Конспект урока по технологии Традиционное декоративно- прикладное искусство и ремесло казахского народа
Дата________ 9 класс Урок №
Тема урока: Традиционное декоративно- прикладное искусство и ремесло казахского народа
Цель урока: Обобщить знания учащихся о культуре народа Казахстана.
Задачи урока:а) закрепить практические навыки по украшению предметов быта казахским национальным орнаментом;
б) развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность;
в) воспитывать любовь к своей Родине, взаимопонимание, уважение друг к другу.
Оборудование: а) творческие работы, демонстрационный материал (ювелирные украшения, национальные предметы быта, изделия из дерева и кожи); б) рабочая тетрадь, альбом, карандаш, ластик, цветные карандаши, краски.
Ход урока
I. Приветствие. Отметить отсутствующих. Сообщение темы, цели
II.Повторение
Прежде чем приступим к углубленному из учению декоративно-прикладного искусства Родины, Родного края, давайте вспомним общие знания, в виде фронтального опроса:
1. Женский жакет из бархата яркого цвета. (Камзол)
2. Мастер, создающий изделия из серебра, золота и драгоценных камней.(Ювелир)
3. Узор, расположенный в определенном порядке для украшения чего-либо.(Орнамент)
4. Шерстяной материал, используемый для утепления юрты. (Кошма)
1. Изделия из глины, закрепленные обжигом, гончарное искусство. (Керамика)
5. Мастер, создающий посуду из глины. (Гончар)
6. Безворсовый ковёр, сотканный из разноцветной пряжи. (Палас)
7. Мусульманское культовое сооружение. (Мечеть)
8. Круглая маленькая шапочка, украшенная орнаментом. (Такия, тюбетейка)
9. Узорчатое изделие из шерстяной ткани, выполненное из нитей разного цвета. Бывает ворсовые и безворсовые. (Ковер)
10. Питательный напиток из кобыльего молока. (Кумыс)
11. Чугунный котел различной величины. (Казан)
3. Объяснение материала
Истоки народных промыслов и ремесел казахов уходят в глубь веков. Археологические находки свидетельствуют о развитии ткачества у племен андроновской культуры на территории Казахстана. Казахский народ стал преемником духовной и материальной культуры племен, издавна обитавших на территории Казахстана. На развитие культуры казахского народа большое влияние оказали народы Южной Сибири, Средней Азии. Значительных высот достигли традиционные народные ремесла во второй половине XIX — начале XX в. Прикладное искусство имеет национальные черты. Форма предметов — посуды, мебели, одежды — связана с обычаями и образом жизни народа, с его эстетическими воззрениями. В прикладном искусстве учитываются и возрастные различия людей. В тот период многие аулы не имели возможности приобрести бытовые предметы в городе, сельские жители использовали изделия народных умельцев. Особенно большим спросом пользовались изделия мастеров по изготовлению седел, ювелиров, сапожников и
Мастера изготовляли сосуды для хранения, перевозки и изготовления молочных продуктов: торсык, саба, суйретпе, мес. Из кож лошадей и крупного рогатого скота изготавливали ведра - шелек, посуда для дойки кобылиц и верблюдов - конек. Было немаловажна роль сапожников - етікші. Толстая кожа, обработанная кустарным способом и шедшая на обувь, называлась - кон. А фабричные кожи, называли, былгары. Мастера шили сапоги - етік, ичиги - масі и кожаные калоши - кебіс. Сосуды и части сапог сшивались сухожильными нитями - тарамыс. Кожаные ремни, пояса мог делать каждый взрослый мужчина, то плести плетки из ремешков мог только специалист - орімші. Плетки - камшы сплетались из 3-4 ремешков до 24-32 ремешков. Все указанные предметы готовились путем очищения шкуры от волоса в специальном растворе (малма, іи), получаемого из перебродившего айран, іркіт (кисломолочные напитки).
Ювелирное искусство. Женские украшения не только подчеркивали красоту, оттеняли и разнообразили одеяние, обозначали ее положение в обществе, свидетельствовали о достатке рода, но и несли сакральную функцию, выполняли роль оберегов, амулетов, родовых знаков и т.п.
Казахские мастера-зергеры владели сложной техникой ювелирного дела: штамповкой, гравировкой, чеканкой, сканью, насечкой, литьем, чернением, зернью, филигранью, эмальем.
В создании ювелирного убранства коня соединялись два вида ремесла: кузнечное и ювелирное. Кузнец ковал стремена (узенгі), узорные облицовки передней и задней луки седла, различные формы пластин, пряжек, блях для пояса и конской сбруи и т.д..
Изделия, инкрустированные костью, смотрелись живо и оригинально. Материала (костей животных) было предостаточно: лопатки, голень, ребра и челюсти лошадей, верблюдов, крупного скота и овец.
Кузнечное ремесло. Кузнечное ремесло у кочевников носило скромные размеры, и то было подчинено потребностям кочевой жизни, обеспечивало население предметами хозяйственного и бытового назначения.
Применение древесины в ДПИ Казахстана. Издавна в быту казахского народа особое место занимают предметы быта, изготовленные из древесины. Мастеров по дереву в зависимости от производимой ими продукции подразделяли на деревообделочников, мастеров по выделке деревянных частей юрты и др.
Юрта – древнейшее и то же время современное жилище кочевников. И в настоящее время юрта устанавливается на летних пастбищах, а любые торжества, даже в городе, не обходятся без юрты. Юрта – одна из связующих нитей между прошлым казахского народа и его настоящим.
Физминутка
4 . Выполнение практической работы, украшение ювелирного изделия орнаментом.
- повторение ПТБ
5.. Подведение итого. Обсуждение теоретического и практического материала урока. Разбор возникших проблемных ситуаций учащихся в процессе выполнения практической работы.. В конце урока дается задание на дом, повторение теоретического материала. Составить кроссворд ДПИ казахского народ