Материалы для уроков по повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»


Материалы для уроков по повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»
Вопросы классу:
1).Какие опыты проводил профессор Преображенский?
2).Что получилось из его операции и что он хотел получить?
3).Что подразумевается под образом Шарикова?
4).Почему у Шарикова простая фамилия и такое трудное имя?
5).Нужно ли было делать Шарикова?
6).Можно ли Шарикова изменить и развить в духовную личность с помощью ласки?
7).Что ещё получилось в стране путём «насильственной» революции?
8).Символом чего является Шариков?
9).Что так не понравилось властям в повести Булгакова?
Далее можно дать задание по вариантам на темы:
1вариант- «Рождение Шарикова»
2 вариант – «Рождение советского государства»
Вопросы 1 варианту Вопросы 2 варианту
-Каким пёс был до операции? -Каким был народ до революции?
Был несчастный, но хороший пёс. Был бедный, но трудолюбивый народ.
-Какова цель насильственной операции? -Какова цель революции?
Омоложение, появление новой высоко духовной личности. Создание нового советского государства.
-Перечислите черты характера Шарикова. -Перечислите основные черты советского государства.
Нецензурно рукается,
пьёт,
ворует,
невоспитанность,
злобность,
похотливость,
лживый,
убивает животных,
жестокий. Голод,
уплотнение,
нищета,
разруха,
тунеядство,
болезни,
необразованность высших государственных деятелей.
Каков выход из сложившейся ситуации? Каков выход из сложившейся ситуации?
Переделать Шарикова обратно в собаку. Вернуть прежнее устройство государства и позволить Росии развиваться своим путём.
Общий вывод (его дети должны самостоятельно записать в тетрадь): нельзя совершать насилие над человеком и государством. Человек должен родиться сам. Его должна рожать любящая мать. Государство и народ должны развиваться постепенно, без рывков и потрясений. Любое насилие (будь то революция или операция) –это плохо, потому что все несчастны.