Обучение грамоте СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [щ’]. БУКВЫ Щ, щ
Технологическая карта урока обучение грамоте (литературное чтение) в 1 классе
СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [щ’]. БУКВЫ Щ, щ
1. ФИО Парфенова Наталья Геннадьевна
2. Предмет обучение грамоте (литературное чтение)
3. Класс 1 «В»
4. Тема и номер урока в теме Урок 85 СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [щ’]. БУКВЫ Щ, щ
( 1 из 4ч)
5 Цель изучения темы Совершенствование умения читать слоги, слова и тексты с буквой «щ». Закрепление понимания смыслоразличительной функции фонем на примере сравнения минимальных пар слов. Акцентированное произнесение согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов. Продолжение формирования навыка чтения целыми словами; закрепление приемов воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; развитие речи, памяти, фонематического слуха и культуры звукопроизношения. Обогащение словарного запаса учащихся. Воспитание коллективизма, культуры учебного труда.
6 Термины и понятия Звуки гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие, двойная роль буквы, буква, обозначающая мягкость согласного звука, интонация, слого-звуковая схема слова, значение слова, слова предметы, слова действия , слова признаки, изменение слова, критерии оценивания, исследование.
7 Информационно образовательная среда Ресурсы:
Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А., Азбука, 1 класс: Учебник. Под ред. М.Л.Каленчук. – М.: Академкнига/Учебник, 2012
Комплект автоматизированного рабочего места учителя: компьютер с колонками, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Межпредметные связи:
Математика. Темы: Учебник математики. Пространственные представления (вверху, внизу, слева, справа). Письмо цифр. Понятие «длиннее», «короче».
Окружающий мир. Темы: «Есть ли жизнь в воде и поло льдом». (Пресноводные рыбы.)
I. Планируемые результаты изучения темы Предметные МетапредметныеЛичностные
Ученик научится:
Отличать на слух всегда мягкий и всегда глухой звук [щ'].. Характеризовать звук [щ'], находить его на слого-звуковой схеме.
Читать слоги, слова, предложения и тексты с буквами Щ, щ. стихотворные тексты с необходимыми интонациями и логическими ударениями.
Находить место буквы Щ в словах,
Дискутировать на заданную тему.
Обобщать информацию
Совершенствовать технику чтения стихотворных и прозаических текстов.
Регулятивные УУД
Ученик научится:
Принимать учебную задачу урока.
Составлять план урока в соответствии с заданиями на странице прописей.
Выполнять задания в соответствии с требованиями учителя.
Определять цель учебного задания, Контролировать свои действия в процессе его выполнения,
Оценивать правильность выполнения,
обнаруживать и исправлять ошибки.
Отвечать на итоговые вопросы урока
Познавательные УУД
Ученик научится: понимать значение речи в жизни каждого человека и общества; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение)
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
Объяснять смысл загадки, разные значения многозначных слов.
Формулировать тему высказывания, Перебирать варианты тем, предложенных другими учащимися, обосновывать свой выбор.
Рассуждать о том, где можно найти необходимую информацию.
Осваивать правила выполнения работы в паре на основе образца, заданного учителем.
Выполнять правила работы в малой группе, в парах.
Личностные УУД:
Ученик научится:
Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья»; освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению; оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
.Высказывает свое мнение о явлениях природы и животных.
Анализирует поведение героев – друзей из текстов уроков
Аргументирует свое мнение о необходимости соблюдения правил поведения на уроке.
Применяет правила поведения в классе.
Оборудование: презентация; слоговые карточки; фишки-звуки
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Вид занятия: урок(с использованием мультимедийной презентации.)
Используемые методы обучения: работа в парах, метод демонстрации, практический метод.
Способы контроля: в форме устного опроса учителя, во время практической, самостоятельной работы,.Оборудование:
учебник «Азбука »1класс
ПК, проектор, презентация
раздаточный материал ( разрезные слоги)
Структура и ход урока:
1. Организационный момент.
2. Включение в учебную деятельность.
3. Постановка цели урока
4. Актуализация знаний
5. Усвоение новых знаний и способов
6. Итоги урока. Рефлексия.
Ход урока
Этапыурока Формы, методы, методические приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Вид и формаконтроля осуществляемыедействия формируемыеумения 1 2 3 4 5 6 7
1.Организация начала урока Фронтальная, индивидуальная Добрый день, ребята и уважаемые гости. В гостях у нас учителя .Принимать гостей всегда очень приятно. Давайте поприветствуем их. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Зачем мы это сделала? Правильно, мы поделились хорошим настроением, ведь улыбка – это лучик добра на небосклоне жизни.
Слайд 1. Солнышко. Желает нам нам дружной работы и хорошего настроения. Садитесь.
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку. Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок Индивидуальный. Проверка готовности к уроку Личностные:
понимание значение знаний для человека и принятие этих знаний; желание и стремление хорошо учиться.
Коммуникативные
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2.Включение в учебную деятельность. Фронтальная, индивидуальная Отправляемся в путешествие на паровозике.
Фонетическая зарядка
- Как паровоз выпускает пар?
(щ-щ-щ)
Ответы на вопросы Внимательно слушают, правильно строят предложения. Фронтальный.
Устные ответы Коммуникативные
продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками
Познавательные
анализ объектов с целью выделения существенных признаков; осознанное построение речевого высказывания в устной форме
3.Постановка учебной задачи Фронтальная Словесный. Вступительное слово учителя Учитель читает шуточное стихотворение:
Щеголь щетку уважает
Щеткой щеголь пыль счищает.
Если вещь не вычищать,
Не в чем будет щеголять!
В. Берестов
-Какой звук чаще повторяется в этом стихотворении? Просит открыть учебник, где мы остановились на прошлом уроке. (с. 103).) определить по условным обозначениям, какова цель нашего урока.
-Сегодня на уроке будем учиться читать слоги, слова с буквой «щ».
Слушают стихотво-рение.
Отвечают на вопросы учителя
Высказывают предположения, что на уроке будут изучать новый звук и новую букву, читать звуковые модели слов с новым звуком,.Распознают в словах новые звуки. Совместно с учителем формулируют учебную задачу Фронтальный.
Устные ответы Регулятивные
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
4Актуализация знаний.
Фронтальная, индивидуальная Кто внимательный?
1.Найдите одинаковый звук в словах: клещи, щётка, ящик, ящерица, щенок, щука ( щ)
2.С какого звука начинаются слова: щи, щавель, щегол, щека, щенок?
3.Хлопните в ладоши , если услышите звук [щ’] в словах :шёлк, шептать, щука, щипать, цапля, щётка, часы, щепка, шоколад, чай, щипцы.
Отвечают на вопросы учителя
Распознают в словах новые звуки. Фронтальный.
Устные ответы Познавательные
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- осознанно строить речевое высказывание в устной речи;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные
- уметь оформлять свои мысли в устной речи.
- слушать и понимать других, сопоставлять свою точку зрения с другой, умение формулировать и задавать вопрос.
Регулятивные УУД:
- формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;
5.Усвоение новых знаний и способов деятельности.
Фронтальнаяиндивидуальная. Практичес- кий, словес-ный.
Фронтальная. Словесный, наглядно-демонстрационный,
Фронтальная. Словесный, наглядно-демонстрационный
Фронтальная. Словесный, наглядно-демонстрационный
Репродуктивный
Фронтальная. Словесный, наглядно-демонстрационный
Репродуктивный
Фонетическая зарядка.
Учащиеся проговаривают чистоговорки за учителем.
Ща-ща-ща – мы несем домой леща.
Ащ-ащ-ащ- – мы наденем плащ.
Щи-щи-щи – Маша, ты нас не ищи.
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
Щеголь щегол на березе щебечет.
Щурится, греясь на солнышке, кречет,
Щелкает в роще певец-соловей,
Щиплет теленок траву у реки...
Щедрые, добрые нынче деньки!
. Лунин
Звуковой анализ слов на основе одноуровневых моделей (с. 103)
– Рассмотрите иллюстрации в учебнике в верхнем ряду.
– Кто изображен слева? (Лещ.)
– Что вы знаете об этой рыбе?
Слайд № 2
Лещ – пресноводная рыба с плоским телом
Слайд №3 ( доскажи словечко).
Под кувшинками в тиши,
Где не очень мелко,
Ходят важные…..( лещи)
Шириной с тарелку.
– Прочитайте слово «лещ» по слогам и орфоэпически.
– Произнесите последний звук в слове «лещ».
– Дайте характеристику звуку [щ’]. (Звук согласный глухой мягкий.)
– Что нарисовано справа? (Плащ.)
– Прочитайте слово «плащ» по слогам и орфоэпически.
– Произнесите последний звук в слове «плащ».
– Дайте характеристику звуку [щ’]. (Звук согласный глухой мягкий.)
Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели.
– Рассмотрите иллюстрации в книге. Кто изображен слева? (Щука.)
– Прочитайте слово «щука» по слогам и орфоэпически.
– Сколько в слове слогов?
– На каком месте в слове «щука» стоит буква «щ»?
– Дайте характеристику звуку [щ’]. (Звук согласный глухой мягкий.)
– Что вы знаете о щуке?
Слайд №4
Щука – хищная рыба с удлиненным (иногда до 1,5 м) телом, большой остроносой головой, с мощной нижней челюстью. И зубы у щуки страшные, острейшие – вся пасть в зубах, даже на языке и нёбе!
– Отгадайте загадку:(Слайд № 5)
У нее во рту пила,
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь – в котел попала.
(Щука.)
- Кто изображен справа? Что делает мальчик? Что он говорит улетающим птицам? (Прощай.)
– Прочитайте слово «прощай» по слогам и орфоэпически.
– Сколько в слове «прощай» слогов? Назовите ударный слог.
– На каком месте в слове «прощай» стоит буква «щ»?
– Какой звук обозначает?
Чтение слогов по заданным схемам (c. l03).
После чтения учащиеся анализируют слоги каждого столбика.
– Чем похожи слоги в каждом столбике?
– Чем отличаются слоги в отдельных столбиках? (В первом столбике даны слоги, которые начитаются с гласного звука. Во втором – слоги начинаются со звука [щ’].)
– Какие гласные не образуют слоги с буквой «щ»? (Гласные «я», «ю».)
Прочитайте слоги и составьте слова из данных слогов:
У вас на парте лежит один конверт, в нём разрезные слоги. Составьте слова.
(Работают с раздаточным материалом)
(щука,роща,щека,щенок,щегол,
лещи,чаща,гуща,лещи,лечу)
Чтение слогов и слов (с. 104).
После чтения учащиеся делят слова на группы: слова-предметы, слова-действия, слова-признаки. У каждого слова учащиеся выкладывают фишки: прямоугольники розового цвета обозначают слова-предметы, прямоугольники голубого цвета – слова-действия, прямоугольники желтого цвета – слова-признаки.( работа проводится на доске)
После чтения учащиеся объясняют значение слов и составляют предложения с данными словами.
Игра «Наборщик» ТОВАРИЩИ (товар, щи, ищи, вар, рот, вот)
Выполняют упражнение за учителем
Читают слово «лещ» по слогам и орфоэпически.
Произнесят последний звук в слове «лещ».
Дают характеристику звуку [щ’]. (Звук согласный глухой мягкий.)
читают слово «плащ» по слогам и орфоэпически.
Произносят последний звук в слове «плащ».
Даютхарактеристику звуку [щ’]. (Звук согласный глухой мягкий.)
Рассматривают иллюстрацию в книге.
читают слово «щука» по слогам и орфоэпически.
Определяют в слове количество слогов,
месте в слове «щука» буквы «щ»?
дают характеристику звуку [щ’].
(Звук согласный глухой мягкий.)
Рассказывают , что знают о щуке?
Отгадывают загадку.
дают характеристику звуку [щ’].
(Звук согласный глухой мягкий.)
Выполняют задание. Следят за правильностью написания слов. Проверка задания на доске.
Отвечают на вопросы учителя . Классифицируют слова по признакам.
Объясняют значение слов, чтение слов по слогам и целыми словами.
Составляют слова Внимательно слушают, выполняют упражнение
Правильно выполняют задачу поставленную учителем. Внимательно слушают ответы товарищей. Исправляют неправильные ответы.
Выполняют задание, контролируют выполнение задания товарищами.
Выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [щ’]. Вставляют пропущенное слово в предложение с использованием приема комментирования
Выполняют задание, контролируют выполнение задания товарищами.
Работа в парах. Выполняют задание, контролируют выполнение задания товарищами.
Определяют цель учебного задания, Контролируют свои действия в процессе его выполнения,
Оценивают правильность выполнения,
Обнаруживают и исправлять ошибки.
Следят за орфограммой сова,обдумывают правильный ответ. Фронтальный.
Устные ответы
Индивидуальный
Фронтальный.
Наблюдение учителя
Индивидуальный.
Фронтальный.
Наблюдение учителя
Индивидуальный.
Фронтальный.
Наблюдение учителя
Познавательные
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- осознанно строить речевое высказывание в устной речи;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные
- уметь оформлять свои мысли в устной речи.
- слушать и понимать других, сопоставлять свою точку зрения с другой, умение формулировать и задавать вопрос.
Регулятивные УУД:
- формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;
Коммуникативные
- уметь оформлять свои мысли в устной речи.
- слушать и понимать других, сопоставлять свою точку зрения с другой, умение формулировать и задавать вопрос. Умение работать в паре.
6.Рефлексия.
Фронтальная. Словесный. Беседа Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какой звук обозначает буква «щ»?
-Спасибо за урок. Вы меня очень порадовали работой.( Слайд № 6)
Я прошу проанализировать вашу работу на уроке.
Поднимите руку- если вам было интересно, вы легко справлялись с заданиями, вам понравилось работать на уроке и есть, о чем рассказать родителям, друзьям. Спасибо.
Поднимите руку- Если вам что-то не удалось, вам было скучно, или не понравилось работать. Спасибо. Отвечают на вопросы учителя Оценивают свою работу на уроке, выявляют ошибки, затруднения, планируют пути устранения (над чем следует поработать дома самостоятельно) Устные ответы.
Фронтальный. Личностные
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности.
Коммуникативные
- уметь оформлять свои мысли в устной речи.
- слушать и понимать других, сопоставлять свою точку зрения с другой.
Регулятивные УУД:
- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.