рабочая программа по биологии 10-11 класс ФК ГОС
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 164 городского округа Самара
___________________________________________________________
Лесная ул., д. 8, пос. Берёза, г. Самара, Россия, 443901
тел.: (846) 996-68-16, 996-62-42
ПРИНЯТО:
на заседании
Педагогического совета
МБОУ СОШ №164 г.о. Самара
Протокол № ____
от«__»_________ 201_ г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
МБОУ СОШ №164 г.о. Самара
_____________Кузнецова С.Н.
Приказ №____
от «___»_______ 201_ г.
Рабочая программа учебного предмета
Биология
Ступень, класс: среднее общее образование 10-11 классы
(базовый уровень)
Разработана:
Крестьянинова Марина Николаевна,
учитель биологии МБОУ СОШ №164,
I квалификационная категория
г. Самара, 2014-2015 уч. г.
Пояснительная записка
ПРОГРАММА
«БИОЛОГИЯ. 10–11 КЛАССЫ. УРОВЕНЬ СТАНДАРТА»
ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
(Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С.)
Пояснительная записка
При разработке рабочей программы использованы следующие нормативные документы:
Закон Российской Федерации от 10.07.1992г. «Об образовании»; Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001г. № 196;
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2008г. № 241 «О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010г. № 889 «О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312»;
Санитарные правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17.12.2010г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования базового и профильного уровня, рекомендованные (допущенные) Министерства образования и науки Российской Федерации;
Оценка качества подготовки выпускников начальной, основной и средней (полной) школы (Допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования и науки РФ);
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/2014 учебный год;
Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения биологии, которые определены стандартами второго поколения.
Рабочая программа учебного предмета «Общая Биология.» для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам для общеобразовательных учреждений. Биология 10-11 классы М. «Просвещение» 2009 год), программы Л.Н.Сухоруковой ( Л.Н.Сухорукова Программы по биологии 10-11 классы М. «Просвещение» 2009 год), в которых отражены современные подходы к обучению, заложенные в новых образовательных стандартах.
Программа соответствует учебнику «Общая Биология» (профильный уровень) 10 класс. Авторов: Л.Н.Сухоруковой, В.С.Кучменко, Т.Ф.Черняковской Издательство: М. «Просвещение»-2013г. (Учебник входит в состав УМК по биологии для 10-11-го класса общеобразовательной школы под редакцией Л.Н.Сухоруковой). Отличительные его особенности – способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, трудового воспитания школьников. Содержание учебника соответствует новому образовательному стандарту по биологии.
Цель обучения биологии:
Важнейшая цель обучения биологии состоит в том, чтобы формировать целостное представление о мире, основанное на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; на подготовку к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Основные задачи процесса обучения:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
Место курса «Биология» в базисном учебном (образовательном) плане
Согласно действующему базисному учебному плану МБОУ СОШ №164 программа по биологии для 10-11 класса (базовый уровень) предусматривает обучение предмету в объеме 1 час в неделю, что соответствует федеральному базисному плану. Рабочая программа составлена с учетом индивидуальных особенностей учащихся 10-11 класса и специфики образовательной программы школы. Большое внимание уделяется исследовательской деятельности учащихся, как возможности пробудить интерес к предметам естественнонаучного цикла, через работу с микроскопом и проведения исследований с последующим написанием исследовательской работы. В реализации данной программы находит свое отражение методическая тема учителей естественнонаучного цикла «Стимулирование интереса к естественнонаучным дисциплинам через практическую направленность уроков, профильное образование учащихся в соответствии с их способностями и склонностями». Курс «Общая биология» завершает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях и призван не только систематизировать и обобщить биологические знания учащихся, углубив их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, но и показать прикладное и практическое значение биологии. Программа «Общая биология» профильного обучения обеспечивает усвоение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В программе нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед современной биологической наукой. Большое внимание уделено проведению биологических исследований и освоению учащимися методологии научного познания.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание курса биологии в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, практической и творческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Общая Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка, формирование у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций), освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях: строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов, человеке как биосоциальном существе, о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы.
Практическая компетенция включает в себя овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты.
Творческая компетенция предполагает развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
Доминирующей идеей курса является конкретизация содержания, последовательности изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей.
Концептуальной основой курса биологии 10 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса. Курс биологии в 10 классе на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.
Большое внимание в программе уделяется рассмотрению вопросов о хронологии жизни на Земле, о биологическом разнообразии как результате эволюции, о биоразнообразии как проблеме устойчивого развития биосферы, о сохранении биологического разнообразия на Земле, т.к. прогнозирование климата, получение лекарств, обеспечение пищей, создание высокопродуктивных сортов культурных растений и пород животных, устойчивых к болезням, сохранение редких и исчезающих видов, рациональное использование биологических ресурсов нашей планеты решение этих вопросов зависит от наших знаний о биологическом разнообразии. Данное обстоятельство было особо подчеркнуто на Международной конференции по линии ООН в Рио-де-Жанейро (1992).
Спецификация программы
Сегодня биология наиболее бурно развивающаяся область естествознания. Революционные изменения в миропонимании ученых-естественников, произошедшие в середине XX в., были обусловлены открытиями в молекулярной и клеточной биологии, генетике, экологии. За полвека биология превратилась из описательной науки в аналитическую, имеющую многочисленные прикладные отрасли. Биологические знания лежат в основе развития медицины, фармакологической и микробиологической промышленности, сельского и лесного хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, системы охраны окружающей среды.
Актуальность данного курса возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 10 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе. Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования: нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье; соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям; личностная ориентация содержания образования; деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности; усиление воспитывающего потенциала; обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет. Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного предмета. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Биология» приведены в разделе календарно – тематического планирования «Планируемый результат», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Учебный курс включает теоретический и практический разделы. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий. Основная цель практического раздела программы формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков. Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем. Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги. В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах. Программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения биологии в соответствии с требованиями подготовки учащихся к ЕГЭ.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Планирование составлено на основе содержания раздела «Биология. 10–11 классы» авторов Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.В. Ивановой. Общее число часов 70, в неделю 1 ч.
№ урока
Тема урока
Лабораторные, практические работы, экскурсии
10 класс
Строение и функции клетки. Размножение
и развитие (17 ч)
1
Почему важно изучать общую биологию
2
Неорганические вещества клетки
3
Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды
4
Белки. Строение белковых молекул
5
Функции белков
Л. р. 1. Роль ферментов в клетке
6
Нуклеиновые кислоты. Аденозинтрифосфорная кислота
7
Клеточная теория первое теоретическое построение биологии
8
Строение клеток эукариот. Цитоплазма. Плазматическая мембрана
Л. р. 2. Строение клеток эукариот: растений, животных, грибов. Л. р. 3. Движение цитоплазмы
9
Вакуолярная и опорно-двигательная системы клетки
Л. р. 4. Кристаллические включения растительной клетки. Л. р. 5. Явления плазмолиза и деплазмолиза
10
Особенности строения и функционирования пластид и митохондрий. Рибосомы
11
Энергетическое обеспечение клетки
12
Строение и функции клеточного ядра
13
Деление клетки. Митоз. Мейоз
14
Способы размножения организмов
П. р. 1. Вегетативное размножение комнатных растений
15
Образование половых клеток. Оплодотворение
16
Индивидуальное развитие клеток (онтогенез)
Л. р. 6. Строение половых клеток. Дробление зиготы, зародышевые листки
17
Особенности строения и жизнедеятельности прокариот
18
Вирусы неклеточные формы жизни
19
Контрольно-обобщающий
Основные закономерности наследственности (15 ч)
20
Закономерности наследственности. Первый и второй законы Менделя
21
Объяснение законов Менделя с позиций гипотезы чистоты гамет
22
Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя
23–24
Хромосомная теория наследственности. Цитологическое обоснование законов Менделя
25
Сцепленное наследование генов. Генетические карты хромосом
26–27
Хромосомное определение пола. Наследование, сцепленное с полом
28
Взаимодействие генов. Цитоплазматическая наследственность
29
Молекулярная природа гена. Удвоение ДНК. Транскрипция
30
Генетический код, его свойства
31
Биосинтез белков
32–33
Молекулярная теория гена. Генная инженерия
34
Учётно-проверочный
Итоговая проверка
Резерв: 1 ч
11 класс
Основные закономерности изменчивости.
Селекция (9 ч)
Наследственная изменчивость. Типы мутаций
Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости
Методы изучения наследственной изменчивости человека
П. р. 2. Составление родословных
Модификационная изменчивость
Л. р. 7. Модификационная изменчивость. Вариационный ряд
Генетика и селекция. Искусственный отбор. Центры происхождения культурных растений
Л. р. 8. Искусственный отбор и его результаты
Селекция растений
П. р. 3. Изучение районированных сортов картофеля
Селекция животных и микроорганизмов
№°Разнообразие пород сельскохозяйственных животных
Экскурсия
Контрольно-обобщающий
Из истории развития эволюционной теории
Микроэволюция. Популяция как эволюционная структура
Л. р. 9. Изучение критериев вида
Факторы-поставщики материала для эволюции. Изоляция
Естественный отбор и его результаты
Л. р. 10. Приспособленность организмов к среде обитания. Относительный характер приспособлений
Макроэволюция: законы и закономерности
Палеонтология и эволюция
Биогеографические доказательства эволюции
Л. р. 11. Доказательства эволюции
Основные направления и пути эволюционного процесса
Л. р. 12. Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных
Направленность и предсказуемость эволюции
Антидарвиновские концепции эволюции
Контрольно-обобщающий
Сущность жизни
Абиогенез: возникновение жизни результат развития неживой природы
Живое только от живого теория биогенеза
Развитие жизни на Земле
Экскурсия (в краеведческий музей)
Развитие жизни на Земле. Криптозой. Ранний палеозой
Развитие жизни в позднем палеозое
Развитие жизни в мезозое и кайнозое
Семинар
Взаимодействие общества и природы
Деятельность современного человека как экологический фактор
Коэволюция природы и общества
Развитие жизни на Земле
Экскурсия (на геологическое обнажение)
Контрольно-обобщающий
Итоговый
Итоговая проверка
Резерв: 2 ч
Учебно-методическое и материально-технического обеспечение образовательного процесса по предмету «Общая Биология»
Для реализации целей и задач обучения биологии по данной программе используется УМК по биологии:
Линия «Сферы» УМК «Общая Биология» Базовый уровень. 10-11 классы. Издательство «Просвещение». ФГОС.
«Общая Биология» 10-11 класс. Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, Т.Ф.Черняковская.
УМК предназначен для 10-11 классов общеобразовательных учреждений и ориентирован на естественнонаучное и интеллектуальное развитие учащихся.
Учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год. Содержание учебников соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования (2004г.).
Содержание учебника соответствует современному уровню биологической науки и учитывает её последние достижения. Структурно-содержательная модель учебника обеспечивает организацию учебного материала в соответствии с разными формами учебной деятельности. Система заданий направлена на развитие познавательной, практической и творческой деятельности учащихся, готовности использовать полученные знания в разных жизненных ситуациях и для решения практических задач. Система вопросов и заданий содержит: разноуровневые вопросы и задания, лабораторные и практические работы с чёткими инструкциями по их проведению, задания с ориентацией на самостоятельный активный поиск, задания на работу в сотрудничестве, проектные и исследовательские работы, задания, предусматривающие деятельность в широкой информационной среде, в т.ч. в медиасреде.
Состав УМК:
- учебник;
- рабочие тетради;
- пособие для учителя;
- программы.
Учебная программа
Учебное пособие для ученика, дидактический материал
Учебник
Инструмент по отслеживанию результатов
Методическое пособие для учителей
Рабочая программа по биологии, составленная на основе программы по биологии для общеобразовательных учреждений. 10 –11 классов Л.Н.Сухоруковой (Программы по биологии 10-11 классы М. «Просвещение» 2009 год),
учебник «Общая Биология» (профильный уровень) 10 класс. Авторов: Л.Н.Сухоруковой, В.С.Кучменко, Т.Ф.Черняковской Издательство: М. «Просвещение»-2008г.
«Общая Биология» 10 класс. Тетрадь-экзаменатор. Л.Н.Сухорукова, М.:»Просвещение»- 2008г.
«Общая Биология» (профильный уровень) 10 класс. Авторов: Л.Н.Сухоруковой, В.С.Кучменко, Т.Ф.Черняковской Издательство: М. «Просвещение»-2008г.
О.П.Дудкина Биология. Проверочные тесты 6-11 классы, Волгоград: «Учитель» - 2011г.
Т.С.Сухова Тесты. Биология. 6-11 класс.М. Дрофа.1998.
Т.С.Сухова. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 классы. М. Дрофа. 2000.
Биология 10 класс Методические рекомендации, профильный уровень, линия «Сферы» Л.Н.СухоруковаИздательство: М. «Просвещение»
2010г.
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках биологии, относятся телевизор, компьютер, проектор.
Примеры работ при использовании компьютера:
– решение тестовых заданий;
– создание текста, его коллективное обсуждение;
– создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов проектной деятельности.
При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами, искать информацию и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.
Использование мультимедиа на уроках биологии
(Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»)
Используемые технологии и формы обучения
Технологии:
Технология учебного проектирования;
Технология сопровождения учебно-исследовательской деятельности;
Информационно-коммуникативные технологии;
Здоровьесберегающие технологии;
Формы:
Индивидуальные консультации;
Обучение на основе схем и знаковых моделей учебного материала;
Проблемное обучение;
Личностно-ориентированное обучение;
Информатизация процесса обучения;
Модульное обучение;
Дидактические игры;
Работа малых групп;
Работа пар сменного состава;
Самостоятельная работа;
и другие формы.
Виды и формы промежуточного, итогового контроля
Лабораторные и практические работы, тестирование, биологические диктанты, контрольные работы.
Приложение 1
Общие критерии и нормы достижений учащихся
(нормы критерии оценок)
В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5-балльной оценке для всех установлены общедидактические критерии.
Оценка «5» ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объема программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, делать выводы, устанавливать медпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствия ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах, устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «4»:
Знание всего изученного программного материала.
Умение выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
Незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «3»
(уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизмененные вопросы.
Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2»:
Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
2.Критерии и нормы устного ответа по биологии
Оценка «5» ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка «4» ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Не может ответить ни на один их поставленных вопросов (оценка «1»).
3. Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по биологии:
Оценка «5» ставится, если ученик:
Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы.
Правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).
Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:
Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
Было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета.
Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные.
Оценка «3» ставится, если ученик:
Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 классы);
Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик:
Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».
Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
4.Оценка умений проводить наблюдения по биологии
Оценка «5» ставится, если ученик:
Правильно по заданию учителя провел наблюдение.
Выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса).
Логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.
Оценка «4» ставится, если ученик:
Правильно по заданию учителя провел наблюдение.
При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенное.
Допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка «3» ставится, если ученик:
Допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые.
Допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка «2» ставится, если ученик:
Допустил 3-4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
Неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса).
Допустил 3-4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
4. Не владеет умением проводить наблюдение.
5.Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ по биологии
Оценка «5» ставится, если ученик:
Выполнил работу без ошибок и недочетов.
Допустил не более одного недочета
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Не более двух недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
Не более двух грубых ошибок или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
Не более двух- трех негрубых ошибок или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
При отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если ученик:
Допустил число ошибок недочетов превышающее норму, при которой может быть выставлена оценка «3».
Если правильно выполнил менее половины работы.
5.Общая классификация ошибок
При оценке знаний, умений и навыков, учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.
Грубыми считаются следующие ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения
неумение выделить в ответе главное;
неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений;
неумение делать выводы и обобщения;
неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;
неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
нарушение техники безопасности;
небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
К негрубым ошибкам следует отнести:
1. неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1-2 из этих признаков второстепенными;
2. ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.);
3. ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
4. ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (например, изменение угла наклона) и др.;
5. нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
6. нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
7. неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
нерациональные приемы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, заданий;
ошибки в вычислениях (арифметические – кроме математики);
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;
4.орфографические и пунктуационные ошибки (кроме русского языка).
№ урока
Тема урока
10 КЛАСС
1
Почему важно изучать общую биологию
2
Неорганические вещества клетки
3
Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды
4
Белки. Строение белковых молекул
5
Функции белков
6
Нуклеиновые кислоты. Аденозинтрифосфорная кислота
7
Клеточная теория первое теоретическое построение биологии
8
Строение клеток эукариот. Цитоплазма. Плазматическая мембрана
9
Вакуолярная и опорно-двигательная системы клетки
10
Особенности строения и функционирования пластид и митохондрий. Рибосомы
11
Энергетическое обеспечение клетки
12
Строение и функции клеточного ядра
13
Деление клетки. Митоз. Мейоз
14
Способы размножения организмов
15
Образование половых клеток. Оплодотворение
16
Индивидуальное развитие клеток (онтогенез)
17
Особенности строения и жизнедеятельности прокариот
18
Вирусы неклеточные формы жизни
19
Контрольно-обобщающий
20
Закономерности наследственности. Первый и второй законы Менделя
21
Объяснение законов Менделя с позиций гипотезы чистоты гамет
22
Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя
23–24
Хромосомная теория наследственности. Цитологическое обоснование законов Менделя
25
Сцепленное наследование генов. Генетические карты хромосом
26–27
Хромосомное определение пола. Наследование, сцепленное с полом
28
Взаимодействие генов. Цитоплазматическая наследственность
29
Молекулярная природа гена. Удвоение ДНК. Транскрипция
30
Генетический код, его свойства
31
Биосинтез белков
32–33
Молекулярная теория гена. Генная инженерия
34
Учётно-проверочный
11 КЛАСС
Наследственная изменчивость. Типы мутаций
Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости
Методы изучения наследственной изменчивости человека
Модификационная изменчивость
Генетика и селекция. Искусственный отбор. Центры происхождения культурных растений
Селекция растений
Селекция животных и микроорганизмов
Разнообразие пород сельскохозяйственных животных
Контрольно-обобщающий
Из истории развития эволюционной теории
Микроэволюция. Популяция как эволюционная структура
Факторы-поставщики материала для эволюции. Изоляция
Естественный отбор и его результаты
Макроэволюция: законы и закономерности
Палеонтология и эволюция
Биогеографические доказательства эволюции
Основные направления и пути эволюционного процесса
Направленность и предсказуемость эволюции
Антидарвиновские концепции эволюции
Контрольно-обобщающий
Сущность жизни
Абиогенез: возникновение жизни результат развития неживой природы
Живое только от живого теория биогенеза
Развитие жизни на Земле
Развитие жизни на Земле. Криптозой. Ранний палеозой
Развитие жизни в позднем палеозое
Развитие жизни в мезозое и кайнозое
Взаимодействие общества и природы
Деятельность современного человека как экологический фактор
Коэволюция природы и общества
Развитие жизни на Земле
Контрольно-обобщающий
Итоговый
15