Простая и сложная форма будущего времени


Тема: Простая и сложная формы будущего времени глагола
Цель: формировать у обучающихся умение образовывать формы глагола будущего времени.
Задачи: создать условия для формирования представлений об образовании глаголов будущего времени; создать условия для формирования умений образовывать будущую сложную и будущую простую формы глаголов; создать условия для развития общеучебных умений и навыков (развитие внимания, сравнительных умений и навыков, умения обобщать и делать выводы); создать условия для воспитания дружеских партнёрских отношений, любви к книге, патриотизма. Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, я желаю всем нам удачи и новых открытий. Вперёд за знаниями!
2. Словарная работа.
Вот на доске записаны слова. Какие ассоциации – словарные слова у вас они вызывают.
Через 3-5 сек. закрываю слова. И прошу написать в тетради словарные слова в том порядке в котором они были.
- Если вы верно записали слова, то по первым буквам этих слов должно получиться слово
Город
Лопата
Аптека
Герой
Одежда
Лестница
- И так какое слово получилось? (ГЛАГОЛ)
-Сегодня мы поработаем с этой частью речи, но прежде чем мы приступим к работе отгадайте загадку одного персонажа, которому будем помогать.
Он и весел, и незлобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин – мальчик Робин
И приятель – Пятачок.
Для него прогулка – праздник.
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник –
Медвежонок … (Винни-Пух.)
- Что Вы знаете о Винни-Пухе? Кто его придумал? (Он любил мёд, сочинял стихи.Этого героя придумал Алан Милн.) Ровно 60 лет назад Борис Заходер перевёл историю о Винни на русский язык, и весь мир узнал нашего Винни-Пуха.
3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
- Прочитайте стихотворение, которое он сочинил. Что Вы заметили?
Хорошо быть медведем, ура!
Хорошо быть медведем, ура!
Побежу...
Нет, победю!
Победю я жару и мороз,
Лишь бы мёдом был вымазан нос!
Победю...
Нет, побежду!
Побежду я любую беду,
Лишь бы были все лапки в меду!..
- Какое слово Винни - Пух произносит по-разному? А как правильно? Давайте разберёмся в этом вопросе.
4.Выявление места и причины затруднения.
- Что Вы можете сказать об этом слове? (Глагол) Докажите. (Глагол - это часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? и другие) Что ещё вы знаете о глаголе? ( Глагол изменяется по временам.)
- В каком времени стоит этот глагол? Докажи. (В будущем, так как отвечает на вопрос: что сделаю? и обозначает действие, которое произойдёт.)
- Чему посвящён наш урок? О каком времени мы будем говорить? (Будущему времени).
- Попробуйте поставить этот глагол в неопределённую форму. Запишите. Сколько глаголов получилось?
что делать? побеждать
что сделать? победить
- Почему получилось два глагола? (отвечают на разные вопросы)
- Что же делать дальше? В форму какого времени надо поставить эти глаголы? (Попробуем поставить эти глаголы в будущее время.) Запишите, что получилось.
что буду делать? буду побеждать
что сделаю? ???
- Смогли ли мы помочь Винни выбрать правильную форму глагола? (Можно сказать «буду побеждать») Что же делать с глаголами, отвечающими на вопрос: что сделать? Неужели у них нет формы будущего времени?.Построение проекта выхода из затруднения.
- Что Вы предлагаете? (Нужно поставить другие глаголы в будущее время) Может это прояснит ситуацию? Поможете мне?
- 2 глагола поставить их в будущее время: читать, прочитать
- Что Вы можете сказать об этих глаголах? (Это глаголы в неопределённой форме) Докажите. (Эти глаголы отвечают на разные вопросы).
- Постарайтесь записать все варианты. Предлагаю для удобства записывать в таблице.
яты
он
мы
вы
они
Дети работают в тетради.
- Что получилось? Сравни свою работу с работой товарища по парте. Проверьте по шаблону. Если есть ошибки, исправьте. Поставьте оценку на полях себе и товарищу. (Таблица появляется на экране.)
я буду читать прочитаю
ты будешь читать прочитаешь
он будет читать прочитает
мы будем читать прочитаем
вы будете читать прочитаете
они будут читать прочитают
Что заметили? (Глагол в будущем времени может быть выражен одним словом или двумя.)
- Как можно назвать глаголы 1-2 столбиков? (Ответы детей). В русском языке для них есть специальное название: будущее сложное и будущее простое.
- Сделайте вывод. Сравните образование будущего простого и будущего сложного времени. (От глагола, отвечающего на вопрос: что делать?, образуется сложная форма будущего времени. Такие глаголы отвечают на вопрос: что буду делать? и другие. От глагола, отвечающего на вопрос: что сделать, образуется простая форма будущего времени. Такие глаголы отвечают на вопрос: что сделаю? и другие)- Что можно сказать о простой форме будущего времени глагола? (Все глаголы с приставками).
- Как образуется глагол будущего сложного времени? (Изменяется первый глагол: быть, а второй глагол – глагол в неопределённой форме.)
- Как можно назвать первый глагол, который изменяется? Он главный или помогает? Какую роль он выполняет?
- В русском языке его назвали вспомогательным
5.Выявление места и причины затруднения.
Стр. 34 упр 28 Вариант 1
Образовать от глаголов рисовать и нарисовать формы будущего времени
Стр. 35 упр. 29 Вариант 2
Образовать от глаголов петь и спеть формы будущего времени
6.Рефлексия учебной деятельности.
- Что Вы сегодня открыли для себя? Чем заинтересовались? Что Вас удивило?
- Оцени свою работу. Что получилось?
Домашнее задание: ТПО стр. 21 упр. 18