Программа курса Основы русской словесности
Пояснительная записка
к спецкурсу «Основы русской словесности»
Цель программы курса «Основы русской словесности» - изучение единства содержания литературного произведения и способов языкового выражения этого содержания.
Задачи:
- сблизить преподавание русского языка и литературы;
- показать литературное произведение как творение словесного искусства;
- научить видеть и раскрывать богатейшее содержание и художественное
совершенство текста посредством тщательного анализа самой ткани
литературного произведения;
- научить понимать и усваивать истинное содержание произведения, его
идею, идя от его словесной организации;
- вооружить учащихся знаниями необходимыми для самостоятельного
толкования текста и эстетических качеств художественного текста.
Программа интегрированного курса «Основы русской словесности» (10-11класс) составлена на основе государственной программы «От слова к словесности» для 10-11 классов под редакцией А.И.Горшкова.
Содержание и структура данного курса строится на основе сближения преподавания языка и литературы. Программа рассчитана на 2 года и состоит из введения и 2-х частей («Материал словесности». «Произведение словесности»).
Актуальность курса заключается в том, что предлагаемый для изучения материал является важной составной частью учебного процесса, так как способствует развитию умений и навыков самостоятельного стилистического анализа текста, его эстетических качеств, которые необходимы при выполнении задания части С на экзамене в форме и по материалам ЕГЭ. Задания, предусмотренные данной программой, носят комплексный характер и призваны сформировать языковую и коммуникативную компетенцию. В 10 классе (34 часа) изучается 1-й раздел программы, описывающий различные элементы языка, виды и способы их соединения, а в 11 классе (34 часа) - 2-й раздел, рассматривающий произведение словесности как словесно-художественное единство, в котором отдельные элементы языка организуются «в одно и качественно новое целое».
Особое внимание уделяю на выработку умения работать с содержанием, планом, литературной формой, основной идеей и языком читаемого и разбираемого произведения, самостоятельно выполнять грамматический, стилистический и литературный его разбор, грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой речи.
Сохраняя все темы и разделы программы, на практические работы отвожу 6 часов и 1 час на итоговое повторение.
Тематическое распределение часов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
№
п/п
Разделы, темы
Кол-во часов
34
1
Введение
2
2
Произведение словесности
32
Роды и виды словесности
8+1
Понятие о тексте и его строении
4+1
Возможность различного словесного
выражения одной темы
5+1
Композиция словесного выражения
3
Образ автора и образ рассказчика в словесном
произведении
2
Формы субъективизации авторского
повествования
4
Некоторые особенности словесной
организации драматических и стихотворных
произведений
2+1
Перечень практических работ
Литературный разбор текста 1
Стилистический анализ текста 1
Сочинение – рассуждение 1
Анализ прозаического отрывка 1
Анализ лирического стихотворения 1
Требования к подготовке учащихся по предмету
Программа направлена на выработку у учащихся следующих основных умений:
- владение умениями выразительного чтения
- умение работать с содержанием, планом, литературной формой, основной
идеей и языком читаемого и разбираемого произведения
- умение самостоятельно выполнять грамматический, стилистический и
литературный разбор произведения
- грамотно строить монологические высказывания различных форм и
жанров,
- владеть культурой речи
- умение выполнять письменные работы различных форм и жанров
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
В 10 КЛАССЕ
№ п/п
Тема урока
К-во часов
Тема 1. Употребление языка
1
Стилистические возможности общеупотребительных и диалектных слов
1
2
Специальные, заимствованные слова, неологизмы
1
3
Употребление существительного, прилагательного, глагола
1
4
Практическое занятие « Играем со словами»
1
Тема 2. Средства художественной изобразительности
5
Сравнение, аллегория, эпитет
1
6
Метафора, олицетворение
1
7
Синекдоха
1
8
Гипербола
1
9
Порядок слов в предложении. Инверсия
1
10
Повтор
1
11
Риторический вопрос и риторическое восклицание
1
12
Антитеза
13
Практическое занятие « Играем со словами»
1
o°Тема 3. Юмор в произведениях словесности
14
Что такое юмор. Комическая неожиданность
15
Соединение несоединимого. Остроумная речь
1
16
Практическое занятие « Играем со словами»
1
Тема 4. Произведения устной народной словесности
17
Особенности стиха и языка былин
1
18
Легенды и предания
1
19
Практическое занятие « Играем со словами»
1
Тема 5. Эпическое произведение
20
Особенности эпического произведения
1
21
Литературный герой, его характер
1
22
Герой и автор
1
23
Язык эпического произведения
1
24
Практическое занятие « Играем со словами»
1
Тема 6. Лирическое произведение
25
Язык лирического произведения
1
26
Двусложные размеры
1
27
Трёхсложные размеры
1
28
Аллитерация
1
29
Рифма
1
30
Практическое занятие « Играем со словами»
1
Тема 7. Драматическое произведение
31
Особенности языка драматического произведения Сюжет
1
32
Характер героя в пьесе
1
33
Практическое занятие « Играем со словами»
1
34
Итоговое занятие
1
Всего
34
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
В 11 КЛАССЕ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
№
ТЕМА
К-во часов
Производные словесности
1
Роды и виды произведения словесности
1
2
Нехудожественные и художественные произведения
словесности
1
3
Роды и виды художественной словесности
4
Литературные и эпические жанры
1
5
Лирика, её отличительные черты. Народная лирика.
1
6
Лирика литературная
1
7
Драма, её отличительные черты
1
8
Отсутствие чётких границ между родами и видами художественной словесности
1
9
Практическая работа
1
Понятие о тексте и его строении
10
Понятие о тексте и его строении. Признаки текста
1
11
Тема и содержание
1
12
Тема и идея
1
13
Упорядоченность словесного материала в тексте
1
14
Практическая работа.
1
Возможность различного словесного выражения
одной темы
15
Различное выражение одной темы
1
16
Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм в русской литературе. Классицизм и теория трёх стилей
1
17
Сентиментализм и «новый слог»
1
18
Романтизм и проблема народности русской литературы и русского народного языка
1
19
Реализм и формирование русского народного языка
1
20
Самостоятельная работа.
1
Композиция словесного произведения
21
Общее понятие композиции и сюжета
1
22
Учение о композиции, как системе динамического развёртывания словесных рядов в сложном словесно-художественном единстве
1
23
Композиционные функции «детали» словесного произведения
1
Образ автора и образ рассказчика в произведении
24
Понятие образа автора
1
25
Образ рассказчика и его отношение к образу автора
1
Формы субъективации авторского повествования
26
Понятие об авторском повествовании и его субъективации
27
Словесные и композиционные формы субъективации
1
28
Особые приёмы построения словесных художественных произведений
1
29
Юмор и сатира в словесных произведениях
1
Эстетические функции языка в произведениях
художественной словесности
30
Вопрос о сущности эстетической функции языка
1
31
Образность произведений художественной словесности
1
Некоторые особенности словесной организации
языка драматических и стихотворных произведений
32
Виды диалога и полилога в драматургии
1
33
Ограничение, накладываемое на выбор слов и синтаксических конструкций требованиями стхосложения
1
34
Итоговая работа
1
Литература
Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М. 1999
Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. Уч. пособие
для уч-ся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. 1-е изд. М. 2009
Лотман Ю М. Анализ поэтического текста. Л. 2001
Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста. Кн. для
учителя. М. 2002
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст.
Стили речи. М. 2004
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Учебник-пратикум для
старших классов. М. Вербум –М. 2005
15