Урок по теме «Знакомство с произведениями художников -графиков»

Поурочный план.5-6 кл.
Тема:Знакомство с произведениями художников -графиков
Цель: 1. Ознакомить учащихся с общими понятиями силуэта, силуэтной графики; определить худо­жественные выразительные средства силуэтной графики; ознакомить с творчеством украинско­го художника-графика Г. Нарбута.2. Развивать наблюдательность, воображение, умение выделять главное; учить передавать ха­рактер формы линией, пятном, силуэтом.3. Воспитывать любовь к творчеству, интерес к изучению загадок природы.Оборудование: материалы: лист белой бумаги ,ка­рандаши, ; зрительный ряд: репродукции иллюстраций Г. Нарбута; детские работы.
План
Орг. мом.
Настрой
Проверка посещаемости
Проверка по пройденной теме
Новая тема
Практич. раб
Дом раб.
Подведение итога
Ход урока
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний
Беседа.
— Назовите выразительные средства графики.
— Какие материалы и инструменты используют художники-графики?
— Каковы особенности линейного рисунка и рисунка тоном?
III. Объявление темы урока
На сегодняшнем уроке мы ознакомимся с силуэтной графикой
IV. Изучение нового материала
Слово учителя.
В произведениях графики мы часто встречали известные нам реальные формы изображенными упрощенно, с некоторыми условностями. Тем не менее такие скупые, на первый взгляд, сред­ства графики, как пятно, линия, кляксы неопределенной формы, позволяют распознать на рисунках что-то известное. Кляксогра-фия позволяет создать нечто удивительное, необычное, фантас­тическое, воображение художника дополнит кляксу и получится новый художественный образ.Давайте обратим свое вынимание на композицию, на которой мы видим изображенное
Среди художников достаточно распространена и любима тех­ника силуэтной графики. Чтобы говорить об этой технике, необхо­димо определить, что же мы называем силуэтом.Силуэтное решение в произведениях искусства имеет много­вековую историю. Предшественниками современных мастеров силуэта были крестьяне, которые в свободное время вырезали из цветной бумаги различные композиции. Само название «силуэт» берет свое начало в XVIII в. от фамилии Этьена Силуэта, министра финансов при дворе Людовика XV. Но сам он не был художником, а лишь время от времени вырезал крохотные фигурки из черной бумаги. Слову «силуэт» придавали значение мелочности, простоты. Если сравнивать силуэтную графику с живописными полотнами, то на первый взгляд она кажется простоватой.Итак, однотонное изображение фигуры и предмета называют силуэтом, а линия, которая очерчивает силуэт и выражает харак­терные детали, называется контуром. Силуэтная графика не отвле­кает нас ни цветом, ни особенностями объемной формы, а все вни­мание обращает на контур. Выразительным средством в силуэтных композициях является контраст белого и черного.В этой технике работал великий художник-график Г. Нарбут. Художник восхищался искусством XIX в., коллекционировал фар­фор, покупал антикварную мебель, носил фрак и зачесывал баки по моде пушкинского времени. Именно на XIX в. приходится рас­цвет техники силуэта, который художник выбрал для. создания иллюстраций к басням И. Крылова.Художник с огромным воодушевлением передал не только сюжет басен, но и воспроизвел дух эпохи.Давайте рассмотрим композиционные особенности графических работ Г. Нарбута. [Учитель демонстрирует иллюстрации Г. Нар бута.) Кроме сюжетных графических композиций Г. Нарбут создал огромную галерею силуэтных портретов.Силуэтная графика не отвлекает нас ни цветом, ни особенно­стями объемной формы, а все внимание обращает на контур. Выра­зительным средством в силуэтных композициях является контраст белого и черного.
V. Практическая работа. Этапы выполнения работы.
1) Определите, какие живые формы вы разместите на белом, а какие — на черном фоне.
2) Как лучше изобразить предмет на черном фоне, на белом?
3) Подумайте, как изобразить
4) Решите, будете ли вы использовать в одной композиции пятно, силуэт, контурную линию.
5) Выполните силуэтный рисунок
6) Закрашивая силуэт , стремитесь к равномер­ному закрашиванию формы.
В ходе работы учитель проводит индивидуальный инструк­таж.
VI. Завершение работы