«Мать — Сыра Земля и Вода-Царица» урок в 7 класса по спецкурсу Мифы древних славян



Помошникова Оксана Викторовна, учитель русского языка, литературы, мировой художественной культуры.
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» г. Кемерово
Предмет: мифы древних славян (спецкурс) по рабочей программе «Мифы древних славян» (составитель Помошникова О.В.)
Урок в 7 классе : «Мать - Сыра Земля и Вода-Царица»
Цель: передать духовный опыт предков отношения к земле и воде как важнейшим составляющим жизни человека.
Оборудование : интерактивная доска и документ-камера Smart, интернет- ресурсы.
Действия учителя Действия обучающихсяФормируемые УУД
Здравствуйте! Предлагаю тему нашего занятия угадать.
«Не человек – а пьёт, не стряпуха – а накормит».
«Матушкин терем не поднимешь».
«Меня бьют, колотят, ворочают и режут; я всё терплю и всем добром плачу».
«Чего в гору не выкатить,В решете не унестиИ в руках не удержать?»
«Много меня - пропал бы мир,Мало меня - пропал бы мир»
Мы сегодня будем говорить о Матери-Сырой-Земле и Воде-Царице. Отгадывание загадок, пояснение ответов.
Познавательные УУД
Ребята, перед вами пословицы о земле, собранные А.А. Коринфским.
Выберите 3 наиболее заинтересовавших вас пословицы, запишите их в тетрадь.
Поясните, как вы понимаете смысл народной пословицы о земле;
устно прокомментируйте свой выбор пословицы.
«От земли взят, землёй кормлюсь, в землю пойду!»
«Добра мать до своих детей, а земля-до всех людей!»
«Мать сыра -Земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом согревает!»
«Поклонись матушке - землице, наградит тебя сторицей!»
«Всякому человеку - и доброму, и худому-земля даст приют»
«Нужна рыбе вода, а птице вольной ширь поднебесная, а человеку- нет ничего нужнее, как Мать- Сыра -Земля, умрёт, и тот в неё уйдёт».
«Корми-как земля кормит, учи - как земля учит, люби- как земля любит!»
«Как не добёр кто, а всё не добрей Матери - Сырой Земли: всяк приучает землю до гробовой доски, а земля приютит и мёртвого!» Чтение пословиц, выбор 3 из них, запись в тетрадь, пояснение смысла пословицы. Личностные УУД
Коммуникативные УУД
Какое отношение к земле передано в старинном заговоре «Как здорова земля, так бы и моя голова была здорова!» (знахари прикладывали землю к больной голове )? Ответ на вопрос. Сравнение версий. Коммуникативные УУД
Ребята, предлагаю ознакомиться со статьёй о Матери-Сырой-Земле.
С помощью цветных карандашей, фломастеров предлагаю нарисовать свой образ Земли.
«Мать Сыра Земля, в славянской мифологии важный персонаж с древнейших времен. Земля представлялась воображению язычника, обожествлявшего природу, живым человекоподобным существом. Травы, цветы, кустарники, деревья казались ему ее пышными волосами; каменные скалы признавал он за кости (заметно созвучие слов «скала» и «скелет»); цепкие корни деревьев заменяли жилы, кровью земли была сочившаяся из ее недр вода. И, как живая женщина, она рождала существ земных, она стонала от боли в бурю, она гневалась, учиняя землетрясения, она улыбалась под солнцем, даруя людям невиданные красоты, она засыпала студеною зимой и пробуждалась по весне, она умирала, обожженная засухой и возрождалась после дождей.
http://godsbay.ru/slavs/syrazeml.htmlПрослушивание статьи.
Рисунок образа Земли.
(Или как вариант Воды-царицы)
Демонстрация работ (по желанию) через документ-камеру Smart. Личностные УУД
Образ земли ярко раскрыт в русской былине «Святогор и тяга земная».
Предлагаю обратиться к тексту былины.
Как вы считаете, почему Святогор не может осилить суму переметную?
«Высоки на Руси Святые горы, глубоки их ущелья, страшны пропасти. Не растет там ни березка, ни дуб, ни сосна, ни зеленая трава. Там и волк не пробежит, орел не пролетит,- муравью и тому поживиться на голых скалах нечем. Только богатырь Святогор разъезжает между утесов на своем могучем коне. Через пропасти конь перескакивает, через ущелья перепрыгивает, с горы на гору переступает.
Ездит старый по Святым горам.
Тут колеблется мать-сыра земля,
Тут шатаются темны лесушки,
Выливаются быстры реченьки.
Ростом богатырь Святогор выше темного леса, головой облака подпирает, едет по горам - горы под ним шатаются, в реку заедет - вся вода из реки вы плеснется. Ездит он сутки, другие, третьи, остановится, раскинет шатер - ляжет, выспится, и снова по горам его конь бредет.
Скучно Святогору-богатырю, тоскливо старому: в горах не с кем слова перемолвить, не с кем силой по мериться.
Поехать бы ему на Русь, погулять бы с другими богатырями, побиться с врагами, растрясти бы силу, да вот беда: не держит его земля, только каменные утесы святогорские под его тяжестью не рушатся, не падают, только их хребты не трещат под копытами  его коня богатырского.
Тяжко Святогору от своей силы, носит он ее как трудное бремя, рад бы половину силы отдать, да некому. Рад бы самый тяжкий руд справить, да труда по плечу не находится. За что рукой ни возьмется - все в крошки рассыпется, в блин расплющится.
Стал бы он леса корчевать, да для него леса - что луговая трава. Стал бы он горы ворочать - да это никому не надобно...
Так и ездит он один по Святым горам, голову от тоски ниже гнет...
- Эх, найти бы мне земную тягу, я бы в небо кольцо вбил, привязал к кольцу цепь железную, притянул бы небо к земле, повернул бы землю краем вверх, небо с землей смешал - поистратил бы немного силушки! Да где ее - тягу - найти!
Едет раз Святогор по долине между утесов, и вдруг - впереди живой человек идет!
Идет невзрачный мужичок, лаптями притоптывает, на плече несет переметную суму.
Обрадовался Святогор: будет с кем словом перемолвиться, - стал мужичка догонять.
Тот идет себе, не спешит, а Святогоров конь во всю силу скачет, да догнать мужичка не может. Идет мужичок, не торопится, сумочку с плеча на плечо перебрасывает. Скачет Святогор во всю прыть - все прохожий впереди! Едет шагом - все не догнать! Закричал ему Святогор:
- Эй, прохожий молодец, подожди меня! Остановился мужичок, сложил свою сумочку наземь.
Подскакал Святогор, поздоровался и спрашивает:
- Что это у тебя за ноша в этой сумочке?
- А ты возьми мою сумочку, перекинь через плечо да и пробеги с ней по полю.
Рассмеялся Святогор так, что горы затряслись; хотел сумочку плеткой поддеть, а сумочка не сдвинулась, стал копьем толкать - не шелохнется, пробовал пальцем поднять - не подымается...
Слез Святогор с коня, взял правой рукой сумочку - на волос не сдвинул. Ухватил богатырь сумочку двумя руками, рванул изо всей силы - только до колен поднял. Глядь - а сам по колено в землю ушел, по лицу не пот, а кровь течет, сердце замерло...
Бросил Святогор сумочку, на землю упал - по горам-долам гул пошел.
Еле отдышался богатырь:
- Ты скажи мне, что у тебя в сумочку положено? Скажи, научи, я о таком чуде не слыхал. Сила у меня непомерная, а я такой песчинки поднять не могу!
- Почему не сказать - скажу: в моей маленькой сумочке вся тяга земная лежит.
Опустил Святогор голову:
- Вот что значит тяга земная. А как зовут тебя, прохожий человек?
- Зовут меня Микула Селянинович.
Вскинул Микула Селянинович сумочку на плечо и зашагал прочь».
В случае необходимости, можем обратиться к справке :Святогор- это в восточнославянской мифологии богатырь -великан. Относится к наиболее древним героям русского былинного эпоса, находящегося вне киевского и новгородского циклов и лишь отчасти со прикасающегося с первым в былинах о встрече Святогора с Ильёй Муромцем.
Сума перемётная -это необычное словосочетание «сума переметная» произошло из прошлого, из тех времен, когда использовали ездовых лошадей. Если кладь приходилось перевозить по таким дорогам, где телеги и обозы не пройдут, использовали вьючный транспорт – ездовых лошадей. Поклажу грузили в специальные сумки и перекидывали их через седло. Именно это называлось переметными сумами.
Сегодня «переметной сумой» называют беспринципного человека, который с легкостью меняет свои убеждения и без зазрения совести переходит из одного лагеря в другой, совершенно противоположный. Почему так?
Очевидно это выражение основано на игре слов, а не на значении и смысле. Про людей, которые готовы переметнуться из одного общества в другое, так и говорят иронично – «сума переметная».
Чтение по ролям.
Ответ на вопрос.
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
Ребята, какие приметы, обычаи, связанные с землёй вы знаете?
(Перед поездкой в дальние страны брали горсть родной земли, чтоб назад вернуться.Строили дом в другой стороне, брали землю из-под печи, ворот, крыльца старого дома, чтоб и в новом месте земля оберегала.
Умирал кто в другой стороне, клали в руку мешочек с родной землёй.
На похоронах в могилу бросают горсть земли.
На землю плевать нельзя.
Если садят рассаду или просто сеют, втыкают нож в землю и приговаривают: «Пуская колдун напорется на нож!»
До Благовещенья на земле работы не ведутся.
В Духов день земля спит.
На Троицу земля - именинница.)Ребята, как можете прокомментировать услышанное?
Как отразилось в приметах, обычаях представление о земле? Какое отношение к земле в них передаётся? Обращение к собственному опыту.
Сравнение
собственного опыта с опытом ровесников, учителя. Коммуникативные УУД
Личностные УУД
Познавательные УУД
Ребята, вы много (особенно летом) вместе с родителями путешествуете. Наверняка, вы видели многочисленные реки и речки, озера, пруды, даже водопады, моря.
В каком состоянии находятся водные источники нашей страны? Обращение к собственному опыту.Оценка увиденного. Коммуникативные УУД
Личностные УУД
Как вы считаете, что могли бы нам завещать наши предки в отношении к воде?
Какая вода называется живой, а какая мертвой?
Предлагаю свои версии озвучить, держа в руках бутыли с водой (чистой и мутной). Обращение к собственному опыту, знанию народных сказок про живую и мертвую воду. Коммуникативные УУД
Личностные УУД
Ребята, как вы считаете, если долго нет воды
(во время засухи, например)
к какому способу возвращения влаги могли прибегнуть наши предки?
Предлагая способы, помним, что к воде, как и к земле, относились бережно, считали чистой и святой стихией, боялись оскорбить.
В случае затруднения предлагаю обращаться к справочному материалу:
1.«Древним способом вызывания дождя было произношение заклинаний, которые сейчас сохранились в виде детских закличек, песенок:
Дождик,дожик, пуще!
Дам тебе гущи!»
«Дождику, дождику!
Сварю тебе борщику,
Мне каша-тебе борщ,
Чтобы шёл густейший дождь!»
2..«На край колодца стелили чистый рушник, на него клали хлеб и соль, которые приносили в дар колодцу»
3. «Раскапывали ключи в руслах засохших рек и даже пахали плугом, считая, что таким образом расчищают место для небесной влаги. В обряде вызывания небесной влаги участвовали только женщины. Две из них впрягались в плуг или в борону и тянули её вдоль или поперек русла реки. А третья направляла их».
Какое отношение к воде передано народной традицией? Выбор способа вызывания влаги,
вживание в сознание народа, одухотворявшего природу.
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
Ребята, говоря сегодня о Воде-царице и Матери-Сырой Земле, к каким формам народного творческого сознания мы обращались?
Можно ли считать народный опыт наивным, непригодным в техногенный век?
Есть ли необходимость сегодня возвращения к духовному опыту наших предков-славян?
Что лично вы для себя открыли нового на уроке? Ответ на вопрос. Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Домашнее задание (выбрать варианты):
1) Приготовить презентацию по теме урока..2) Сделать рисунок Воды-царицы или Матери-Сырой Земли.
3) Сообщение по теме «Мать-Сыра Земля и Вода-Царица» в иллюстрациях художников- русистов.
4) Фоторепортаж «Мои путешествия по России».
5)Составить кроссворд по теме урока.
6) Собрать материал о приметах, связанных с землей и водой в своей семье, у родственников или знгакомых..Укажите источник информации.
7) Собрать русские народные загадки, пословицы, поговорки о земле и воде (какие не услышали на уроке).
8) Написать сообщение на тему «Представление о воде и земле в мифах народов мира».
Желаю вам белой дороги! Выбор задания. Личностные УУД
Литература:
1.Артёмов В. Мифы и предания славян.-М:Олга Медиа Групп, 2012 .
2.Булгаков И.В. Мифология славян и Древней Руси.-Ростов н/Д: Владос,2012 .
3.Левкиевская Е.Е. Мифы и легенды восточных славян-М.Дет.лит.,2015.
4.Серяков М.Л.-М.:Вече,2014.