Урок литературного чтения Мягкий глухой согласный звук [щ]. Буквы Щ,щ
Конспект урока литературного чтения
УМК «Школа России»
в 1 – ом классе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №93
Дата проведения: 18 декабря 2014 года
Учитель: Никишова Марина Вячеславовна
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Тема: Мягкий глухой согласный звук [щ']. Буквы Щ,щ.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты.
Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.
Познавательные: осуществить поиск и выделение информации.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.
Предметные результаты: узнать особенности звука [щ'], буквы Щ,щ; умение выделять новый звук и новую букву из слов, читать слоги и слова с новой буквой.
Оборудование:
Учебник В.Г.Горецкого «Азбука»;
мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация.
Ход урока:
Этапы урока Цель Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент. Психологический настрой. Самоопределение к деятельности.
1 минута Включение детей в деятельность. – Дорогие ребята, у нас сегодня гости, повернитесь, улыбнитесь и учтиво поздоровайтесь с ними. Спасибо. Присаживайтесь.
– Сегодня отправимся в путешествие по страницам, где живут сказочные герои. 2.Актуализация знаний
5 минут
Подготовка органы речи к чтению.
Отгадайте загадку.
– Уплетая калачи,Едет парень на печи.Едет прямо во дворец.Кто же этот молодец? (на доску фото Емели)
– Знаком ли вам этот сказочный герой?– Из какой он сказки?
- Каким был Емеля?
- Жил был Емеля. Всю жизнь он лежал на печи, ничего не делал. Однажды старая мать попросила его принести воды из проруби. Делать нечего, пришлось, Емеле, спустится с печи, одеться, обуться и идти к проруби.
Идёт Емеля, навстречу ему: слайд 1
(Два щенка щека к щекеЩиплют щётку в уголке.)Давайте прочитаем чистоговорку, которая нам поможет подготовить речевой аппарат к работе.
Кто хочет разговаривать,
тот должен выговаривать,
всё правильно и внятно,
чтоб было всем понятно!
Давайте прочитаем её, передавая чувство радости.
- … с чувством грусти.
- … с чувством удивления. Емеля
Да
По щучьему веленью, народная сказка.
Он был лентяй.
3.Постановка учебной задачи
1 минута Познакомить детей с темой урока, уточнить значения некоторых слов - Какой звук чаще других слышится в этой чистоговорке?
-Мы с ним знакомы?
- Давайте познакомиться со звуком [щ'].
–Прибежал Емеля к реке, а что такое прорубь не знает! Помогите ему.
- Что такое прорубь? (после ответов детей, читает ученик толкование этого слова из словаря).
- Зачерпнул Емеля одним ведром – а там …
- Емеля поймал не только щуку, а новую букву – для обозначения звука [щ'], чтобы вы могли читать и писать слова.
-Какая учебная задача на уроке? Звук [щ']
Нет.
Знакомство со звуком [щ']
Прорубь – это отверстие, прорубленное во льду.
Щука
Буква Щщ и звук [щ']
4.Открытие новых знаний
1 минута Воспроизведение необходимых и достаточных знаний для введения новых знаний, выявить проблему. - С какого звука начинается это слово?
- На уроке мы должны ответить на три главных вопроса: какой звук [щ'] – гласный или согласный, звонкий или глухой, твёрдый или мягкий? Слайд 3
- Для ответа на эти вопросы собираем «учёный совет» Работа в группах. 1 группа – доказывает, что звук [щ'] – согласный, 2 группа – глухой, 3 группа – мягкий.Вывод: звук [щ'] – согласный, звонкий, мягкий. Работа в группах, один ученик от каждой группы, отвечает на заданный вопрос.
5.Физкультминутка
2 минуты Охрана здоровья детей Выполнить несколько физических упражнений. (Слайд 4) Выполняют упражнения.
6.Первичное закрепление. Взаимоконтроль с проверкой по образцу
10 минут
Эмоционально настроить учащихся на восприятие нового, пополнить словарный запас учащихся, - Зачерпнул Емеля вторым ведром , а там … (лещ).
Слайд 6
Кто такой лещ, кто такая щука не знает! Давайте поможем Емеле!
-Щука с лещом взмолились: «Составь, Емеля, схемы слов, а мы за это твоё желание выполним».
-Задумался Емеля, опять не знает!
-Давайте Емеле поможем, составим схемы слов и дадим характеристику звукам. Это рыбы, которые живут в пресных водоёмах
1 вариант – щука, 2 вариант – лещ, 2 ученика работают у доски. Проверка составления схем в парах.
7.Включение нового в систему знаний и повторения
10 минут Закрепление умения составлять схемы слов, применение нового на практике, создание ситуации успеха. - Пригорюнился Емеля. Просит он щуку с лещом, научите, меня уму разуму. Давайте ребята поможем Емеле.
- Посмотрите на экран, среди картинок найди такие в названии которой есть звук [щ']. Слайд
-Что необычного вы увидели в написании слов.
- Ребята, обратите внимание, не случайно в этих словах ЩА и ЩУ выделено красным цветом. Это орфограмма (правило).
-Откроем учебник на странице 63 и прочитаем.
-Интересно Емеле играть и новое узнавать, а щука вновь обращается к нему: Хочу узнать, чему ж ты научился?
Составь схему слова РОЩА.
Стал Емеля свои знания применять, схему составлять. Емеля составляет, и мы с вами тоже составляем.
Давайте проверим.
Вывод:
Давайте сравним. А что ж у Емели получилось? Слайд
Посмотрев щука сказала: «Молодец, ты, Емелюшка, с заданиями справился, пусть твоё желание новое узнавать исполнится». Красным цветом выделено щу и ща.
Читают дети.
Составляют схему по «учёным советам», по одному представителю из группы.
8.Рефлексия
1 минута Оценивание результатов собственной деятельности. - Какая была поставленная учебная задача?
- Справились ли мы с ней?
Самооценивание.
Кому было на уроке интересно, всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, покажите кранный квадрат.
- Если на уроке некоторые задания казались вам сложными и над ними надо поработать на следующих уроках, поднимите зелёный квадрат.
- Если вы чувствовали себя неуверенно и плохо поняли материал, покажите синий квадрат.
-Молодцы, очень приятно с вами работать. Я благодарю вас за работу на уроке. Познакомиться с буквой Щщ и звуком [щ']
Да
Дети поднимают карточки.