Урок ИЗО : Знакомство с произведениями художников-скульпторов. Х.Наурызбаева, Е. Мергенова. Лепка фигуры человека
Тема : Знакомство с произведениями художников-скульпторов. Х.Наурызбаева, Е. Мергенова. Лепка фигуры человека
Цели:
– дать представление о пропорциях и особенностях работы над изображением в объеме; формировать знания о круглой скульптуре и способах лепки на каркасе; научить элементарным приемам работы с пластическими скульптурными материалами(глиной)
-развивать понятие о красоте человека и его тела, умение лепки приемом наращивания объема;
-воспитывать любовь к людям, внимание и потребность в творческом выражении собственных идей.
Материалы и инструменты: пластилин ,вода, тряпочка, стеки.
Ход урока.
1.Организационный момент. Приветствие.
Подготовка рабочего места.
2.Побуждение к активной деятельности.
-Ребята, а что такое скульптура? Когда-то наш далекий предок впервые обратил внимание на то, что если мять комок глины, он принимает различную форму. Так было положено начало искусству лепки. Римляне ввели в оборот слово «скульптура» от латинского «скульпо» , что означает «вырезаю». А древние славяне назвали это искусство «ваянием».
Скульптура-вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную форму и выполняются из твердых или пластичных материалов (камень, метал, дерево, глина, пластилин). Различают круглую скульптуру- ее можно рассмотреть со всех сторон, и рельефную – выпуклое изображение на плоскости.
-Сегодня мы познакомимся с замечательными художниками –скульпторами: Х.Наурызбаевым и Е. Мергеновым.
3. Изучение нового материала.
1)Еркин Тлекович Мергенов – скульптор, заслуженный деятель искусств КазССР, народный художник Республики Казахстан, профессор, руководитель скульптурной мастерской театрально-художественной академии им. Т. Жургенова, председатель правления Союза художников РК. Имеет шесть персональных выставок: во Фрунзе (1980 г.), Риге (1981 г.), Алма-Ате (1988 г.), Москве и Киеве (1989 г), Москве и Санкт-Петербурге (2002-2003 г.г.). Лауреат премии «Платиновый Тарлан» (2000 г.), награжден золотой Пушкинской медалью России за вклад в развитие современного искусства (2003 г.). Работы находятся в Государственном музее искусств им. А. Кастеева, Государственной Третьяковской галерее России, Государственном музее искусств Киргизии, Музее русского искусства Украины. Но большая часть их – собственность автора. (просмотр картин)
Хакимжан Исмаханович Наурызбаев [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],наш земляк, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Первый профессиональный скульптор-казах, один из первых создателей национального монументального искусства в Казахстане.
родном районе Хакимжан Наурызбаев лепил бюсты руководителей страны, которые стояли на столе председателя колхоза и продавались в поселковом магазине. Он разглядывал фотографии, а затем набирал глину и по памяти лепил. Его работы отправлялись на районные конкурсы, где имели успех.
2)Работа по таблице «пропорции фигуры человека».
Пропорции любого живого организма, развиваясь, меняются. Эти изменения отчетливо видны на примере фигуры человека. Пропорции маленького ребёнка сильно отличаются от пропорции взрослого. У взрослого человека размер головы занимают 1/7 часть его роста, а у ребенка 4-5 лет – ј часть.
3)Продемонстрировать этапы лепки фигуры человека:
Подготовить пластилин
Распределить его по основным частям тела
Моделирование фигуры и проработка форм
Передача движения
4.Практическая работа. Творческая деятельность.
Во время выполнения задания детям нужно дать следующие рекомендации:
-Смотрите внимательно и пытайтесь уловить, что же вы на самом деле видите.
-Прищуривайтесь, когда смотрите на модель. Это очень простое, но очень полезное правило. Прищурившись, вы отсекаете детали и видите только общее, а именно то, что нужно.
- В начале работайте быстро, крупными движениями. В конце работа должна быть более размеренной, но темпа все-равно не нужно терять. Если что-то не получается сразу, сделайте перерыв.
-Работайте над всеми частями фигуры одновременно. Не увлекайтесь одной деталью – вся композиция должна быть одинаково проработана.
Смотрите на иллюстрации классических скульптур и картин.
5.Рефлексия. Итог урока.
-чем занимались на уроке?
-с какими скульпторами познакомились?
-Какой вклад они внесли в развитие культуры Казахстана?
-Что на уроке показалось сложным?
-Продолжите фразу:
- на уроке я
-на уроке мне
15