье.
Интересно, что в энциклопедии понятие вытынанки определяется несколько шире - это не только изделие, выполненное из бумаги, но и из кожи, и из дерева.
Представление о характере польской выцинанке даёт большое количество образцов, собранных в музеях Польши и в экспозициях Музея этнографии в Санкт-Петербурге. Отличительной особенностью польских выцинанок является ритмическое повторение элементов орнамента, их равномерное и симметричное расположение на плоскости. Среди вырезок встречаются ажурные и контурные, квадратные и прямоугольные, круглые и в форме звезды, в виде деревца или полотенца.
Простые выцинанки обычно одноцветные. Они вырезываются из однотонной бумаги чёрного, синего, зелёного или коричневого цвета как прорезная ажурная композиция. Получаются такие вырезки с замысловатыми узорами, которые по содержанию могут быть геометрическими, стилизованно растительными, зооморфными и антропоморфными.
Разновидностью выцинанок являются выклеянки – многоцветные декоративные формы, созданные из отдельных частей, наклеенных друг на друга или друг около друга.
Польские вырезки из бумаги представляют собой яркий и своеобразный образец народного ремесла. В них проявляется мастерство народных умельцев, их природный вкус и тяга к красоте.
Белорусская вытынанка.
Вытынанка (“выцінанка”, “выразанка”, “выразка”, “выстрыганка”, “выбіванка”) – вид народного декоративно-прикладного искусства, ажурный узор, вырезанный из чёрной, белой или цветной бумаги; а также техника традиционного вырезания из бумаги.
Термин распространен на территории Беларуси, Польши, Украины. В белорусской искусствоведческой науке используется с 80-х годов ХХ века. Первой публикацией, упоминающей это явление белорусской культуры, стала статья Е. Сахуты, которая вышла в 1988 году в журнале «Мастацтва»
О происхождении этого явления традиционного искусства в нашей стране однозначно сказать можно немного. Силуэтное вырезание, распространившееся в кругах европейской знати с конца ХV века, в наименьшей степени повлияло на народные вырезки. Вытынанка развивалась самостоятельно как один из видов декоративно-прикладного искусства. Об этом свидетельствуют общие для всех других видов народного творчества образы и мотивы, которые закрепились и в вытынанке.
Чтобы точно описать историю возникновения и развития белорусской народной вырезки, необходимо проследить историю развития бумажного производства и историю ажурного вырезания из более древних материалов (кожи, войлока, ткани). Своеобразным прототипом народных вырезок, по мнению украинского исследователя М. Станкевича, стали кустодии – бумажные (ранее кожаные и металлические) накладки с ажурными вырезанными краями под канцелярские печати, распространенные в середине ХVIII века . Возникновение и распространение вытынанки в белорусской деревне связано с развитием промышленного производства бумаги и переходом от «курных» крестьянских домов к печному отоплению. Самая древняя бумага, которая известна на территории Беларуси датируется ХIV веком – это письма Витовта Великого, князя древне белорусской державы. Первое предприятие по производству бумаги (паперня) появилось в ХVI веке в Вильно, тогдашней столице Великого княжества. В ХVII – ХVIII веках паперни были почти в каждом большом городе государства. В конце ХIХ – начале ХХ века вплоть до событий 1917 года бумажная промышленность Северо-Западного края была одной из самых динамично развивающихся отраслей местной экономики. Быстрое и эффективное внедрение технических новинок, системы организации бизнеса и труда сделало эту отрасль одной из самых привлекательных сфер для инвестиций местных и пришлых капиталистов. Бумажные фабрики Беларуси в этот период достаточно успешно конкурировали с аналогичными производствами в России, Украине, Польше и даже Финляндии. И не только практически полностью закрывали потребность внутреннего рынка, но и продавали значительные объемы продукции в другие регионы Российской империи.
Вытынанка получает широкое распространение в оформлении крестьянского интерьера с середины ХIХ века. Наибольший ее расцвет приходится на конец ХIХ – начало ХХ века, определенный всплеск популярности наблюдался в послевоенные 40 – 50-е годы ХХ века. В Любанском районе Минской области (согласно современным этнографическим данным) наряду с бумажными вырезками употреблялись изделия из дешевой ткани (белого ситца) с аналогичной композицией. Часто как бумажные, так и тканевые вырезки окрашивались цветными красителями по краям прорезанных отверстий. Интересно, что каждый фрагмент узора имел своё название: “сухарыкі”, “лялечкі”, “зоркі” и т.д. Распространены были и вырезки, имитирующие узоры гардинных тканей. Для их изготовления пользовались как ножницами, так и ножами, резцами («Галубы», д. Маршалки Воложинского района Минской обл.; «фіранкі», г. Новогрудок Гродненской обл.). Изделия, выполненные при помощи резца или ножа, являются технологической разновидностью вытинанки и часто в народе носят название «выбіванка» (д. Болота Кобринского района Брестской обл.).
Основные черты народной вырезки - симметрия и декоративность образов (непременно высокая степень стилизации, склонность к геометризации прорезей и т.п.). В белорусской вытынанке применяются осевой (зеркальный), радиальный и раппортный виды симметрии, а также сочетание нескольких ее видов. Ассортимент ажурных изделий из бумаги составляют оконные занавески (“фiранкі”, “кветкi”), кружева (“карункi”) для украшения полок, потолочных балок, рамок с фотографиями, икон, дверных косяков; салфетки (“сурвэткi”, “рагавiчкi”, “вугольнiкi”) и др. По установившемуся обычаю вытинанками украшали интерьер жилища каждый год к наиболее важным праздникам Коляд (Рождества) и Великодня (Пасхи). На Западе Беларуси черными или полихромными вытинанками украшали побеленные стены жилищ. Наряду с изделиями утилитарного характера встречались самостоятельные сюжетные композиции для декорирования стен жилья, потолочных балок, дверных косяков и окон. Среди сюжетов наиболее популярны Древо жизни (“Дрэва жыцця”), композиции с букетами и вазонами (“Жаночая доля”), вероятно встречались и фигуративные композиции с сюжетами изобразительного характера. Более 10 лет существует единственная в Беларуси Молодечненская школа вытинанки. Создателем ее является известный мастер и глава творческой династии Червонцева В.Н. Две ее дочери Наталья и Елизавета, известные мастера с выразительным творческим почерком, сегодня преподают вытинанку на отделении декоративно-прикладного искусства Молодечненского музыкального училища им. М.К. Огинского. Из стен училища вышло несколько поколений вытинанщиков, которые работают в Гродно, Минске и других городах и регионах страны.
Сегодня сложно говорить об узко региональных особенностях традиционной вытынанки. Однако, живы еще носители этой традиции, детство которых захватило период активного бытования бумажной вырезки в крестьянской среде. Этот материал и подвергается сегодня активному изучению. Своеобразный эксперимент проводился Поставским Домом ремесел Витебской области. Найти аутентичные экземпляры начала прошлого века в районе охвата работы не удалось. Специалисты этого учреждения стимулировали лучших мастериц воссоздать по памяти старинные узоры.
Коллекция этнографических и современных вытынанок сохраняется в Музее древнебелорусской культуры института искусствоведения, этнографии и фольклора им. К. Крапивы НАН Беларуси, Гродненском государственном историко-археологическом музее. Активная работа по обобщению материала по вытинанке ведется Витебской, Гродненской областными методическими службами отрасли культуры, районными Домами ремесел городов Браслав, Городок, Поставы Витебской области, Любанским районным Центром культуры Минской области и др.
В составе Белорусского союза мастеров народного творчества около 40 мастеров вытинанки. Наиболее известные: О. Бабурина, Н. Гамаюнова, Л. Горовая, О. Денисевич, В. Дубинко, Т. Лабунова, О. Маслова, С. Мулица, А. Овчинников, Г. Рудницкая, Н. Соколова-Кубай, А. Талерчик, Е. Червонцева, Н. Червонцева, Е. Шалимо.
Ажурные вырезки различных народов отличаются друг от друга. Но мастера вырезания придерживались и сегодня придерживаются двух главных композиционных принципов - симметрия и равновесие.
Симметрия (от греч. слова означает «гармонию», «соразмерность») - это зеркальное отражение левой части изображения правой, относительно оси симметрии.
Принцип равновесия: левая и правая часть композиции должны быть одинаковы по визуальной массе (показываю примеры по таблицам). Глаз человека воспринимает предмет (или группу предметов) в натуре и изображении целостно. Легким воспринимается предмет небольшого размера с сильно изрезанными контурами и светло окрашенными поверхностями. Тяжелым кажется предмет большого размера с упрощенными контурами и темно окрашенными поверхностями. Иногда художник намеренно нарушает равновесие, чтобы придать композиции иллюзию движения.
Уравновешенность композиции: баланс всех элементов в композиции определяется всеми элементами, визуальными массами. Общая визуальная масса - вся воспринимаемая масса изображения (на глаз). В композиции должно быть визуальное равновесие всех частей композиции левой и правой. Равновесие всегда есть в симметричной композиции. В асимметричной композиции равновесие бывает по цвету, по массе, по тону. Природа бесконечно разнообразна и прекрасна. Все в природе гармонично, целесообразно, красиво. Весной природа одевается в нежные и не слишком яркие наряды. Краски лета сочные, яркие и радостные. Осенью красоту составляют краски с теплым основным тоном. Романтический образ зимы помогают создавать волшебные узоры на окнах домов.
Кроме этих основополагающих принципов немаловажными являются следующие:
Стилизация изображения
Декоративность
Преобладание национальных орнаментальных мотивов
При вырезывании вытынанки существуют традиционные приемы, например
центрально-симметричный узор. Бумага складывается вчетверо
(а иногда и в восемь раз) относительно центра симметрии. Этот приём используется так же при изготовлении снежинок. Наверное, каждый из вас на Новый год пробовал вырезать снежинки и украшать ими окна.
Симметричные вытынанки. Листок сгибается один раз, и тогда получаются деревья, вазоны, фигуры людей и др.
А если то же самое вырезать на бумаге, сложенной «гармошкой», то получится «хоровод» людей, цветов, вазонов… Иначе его называют «бордюр», «стрічка»(«лента»).
РАЗНОВИДНОСТИ ВЫТЫНАНКИ
Ажурные (объёмные)
Силуэтные (плоскостные)
Одинарные (одноцветные, из одного листа бумаги):
1) прямоугольные (квадратные);
2) круглой формы;
3) силуэты людей;
4) тематические вытынанки;
5)объёмные игрушки.
Сложные (многоцветные аппликационные):
1)крупномасштабные, полихромные;
2)прорезные (основной рисунок тёмного цвета, в оставленные прорези включаются цветные элементы);
3)накладные (в основе ажурные одинарные разного цвета, сложенные горкой, склеенные (сшитые) посредине.
Комбинированные (вытынанка, соединённая с росписью).
На сегодняшний день известна лишь одна классификация, в которой системно рассматриваются все существующие в мире художественные вырезки из бумаги. Эта классификация разработана А.А. Петриченко (Россия), хранительницей коллекции художественных вырезок из бумаги, собранных ее отцом А.М. Петриченко - выдающимся ученым-литейщиком, доктором технических наук, академиком Транспортной академии Украины, заслуженным деятелем наук Украины. Эта коллекция – одна из крупнейших и включает более 4 тысяч работ из разных стран.
В классификации автор рассматривает все вырезки с трех точек зрения:
1. По композиции
♦ Орнаментально-декоративные или народные
♦ Сюжетно-предметные (народные)
♦ Силуэтные
2. По особенностям исторического пути развития вырезания
♦ Народное искусство
♦ Творчество самодеятельных художников-любителей
♦ Творчество профессиональных художников
3.По степени изрезанности поля
I. Декоративные и орнаментально-стилизованные вырезки (изрезанность поля более 50%):
♦ Народные
♦ Национально-этнические
♦ Неонародные ♦ Псевдонародные
♦ Модерн
II. Силуэтно-иллюстративные с разной степенью реалистичности (изрезанность поля менее 50 %)
♦ Классический силуэт
♦ Прорезной силуэт или резная графика (то же деление, но с внутренними прорезями)
♦ Теневая вырезка или резной силуэт
♦ Цветной силуэт
Сегодня вытынанка потеряла свою основную функцию – быть частью интерьера сельского жилища. Сфера ее практического применения значительно расширена. Мастера-любители и художники-профессионалы творчески подходят к созданию своих работ, экспериментируя и с композицией, и с цветовым решением, и с материалом, из которого вырезается произведение.
А. Пушкарев О. Шинкаренко А. Фочук
Литература:
Сахута Е. Белорусская вытынанка журнал «Мастацтва» Мн.; 1988 г.
Жабінская М.П. Выцінанка. Метадычны дапаможнік першы год навучання. Мн., 1996 г.
З. Богатеева, кандидат педагогических наук Польские выцинанки. 1989 г
Белорусская вытинанка. История и современность. Статья подготовлена для Международного симпозиума «Проблемы сохранения и развития художественной вырезки» (г.Домодедово, 2006)
С. Танадайчук. Витинанки. Библиотечка «Одноклассника» №2 (64) 1996 г
С. Романцов Народное искусство вытынанки. «Початкова школа» №7 2005 г
Сухая Н.А., председатель секции вытинанки Белорусского Союза мастеров народного творчества (БСМНТ) Vycinanka.
Беда Г.В., Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция. М., 1981 г.
Костерин Н.П. Учебное рисование. М., 1980 г.
Харченко Елена, мастер декоративно-прикладного искусства, член НСМНМУ О содержании понятия «вытынанка»: Приглашение к дискуссии